«Агата Кристи радовалась успеху сестры, но в тайне считала, что настоящая писательница в их семье все, же она, и готова была напомнить об этом любому». И как же она напомнила? Она стала кропотливо работать. Стала писать закрученные детективы. Это был мировой талант. Сладкая минута славы еще не означает, что ты уже профессионал, а не любитель. Осознавать это было очень приятно, но и трудиться надо». Зависть к успеху сестры Агаты положительно повлияло, на неё и трудом добилась своего.
С одной стороны, профессионалы могут посвящать всё своё время практике и благодаря большей интенсивности и погружённости в практику они могут достичь более высоких результатов. Возможность любитель, скорее всего, идет от таких причин, как: следования моде, от желания выглядеть необычно, от желания замаскировать свою нереализованность в жизни. Как апостол Павел пишет: «Некоторые, правда, по зависти» - /Фил.1.15/. Это должно было послужить для некоторых камнем преткновения и поводом к разочарованию, что находились люди, завидуя репутации Павла в церкви и его влиянию среди христиан, стремившиеся подорвать его авторитет и занять его место.
Как-то вёлся разговор с одним шахматистом, гроссмейстером, и он дал простое определение, чем шахматист- профессионал отличается от любителя - профессионал зарабатывает деньги этим занятием, а любитель нет. И шахматисты - профессионалы иногда ошибаются и проигрывают, и шахматисты- любители иногда обыгрывают чемпионов. Их отличает только одно - являются ли шахматы для них источником заработка или только хобби. Думаю, к религии это тоже применимо. Отличие не в качестве преданных, не в уровне их знаний и квалификации, а в том, зарабатывают они на религии деньги или безвозмездно исповедуют эту религию для души.
Но речь немного о другом. О том, что часто, когда человек переходит из любительской лиги преданных Богу в профессиональную, могут начаться очень неприятные процессы, когда человек теряет интерес к служению Богу из-за того, что это для него становится обыденностью и средством к зарабатыванию денег. Тоже самое, можно и сказать о христианах. Есть христиане любители. Они раз в неделю ходят в церковь, молятся, читают, а может, красуются Библией, какая она у них хорошая и, как правило, это придел их духовной жизни. Они словно выше упомянутые «домашние любители», цель которых позаниматься для себя и этого достаточно.
Но есть христиане - профессионалы. И это не пастыри, проповедники или другие священнослужители, как кто-то может подумать. Заняться «профессиональным христианством» может каждый. Важно определиться с целью и мотивацией. Что ты хочешь от своей веры и духовной жизни? Хочешь быть простым верующим? Или же подобно профессиональным спортсменам хочешь иметь результаты своей веры, серьёзные достижения, успехи и духовное развитие? Хотите получать награды в виде особо близкого присутствия Бога в своей жизни, получения мудрости от Него и спасения душ других людей? Вы хотите просто ограничиться верой на любительском уровне, ходя раз в неделю, в церковь или же хотите стать профессионалом, который вникает в учение, разбирает его, постоянно и активно практикует его в жизни.
Ведь награду и признание получают не те, кто просто бегают в парке или играют дома на гитаре, а те, кто, развиваясь, двигаются вперёд. Те, для кого христианство не хобби, а смысл и образ жизни.
Профессиональные спортсмены и музыканты очень, много времени и сил тратят на то, чтобы развить свои навыки и умения. Они не говорят: «у меня нет времени, я слишком занят». Они после работы, порой тратя практически всё своё свободное время, посвящают себя своему делу. А как ведём себя мы - христиане? Кто мы? Любители? «Домашние христиане?» Или же мы занимаемся «профессиональным христианством» и вкладываем силы и время на своё духовное развитие? Ведь только тогда можно иметь духовный рост и реальные результаты, и плоды своей веры. Только тогда можно получить мудрость от Бога, формирование духовного характера и образ Христа. Только тогда можно укрепить Духа Святого живущего в нас и крепко стоять на ногах во время искушения, трудностей и соблазнов.
«Не подражай другим! Не надо, ищи себя, себе, своё. Не подражай другим! Найди себя и будь собой, т. к. зависть есть незнание, а подражание есть то¬млени嬻. Пробьет час свиданья, потупят предательский взор,
В волнение, в томленые незнания. Боишься, желаешь признания, и в муку свиданье! «Давно сердечное томленые теснило ей младую грудь. В томлениях грусти безнадежной. В тревогах шумной суеты. Томленые зависти людской губит сердечное настроение» -/А. Пушкин/. Зависть-проявление собственной слабости, а подражание - дешёвый карнавальный костюм в котором томление. Наша душа настолько тонка и ранима, что от малейшего падения она глубоко страдает, и человек чувствует как болит душа от потерь родных и близких. Эти томления души мы порой ощущаем в своем теле и на нас накатывает неудовлетворение нашими действиями, томление совести.
Можно рассмотреть Аркадия Кирсанова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он выбрал предметом своего подражания Евгения Базарова. Полностью подражая и копируя своего кумира, он не учел того, что они абсолютно разные. Когда герой это понял и осознал, его жизнь стала намного лучше». Бывает и так, что многие хотят стать руководителями церкви, и томятся, когда это произойдёт, а когда настаёт, то не готовы к этому нет опыта, а томление зависти осталось. Оказывается, зависть может даже заставить людей проповедовать Евангелие. Апостол Павел говорит, что зависть может толкнуть людей на какие-то шаги в духовной сфере. Например, есть успешное служение. И вместо того, чтобы приблизиться, присоединиться, идти вместе, плечом к плечу, кое-кому надо создать альтернативу, чтобы показать: «Мы тоже так можем». Но, как оказывается, не все могут. Оказывается, нужно иметь фундамент - любовь к Господу, а не чувство зависти. Чтобы все не рушилось и не расползалось по швам.
Неземное моё искушение раскалённая лава желания,
Взрыв эмоций в застенках томление отречение от обладания мученья.
Томление зависти - стон ада невежа - высокомерие томление.
Собой останься, право слово, наотмашь не вмени подражание.
Творец, ведь то давно не ново что подражать – самоубийство подобно».
Но и понять не хотят, что не доросли, чтобы быть пастырем. Из-за таких самозванцев и происходят в церкви томление мрачности, зависти. Где-то процветать церковь, а у них одно - зависть. Трудиться не хотят, и не хотят. И не делают, свои выводы: чтобы не плесневеть в своём настое собраний. «Католическая мистика полна томлениями по божественному Слову, - пишет Н.Бердяев, - оставляет божественное слово вне человека как предмет подражания и страстного влечения к мистике».
В этом мире есть победители, и есть проигравшие. Есть те, кто идут во главе, и есть те, кто плетутся в хвосте. Если ты хочешь быть победителем, то ты должен быть готов к тому, что тебя будут атаковать те, кто в хвосте, те, кем руководит зависть, а не томление.
Индийский философ Джиду Кришнамурти, несомненно, разгадал тайну зависти. Десятилетиями он вёл беседы о самосознании, отношениях, образовании и мире во всём мире с известными деятелями всего мира, а также писал о зависти в книге «Подумайте об этих вещах».
«Ты знаешь, что такое зависть? - сказал он своему собеседнику в книге, я завидую, потому что хочу того же, что есть у тебя; я хочу быть другим, чем я есть. Я завидую, потому что хочу быть красивым, как ты; я хочу иметь красивую одежду, элегантный дом, высокий социальный статус, как у тебя. Меня не устраивает то, какой я есть, и я хочу быть похожим на тебя».
Он продолжает объяснять своему собеседнику, что если бы он понял причину своей неудовлетворённости собой, «я бы не хотел быть таким, как ты, или жаждать того, что у тебя есть. Другими словами, - пишет, - когда я начинаю понимать, кто я такой, я никогда не стану сравнивать себя с другим или завидовать кому-либо. Зависть возникает, потому что я хочу изменить себя и быть похожим на кого-то другого. Но если он скажет: «Я хочу понять кто Я»? то зависть исчезнет из томления».
«Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. «И это — суета и томление духа!» - /Еккл.4.4/.
«Томлюсь в оковах одиночества и в сердце – ночь.
Как разорвать мне цепи хочется! Увы, не смочь».
«Человек одинокий, и другого нет» - /Еккл.4.8/.
«По кладбищу, где испокон веков железный мир крестов, надгробий и венков с живою зеленью бок обок размещался.
Приезжий человек ходил и возмущался: «Какая благодать! Порядок, здесь какой! Благоустройство! Тишина! Покой!
Что за часовенки! Каким плющом увиты! Какие мраморные плиты!
Вот ведь живут! Куда ни посмотри:
Здесь — два венка, а там — их целых три!»
Тот человек, что завистью томим, завидует и мёртвым, как живым!» - /С.Михалков/.
«У нас не так жилось, как вы теперь живете!
Ваш мир унынием и завистью томим.
Вы притупили ум в бессмысленной работе,
Как жалкие жиды, погрязли вы в расчете,
И, сами не живя, гнетете жизнь другим!» - /Алексей Апухтин!
«Ведь трудолюбье и удача Его примером стали им. И лишь один сосед был мрачен. И лютой завистью томим. Успеха большего желая, избрал он темные пути»
Этот порочный удел людей века сего, потомков Адама и Евы, прижился прочно. Завидовать соседу, который хотя бы в чём-то успешнее и за это его ненавидеть - явление распространённое весьма. Зависть - зло великое: она - причина разрушений как самого завистника, съедаемого изнутри чернотой зависти, так и дел того, кому завистник завидует: если у завистника не получается пробрести более, чем есть у соседа, то ему хочется, чтобы и сосед потерял то, что не может приобрести он. Но даже зависть - бессмысленна, не приносит пользы и удовлетворения хозяину своему: только напакостил соседу за его успех в каком-то деле, но не успел порадоваться - как тут, же другая причина для зависти находится. И так - до скончания века завистника, одно лишь томление духа и мечты сердца по доведению кого до падения. Конкуренция всегда основывалась на зависти. И чтобы не быть в числе худших, человек стремится обойти своего конкурента, используют всякие хитрости, коварства, обман. Вся сегодняшняя реклама — это хитрый и коварный обман, чтобы переманить покупателей к себе. И этому не будет конца. Сколько бы человек не занимался своим делом – он всегда будет смотреть на других, и ему будет казаться, что у ближнего лучше товар и у него больше покупают. И сказал, что подобные чувства, появляющиеся у человека – это погоня за ветром и суета. Христианам – посложнее будет, им категорически нельзя завидовать. Бог ожидает, что они смогут научиться радоваться чужому успеху, задушив в себе зависть, переданную им по наследству. Зависть – одна из граней глупости, поскольку не делает человека ни богаче, ни лучше, ни счастливее, а лишь разрушает его изнутри.
«Некий благочинный оскорблять, обижать, насмехаться одного молодого священника. Прошло несколько лет. Назначен новый архиерей. Благочинный встречает его у трапа самолёта. Молодой епископ был тем ещё недавно уничижённым священником. Благочинный приветствует: «Старое забудем, будем вместе служить, владыка»; а тот отвечает: «Нет, не забудем, за всё будем платить сполна!». «Лучше видеть глазами, нежели бродить душою. И это — также суета и томление духа!» - /Еккл. 6.9/. Лучше созерцать глазами то, что есть, чем скитаться душой среди неосуществимых надежд и невыполнимых желаний. Лучше наслаждаться тем немногим, что имеешь, чем жить в постоянных заботах о будущем. Екклесиаст, однако, не забывает, что созерцание глазами, т.е. доступные человеку радости вовсе не составляют полного счастья. Нельзя не признать, что наслаждаться имеющимся более разумно, чем алчно жаждать большего: «Лучше видеть глазами, извлекая наилучшее из имеющегося, нежели бродить душою». И делает некое заключение на этот счет – лучше насыщаться тем, что видят глаза, тем, что дано Всевышним во благо, чем томить душу свою о пустых мечтаниях, которые не осуществимы. Страдает томиться человек изо дня в день, что не исполняются его прихоти в жизни его и негодует он на судьбу.
Томление духа однажды взыграло в нем с такой убойной силой, что, бросив всё – семью, работу, квартиру в Москве, – он поселился здесь отшельником. Его второе имя – Зосима Отшельник. Он ревностный, до безумия, охранитель вверенной ему территории. Если кто-то осмеливался нарушить благость здешних мест, третья его ипостась просыпалась в нём, самая страшная. Он становился Фомой Неистовым. Не приведи господи увидеть его в деле.
«Зной томит, и все поникло…» И прохлады не сыскать…
Ты головку уронила, тяжело тебе дышать…» - /Дм.Шестаков/
«Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это — суета и томление духа!» - /Еккл.4.16/
Это лучше беспокойных блужданий души, жаждущей того, что находится далеко, и волнений из-за различных воображаемых удовольствий». Намного счастливее тот человек, который всегда удовлетворен, даже имея мало, чем тот, который постоянно жаждет, имея много. Мы не можем сказать: «Лучше видеть глазами, нежели сосредотачивать желание на Боге и душой покоиться в Нем; лучше жить верой в грядущее, чем жить чувствами, которые базируются на нынешнем состоянии», но мы можем сказать: «Лучше видеть глазами, нежели блуждать желаниями, стремящимися к этому миру и его благам, наилучшие из которых неопределенны и не могут удовлетворить». Эти блуждающие желания - также суета и томление духа. Наилучшие из них - суета; если желаемое получено, то оказывается не таким, каким ожидалось; чаще всего блуждающее желание приносит огорчение и разочарование, и тогда оно преобразуется в томление духа. Много таких вещей, которые умножают суету. В лучшем случае жизнь человека - суета, и многие случайности, сопутствующие ей, делают ее еще более суетной; то, что умножает суету. Ещё А.И. Герцен заметил: «В Петербурге вечный стук суеты суетствий, и все до такой степени заняты, что даже не живут» еще больше наполняет жизнь «томлением духа».
Чрезмерная забота человека о его будущем материальном благополучии является пустой тратой времени и сил и здоровья человека, и потому Пророком названа здесь «суетой» и «томлением духа».
«И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все - суета и томление духа!» - /Еккл.2.17/
Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь.
|