Для ТЕБЯ - христианская газета

Целомудрие приличие
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Целомудрие приличие


Сегодня слово целомудрие практически исчезло из нашей речи. А если оно и произносится, то реагируют на него так, будто сказано что-то неприличное.
Кому-то эта тема кажется неактуальной, а само понятие целомудрия – «пережитком прошлого». Но именно сегодня, когда катастрофически пошатнулись нравственное и физическое здоровье народа, необходимо говорить об устоях, которые их определяют. Забытое слово – «целомудрие».
«Он должен быть целомудрен» - /1Тим.3.2/, то есть, воздержан во всех своих поступках и в пользовании земными благами. Целомудрие и бдительность часто упоминаются в Священном Писании вместе, потому, что они дополняют друг друга: «Будь целомудрен, будь бдителен». То есть рассудительный и здравомыслящий. В греческом тексте значение этого слово многозначно. Оно может означать также мудрость, проявляемую в сдержанности относительно греха и страстей.
«Чтобы были бдительны…, целомудренны» - /Тит.2.2/. Целомудренны, то есть благоразумны, умеющие хорошо управлять собой (согласно значению соответствующего английского слова), своими страстями и эмоциями, чтобы они не привели их к плохому или неприличному поступку. Здравы в вере, то есть искренние и твердые в вере, преданные истине Евангелия, не склоняющиеся к новшествам, не принимающие извращенных понятий и не примыкающие к развращенным группировкам: «Но нам внушают, что идёт не развращение, а сексуальное просвещение, которое так, же необходимо, как просвещение духовное. Люди, которые не понимали, как важно сохранять себя в целомудрии. Об этом писал Питирим Сорокин: «человек развращённый, который готов бросить жену и детей, предать их ради нового сексуального удовольствия, - неужели он будут отдавать жизнь, а, следовательно, и свои сексуальные радости за незнакомых ему людей, за своих соотечественников? Он эгоист, любит только наслаждаться».
Не внимающие иудейским басням или преданиям. Тот, кто достиг полноты лет, должен быть исполнен благодати и благости, его внутренний человек должен все более и более обновляться, по мере того как внешний человек тлеет. В любви. Любовь очень удачно объединяется здесь с верой, которая действует любовью и должна проявляться в любви, в любви к Богу и к человеку. Любовь должна быть искренней, без притворства: любовь к Богу ради Его самого и любовь к людям ради Бога.
В отношении их личного характера — быть целомудренными, то есть воздержанными и рассудительными, а не тщеславными и опрометчивыми, что свойственно молодым людям; осторожными в своих суждениях и воздержанными в своих эмоциях и в поведении. Целомудренными, чистыми - эти два качества хорошо сочетаются друг с другом. Многие подвергают себя пагубным искушениям только потому, что в самом начале были всего лишь нерассудительны. Тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя. Целомудренными называет здесь рассудительных, имеющих здравое состояние ума.
«Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей»- /Иоанн Лествичник/. Слова «целомудрие» и «целомудренный» появились только в Новом Завете как перевод различных греческих слов. Греческие слова «гагнос», «гагнотэс», «гагнидзо» и «гагнейа» означают, прежде всего, нравственную чистоту, честность и непорочность.
Понимание целомудрия как девственности – это лишь одни из аспектов этой добродетели. Это понятие гораздо шире и представляет собой внутреннюю чистоту, непорочность, цельность помыслов и поступков: цело – мудрие… как говорил святитель Игнатий Брянчанинов: «совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога».
Для того, чтобы быть целомудренным, не обязательно быть девственными. Нужно быть свободными от нечистых помыслов, от рабства страстям. Наш дух должен править плотью, а не наоборот. Все силы человеческой души вновь должны начать действовать слаженно и гармонично, в послушании воле Божией. Нецеломудренный человек отпадает от Благодати, что помрачает его разум, загрязняет чувства, ослабляет волю. И наоборот, целомудрие порождает ясность ума и повышает духовную восприимчивость. Чувственные грехи разрушают душу и порождают множество других пороков, тогда как целомудрие ведет за собой множество других добродетелей. Чем чище сердце человека, тем с большей вероятностью он может помочь тем, кто рядом, приблизиться к Чистоте. Целомудрие и чистота – надежный щит от мирской грязи и козней князя мира сего.
Отрешение от плотского делает человека наследником Царства Небесного. Совершенством Целомудрия обладает Пречистая Дева Мария. Сам Господь взошел на Крест, в том числе, чтобы излечить нашу природу «от яда чувственности, не целомудрия, бесстыдства, тщеславия и восхищения той плотью, что обратится в прах».
«Добродетели целомудрия. Супружеского целомудрия! Они обладали им, ибо не обязательно быть девственными, чтобы быть целомудренными. А целомудренное брачное ложе оберегается ангелами, и от него происходят хорошие дети, превращающие родительское целомудрие в закон своей жизни. Но где теперь такие? Теперь не желают детей, но не хотят и целомудрия. Посему утверждают, что любовь и брак осквернены».
«Позже дам тебе возможность мысленно созерцать глубину целомудрия Марии. Ты почувствуешь такое же духовное опьянение, как и во время созерцания нашей вечности, которую показывал тебе».
Постарайся, поразмышляй над этим глубочайшим целомудрием, созерцая которое, можно испытать головокружение! Какова цена жалкого и вынужденного целомудрия той женщины, которую никто не взял замуж? Она меньше, чем ничего. Что за целомудрие у той, что захотела остаться девой ради Бога, но в состоянии быть ей лишь телесно, а не духовно, позволяя проникать в свою душу множеству посторонних помыслов, лелея и принимая лесть человеческих суждений? Оно лишь начинает быть тенью целомудрия. Но еще очень слабой. Каково целомудрие затворницы, что живет только Богом? Оно велико. Но все, же и оно несовершенно в сравнении с целомудрием Матери Иисуса»
«Недостатки вашего ума – естественное следствие вашего отпадения от Благодати и от целомудрия. Целомудренный – это тот, кто сдержан не только телесно, но и в чувствах, и в мыслях».
«Со стороны тех, кто, сам, будучи разлагающейся грязью, не допускает, чтобы один из них мог быть крылатым и светлым, было множество нападок на девственность Марии после родов и на целомудрие Иосифа. Эти люди настолько без благодатны душой, слишком развращенной, и умом, слишком поддавшимся плоти. Что неспособны представить кого-то, подобного им, кто бы мог почитать женщину, видя в ней душу, а не плоть, и возвыситься, постоянно живя в обстановке сверхъестественного, до того, чтобы иметь пристрастие не к тому, что есть плоть, а к тому, что есть Бог.
«Настоящая любовь - не знает эгоизма. И настоящая любовь всегда целомудренна, даже если она не настолько совершенна в целомудрии, как любовь двух девственных супругов. Целомудрие вкупе с милосердием ведет за собой вереницу других добродетелей и потому превращает двоих, целомудренно любящих, в двоих совершенных супругов»
«И настаиваю на ценности чистоты. Целомудрие – всегда источник ясности ума. Девственность утончает, а затем сохраняет умственную и эмоциональную восприимчивость в совершенстве, какое может испытать только девственник».
«Следите за вашим оком, этим исследователем, охочим до соблазнительных яблок. Будьте целомудренны во взорах, если хотите быть целомудренными телесно. Если обретете целомудрие плоти, то обретете сдержанность по отношению к богатству и к власти. Обретете всякое целомудрие и будете друзьями Богу. Не бойтесь быть осмеянными из-за вашего целомудрия. Бойтесь лишь стать врагами Божьими».
«Будьте целомудренны в доброделании. Даже в подаянии милостыни» Целомудрие – это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. Отождествление целомудрия с девственностью – сужение понятия. Целомудрие и благородство – две аксиологические категории, составляющие понятие чести.
«Обрати внимание на силу непорочности. Иоанн, целомудренный ученик, был первым из всех, кто вырвался из лап демонов, и тотчас вернулся к своему Иисусу, понял невысказанное желание, и привел ко Мне Марию». «…самые святые чувства требуют глубокого целомудрия»
«И превратил Свое Тело в сплошную рану, чтобы освободить ваши тела от яда чувственности, не целомудрия, бесстыдства, тщеславия и восхищения той плотью, что обратится в прах. Красота достигается вовсе не поклонением плоти. Именно отрешение от нее позволяет даровать ей вечную Красоту Божьего Неба».
«От целомудрия рождается любовь, а от любви – пишет Иоанн Златоуст,- бесчисленное множество благ». Брак – полноценная возможность достижения целомудрия. Именно в браке двое, соединенные в одну плоть, могут достичь духовной цельности и единства.
Целомудрие в браке возможно только при неповрежденном духе человека, поскольку оно требует не только телесной, но и духовной чистоты. Древнегреческое слово, означающее целомудрие – (sophrosyne), в Священном Писании нередко используется в значении – «благоразумие» - 1 Пет.4.7/.
Священник Павел Флоренский писал, что по своему происхождению и значению «греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, не повреждённость, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека».
У большинства людей понятие целомудрия (от целостности и мудрость) - ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов. В такой трактовке под целомудрием понимают: а) отказ человека от сексуальных отношений вообще (например, обет безбрачия всего католического духовенства и православного монашества), б) воздержание от сексуальных отношений до и вне брака.
Целомудрие издревле составляло устои нашего народа. Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» (т.1, гл.3) писал: «Древние писатели хвалят целомудрие не только жён, но и мужей Славянских…». Незыблемыми считались святость брака и обязанность воспитания в целомудрии и телесной чистоте своих детей. Кроме того, целомудрие выражает воздержание от сильных страстей, необузданных порывов и т. п. – от всего, что может разрушить целостность человека. Понятию целомудрия по значению близки понятия невинности и девственности.
У древних русичей, как у женщин, так и у мужчин, сама одежда была целомудренной, не разжигающей чувственности. Покрой одежды и узоры на ней служили оберегами и гармонизаторами психической энергии. Женщина не носила мужской одежды, т.к. она изменяет её энергетику и поведение. Никто не обнажал прилюдно грудь или живот, что сделало бы главные энергетические центры уязвимыми для воздействия внешней энергии...
Целомудрие можно назвать высшей формой нравственности: благоразумие, духовная и телесная чистота, непорочность, цельность мировоззрения, мыслей и поступков, которая не обусловливается внешними факторами.
Кому-то эта тема кажется неактуальной, а само понятие
целомудрия – «пережитком прошлого». Но именно сегодня, когда катастрофически пошатнулись нравственное и физическое здоровье народа, необходимо говорить об устоях, которые их определяют.
В наше время потеряно, похерено очень, много ценностей, в том числе некая чистота, целомудрие. Слово то, какое хорошее – целомудрие. Целая мудрость.
«Целомудрие» именно как синоним девства и нравственности. Строгая нравственность, чистота». Получается, что слово целомудрие указывает на всестороннее здравие ума, озаренного верой во Христа – истинного Бога.
Епископ Петр (Екатериновский), писавший в XIX веке труды по аскетике, замечает: «Притом целомудрие тела без чистоты души не может быть хранимо; потому что от нечистых мыслей и ощущений рождающееся нечистое желание легко может перейти и в греховное действие; или же целомудрие тела без чистоты души останется бесполезным». Важно и следующее его рассуждение: «Целомудрие – такая добродетель, которая, обуздывая чувственное пожелание и покоряя его разуму, хранит в чистоте душу и тело».
Именно поэтому здравый, целомудренный ум способен огородить тело от различного рода страстей, лжеучений, что приведет человека к всестороннему целомудрию и чистоте.
Разве Христос завещал хранение девства? Не сказал ли Апостол: относительно девства я не имею повеления Господня /1Кор. 7.25? И не есть ли вся эта проповедь воздержания, развёрнутая монашеским христианством, преступлением перед человечеством, и не в нём ли причина разного рода недугов семьи, несчастий — не от этой ли скованности, зажатости, страха перед телесным общением? — Вот как можно поставить вопрос, и так его в своё время ставил В. В. Розанов!
Без целомудрия церковь вымирает быстрее. Есть, правда, вариант примирения, предложенный известным немецким девственником И. Кантом: хранить целомудрие — полезно: «целомудренность (pudicitia) — самопринуждение, скрывающее страсть, - всё же, как иллюзия очень полезна, дабы сохранить между тем и другим полом известное расстояние, необходимое для того, чтобы не сделать один пол простым орудием наслаждения другого. Вообще всё, что называют благоприличием (decorum), именно таково, а именно есть не более как красивая видимость».
Кант И. Сочинения. ... «Или, скажем, известное целомудрие Христа, который явно не знал женщин еще и потому, что он слишком высоко ценил, высоко ставил чувство человеческой любви как таковой и считал его опасным для тех, кто мог оказаться реальным эмпирическим объектом этой любви. В любви Христа могла сгореть любая подруга».
Целомудрие — добродетель общественная, и появилась она в определённый момент развития человечества как необходимое условие комфортного сосуществования людей. Но для читателя - христианина очевидно, что эта реплика запечатлела смену идеалов: мера, в которую рос человек, называлась святостью, то есть органической, бытийной пронизанностью Божественными энергиями; когда христиане равнялись на образ святого, добродетели были настоящими и живыми, а протестантизм и рационализм поставили на место человека святого человека приличного.
Можно сказать, что Кант - это этический номиналист: для него целомудрие - только имя, для христианских же писателей-аскетов был характерен этический реализм: целомудрие есть реальное приобщение к святости и подлинной чистоте. Ведь если целомудрие - только имя, красивая видимость, иллюзия, не имеющая под собой ровным счётом ничего, то и хранение девства есть только вид кокетливой игры в добродетель — что ж и держаться за такой фантик?
Тогда и отношение к целомудрию и к святости девства становится иным: «Женщины, священники и евреи обычно не напиваются, по крайней мере, тщательно избегают показываться в таком виде, так как в гражданском отношении они слабы и им необходима сдержанность (а для этого, безусловно, нужна трезвость). В самом деле, их внешнее достоинство покоится только на вере других в их целомудрие, набожность и обособленные законы.
«Целомудрие, - пишет преподобный Иоанн Кассиан, - сохраняется не пособием строгости (воздержания), как вы думаете, а любовью к нему и удовольствием от собственной чистоты».
Целомудрие — не воздержание от распутства; оно пламенеет, как Жанна д’Арк. Бог рисует разными красками, но рисунок Его, особенно ярок (можно бы сказать — особенно дерзок), когда Он рисует белым. «Если кто думает, что род человеческий вследствие посвящения девиц уменьшается, — рассуждает святитель Амвросий, - то пусть обратит внимание на следующее обстоятельство: где мало дев, там меньше и людей; а где стремление к целомудрию сильнее, там бывает сравнительно больше людей. По опыту самой вселенной, девственный образ жизни не считается вредным, особенно после того, как чрез Деву пришло спасение, оплодотворившее римскую землю».
Целомудрие возможно и доступно для всех нас, как и для девственниковъ. Кто же из вас, спросите вы, может быть целомудрен? Целомудрен тот, кто свято хранить свое девство, доколе Господь благословит ему вступить в святой брак. Свят душою и целомудрен телом и тот, кто, связав себя узами супружества, проводит жизнь брачную согласно с заповедями Божиими. Из истории святых Божиих мы видим, что многие из них были семейные. Каковы, например все ветхозаветные праотцы, Пророк Моисей, царь и пророк Давид и другие. Однако же, брачная жизнь не помешала им содеяться кому отцом верующих, кому вождем народа Божия, чудотворцем и другом Божиим. кому органом благодати Божией и певцом Глаголов Божьих, а всем вообще – наследниками Царствия небесного, в которое не иметь входить всякой скверны /Отк.21.27/. Так любезна и вожделенна пред Богом добродетель целомудрия. Она и на земле на возлюбивших ее привлекает благословение Господне, и на небе уготовляет им особую награду.
«Если кто научится целомудрию, - говорит Иоанн Златоуст, - то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с нею большое согласие, а с миром и согласием войдут в дом все блага».
Возлюбленные читающие! возлюбим сердцем и душою добродетель целомудрия, будем хранить в чистоте и непорочности тело наше – храм Святого Духа и душу нашу, уцеломудримся духовно и телесно.
Ты же, Христе Спасителю наш, «пречестных девственных целомудрий, предвечный грешником спасение». Сам всесильною своею благодатью «соблюди нас от всякого мечтания, и темные сласти кроме: устав стремление страстей: угаси разжижения восстания телесного: подаст нам целомудренные пажити: дела и слова: да добродетельное жительство восприемлющее обетованных не отпадем благих твоих, как благословен есть во веки». Аминь.

Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь.



Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 325 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Создатели Бога под себя - Николай Николаевич

Признаки последнего времени налицо - Николай Николаевич

3.52. Божественный Ппстырь - Елена Гармон

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
В Нём - наша сила - Лариса Дьяченко

Поэзия :
Чистота и Грязь - Владимир Шебзухов

Поэзия :
близнецы - Александр Берг

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100