«Но факты нужно воспринимать такими, - пишет А.Кристи, - какие они есть, а не какими мы хотели бы их видеть».
Эллины всегда несколько свысока относились к телу. У них была поговорка: «Тело — могила». Эпиктет говорил: «Моя бедная душа скована телом». Важной считалась душа, дух человека; тело же греки считали несущественным элементом. Из этого устанавливался один из двух взглядов: У одних он выражался как суровый аскетизм, который делал все для подавления и унижения всех физических желаний и инстинктов. Другие же - и в Коринфе господствовала эта вторая точка зрения, - сводили все к тому, что, если тело не представляет никакой ценности и важности, с ним можно делать все, что заблагорассудится, можно удовлетворять все его желания.
Поэтому коринфяне рассуждали, как им казалось, очень умно и обоснованно: пусть тело живет по своему усмотрению. Но для чего, же оно предназначено? Желудок предназначен для переваривания пищи, а пища — для желудка. Пища и желудок естественно и неизбежно предназначено друг для друга. Точно так же тело предназначено для удовлетворения инстинктов, то есть для свершения полового акта, а половой акт предназначен для тела. Так что пусть желания поступают, как им предназначено по их усмотрению.
Ответ Павла ясен: желудок и пища — вещи преходящие. Придет день, когда и чрево, и пища уйдут в небытие. Но тело человеческое, человек, личность, как целое, не уйдет в небытие. Человек создан для единства с Христом в этом мире и для еще более тесного единства в потустороннем. Что произойдет, если человек совершит грех блуда? Он отдаст свое тело блуднице, ибо в Писании сказано: «два будут одна плоть» /Быт. 2.24/. Это значит, что тело, в действительности принадлежащее Христу, отдано кому-то другому.
«Ваше тело – оно ведь единственное, - пишет К.Диас, - другого у вас не будет. Тело, которое вы обрели в момент рождения, останется с вами и в семьдесят пять. Да, оно изменилось, и будет меняться дальше, но оно все равно ваше. Не важно, любите вы его или ненавидите, не важно, какое оно – усталое и изношенное или бодрое и полное сил, тело – главная ценность, которая у вас есть».
«И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё» Тело... на сожжение (ина кауфесомай), как говорится в большинстве современных переводов, или «тело для славы» (ина каухесоо) «на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» - /1Кор.13.3/. Если человек из чувства гордости отдает свою жизнь за Христа. То даже такое мученичество бессмысленно.
Не цинично здесь и напомнить, что многие деяния, выглядевшие как самопожертвование, были вызваны чувством гордости, а не преданностью. Если мы жизнь свою отдадим за евангельскую веру и будем сожжены за преданность истине. То и в этом не будем иметь никакой пользы, если действуем не из любви, если нас побуждает на эти страдание не истинная преданность Богу, не искренняя любовь к церкви и не сострадание к погибающему миру. Некоторые люди бросаются в огонь, чтобы завоевать репутацию среди людей и сделать себе имя. Из подобных побуждений можно решиться умереть и за свою религию, не имея при этом настоящей веры в нее. Защищать дело благочестия ценой своей жизни, не переживая на опыте силы благочестия, совершенно бесполезно; сущность благочестия заключается в любви, в этом его сердце и его дух. Если внутри нас нет священного огня, то не будет нам никакой пользы, хоть мы и дотла сгорим за истину. Заметим: Никакие страдания, никакие жертвы не могут быть угодны Богу, если у нас нет любви к братьям. «Его тело-клетка выглядит абсолютно, снаружи все очень - пишет А.Кристи, - респектабельно, но сквозь прутья на вас смотрит дикое животное - выглядывает хищник! Выражение лица Пуаро не изменилось, но мистеру Саттерсвейту показалось, что его тело напряглось, как у терьера, почуявшего крысу в норе».
Многократно используемое в Библии слово «тело» традиционно считают обозначением тела физического, то есть синонимом слова «плоть». «… «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» - /1Кор.15.44/. Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Тело душевное приспособлено к низшим условиям земной жизни, оно реагирует на удовольствия и наслаждения ее, которые очень грубы по сравнению с небесным состоянием и небесными удовольствиями. Но когда мы воскреснем, наши тела будут совершенно иными, они станут духовными. Это не значит, что тело превратится в дух; такое представление противоречит нашим понятиям, так как оно равносильно утверждению, будто тело превращается в то, что не является телом, что материя стала нематериальной. Поэтому это выражение следует понимать только в смысле сравнения. При воскресении наши тела будут очищены до самой высшей степени, станут светлыми, легкими, и хотя они не превратятся в духов, но станут способными общаться с совершенными духами. Неужели Богу трудно превратить наши тленные, уничиженные, немощные, душевные тела в нетленные, славные, сильные и духовные тела, подобно тому, как вначале Он сотворил материю из ничего, а потом из одной и той же материи создал такое многообразие существ, как на земле, так и на небе? Для Бога все возможно, и нет ничего невозможного для Него.
Павел иллюстрирует сказанное сравнением первого и второго Адама: Есть тело душевное, есть тело и духовное, — говорит он и затем приводит ряд сравнений между тем и другим.
Как мы имеем естественное тело в этом мире, тело душевное, унаследованное от первого Адама, так от второго Адама ожидаем тела духовного.
Указанные в 1Кор.15.42-43 ст. противоположности имеют свою основу в различии между душевным и духовным телами. Первое предназначено к тому, чтобы служить органом души, т.е. жизненной силы человеческого организма, второе должно служить орудием высшего начала человеческого существа - духа. Дух будет воздействовать на жизненный зародыш истлевшего человеческого тела, но не для того, чтобы из этого зародыша произошло точно такое же тело, какое существовало и раньше - это бывает с истлевающим зерном растения, - а для того, чтобы развитие этого зародыша пошло в другом направлении и к другой, высшей форме существования. Таким образом, явившееся вновь тело будет послушным орудием духа. - Есть тело душевное, есть тело и духовное. Это место говорит в пользу того предположения, что Ап. полагал существенную разницу между душою и духом и не считали эти оба элемента разными функциями одной и той же субстанции. Иначе непонятно, к чему бы он так настойчиво указывал на различие между телами.
В Новом завете обо всем этом написано более подробно. Более подробно говорится о посмертной судьбе человека, но еще больше говорится о восстановлении тела. Христос ведь стал Человеком в теле и тем самым Бог получил себе человеческое тело. Христос воскресает Лазаря, тело которого уже вовсю разлагалось и смердело. Христос много говорит о воскресении людей в теле в конце времен.
Согласно Библии, тело неотъемлемая часть человеческой личности и оно в конце времен будет восстановлено. Тело — это храм Бога!
«Тело человека - это храм, а храм нужно содержать в чистоте. Кто-то скажет на это: подумаешь - храм. Дом как дом: камень да строительный раствор, лишь бы душу не запачкать, а что тело, Бог ведь не в плоти, а в душе живёт. Но в осквернённом, грязном храме никогда не свершится Божественное таинство... - /Б.Акунин/.
«Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием» - /Лук.11.34. 36/.
Ибо, как око тела, каково само, таковым делает и тело, например, если оно чисто, то и тело светло, а если оно темно, подобно тату на теле: «Им запрещалось делать надрезы и надписи рисунки письмена на своем теле ради чистоты» -/Лев.19. 28/ то и тело мрачно, так же точно и душа располагается по состоянию ума.
«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» -/Иак.2.26/.Эти слова читаются по-разному; одни читают: Как тело без дыхания мертво, так и вера без дел; в таком случае эти слова означают, что дела сопровождают веру так же, как дыхание — жизнь. Другие читают: Как тело без души мертво, так и вера без дел мертва; в этом случае они показывают, что как тело бездействует, теряет свою красоту и становится отвратительным трупом, когда его покидает душа, так и исповедание без дел бесполезно, больше того, отвратительно и оскорбительно. Иаков сравнивает веру с человеческим телом. Дела он уподобляет духу. Тело без духа безжизненно, бесполезно, не представляет ценности. Так и «вера без дел мертва», неэффективна, ничего не стоит. Очевидно, что это поддельная, а не подлинная, спасающая вера.
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» -/1Кор. 6.19-20/. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела, ст. 13. Пища и чрево предназначены друг для друга, но тело не предназначено для блуда.
Тело же не для блуда, но для Господа. Это первый аргумент, используемый Павлом против этого греха, которым так славились язычники Коринфа, а обращенные из них в христианство продолжали относиться к нему слишком снисходительно. Тело не для блуда, оно было создано не для блуда, но для Господа, для служения Богу и для прославления Его. «Члены тела должны быть отданы в послушание праведности на дела святые» - /Рим.6.19/ и никогда не должны отдаваться в рабы не чистоте. Наше тело должно быть членом тела Христова и поэтому не может быть членом блудницы. И Господь для тела, то есть, как думают некоторые, Христос является Господином тела, Который владеет им и владычествует над ним, Он принимал на Себя наше тело и был причастником нашей природы, чтобы стать Главою Церкви и всей вселенной. Мы должны быть чрезвычайно осторожны, чтобы не обращаться с телом, принадлежащим Христу, как со своей собственностью, и тем более не употреблять его для бесчестья Христа.
Некоторые понимают это выражение - Господь для тела - следующим образом: Господь для воскресения и прославления тела, согласно, что является вторым аргументом против греха блуда. Нашим телам предназначена высокая честь: Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею, Он уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все, Фил.3.21. То, что Христос воскрес из мертвых, было большой честью для тела, и такой же чести удостоятся и наши тела, когда они будут воскрешены. Поэтому не будем осквернять тело грехом. Если мы сохраним его в чистоте, то оно, несмотря на свое уничиженное состояние, теперь, станет подобно славному телу Христову.
Аргумент состоит в том, что нашим телам уже оказана честь: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?».. /1Кор.6.15/. Если душа верою соединена с Христом, то весь человек становится членом Его тела. Тело, так же как и душа, соединено со Христом. ...Отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! — говорит апостол. Разве это не является крайним бесчестьем для Христа и для нас самих, чтобы члены тела Христова сделать членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом), - 1Кор.6.16−17/.
Аргумент: блуд это грех против нашего собственного тела. ...Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела, ст. 18. Всякий грех, то есть любой другой грех, любой внешний акт греха, кроме это го, есть вне тела, не затрагивает его. Ни пьянство, ни обжорство так не оскверняют тело, как блуд. Блуд считается нечистотой и скверной особого рода, потому что никакой грех не несет с собой столько позора, как блуд, особенно для христианина. Он грешит против своего тела, оскверняет и разрушает его. Он наносит ужасные оскорбления тому, что Спаситель возвеличил до высочайшей степени, приняв его, наше тело, на Себя. Не следует и без того уничиженные тела свои еще более унижать, совершая грех против них.
Аргумент против блуда: «тела христиан суть храмы живущего в них Святого Духа, Которого они имеют от Бога и вы не свои» - /ст. 19/.
Короче говоря, наши тела созданы для Бога и куплены для Него. Неужели мы будем осквернять Его храм, отдавая его в пользование блуднице? Храм Святого Духа должен сохраняться святым. Наши тела должны сохраняться как личная собственность Духа Святого, в состоянии пригодности для Его употребления и Его пребывания в них.
Еще в качестве аргумента апостол приводит наш долг «прославлять Бога и в телах наших и в душах наших, которые суть Божии» - ст.20. Он сотворил и тело, и душу, и купил то и другое. Они должны храниться, как сосуды, предназначенные для употребления нашим Господом. Мы должны смотреть на себя как на святыню Божию. Должны прославлять Бога и в телах наших и в душах наших, которые суть Его. Тело и душа должны сохраняться чистыми, чтобы Бог мог прославляться через них. Если же тело или душа оскверняются грехом, то Бог бес славится. Поэтому избегайте блуда - всякое уклонение человека от исполнения Божьей воли; более того, всякого греха.
«Позаботься о своем теле, как о храме Божием. Позаботься о нем! оно должно воскреснуть, а ты должен дать отчет Богу, что сделал ты со своим телом. Сколько заботишься о врачевание тела, когда оно заболит: столько позаботься о том, чтоб приготовить его к воскресению очищением от всех страстей» - /Авва-евр. слово – значит отец Исаия для народа/.
Используйте свои тела для славы и служения Господу и Творцу для ближних.
Источники: Библия. Мэтью Генри и МакДональд – толкователь.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности