«Всякий сделанный нами грех есть исполнение чужой воли, в чём и нужно каяться. Но если мы оказываем, какую либо благотворительность, исполняя этим волю Божию, то раскаиваться в этом есть страшное преступление, которое наносит большой вред нашей душе. К великому несчастью, у нас, однако случается, даже не редко, что мы, оказывая какую либо помощь своему ближнему, иногда сожалеем после об этом: нам становится, как бы жаль сделанного добродеяния, жаль «потерянного» нашего достояния. Какое грешное сожаление, какое богопротивное раскаяние, кажется, и верить этому трудно, но оно все-таки есть!
«…Говорят: Эта воля состоит из желания? Каково бывает его желание, такова бывает, воля, какова бывает воля, такое деяние, он и делает; какое деяние он делает, такого удела он и достигает. Воля человека, с точки зрения успеха в христианстве, очень важна. Но сильная воля не должна быть спутана с упрямством. Почти все сегодня — страшно упрямые зомби- потерявшие контроль над собой, пугающие остальных по чужой воле».
Насколько противно Богу это раскаяние, это сожаление, приведём об этом два случая, которые приходилось читать. Во дни святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, был один епископ по имени Троил, человек скупой и расчетливый. Однажды святитель Иоанн пригласил его с собою в больницу навестить бедняков, одержимых недугом. Обходя болящихся, Св. Иоанн сказал епископу Троилу: «Вот тебе, прекрасный случай утешить бедную братию и подать им милостыню». Троилу было стыдно отказаться от доброго дела, и он одарил больных по золотой монете, израсходован на это тридцать золотых. Когда вернулся домой, ему до того стало жаль этих денег, что он даже заболел и слёг в постель. Между тем в этот день св. Иоанн посылает ему приглашение к себе на обед: но Троил отказывается, ссылаясь на нездоровье. Тогда св. Иоанн, поняв, в чем дело, берёт 30 золотых и отправляется к болящему епископу. «Я принёс тебе деньги, которые взял у тебя взаимообразно для раздачи в больнице, - сказал он Троилу возьми их; только потрудись написать собственноручно, чтобы Господь отдал мне ту награду, какая следовала за них тебе». Епископ Троил, увидев золото, с радостью поднялся с постели и тут же написал такую расписку: «Боже Милосердный, подаст воздаяние господину моему Иоанну за то золото, которое я, грешный Троил, раздал в больнице, ибо он моё возвратил мне». Отдав эту расписку святителю Иоанну, Троил забыл свою болезнь и пошел к Иоанну обедать. Грустно было видеть угоднику Божию такое, сребролюбие и в ком же? В пастыре Церкви Христовой. И вот св. Иоанн, чтобы вразумить епископа Троила стал молиться Богу за него. И действительно, Господь услышал его святую молитву. В следующую же ночь Троил увидел во сне прекрасный дом, над дверями которого было написано золотыми буквами: «Обитель и покой вечный Троила епископа» Обрадовался он этому видению, как вдруг является некий грозный муж и говорит бывшим при этом доме слугам: «Господь всего мира повелел стереть здесь имя Троила и вместо его написать имя Иоанна патриарха Александрийского, который купил себе этот дом за 30 златых. Итак, перемените надпись». При этих словах Троил проснулся, и ему сделалось страшно от всего виденного. Наутро он пошел к св. Иоанну, со слезами на глазах рассказал ему все виденное и просил у него прощение. С той поры он стал ко всем щедр и милостив и уже больше не жалел того, что раздавал. Так Господь вразумил скупого Троила, не допустил погибнуть душе, снисходя к добрым делам, быть может соделанным им в прежней его жизни, и по молитвам святителя Иоанна Милостивого. Ни один вздох сердечный, ни одна капля слезная не останутся забытыми у Господа. Он, Милосердый Владыка, может поставить нам грешным в цену добрых дел и те скорби, как мы терпим, быть может, поневоле за грехи наши, лишь бы только не роптали мы в этих скорбях, каялись в грехах. Так и епископ Троил, верно имел какое-нибудь доброе дело, за которое Господь и не оставил его.
«А вот и случай, от которого невольно должно бы содрогнуться самое корыстолюбивое сердце. Один богатый человек тяжко заболел и, боясь смерти, он раздал нищим часть своего имения. Бог смиловался над ним, за его милостыню и даровал ему здоровье. Выздоровев, он стал жалеть того, что раздал. Пошёл к своему знакомому, тоже богатому человеку и поведал ему свое горе. Тот уговаривал его не жалеть. «Смотри, чтобы не прогневать тебе этим Господа, - говорил он - ведь ты знаешь, что Бог за милостыню твою тебя почти воскресил из мертвых, как бы ни умереть тебе за это без покаяния. Но он не преставал жалеть розданного. Тогда знакомец говорит ему: Если не хочешь слушать меня, так пойдем в церковь, там только скажи: «Господи, не я подавал милостыню, а вот этот человек, и я тут же тебе отдам всю стоимость того, что ты раздал». Несчастный сребролюбец охотно на это согласился. И вот, только что он взял в руки деньги и сказал упомянутые выше слова, как тут же упал в церкви и умер. Церковнослужители предлагали его товарищу взять назад деньги после умершего, но он отвечал: «Сохрани меня Бог взять то, что я отдал уже Господу, разве это можно? Бог поругаем, не бывает». И деньги эти были розданы нищим.
Вот какой совершался грозный суд Божий над человеком, который не устыдился ради корысти отречься от того доброго дела, за которое сам уже получил великую милость Божию. Оглянемся теперь на себя, братие! Нет ли и между нами таких, которые сделают доброе дело, а после жалеют, что сделали, лучше совсем не делали и не делают. Жаль таких христиан или нет? Вот, например, человек опасно заболел, он просит молиться за него, он и сам вопиет к Богу, как Езекия даёт обещания, и показывает все, что имеет, только бы получить исцеление. И Милосердый Отец Небесный слышит вопль скорбящей души его, и болящий восстаёт от одра болезни. За его гордость и тщеславие ему был вынесен приговор: уж слишком он радовался мирским благам после того, как недавно близко ознакомился и был допущен к божественным благам. Приговор приведен, но ему было сказано, что змея, которую он пригрел на груди, вскоре укусит того, кто ее пригрел.
Богатство, которым он так сильно гордился, скоро станет добычей врага, а его семья будет ограблена. Бог справедливо отнимает у нас то, что делает нас гордыми и становится нашим упованием.
Блажен, сей человек, если он от всей души возблагодарит, Бога за явленную ему милость и не только не будет жалеть о том, что он роздал нищим в дни болезни своей, но сторицею умножит сию милостыню. Но к несчастью, нередко бывает вовсе не так. Он начинает жалеть о том, что потратил на бедных, и если уже нельзя вернуть потраченного, то старается всеми силами, а, иногда пускаясь даже в неправду, лишь бы поскорее нажить то, что имел до болезни... И не дивно было бы, если бы он искал только необходимого; нет, нравится быть рабом своей любимой страсти, - ей служить он хочет по прежнему, а о том, что обещал Господу в трудную минуту жизни, он не думает. Но этот несчастный жалеет, по крайней мере, только о деньгах; если бы можно было, он не прочь бы и добро оставить за собой, только бы деньги были целы. А бывает еще хуже, бывает, что человеку не денег жаль, а жаль именно того, что он сделал доброе дело. Вот, например, оказали помощь человеку в нужде, ради Господа, а человек этот, вместо благодарности, поносит и злословит. Конечно, обидно терпеть такое поношение, и мы начинаем, говорить в кругу своих близких людей: «глупо сделали, что оказали помощь такому негодяю» и т. д. Это тоже большой вред для нашей души. Спаситель Христос в Святом Евангелии говорит: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают» - /Лук.6.32.33/. «А Я говорю вам: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» - /Мат.5.43-44/. Какие утешительные слова! Это составляет знак, что мы Христовы рабы, если добро творим своему врагу, это и есть добро угодное Богу, которое твориться во имя Христово; и если за него нет награды на земле, за это будет велика награда, братие, у Господа на небесах. Аминь.
«Многим из нас это и в голову не приходило. И работали мы кое-как, только бы скорее время прошло, да денег побольше получить, да поработать поменьше, да полегче. Если кто работает на поле, и что-то принёс в кармане и под полой тайком домой, то всё ворованное. А потом посмотрит человек: «Эх, хороши помидорчики, огурчики, яблочки: снесу-ка больной соседке. Жаль, бедный человек более, пусть покушает!» Мы радуемся, будто доброе делаем, а ведь такой дар в очах Божьих гнусен. Вот как лукавая совесть искажает наше понятие о добре. И ещё есть условие, при котором наша милостыня будет иметь какую-то цену.
И.Златоуст говорит: «Милостыня состоит не в том, чтобы давать деньги, а в том, чтобы давать с христианским чувством милосердия». Это, значит, благотворить должно добровольно, охотно. Радушно, с почтительностью и непритворной любовью к бедным, с чувством благодарности к принимающему, помня, что «блаженнее давать, нежели принимать». Надо стараться своей помощью не унизить, не оскорбить человека, которому хотим помочь: «Если кто даёт не с таким расположением, то лучше не давать, ибо не милостыня, а напрасная трата…».
Проверим свою жизнь, и совесть с радостью ли мы благотворим? Великий знаток человеческих душ епископ Феофан Затворник так говорил, как бы о себе, в обличение относящихся к нему духовных совопросников: Я очень жадный человек, потому что всё, что я отдаю другим, отдаю «через жаль». Эти слова обличительны и для нас. Вот и мы такие же.
Мы или вообще не отдаём, или отдаём вот через это «жаль». Должно, наконец, милостыню непременно творить втайне. Должно помогать не по тщеславию и самолюбию, не из желания благодарности и вознаграждения от Бога, а из искренней любви к ближнему. А если будешь «трубить» о своих делах, то тщеславие присоединишь к лицемерию. И тогда видимое другими твоё добро превратится для тебя в явное зло. Поэтому остерегайтесь. Делая добро, лучше и самому не знать о своём добре, т.е. сразу забывать его. И переходить к другим делам. «И тогда правая рука не успеет и не пожелает узнать, что делает левая. А Бог, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Пока мы ещё в мире с теми, кому немного благотворим, то, как будто и не вспоминаем своих малых услуг и добра, а стоит только возникнуть ссоре или вражде, как мы уже начинаем перечислять свои добрые дела по отношению к нынешнему «врагу» и сетовать на его неблагодарность. Вот тут и обнаруживается вся тщеславная пустота наших дел милосердия.
Много мы уже говорим о добродетели милосердия к ближним; по недостатку времени. Кажется, надо бы переходить ко второй духовной стороне этой добродетели – в нашем отношении к самым близким людям к родителям нашим. Не почитаем ли мы за великую тяжесть, кормить, их, одевать и вообще покоить их старость? Обеспечены ли они у нас необходимым? Не вытолкнул ли кто когда мать или отца из дома? Ведь и такое бывает среди нас христиан, хотя и страшно в этом признаться. Может, и не грубо это было, а хитро и ловко, сплавляли мы мать или отца к другим детям или инвалидный дом? Может, отказывались взять из больницы тяжело больных родителей, тяготясь уходом за теми, кто годами растил нас, ночами не спал у нашей колыбели, жертвовал всем, чтобы вырастить нас?
Может и наоборот, переманивали к себе в семью, в дом не из искренней любви и желания послужить родителям, а для получения большей жилплощади или отдельной квартиры, или чтобы мама стала бесплатной нянькой или домработницей в вашей семье. А подрастали внуки, мама старела, слабела и становилась в тягость, начинала раздражать.
«Уделяем ли мы хоть немного нашего времени на эти дела милосердия? У всех нас есть среди знакомых кто-то больной, слабый, немощный – помогаем ли мы им? Нет! У нас всё нет времени и сил на это! Так и говорим при встрече с их родственниками: «Уж простите, некогда зайти, минуточки нет свободной!». А вот на пересуды, на сплетни, на развлечения, на чтение пустых книг и прочее пустое и вредное времяпровождение у нас с избытком хватает, тут мы не дорожим временем! А то и опять жадность одолевает – ведь больному надо что-то принести, да ещё что-то получше, а нам жалко денег на покупку, вот мы, и успокаиваем себя, что нам вообще зайти к больному некогда.
Всегда ли с радостью, с открытым сердцем и душой вы принимаете и успокаиваете странников у себя дома? Не занимались ли вы вымогательством даров или денег от них? Забывая, что это не богачи какие-то приезжают, а люди с такими же доходами, что и у вас, только ещё на дорогу немалые средства тратящие. Неужели и это доброе дело омрачается у нас корыстолюбием? А какое это счастье – оказать приют человеку, приехавшему помолиться Богу, а если ещё позволяет доходы и силы, то и послужить им, успокоить, накормить и напоить чем Бог пошлёт!».
Дела милостыни тогда приятны Господу, когда делаются из своей собственной, приобретённой честным трудом, а не хищением, обманом и неправдою. И чтобы подавать милостыню достаточную, надобно ограничивать свои издержки, например, не покупать излишне дорогие вещи, без коих легко можно обойтись. Ибо это есть похищение собственности бедных, т.к. избытки наши принадлежат только им».
Вот и рассмотрим по чьей воле действие: чужая или своя? Нам нужно твёрдо знать, что своя воля, если она не совпадает с волей Божией, всегда ведёт нас в ад. Как жаль, что люди этого не понимают. Если человек осознаёт свою чёрствость, он должен что-то с этим делать, а не коснеть в своей броне в своей церкви. Закрыться от всего мира только в церкви – воля церкви.
Источники: Библия. Мэтью Генри- толкователь.
|