К воздержанию надо добавить терпение, которое должно иметь совершенное действие, так как иначе мы не сможем быть совершенными во всей полноте, без всякого недостатка - /Иак.1.4/.
Что терпение имеет совершенное дело, но говорит в повелительном «да иметь», т.е. да имеет совершенное дело. Он не имеет в виду уже готовую добродетель совершенства, но законополагает сейчас — да возделывается христианами эта добродетель совершенства как подобает. Я же полагаю что «терпение же дело совершенно да иметь» указывает на то, что терпение должно быть совершенным, всецелым и до конца, а не ущербным, несовершенным и временным, которое одни искушения терпит, иные же нет. Но все, просто и целиком претерпевая; и те которые происходят от демонов и от людей и от растленной природы и от немощей и недугов телесных.
Совершенное же терпение есть то, которое спасает человека, как сказал Господь: «претерпевый же до конца, тот спасется» - /Мат.24.13/.
Итак, да будете человек совершенен и всецело, ни в чем же лишенный. Через терпение, говорит, надлежит вам стать совершенным и всецелым в вере и любви Божией, братия. Совершенный же по святому Максиму есть тот, «который с вольными (т.е. страстями) борется воздержанием, с невольными же терпением претерпевая искушения; а всецело тот, кто деяние с ведением и созерцание не бездеятельное проходит».
Причина же совершенного дела, говорит ниже брат Божий, есть Премудрость. Поскольку знает, что испытанная вера и совершенное терпение в искушениях, не есть степень случайных людей, но тех которые и мудры по Богу. Поэтому и склоняет далее тех, которые желают двух сих, чтобы просили премудрости у Бога.
Совершенное действие — это любовь к Богу и ближнему. То же самое есть и совершенная любовь, которая изгоняет вон страх, то есть страх испытания. Совершенное действие — это терпение. Терпение — это охрана душ, как говорит истина: «терпением вашим спасайте души ваши» - /Лук. 21.19/.
«Нет зла страшнее ненависти,
И нет подвижничества превыше терпения
и, потому усердно подвизайся в терпении,
Прибегая к многообразным методам».
«Никогда не теряй терпения — это последний ключ, отпирающий двери» - /Антуан де Сент-Экзюпери/.
Слово терпение имеет латинское происхождение, оно происходит от глагола «Пати» что это значит «страдать» Поэтому терпение проявляется, когда человек молча, переносит неприятные ситуации.
Согласно философу и ученому Аристотелю, терпение - это то, что позволяет человеку преодолевать сильные эмоции, порожденные несчастьями или невзгодами.
«…зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, а через терпение является нам любовь Божия» - /Рим.5.3.4/. От скорби происходит терпение, т. е. стойкость, способность безропотно и достойно переносить страдания. Набираясь терпения, человек приобретает также опытность, испытанность, опыт перенесения страданий. Набравшись опытности, верующий знает, что Бог не пошлёт испытания сверх силы, даст вовремя облегчение, а если что и допустит, даст силы перенести. Это укрепляет надежду, и христианин с уверенностью смотрит в будущее.
Ибо мы рождены для страданий, и многими скорбями надлежит нам войти в Царство небесное, и именно скорби производят в нас терпение, то есть требуют упражнения в терпении и дают повод для возрастания в нем; благодаря терпению мы переносим все несчастья и печали спокойно и покорно, не ропща против Бога и не жалуясь на Него, но оправдывая Его во всех страданиях, какие Он посылает нам, признавая, что они значительно меньше того, что мы заслужили своими грехами, и веря, что они не больше того, в чем мы нуждаемся.
К терпению мы должны добавить благочестие; это то, что производится «терпением, ибо от него происходит опытность» - /Рим 5.4/. Когда христиане терпеливо переносят страдания, они на личном опыте достигают познания милости Небесного Отца, которую Он не отнимает от Своих детей, даже если посещает жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их, и тем самым приобретают сыновний страх и благоговейную любовь, в чем и заключается истинное благочестие.
«Если сначала не получается, не бросайте, пробуйте снова и снова независимо от того, сколько времени это займет. Всегда с любовью и терпением. Это очень важно, - призывает известный преподаватель Аштанга-виньяса йоги Кино МакГрегор. – Цель йоги не в асанах, а в собственном опыте, для которого асаны являются только проводником. Нам нужно испытать собственные ограничения».
Сначала мы учимся терпению и настойчивости в церкви в семье, а потом эти качества переносятся в обычную жизнь.
«У них есть некоторый опыт. И считаю, что в воспитательной работе мы должны объединить наши усилия, проводить её конкретнее и наступательнее, использовать имеющий опыт, который у нас есть.
Одобряя вашу старательность в служении. Вы должны стараться служить внимательнее, сосредоточеннее. Теперь, когда вы уже пробрели некоторый опыт, старайтесь выработать у себя привычку обращать внимание на всё. Внимательности у вас ещё недостаточности. Внимательности при осмотре и разговоре с людьми у вас недостаточно при осмотре вещественных доказательств – это не то качество, которое даётся только годами, оно зависит, прежде всего, от дисциплины в служении» - /Н.Лучинин – писатель./.
Скорби производят терпение, не сами по себе, но силой благодати Божией, могущественно действующей в скорбях и через них. Терпение испытывается и совершенствуется в скорбях, подобно тому, как сталь закаляется в огне. Бог творит ведомое из едущего и сладкое из сильного. Терпение производит нечто такое, что дает радость, ибо терпение приносит нам пользы больше, чем скорбь может причинить вреда. Сами по себе скорби вызывают нетерпение, но так как для святых они освящены, то производят терпение.
«И вот сегодня апостол учит нас, как побороть этот стресс. Он говорит, что терпение - это величайшая способность человека. Но ведь терпеть можно по-разному. Можно терпеть с ужасом и страхом в глазах, стиснув зубы, усугубляя негативное воздействие на свое духовное состояние. А можно терпеть так, как терпели святые мученики, как терпели подвижники, которые опирались не только на свою силу, но и на силу Божию. Они обращались ко Господу с молитвой и верой, и Господь давал им силу преодолевать то, что мы сейчас называем стрессом, то есть, говоря в общих категориях, человеческие страдания.
Для того чтобы научиться преодолевать страдания, нужно помнить, что без терпения это невозможно. Можно заглушать страдания разного рода медикаментозными средствами, которые нередко еще более ослабляют способность человека сопротивляться внешним отрицательным влияниям, а можно преодолевать их так, как учит апостол, — терпением. Конечно, у каждого свой предел терпению. И, к сожалению, у современных людей, избалованных высоким уровнем потребления и комфорта, обусловленного научно-техническим развитием, эти способности, несомненно, понижаются» - /пишет патриарх/.
«Терпение производит опытность». Оно дает возможность на опыте познать Бога, дающего песни в ночи. Кто терпеливо переносит страдания, тот имеет величайший опыт познания божественного утешения, которое умножается по мере умножения скорбей. В терпении также испытываемся мы сами. Скорби испытывают нашу искренность, поэтому они называются испытаниями. Они производят проверку, тот, кто выдержал испытание, является человеком проверенным. Так скорби Иова произвели в нем терпение, а терпение обнаружило, что он все еще тверд в непорочности своей, Иов 2.9.
От опытности надежда. Кто, будучи испытан, выходит из испытания, как золото, получает ободрение для своей надежды. Испытание Бога на опыте укрепляет, поддерживает нашу надежду. Испытание нас самих помогает доказать нашу искренность.
«От терпения», продолжает Павел, «опытность». Для выражения такая надежда не постыжает, то есть она не обманет нас. Ничто так не постыжает, как разочарования. Крушение надежд нечестивых приведет к их вечному посрамлению и разочарованию, «а ожидание праведников — радость»- /Притч.10.28. Или, надежда не постыжает нас в наших страданиях: имея надежду на будущую славу, мы не стыдимся страданий. Мы страдаем за доброе дело, за нашего доброго Господа, и надежда наша добрая, поэтому мы не будем постыжены. Потому что любовь Божия излилась в сердца наши... Эта надежда не разочарует нас, потому что она запечатлена Святым Духом Который есть Дух любви. Любовь Божия, то есть сознание любви Божией к нам, вызывающее в нас ответную любовь к Нему. Основанием всякого нашего утешения и нашей святости, а также условием сохранения как того, так и другого, является обильно излившаяся в наши сердца любовь Божия, «любовь, которая объемлет нас» - /2Кор5.14/. Мы привлечены и удерживаемся узами любви. Сознание Божией любви к нам не постыдит нас ни в надежде на Него, ни в наших страданиях за Него.
Понятия опытность Павел употребляет греческое слово докиме. Оно определяет металл, закалённый в огне, с тем, чтобы очистить его от всех окисляющих примесей. Этот термин употребляется также для определения монет, в том же смысле, как у нас «высокопробный». Если человек встретил несчастье стойко, сохраняя силу духа, он выходит из борьбы более сильным, более чистым, лучшим, и стоит ближе к Богу.
«От опытности (стойкости)», продолжает Павел, «происходит надежда». Два человека могут попасть в одинаковую ситуацию; одного она вгонит в отчаяние, а другого побудит к победоносным действиям. Для одного человека такая ситуация может означать конец всякой надежды, для другого — она может стать вызовом величию. «Я не люблю кризисов», говорил лорд Рейт, «но я люблю возможности, которые они предоставляют». Различие здесь соответствует отличию людей друг от друга. Если человек стал слабым и бесхарактерным, если он допустил, чтобы обстоятельства победили его, если он позволил себе хныкать и унижаться перед несчастьем, — то в минуту опасности он впадёт в отчаяние. Если же человек встречает жизнь, высоко подняв голову, если он всегда встречает трудности лицом к лицу и побеждает их, — то возникнувшую опасность он встретит, глазами полными надежды. Стойкость, смелость характера, прошедшее испытание, всегда смотрит с надеждой вперёд.
После этого Павел делает очень важное заявление. «Христианская надежда не пристыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши». Омар Хайям писал, размышляя о человеческой надежде:
Мирская надежда, которой страстно желают все люди,
Обращается в пепел, или же процветает, и тотчас,
Подобно снегу на пыльном лике пустыни,
Светит часок-другой — и гаснет.
Если надежда человека в Боге, она не может обратиться в пыль или в пепел. Такая надежда не может обмануть. Если надежда человека в любви Божией, это не может быть иллюзией, ибо Бог любит нас любовью вечной, подкреплённой Его неограниченной властью.
«От терпения – опытность». Ни на каком поприще нельзя учиться, набираться знаний и опыта, когда нет терпения. Но больше всего мы останемся неопытными на поприще жизни веры, несмотря на многие годы и на глубокую старость «если мы при всяких обстоятельствах не научились быть терпеливыми и спокойно выжидать. Ибо, как можно иметь опыт, если мы, когда Господь нас переводит в другой класс и задает новый урок, убегаем из школы? Многие почти никогда не научаются в печали, потому что у них нет терпения. Господь их держит крепко в этой школе, но они все же не научаются тому, чему Господь хочет научить их, и какая Его цель с ними, поэтому они не соглашаются с Его волей и только думают о том, как бы скорее выбраться из печали. Они остаются неопытными, не приобретают мудрости из неудач, я также не извлекают из них пользу. Но совсем по-другому у тех, которые останавливаются и опытом узнают, что утешение Господне в состоянии устранить все их страдания. Они узнают то, о чем другие и мечтать не могут /2Кор.1.5/. Имея богатый опыт, они могут служить другим в их печалях /2Кор.1.6/. Они узнают, что Господь никогда, не допускает испытания сверх их сил; Он Сам у плавильного тигеля (горшок) и не допускает, чтобы температура плавки поднялась выше необходимой для них. Они узнают, что помощь Господа приходит своевременно, потому что Он спасает своих из их печали. Они узнают, что имеют Бога, который во всех таких положениях спасает Своих; с пылающей печи /Дан.3; или из львиного рва /Дан.6/; или из морской глубины /Исх.14), /Иоан.1/; или с одра болезни, и при том знают, что любящим Бога, призванным по его изволению все содействует ко благу /Рим.8.29/. Они узнают, как чудесно они очищаются, ибо шлак и всякая примесь не могут устоять в очистительном огне. Высокое самомнение уступает место смирению; самоопоясание уступает место и дает возможность. Другому опоясать; самостоятельные действия, знания и самостоятельная жизнь приговорены к смерти. Таковы некоторые блаженные опыты, которые приобретает терпеливое дитя Божие в печали. Но опыт приносит с собой надежду - это новый плод. Разве мы не имели уже и надежду в состоянии милости. Но эта надежда отличается от той; та, есть часть состояния в милости с оправданием и миром, данным непосредственно Богом, а эта - результат терпеливой выдержки и приобретенных в печали опытов. Та надежда ожидает будущую славу, эта относится к еще предстоящим нам земным дням. Она-то уверенное ожидание с убеждением, что как бы ни было темно, бурно и чревато гибелью все вокруг нас, оно все же кончится тем, что Господь будет прославлен, а мы будем освящены, так как приобретенные с нашим Господом опыты являются для нас ручательством этой надежды. Хотя бледно лицо и стены пустые и как непроницаемо темна наша будущность (земная), наш взгляд все же полон надежды и мира, потому, что мы смотрим на все через Господа. С нами будет, как говорит: «Господь сила моя» - /Авв.3.19/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности