Описание вещей, непостижимых, слишком чудесных, чтобы их полностью понять.
«В христианине должно все быть по-христиански: и мысли, и дела, и одежда - вещи». «Вещи — это некие простые элементы, - пишет Г. Фреге, - понятие о которых логически не разлагается, то есть принимается как некая очевидность. Вещи наполняют нашу жизнь, они необходимы, полезны: как не сделать их культом, понять свой уровень потребности, найти баланс между чрезмерной любовью к вещам и полным осуждением. После того, как вы определились с вариантами хранения, у всех предметов в доме появилось свое место. И теперь ваша задача — возвращать на это место каждую вещь.
Позаботьтесь о том, чтобы данному правилу следовали не только вы сами, но и те, с кем вы живете. Благодаря этому ваш дом будет выглядеть опрятно. Изменится не только ваше пространство, но и ваша жизнь! Способность рассортировать и разложить вещи так, чтобы каждая из них была на своем месте, — это умение, которому можно научиться.
Пусть у каждой вещи будет свое место — и пусть всё лежит на своих местах. Это, между прочим, не убогая попытка родить афоризм, а вовсе даже золотое правило моряков из далекого XVII века. Им нужно было держать уйму вещей в крошечных каютах под палубой закрепленными под потолком, чтобы их не смыло за борт во время шторма. Потом это стало золотым правилом фермеров, которым приходилось пользоваться уймой инструментов, а они не могли позволить себе оставлять их где угодно: вдруг потеряют или украдут. И в наше время поговорка не утратила своей актуальности. Современные работники тоже должны держать в порядке свои инструменты и бумаги — как дома, так и на работе: это в некотором роде залог успеха. Когда вещи лежат на своем месте, ты чувствуешь себя спокойно и уверенно, потому что у тебя нет необходимости постоянного поиска.
«Герой бахметьевского рассказа – непримиримый враг, доходящий до демонстративного аскетизма. Ещё бешеная ненависть к вещам – тоже мотив, звучащий сегодня вовсе не так уж безосновательно. Разве не стоит прислушаться таким словам: «самою большую из всех радостью почитается та, когда он (человек) берёт себе в полное своё владение вещь, и чем больше вещей, оказывающихся в его распоряжении, тем сильнее и шире «радость». А что в христианстве нет таких? Зимой снега не выпросишь, а про вещи и говорить сложно.
«Но надо всё-таки называть вещи своими именами». А с чего вы взяли, что у вещей есть свои имена? Это заблуждение, на мой взгляд. Люди очень хорошо научились заблуждаться, называя вещи именами, клея ярлыки, создавая клише и т.д. Поэтому не выпросишь - это их имя вещи жизни.
Видеть не то, что сладкозвучно вещают, а чего хотят от нас на самом деле. Именами называют живых, а иконы разве живые – это больное внушение, чем больше икон, тем больше мрачности. За время своей жизни люди успевают привязаться к огромному количеству вещей. Однако люди с упорством одержимых собирают вокруг себя невероятные горы вещей. Даже у самых малообеспеченных из нас всегда имеются какие-то вещи. Апогеем любви к вещам может стать синдром Плюшкина у христтианских людей, для которых вещи превратились в решение психологических проблем и самолечением глубоких психологических - травм. Это расстройство навязчивого поведения, при котором человек постоянно накапливает ненужные ему вещи и не может критически относиться к своему поведению. Из-за этого накопившиеся предметы мешают полноценной жизни в доме.
Пасть жертвою мёртвой страсти к вещам в момент величайшей победы над ними – не было ли это самым страшным из того, что человек мог представить себе о своём будущем.
Большинство не задумывается, что обменяли на вещи свою свободу. Время своей жизни. Свою энергию. Работая за деньги, чтобы купить потом на эти деньги какую-либо вещь, человек тем самым добровольно передаёт свою энергию вещи. Неодушевленному предмету. Ведь вещи принято считать неодушевленными. Но так ли это? Куклы и мишки, в которые играют дети и которые собирают коллекционеры - лишены ли они души?
Если у человека в душе пустота, если ему скучно и он мало осознаёт, кто он, что он и зачем, он часто начинает собирать коллекции икон и за счёт них ощущает приятное чувство расширения. Мы можем расширяться за счет вещей. Это один из самых простых способов стать больным.
Да, многие вещи не такие, какими кажутся на первый взгляд. Сколько недоразумений происходит между людьми из-за того, что они поддаются эмоциям, действуют по первому порыву. Если же мы дадим себе время остыть, подумать, то увидим в ситуации много такого, чего не поняли сразу. Ведомые инстинктами, агрессией, волнением, мы совершаем ошибки.
Сломанные вещи, вещи, было принято чинить, а не выбрасывать.
«Однажды Мастер рассказывал, что любая вещь может чему-нибудь научить человека.
Один человек спросил: — А разве могут чему-то научить человека такие вещи как, например, телефон, поезд или телеграф?
Мастер ответил: - Телефон - учит тому, что все, сказанное человеком, может быть услышано очень далеко.
Поезд - помогает понять, что опоздав всего на минуту, можно опоздать на совсем.
Телеграф - тому, что за каждое слово нужно быть готовым заплатить».
«Истинная красота вещей познается не по внешнему виду, а по нравам и пристойному поведению» - /Иоанн Златоуст/
Может быть, это будет неправомерное сравнение, но в каждой ситуации существует своя одежда, и у этой одежды есть свои правила. В этой ситуации ты должен надеть одно, в другой ситуации — другое, это — правила. Так вот, когда человек находится на позиции топ-менеджера крупной компании, и там тоже есть свои правила, и ты должен ездить на автомобиле определённых марок и определённой категории. Ты должен одеваться в определённых магазинах, и в пиджаке менее, чем за определённую сумму, появляться в офисе будет нарушением правил.
Здесь надо различать то, как человек живёт в условиях домашних или как он приходит в церковь пред Богом, и то, как человек идёт на деловую встречу. Понятно, что и машина представительского класса, и, возможно, часы, и пиджак недешёвый — это всё должно присутствовать в гардеробе просто по статусу человека. Потому что люди встречают по одёжке, и одежда — это, своего рода, определённый культурный код. Вот, когда встречаешь человека, ты сразу понимаешь, кто он. «Вы увидите меня, - говорит священник, я буду в подряснике и с крестом, вы сразу поймёте, что я - священник. А другого человека вы увидите, он будет в костюме-тройке, и видно, что это костюм недешёвый, вы поймёте, что он занимается бизнесом - может быть, он топ-менеджер или владелец бизнеса. Но это одежда, которая нужна в определённых обстоятельствах жизни. Идёшь как христианин, видно соответствует ли одежда, куда ты идёшь? Когда ты идёшь в магазин за продуктами в костюме — просто из дома вышел, до ближайшего магазина добежать, и надеваешь на себя так, чтобы все люди видели, что ты состоялся — это уже другой вопрос. И говоря как раз о том, что в обычной жизни люди живут скромно, что людям важнее сделать какое-то добро: помочь ближним, построить домашний храм...
Есть вещи, на которых экономить нельзя. Например, когда вы делаете ремонт в квартире, нельзя экономить на электрике и на инженерной сантехнике. То есть, нельзя экономить на трубах, которые у вас там, в коробах зашиты, потому что, когда они прорвутся через три года, а ремонт косметический люди делают на 15-20 лет, то вы мало того, что будете переделывать весь свой ремонт, вы ещё и соседям очень много денег отдадите. То есть, это момент разумной экономии. Вещь, одежда — это достаточно утилитарные предметы нашей жизни. Если мы возводим их в какой-то культ, что нужно ходить только в брендовых вещах, на пуховике должен быть лейбл определённый, у меня есть деньги, я могу себе позволить такую одежду.
Всё довольно просто. «Вещь в себе для себя», по Канту, это то, какой вещь существует сама по себе, на самом деле, когда её никто не видит. То есть это сама реальность. А «вещь для нас» (или «феномен») - это то, как мы видим эту вещь и мыслим о ней; это то, как она представлена у нас в голове в виде образа или концепта. Есть вещь для нас, есть та же вещь для собаки, а вещь в себе - это то, что она есть на самом деле.
«Потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того» - /Еккл.8.6/. Чем больше человек приобретает вещей, тем больше они занимают его пространства и мысли. Избавляясь от них, люди приобретают время на жизнь и людей рядом. Для всякой вещи есть определенное время, и это наилучшее время, ибо это время и устав, определенные мудростью и правдой. «Потому что для всякой вещи есть лишь один путь, один метод, одна своевременная возможность, поэтому человеку великое зло от того; ему очень сложно попасть в цель, и тысяча к одному, что он промахнется».
Лучшие вещи для жизни — те, которые просты в использовании, позволяют лучше спать, работать и в целом упрощают ежедневную рутину.
Сердце мудрого знает и время, и устав, или точнее: время и суд, потому что для всякой вещи есть время и устав, или: время и суд. Всякой вещи и всякому делу своё время, а потом – суд, то есть испытание. Неразумный не знает времени делам и вещам и уж вовсе не думает о суде, а том, что всё будет испытано. Не таков мудрый – его сердце знает, когда и что уместно, и не забывает о суде. Про всякую вещь философ-странник хорошо понимает, что ей своё время и суд, но вот беда. Человеку великое зло оттого, что он не знает, что будет, и как это будет – кто скажет ему? Мудрец про всё знает время, устав и суд, про всё, кроме себя! Человек не знает ни что будет, ни как это будет. Кто скажет ему? Сам всем и обо всём сказал, а кто ему скажет? Вокруг – молчание. Никто не скажет. Вот беда и великое зло, и кому до этого дело?..
Всем известно слово вещь. В русском языке оно чаще всего используется для обозначения какого-нибудь неодушевленного предмета. Например, оно употребляется применительно к одежде: «Теплая вещь ― свитер, рукавички, шарф какой-нибудь — это великое дело» - /А. И. Пантелеев «Анечка»/.
«Понимание вещи как части материального мира и процесса его познания человеком с зарождения философии до наших дней находится в центре любой системы мировоззрения. Вещь - одна из основных онтологических категорий (сущее, то, что существует, форма бытия), отдельный объект материального мира, обладающий относительной независимостью, объективностью и устойчивостью существования. В общем понимании вещь характеризует количественную характеристику материи».
Притча: «В большом городе жила семья богатого человека. В один из солнечных дней семья решила избавиться от ненужной, старой одежды. По пути на свалку им встретился пожилой мужчина. Увидев одежду, он спросил: - Куда это вы несёте эти вещи?- «На свалку», - ответил ему мужчина. - «Отдайте их мне»,- попросил старик. Семья отдала все вещи мужчине и не понимала, почему он их попросил. Тогда мужчина попросил проследовать семью за собой. Он привёл их к детскому дому, занёс вещи в помещение, и раздал детям. - «Смотрите, как радуются дети!» - воскликнул старик, - Поймите, люди, что любые вещи, ненужные вам, могут принести пользу и радость другим, тем, кто в них нуждается». Крайне важно в отношении к вещам думать не только о себе. То есть нужно понимать, что вещи могут быть даны нам еще и для того, чтобы помогать другим. Имея нужную вещь, мы не должны к ней прикипать душой, мол, это моя вещь, а, наоборот, в любой момент должны быть готовы к расставанию с ней.
Не так уж редко встречаются люди, которые с другими людьми общаются на поверхностном уровне, зато они вступают в отношения с вещами: вещь более понятна, отвечает тебе всегда тем, что от нее ждешь, — отсюда и возникает феномен Плюшкина. Такие люди живут в «овеществленном» мире, где каждая вещь уникальна, где вещи — это единственное, что у тебя есть.
Преподобный авва Дорофей пишет, что «хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещую. Не допускать, ей портиться и не бросать ее как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на свое место».
Описание вещей, непостижимых, слишком чудесных, чтобы их полностью понять. Не восхищаться телесным объемом, красотой или силой людей, не отдавать им предпочтение и не оценивать их по этим критериям, а судить о людях по их мудрости, поведению, трудолюбию и способности заниматься делом. Эти характеристики действительно заслуживают уважения. Если у тебя есть желание поделиться с кем-то своим «имением», попробуй сделать еще небольшое усилие, чтобы довести доброе дело до конца.
Скажи, как ты относишься к вещам, и я скажу, кто ты.
Например, постараться, если нам эта вещь не нужна, ее отдать кому-то, а не просто выбросить. Но ведь выбросить куда проще! Чтобы отдать, надо приложить усилия, найти того, кому это нужно,
Проблема сегодняшнего мира в том, что люди используются, а вещи любимы. Все мы всегда должны помнить. Вещи должны использоваться, а люди должны быть любимы.
Он повелевает им, чтобы все у них делалось «благопристойно и чинно» - /1Кор.14 40/, то есть, чтобы они избегали всего, что явно нарушает приличия и порядок. Они не должны допускать ничего, что явно недостойно зрелых мужей или, что могло бы дать повод посчитать их безумными, а также никаких действий, порождающих беспорядок.
Источники: Библия. Мэтью Генри, МакДональда – толкователи. Священник Алексий Дарашевич.
|