Илия и Елисей предшествовали новому этапу Священного Писания: Пророкам
Уважаемые читатели предлагаю вашему вниманию отрывок из четвёртой главы Четвёртой Книги Царств: изучая его, задавайтесь вопросами: "Зачем?" и "Почему?".
Итак, начну по порядку:
"В один день пришёл Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба. И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой". (4Цар.4:8,9)
Назвав Елисея святым, женщина не имела в виду, что он безгрешен, ибо все мы, грешные люди. Слово, переведённое здесь как "святой" в древнееврейском оригинале имеет ещё значения и как "избранный", "посвящённый" и "чудотворец".
Проявляя заботу о пророке Елисее, эта женщина в своём сердце, возможно и надеялась, что в благодарность он исполнит их с мужем заветное желание иметь сына, но надеялась она молча, не смея даже сказать Божьему пророку о своей нужде, поэтому в её заботе о Елисее не было корысти, не было торговли с Господом Богом: "Я Твоему избранному, а Ты — мне".
Хотя в Священном Писании и сказано: "Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника" (Матф.10:41).
"И сказал (Елисей) Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал её, и она стала пред ним. И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у неё, а муж её стар. И сказал он: позови её. Он позвал её, и стала она в дверях. И сказал он: через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей". (4Цар.4:12-16)
"Не обманывай рабы твоей" — вот ещё одно подтверждение того, что женщина Сунамитянка проявляла заботу о пророке Елисее, потому что увидела, что он человек Божий. Ни на какое чудо она уже не надеялась, потому что была неплодна, а муж её был уже в преклонных годах. Но всё возможно для Божьей благодати.
"И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей". (4Цар.4:17)
Какую цель преследовал Господь Бог, когда совершил чудо, что у неплодной женщины и её престарелого мужа родился сын? Какое духовное назидание Он хотел дать нам через это чудо? Ибо Бог никогда не совершает чудес ради самих чудес. Давайте обратимся к последующим событиям, описанным в Священном Писании, может они помогут понять цель совершённого Господом Богом чуда?
"И подрос ребёнок и в один день пошёл к отцу своему, к жнецам. И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его. И понёс его и принёс его к матери его. И он сидел на коленях у неё до полудня, и умер. И отправилась (мать) и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил. И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: „не обманывай меня“?.. И вошёл Елисей в дом, и вот, ребёнок умерший лежит на постели его. И вошёл, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лёг над ребёнком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простёрся на нём, и согрелось тело ребёнка. И встал и прошёл по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простёрся на нём. И чихнул ребёнок раз семь, и открыл ребёнок глаза свои. И позвал он Гиезия и сказал: позови эту Сонамитянку. И тот позвал её. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего. И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего". (4Цар.4:18-37)
Чтобы более понятной была духовная суть и Божья цель совершённого пророком Елисеем чуда, напомню о чуде совершённом его учителем, пророком Илией: "После (чуда, когда не истощалась мука в кадке и масло в кувшине у вдовы) заболел сын женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нём дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришёл ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук её, и понёс его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына её? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи, Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно" (3Цар.17:17-24).
Сравните реакции матерей на содеянное Господом Богом через пророков Илию и Елисея:
1. "Теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно" — через совершённое пророком Илией Божье чудо воскрешения её сына вдова из Сарепты уверовала, что каждое слово учения, которое изрекает пророк, исходит от Господа Бога и заслуживает такого же доверия, как и закон, данный Израилю через Моисея.
2. "И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли" — так же и вдова Сонамитянка, после того как Господь Бог воскресил через пророка Елисея её сына, уверовала, что он истинно муж Божий, устами которого изрекается слово Божье — такое же значимое, как в своё время устами Моисея Господь Бог изрёк закон для народа Израиля.
Так через пророков Илию и Елисея Господь Бог открывал народу Израиля, что слово, изрекаемое устами истинных пророков не менее значимо для народа Божьего, чем закон Моисеев.
- - -
Итак, Илия и Елисей положили начало новому этапу в жизни народа Божьего и новому разделу Священного Писания: ПРОРОКАМ.
- - -
Кстати, уважаемые читатели, вспомните, о каком чуде говорили израильтяне накануне праздника Пасхи, перед тем как Иисус Христос въехал в Иерусалим на ослице и молодом осле?
"Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мёртвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса". (Иоан.12:9-11)
И здесь, смерть и воскрешение Лазаря предшествовали новому этапу в жизни народа Божьего — Спасению по вере в искупительную жертву и воскресение Иисуса Христа. Так Иисус Христос положил начало новому, уже третьему этапу в жизни народа Божьего и новому разделу Священного Писания: Новому Завету.
Комментарий автора: Небольшой очерк о том, как служение пророков Илии и Елисея стало начатком второго этапа в Священном Писании — после этого Писание было условно разделено на два этапа: Закон и Пророки.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 154 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дневник по посланию к Евреям - Николай Погребняк Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Послание к Евреям написано в первую очередь для евреев-христиан, как увещевание стоять в вере в Иисуса Христа. Кроме этого, Апостол Павел пытается объяснить всему своему народу, что Мессия, которого они ожидают, должен быть не просто сыном Давидовым, а Сыном Божьим, ибо только такой Мессия способен ввести народ в истинный покой Божий.