Лиса, лисица; в переносном смысле — хитрый, коварный или лукавый человек.
«Оттого, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней» - /Плач 5.18/ «Люди осквернили гору Сион своими грехами, и поэтому Бог вполне справедливо опустошил ее до такой степени, что лисицы ходят по ней так же свободно и привычно, словно они в лесу». Печально, если гора Сион стала добычей лисиц: «достанутся они в добычу лисицам» - /Пс.62.11/.
«Пророки твои, Израиль, как лисицы в развалинах» -/Иез.13.4/. Они, как лисицы в развалинах, бегают туда-сюда, как будто бы очень спешат, но с одной лишь целью — убежать и скрыться ради собственной безопасности, а не сделать какое-либо благо: наемник бежит и бросает овец. Они подобны лисицам, которые алчут добычи для себя и проявляют хитрость и жестокость, чтобы прокормиться.
Подобно лисицам, которые любят развалины и их производят (подкапываются под здания), ложные пророки подкапываются под существование Израиля, которое теперь уже подобно развалинам; они работают на окончательную гибель остатка существования от Израиля.
Лисицам в развалинах уподобляются лжепророки. Лисицы, как известно, любят ютиться в развалинах и «подкапываются» под них, «благоустраивая» свои жилища. Не так ли и лжепророки «подкапываются» под и без того разрушающееся общество израильское!
Речь идет о тех, кого Бог считает притворщиками в Израиле: о мужчинах и женщинах, которые пророчествуют, не имея на то божественных правомочий, о пособниках дьявола и противниках воли Его, ведущих народ Бога к гибели. Бог сравнивает лжепророков с лисицами в развалинах, подстерегающими жертву, они известны хитростью и хищностью.
Ради осуществления своих целей, пророки идут на обман, представляясь друзьями Бога и народа, на самом деле являются их врагами. Лжепророки питаются «народом» Бога, обдирая их, как «липку» в духовном смысле: делая народ Бога нищими, духовно слепыми, глухими и увечными.
Народ из-за таких пророков не может исправиться и перестать делать зло в глазах Бога, а наоборот, утверждается в собственной праведности и правоте. Даже если в это время в народе Бога и совершаются, какие-то храмовые обряды (производится служение в храме), - Богу это не нужно, ведь у Него уже нет верных Ему поклонников, все – лишь на устах Его боготворят, а в делах – отрекаются.
Тогда это было одним из самых тягостных испытаний для духа, какое и сейчас в собрании представляют для нас лжебратья и лжепророки, ставящие своей целью возвысить себя. А потому прибегающие к таким средствам, как лесть и приукрашивание действительности, с одной стороны, а с другой - манере переубеждать, наиболее подходящей в обращении с теми, на кого они желают повлиять, всегда стремясь при этом умалить и оскорбить всех тех, кто защищает истину во имя Господа /2Кор.11/.
«Некто сказал Ему: «Господи! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл» - Первый человек был вполне уверен в том, что он желает идти за Иисусом везде и повсюду. Он не ожидал, чтобы его позвали, но импульсивно предложил себя сам. Он был уверен в себе, имел непомерное желание и не размышлял о цене. Он не знал подлинного смысла того, что он сказал.
«И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» -/Мат.8.20:Лук. 9.58/.
Он не только не имел комфорта и роскоши, в которых обычно живут великие цари, но даже самых необходимых удобств, какие имеют лисицы и птицы небесные. Сей, пришедший к Иисусу и просивший позволения пойти за Ним, пришел с лукавой мыслью. Видя, что за Господом следует много народа, он подумал, что Господь собирает с них деньги, и сам пришел к мысли, что он составит себе имение, если последует за Иисусом. Поэтому Господь отверг его, говоря ему как бы так: ты думаешь чрез последование за Мной составить себе имение, полагая, что такова Моя жизнь, но на деле не так. Вначале ответ Иисуса кажется не связанным с предложением человека. Но на самом деле там есть очень тесная связь. Иисус фактически сказал: «Знаешь ли ты, что в действительности означает следовать за Мной? Это значит, что нужно оставить удобства и комфорт жизни. У Меня нет дома, который Я могу назвать Своим. Эта земля не предоставляет Мне покоя. Лисицы и птицы обладают большим в смысле естественного комфорта и безопасности, чем Я. Желаешь ли ты следовать за Мной, даже если это будет означать отказ от того, что большинство людей рассматривает как свои неотъемлемые права?» Когда мы читаем, что Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову, мы способны проявить к Нему жалость. Один толкователь отмечает: «Он не нуждается в вашей жалости. Жалейте себя, если у вас есть дом, удерживающий вас, тогда как Христос желает, чтобы вы шли на большие просторы этого мира». Мы больше не слышим об этом человеке и можем лишь предположить, что он не пожелал отказаться от привычных жизненных удобств ради того, чтобы последовать за Сыном Божьим.
«И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу» - /Лук.13.32/ Пренебрежение Христа яростью Ирода и фарисеев тоже: «Пойдите, скажите этой лисице» - /ст. 32/. Лисица хитра, лукава и кровожадна; поэтому Христос и назвал лисицей хитрого и кровожадного Ирода. Но Он, зная сердца их, по обычаю Своему, отвечает им кротко, приоткровенно, и говорит: «скажите этой лисице». По-видимому, Он называет лисицей Ирода, но если тщательнее вникнуть, то, кажется, скорее Он называет так фарисеев. Ибо Он не сказал: лисице «той», но «этой», употребляя некоторое среднее выражение и с особенной мыслью. Сказав в единственном числе «лисице», дал им разуметь Ирода, а сказав указательно «этой», намекнул на коварство их самих. Ибо фарисеи поистине выказывали (в своих нравах) хитрость и беспечность лисицы. Называя его лисицей, Христос дает ему верную оценку, ибо Ирод был хитрым, как лисица, был известен своим коварством, вероломством и подлостью и (как говорят о лисице) грабил далеко за пределами своего логова. В этом отрывке Иисус обращается к Ироду Антипе, царю Галилейскому, собиравшемуся пресечь Его деятельность. Лиса символизировала у иудеев тройное: во-первых, ее считали самым хитрым зверем; во-вторых, ее считали самым вредным зверем: я, в-третьих, она была символом никчемного и бесполезного человека. И хотя это была черная, безобразная характеристика, ничего неприличного для Христа не было в том, что Он дал ее Ироду, и не было в этом никакого нарушения закона запрещающего злословить правителей. Христос был пророком, а пророки всегда пользовались свободой обличать царей и высокопоставленных лиц. Кроме того, Христос был более чем пророк, Он был царем, Царем царей, и самые великие из людей были подотчетны Ему, поэтому Ему вполне приличествовало назвать этого гордого царя его истинным именем; но это не является примером для нас. «Пойдите и скажите той лисице, а также этой лисице (ибо так написано в оригинале; тому фарисею, кто бы он ни был, который шепчет Мне это на ухо, — пусть он знает, что Я не боюсь его, не обращаю внимания на его угрозы.
«Сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам» -/Пс.62.11/. Что достанутся они в добычу лисицам: то ли их мертвые тела станут добычей изголодавшихся зверей.
.
«И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами» -/Суд.15.4/ Предпринятый им для этого метод кажется весьма необычным. Он выпустил 150 пар лисиц, связанных хвостами друг с другом, на поля пшеницы, при этом между хвостами каждой пары лисиц он привязал по факелу, а они, испугавшись, побежали в поле, чтобы найти там укрытие, в результате чего и подожгли поля. Так одновременно пожар возник во многих местах, и поэтому его нельзя было загасить, особенно, если это было сделано ночью. Самсон отвечает им тем же и причиняет зло с помощью коварства лисиц и факелов. Задействованные им животные были слабыми и ничтожными, и это должно было выразить его презрение в адрес врагов, с которыми он боролся. На эту уловку часто ссылаются, чтобы показать, как противники Церкви, которые преследуют разные интересы и имеют разные планы, во многих вопросах противоречат друг другу, но тем не менее часто оказываются связанными факелом тем или иным проклятым замыслом, который должен опустошить Церковь Божью, по крайне мере, разжечь в ней пламя разделений.
Охота на лису зимой одна из самых интересных, не требующая особой охотничьей подготовки, но являющаяся настоящей проверкой внимательности, терпения и настойчивости. Охота на лис, которые как шеей поворачивают голову пастырей проповедников, куда хотят и управляют ими так, чтобы убрать не угодных им, которые не хотят им подчиняться. Как шея головой.
«Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвете» /Песн.2.15/. Христос дает своим служителям поручение противостать и подавлять тех, кто угрожает Его Церкви и загоняет ее, как бедную напуганную голубку, в ущелье скалы. Что служит препятствием и наносит вред интересам Его царства в этом мире и в сердце.
«Ловите нам лисиц (ловите их для нас, ибо сие есть доброе служение, как ради Христа, так и ради Церкви), лисенят, которые вползают незаметно»; ибо, невзирая на то что они малы, лисята приносят большой ущерб — портят виноградники, чего ни в коем случае нельзя допускать ни в какое время, а тем более сейчас, когда они в цвете, и цвет этот необходимо сберечь, иначе урожай пропадет. Верующие сравниваются с виноградом - растением слабым, но полезным; их плоды поначалу - как нежные ростки, которым нужно время, чтобы достичь зрелости. Поручение ловить лисиц касается каждого верующего — умерщвлять собственное тление, греховные вожделения и страсти, которые подобны лисицам, лисятам, портящим благодати и утешения верующих, подавляющим добрые побуждения, сокрушающим хорошие начинания, не давая таковым свершиться. Хватайте лисенят, первые происки греха, младенцев Вавилона /Пс.136.9/, ведь именно те грехи, что кажутся малыми, зачастую оказываются самыми опасными. Как только мы видим хоть какое-то препятствие тому благому, что есть в нас, необходимо сие препятствие уничтожить.
Каждого на своем месте - противостать и не допустить распространения мнений и деяний, которые способны извратить суждения людей, усыпить их совесть, помутить рассудок, подавить стремление к добродетели и благочестию. Лисицы - это гонители /Лук.13.32/, лисицы - это лжепророки /Иез.13.4/.
Те, кто сеет плевелы ереси и раскола и, подобно Диотрефу- /3Иоан.9/, возмущает покой Церкви и препятствует распространению Евангелия - все они - лисицы, лисенята, которых нужно не поражать в голову (Христос пришел не губить души человеческие), а обезвреживать, укрощать, или иначе - удерживать от злодеяний.
Зловредные «лисицы и лисенята» - вероятная аллегория каких-то проблем, могущих возникнуть между ними. Так что слова из песни она, возможно, обращает к возлюбленному, призывая его взять инициативу в разрешении этих проблем на себя: «ловить», или «отлавливать» (может быть, правильнее читать не ловите, а «лови») «лисиц», грозящих нанести урон их любви. Приведем несколько строк (касающихся этого места) из работы Крейго Гликмана, в которой он предлагает свой анализ Песни Песней, рассматривая ее как "песнь для влюбленных" (работа его так и называется).
Он пишет: «лисы представляют здесь препятствия разного рода, которые приходится преодолевать на своем пути влюбленным всех веков, и смущающие их искушения. Может быть, это «лисы» безудержных желаний, вбивающих клин в отношения любящих. Или «лисы» подозрительности и ревности, ослабляющие узы любви. А, может быть, это «лисы» себялюбия и гордыни, мешающие признаться в своей ошибке. На протяжении веков портили они «виноградники любви», и конца их «подрывной работе» не предвидится».
«…Отколь беда, придумать не могли.
Но Лев велел стеречь. Кого же подстерегли?
Тут же Лису - злодейку.
Хоть правда, что она свела строенье так,
Чтобы не ворвался в него никто, никак,
Да только для себя оставила лазейку» - /И.Крылов/.
Учит нас остерегаться ловких, харизматичных духовных лидеров, которые могут тайно быть «лисами», движимыми жадностью или желанием власти над другими.
«Ловите нам лисиц, Маленьких лисичек, которые портят лозы, Ведь на наших лозах нежный виноград»- /Песн.2.15/ Лисицы губительны для виноградников, поэтому представляют собой все, что может разрушить нежные, развивающиеся душевные отношения. Даже небольшие грехи или компромиссы, изображаемые в виде «маленьких лисиц», могут быть невероятно разрушительными, если их не остановить. Это предупреждение верующим – мы должны активно «ловить» и устранять греховные привычки, установки или искушения, которые могут саботировать духовный рост. Так же, как виноградники нуждаются в уходе и защите, наши прогулки со Христом нуждаются в защите от искусной разрушительной силы «лисиц».
Каким образом небольшие лисы могут разрушить стену? Они делают подкопы... как воры. Лиса пробирается туда, где ее не ждут, она приходит как вор. Она хищный зверь, хитрость и ловкость - это ее характерные черты. Она способна бесшумно пробраться и схватить свою жертву. Писание призывает нас бодрствовать, чтобы не дать вору подкопать наше жилище.
Важно понять, что делают лисы в винограднике, они подрывает корни, ища мышей. Без земли лоза засыхает, не принося плод. Образ лисицы это авторитарные лидеры церквей, служений и движений, претендующие на роль познавшие всю полноту истины. Уводящие слушающих от личного питания от Источника и Корня, к своему видению.
Внешне такой виноградник-церковь может выглядеть очень респектабельно, но она мертва, ибо её источник учение человеческое.
В Божьем винограднике ценны серые мыши, как образ не многих верующих, самостоятельно постигающих глубины Божии, в кротком и смиренном духе, в серых мантиях.
А рыжее - золотое одеяние лисиц, говорит само за себя.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности