«Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу…» - /Иоанн Златоуст/
Кротость греческое праос – спокойный, сдержанный, нежный, мягкий, ласковый. Русское слово «кротость» происходит от глагола «укрощать, укротить», то есть обуздывать, усмирять. Что-то связанное с бурей или с диким зверем и необъезженным конем.
Мы призываемся быть чистосердечными и кроткими, иметь добрый нрав во взаимоотношениях с нашими ближними: «Кротость ваша да будет известна всем человекам» - /Фил.4.5/. «Кротость англ. сдержанность, умеренность - ваша да будет известна всем человекам». Когда кротость их станет очевидной, то есть станет их обычным образом жизни, их дела озарятся светом. Тогда не будет недостатка в тех, кто захочет подражать их благодеяниям. Тогда они не только возрастут в делании добра, но и других подвигнут на него.
Не впадайте в крайности, когда дело касается несущественных вопросов; избегайте фанатизма и враждебности, будьте милосердны в своих суждениях друг о друге». Слово означает доброе расположение к другим, что подробно объясняется в Рим 14. Некоторые считают, что здесь говорится о терпении в страданиях или об умеренности в наслаждении земными благами, что хорошо согласуется.
Кротость, в греческом – это эпиейкея – одно из самых трудно переводимых греческих слов. Трудность можно видеть из того, как по-разному его переводили. В разных английских переводах перевели его как мягкость, благовоспитанный, скромность, воздержанность, доброта, терпеливость, великодушие. Греки сами объясняли это слово эпиейкея как «справедливость и нечто лучшее, чем справедливость». Они говорили, что эпиейкея должна вступать в действие тогда, когда строгие нормы справедливости обретают не справедливый характер. Ведь бывают же такие случаи, когда совершенно справедливый закон приобретает несправедливый характер, или когда справедливость не одно и тоже, что беспристрастность. Человек обладает этим качеством эпиейкея, когда он знает, когда не нужно применять строгую букву закона, когда надо ослабить правосудие и прибегнуть к милосердию.
Из чего следует, что основа кротости не страх, а любовь.
Эпиейкея – это свойство человека, который понимает, что нормы и правила – это еще не все, и знает, когда нужно применять букву закона. Иной раз церковное собрание принимает решение в строгом соответствии с церковным правом, учитывая все его нормы и практику, но иногда христианское отношение к ситуации требует, чтобы во главу угла были поставлены не эти нормы и практика.
В представлении Павла христианин – это человек, который понимает, что есть нечто превыше правосудия. Когда перед Иисусом привели женщину, уличенную в прелюбодеянии, (Иоан.8 гл.). Он мог применить по отношению к ней букву закона, в соответствии с которым ее должны были побить до смерти камнями, но Он поступил превыше закона. С точки зрения законности никто из нас не заслуживает ничего иного, кроме осуждения Божия, но Он стоит намного выше законности. Павел заявляет здесь, что в личных отношениях со своими собратьями христианин отличается тем, что он понимает, когда нужно настаивать на соблюдении справедливости, а когда нужно помнить, что есть нечто, что стоит превыше справедливости.
Если мы будем помнить, что жизнь коротка, мы не будем пытаться проводить в жизнь неумолимую законность, которая так часто разделяет людей друг от друга, а будем стремиться относиться к людям с любовью, точно так же, как мы надеемся, что Бог будет относиться к нам. Справедливость – человеческое свойство, но эпиейкея – Божественное.
До кротости нужно духовно дорасти, – говорит священник Василий Куценко. – В греческом тексте там, где в русском «кротость», мы видим слово праос, у которого много значений. Глобально передать смысл этого слова можно как «беззлобный». Получается, кротость – это беззлобие. У преподобного Антония Великого есть слова: «Кто незлобив – тот совершенен и богоподобен».
Эту же мысль подтверждают другие святые отцы: «Всякая добродетель хороша, но в особенности – незлобие и кротость. Она выказывает в нас людей, она отличает от зверей, она делает равными ангелам», – говорит Иоанн Лествичник. «Душа не гневливая делается храмом Святого Духа», – отмечает Иоанн Златоуст. Наконец, «кротость есть дочь плача и внучка смирения», – формулирует святитель Николай Сербский. Иоанн Златоуст писал: «Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу».
«Встречаются иногда люди с характером кротким и нежным в такой степени, что существование их кажется как-то неполным, неопределённым, вряд ли способным даже проявиться без подпоры или влияния другого, более мощного и твёрдого характера. Им не чужды самые сильные страсти, порывы самые пламенные и энергические; но всё это закрыто в них под непроницаемою пеленою какой-то робости и застенчивости, которая мешает им высказаться наружу и только глушит их. Оба эти чувства у иных так сильны, что ни воспитание, ни положение в обществе, ни даже самое общество не в состоянии их исторгнуть. Жизнь такого рода людей может пройти, невзирая ни на какие обстоятельства, также тихо и спокойно, как песок стеклянных часов. Всё способен вынести и претерпеть такой человек; терпение и смирение кажутся его уделом, его назначением. Но являются случаи, где-то, же самое робкое существо, по-видимому, лишённое воли и силы, проявляет вдруг твёрдость воли, какое одарены только редкие, на диво сплочённые натуры. Так бывает, когда доведут до предела вложенные ему в душу кротость и терпение. Все силы, тратившиеся понемногу на пути жизни, оставшись в нём непочатыми, нетронутыми, как бы заодно пробуждаются тогда и восстают всею своею массою» - /Д.Григорович/
«Блажены кроткие, потому что они наследуют землю» - /Мт.5.5/. Что, значит быть кротким». Слово «кроткий» обычно определяется в словаре как незлобивый, уступчивый, покорный, тихий и смирный. Однако использованное в Библии греческое слово имеет более глубокий смысл. Как замечает библеист Уильям Баркли, в этом слове «заключена мягкость…но за мягкостью скрывается твёрдость стали».
Кроткие - это те, кто спокойно подчиняется Богу, Его слову и Его жезлу, следует Его повелениям. Соглашается с Его намерениями, кто оказывает «кротость ко всем человекам»- /Тит.3.2/. Это те, кто способен спокойно переносить всякие провокации. Отвечая на них либо молчанием, либо кротким ответом; кто достойным образом выражает свое недовольство, когда для него есть повод; кто остается хладнокровным, когда иные горячатся, кто сохраняет самообладание даже и тогда, когда теряет обладание всем остальным. Кроткие - это те, которые редко или почти не раздражаются, но быстро и легко умиротворяются. Это те, кто, управляя своим духом, скорее простит за двадцать нанесенных ему обид, чем отомстит за одну из них. Кроткие блаженны даже в этом мире» - /М.Генри/.
Почему нельзя не быть кротким? Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какую роль играет кротость в вашей личной духовной жизни? До какой степени лично вам необходима кротость? Испытываете ли вы в ней острую необходимость? Возможно, у вас не совсем кроткий характер и вы думаете, что сделаете уже достаточно, если в определенной ситуации вы, с трудом сдержав себя, проявите подобие терпения. Возможно, для вас и это будет большим достижением, но это не совсем то, что нужно верующему человеку.
Как видим, кротость нам совершенно необходима. Кротость – это не просто мягкость в обращении с другими; это привлекательная черта характера, которая приносит другим освежение. Возможно, в прошлом нам было свойственно разговаривать грубо и вести себя недоброжелательно. Но, узнав библейскую истину, мы стараемся изменяться, и становится добрее и приятнее в общении. Павел, говоря о таких изменениях, побуждал верующим: «Облекитесь в кротость и долготерпение» - /Кол.3.12/.
Апостол Павел писал: «Святите Христа как Господа в сердцах ваших, всегда готовые к защите перед всяким, кто требует у вас объяснение вашей надежды, но делайте это с кротостью и глубоким уважением»-/1Петр.3.15/. Поскольку в наших сердцах всегда жив пример Христа, то, свидетельствуя людям, которые разговаривают с нами грубо, мы изо всех сил стараемся проявлять кротость и уважение. Такое поведение нередко приводит к замечательным результатам.
Павел учит нас, «чтобы, обличая других, мы были не только верными, но и кроткими, стараясь исправлять их в духе кротости» - /Гал.1.7/.
«К кротости, управляющей нашими эмоциями и проявленными недовольства, чтобы мы не впадали в раздражение, а если такое и случается, то быстро успокаивались».
«Под кротостью мы должны понимать, то превосходное настроение души, когда человек неспособен, раздражать других и сам не раздражается из-за чужих немощей. Кротость противоположна гневу, раздражению, сварливости».
«Первый шаг к единству – это единству – это смирение, без чего не может быть кротости,…а без неё не может быть единства».
«Наставлять их надо с кротостью, ибо наш Господь был кроток и смирён, и это согласуется также с характером христианина Господа».
Для Бога кротость – это очень почетная и желанная в наших жизнях черта. «Архаическое» определение этого понятия в словаре Вебстера таково: «рыцарский, благородный, утонченный». Более, современное значение: «добрый, восхитительный, лишенный грубости или жестокости» - /Боб Берталот/.
Можно сказать, что кротость - это не слабость, как считают многие люди на этой земле. Кротость - это состояние, которое требует большей концентрации силы воли и выдержки, чем несдержанность».
«Кротость по словарю Вайна - это наличие большой мощности. Кротость это плод силы. Мир считает кротким того, кто не может себе помочь. Но Господь Иисус был кротким, потому что Он имел всю мощь божества, но использовал лишь малую долю. Он имел в свободном доступе избранный легион ангелов, но не использовал его» - /Крейг Хилл/. «Ищи кротости, чтоб не дойти до пропасти» - /В.Даль/.
Кроткому человеку чужды высокомерие и гнев. Так, Моисей проявлял кротость при несправедливых упреках Аарона и Мариами /Чис.12.3/; Иисус Христос входит в Иерусалим как кроткий Царь /Мат.21.5/, чтобы без сопротивления отдать Себя на истязание и распятие.
Слово кротость близко по значению смирению, которое является противоположным качеством гордости и надменности /1Пет.5.5.6/, но указывает на готовность отказаться от своих прав ради блага других. Кротость – это не бессилие. Прекрасной иллюстрацией этому являются слова Иисуса: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» - /Мат.11.29/. Кротость встречает неизбежные испытания и невзгоды в жизни без ропота и отчаяния. Кротость – это противоядие борьбе, спорам, ссорам, раздорам. Кротость вписывается в Божий план так же, как вода принимает форму сосуда, в который её налили. Сравните, так ли каждый из нас готов и принимает волю Всевышнего? Действительно ли мы кротки, чтобы следовать за Христом?
Алишер Навои так восхвалял это качество: «Кротость – это плодоносный сад человеческого существа. Гора, в которой таятся драгоценные камни людского естества. Кротость – это якорь корабля человечности в море событий, это гиря весов людской сущности, это дорогое одеяние нравственных людей, это драгоценный материал, идущий на эту одежду».
Кротость предохраняет от буйных ветров враждебных злых страстей и от бури злословия лицемерных людей. Ею завоевывает человек уважение и почет, она внимание и благосклонность великих мужей ему дает. Насмешки и шутовство величие старших сводят на нет, непростительно проявлять легкомыслие людям зрелых лет» - /Коран/.
Кротость - есть утверждение терпения, дверь, или лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного.
Кротость должна быть отличительной чертой детей Божиих, и христиане должны относиться друг к другу с кротостью. «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» - /Ефес.4.1.2/. «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» - /Кол. 3.12.13/.
Но направлять Бог может только человека кроткого, потому что только кроткий человек способен к слышанию Божьих слов и к послушанию истине. Не кроткий человек будет всеми силами противиться тому, чтобы им управляли.
На первый взгляд кротость может быть только помехой в служении пастыря. Не станут ли верующие помыкать пастырем, если он будет проявлять кротость по отношению к ним? Сможет ли он руководить ими, не умея проявить себя властным и сильным? Не пострадает ли его авторитет, если он проявит кротость к противящимся? Ведь иногда кажется, более целесообразным проявить власть, действовать по отношению к человеку с позиции своего положения пастыря, своего авторитета. Почему бы иногда и не проявить чувство раздражения к провинившимся, чтобы их лучше «проняло»? Всегда легче оказывать на человека давление, подкрепленное пастырским авторитетом, чем умалять себя, служа своим смирением даже противникам. Быть пастырем стада Христова – не руководящая должность в иерархии Церкви, а служение людям, вверенным попечению пастыря. Взяв на себя бремя Иисуса Христа, пастырь служит людям для того, чтобы через это служение привести их к Богу, укреплять их веру и совершенствовать их. Перед пастырем всегда стоит выбор, как он будет вести себя в своих отношениях с людьми – служить им или властвовать над ними. Если он служит, то всегда будет заботиться о состоянии своего стада, о духовном здоровье своих овец. Если властвует с раздражением и озлобленностью – будет изгонять неугодных, пока вокруг него не останется кучка угодников.
Обретение кротости – это процесс духовного возрастания длиною в жизнь, и не стоит отчаиваться, когда не все получается. Нужно снова и снова штурмовать эту крепость,
Кротость - есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу. Неужели ты думаешь, что нужно мало (силы душевной), чтобы, получая оскорбление, не возмущаться? Не погрешит тот, кто назовет такое расположение к ближним даже мужеством.
Кротость направляет силу в нужное русло.
Кротость – это якорь корабля человечности в море событий, это гиря весов людской сущности, это дорогое одеяние нравственных людей, это драгоценный материал, идущий на эту одежду».
Христианская кротость не должна быть только напускной, чтобы впечатлить других вне собрания.
Кротость содействует миру и счастью народа Бога. Поэтому она должна быть частью «ткани» качеств, из которой изготовляется «одежда», носимая христианами дома, в собрании и где-нибудь в другом месте. Да, всем служителям Бога нужно облекаться в кротость.
Является ли человек кротким и сдержанным можно узнать по его обращению и обхождению с окружающими людьми.
Кроткий человек подчиняется власти любви. То есть он выбирает мудро промолчать, в то время как другие разражаются гневом. Кроткий человек скорее станет судить о других по критерию любви, чем по критериям богатства, положения в обществе или благосостояния. Кроткий человек встретит любовью того, кто нападает, и постоянно будет придавать большое значение тому, чтобы находиться в гармонии с Богом, будучи терпимым даже к тому, что невозможно стерпеть.
Если доверите Христу контролировать свою жизнь, Он даст вам кротость, и в этом вы найдете блаженство.
Является ли человек кротким и сдержанным можно узнать по его обращению и обхождению с окружающими людьми.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Один мой опыт - Антон Учитель Света - учит Добру и Любви Сердца. Тьма - все портит, льстит и подхалимствует. Можно увидеть и заметить не только в других, но и в себе, когда ради выгоды, или сохранения нажитого имущества - покоряются перед насильником: начальником ли, или иной властью наделенным человеком, и тем самым сдают люди свои позиции, ради барахла не вечного. А ведь мы Души, и не рабы перед материей!