«Альтруизм: так называется добро» -/Валерий Дорожкин - психолог/. Согласно О.Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других», и подразумевает такое поведение человека, которое приносит пользу другому человеку (или людям) больше, чем требует от последнего каких-либо затрат. Силой, способствующей гуманизации - это рост интереса к личности человека общества.
Альтруизм - бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать собственными интересами. Слово «забота» означает, прежде всего, внимание и старание, прилагаемые к осуществлению какой-либо работы или миссии. «Если бы сегодня какой-нибудь юноша спросил меня: как спасти свою душу, я не раздумывая, - говорит Н.Сербский, - ответил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем».
«Сердце свое он устремляет на то, чтобы изображение было похоже, и забота его — о том, чтоб окончить дело в совершенстве» - /Сир.38. 28/.
В древности недаром писали «зобота»: слово это в родстве с древним «зобь» - «пища», с нашим «зоб» - орган, в который птица складывает склеванный корм. Видимо, «зобота» некогда означало стремление обеспечить пищей, прокормить.
Фридрих Кристоф Отингер, самый выдающийся ученик Бенгельса, теолог, врач и ученый, пишет: «Я врач, батрач¬ка, школьный слуга», и в другом месте: «Я пастух львов, медведей, свиней и некоторых овец. Я посещаю тех и других одинаково».
Даосская притча: «Вспомни, как человек кормит тигра. Он не дает ему живого зверя, ведь убивая его, тигр придет в ярость, Человек не дает тигру целую тушу: терзая ее, тигр придет в ярость. Учитывая все это, кормить тигра нужно своевременно, чтобы он не был голодным. Человек потакает тигру, и тигр с ним ласков; прогневит - и тигр его убивает. Но нужно быть осторожным. Безмерная забота и любовь могут тебя погубить. Так, как-то раз человек, который холил и лелеял свою лошадь, однажды хлопнул ее по спине, желая убить овода. Лошадь лягнула его в грудь, и он погиб. Чрезмерная забота и любовь могут привести к гибели».
«Но, пожалуй, самое интересное заключается в том, что забота о жизни людей не предполагает забыть о жизни своей. Чем больше Вы даете людям, чем больше делаете для того, чтобы они жили хорошо, тем более и более ценным человеком вы становитесь и тем больше и больше получаете от людей благодарности, выраженной и в денежной форме в том числе, если вам это нужно. Это мы говорили о содержании нашей жизни» - /Г.Павленко/.
«Не заботьтесь». Как же жить то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а не заботьтесь. Не томите себя этою заботою, которая съедает вас и день и ночь, и не даёт вам покоя ни на минуту. Забота такая – болезнь греховная».
Мы так закружились в водовороте дел и забот, что не помним; кто мы? Вырвите свою душу хоть на один день в неделю из этой бешеной гонки дел. Отдайте «день седьмой» Господу по заповеди Его. И вы сами убедитесь, насколько упорядочится ваша жизнь. Господь пошлёт благословение на ваши труды, на вашу семью».
«Так не должно быть, особенно если мы последуем примеру человека, о котором рассказал брат Хейгин. Это человек служил в армии в тридцатые годы XX- века, когда правительство США проводило эксперименты с дирижаблями. Вместе с двумя сотнями других солдат ему было поручено перевести дирижабль, который находился в городе под названием Акрос. Представьте себе огромный дирижабль, и вы получите представление о происходящем. На первый взгляд это казалось простым заданием. Всё, это им нужно было сделать, это привязать дирижабль с помощью верёвок к стальной башне, чтобы дирижабль не улетел. Когда солдаты держали верёвки, произошло нечто неожиданное. Дирижабль начал подниматься в воздух. Некоторые солдаты быстро смекнули, что нужно отпустить верёвки. Но не все. Они продолжали держаться за веревки, несмотря на то, что дирижабль поднимался в воздух. Вскоре они уже были в небе, держась за верёвки и пытаясь спасти свою жизнь. Но в конечном итоге, к ужасу тех, кто был на земле, они стали падать. Люди кричали, дети плакали, видя, как один за другим солдаты падали на землю. Некоторые получили серьёзные травмы, другие погибли. В конечном итоге взгляды всех оказались прикованными к последнему солдату. Он находился так высоко в воздухе, что с земли казался игрушечным солдатиком. Люди замерли, ожидая, что он вот-вот упадёт. Но он не падал.
Время шло. Они думали: «Он просто не сможет удержаться!» Прошло ещё какое-то время. «Он может упасть в любую минуту!». Но он всё равно не падал. В конечном итоге его спасли. Они были уверены, что после происшедшего ему потребуется медицинская помощь, поэтому привезли скорую помощь и хотели положить его на носилки. Он отказался от них и сказал, что с ним всё в порядке. «Но ты, должно быть, истощён», - сказали врачи. «Нет. Когда я увидел, что слишком высоко над землёй, то, держась за верёвку, я обмотал её вокруг себя и держался за неё. Не я держал верёвку. Она держала меня». Как говорил брат Хейгин: «Именно так нужно жить верой!». Именно так мы держимся с помощью терпения до тех пор, пока не получим то, о чём мы верили. Вместо того чтобы держаться за Божье обетование своей человеческой силой, мы позволяем Божественной силе внутри этих обетований держать нас. Мы обматываем себя, Словом Божьим и ничего не боимся».
«Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен» - /Пс.90.4/. Вы знаете о чём говорит Бог в этом стихе? Что означают «крылья» Бога? Это – образное выражение, под которым мы имеем в виду нежную заботу о принадлежащих Ему людях, когда они пересекают территорию противника, т.е. мир, в котором мы живём. Вы видели когда-нибудь гнездо лебедя? Эти прекрасные птицы часто делают их среди камышей на берегу озера или реки. Эти гнёзда кажутся необычными, т.к. лебедь берёт на себя тяжёлый труд приносить и складывать друг на друга очень большое количество палочек и сухих веток. Можно видеть несколько раз, как лебедушка садилась на своё гнездо и прикрывала яйца своими белыми красивыми крыльями. Если приблизиться к ней, то она сожмётся настолько, насколько сможет, как будто хочет стать невидимой. Лебедь величественно плавает по воде, и когда появляется опасность для лебедушки, то он поднимает свои перья снежного цвета, вытягивает шею и издаёт угрожающее шипенье. Говорят, что лебедь может ударом крыла сломать руку человека. Когда опасность исчезает, несколько взмахов крыльев – и лебедь возвращается в гнездо. Он опускает перья и грациозно выпрямляет свою длинную шею».
«Крупные писатели отличаются от заурядных, - М.Ерёмин – обозреватель, - в частности и тем, что они не навязывают своих мнений. А больше всего заботятся о том, чтобы возбудить самостоятельную мысль читателя и направить её по тому пути, которые они считают верным»
«В одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Христа в дом свой. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё»- /Лук.10.40-42/.
Она была подлинно трудолюбивой хозяйкой, но иногда настолько, что от одного её вида можно было устать. Нам всем приходилось встречать таких хозяек, в доме которых не знаешь, куда сесть, чтобы что-нибудь не запачкать и не нарушить. У них всегда в руках тряпка и они поправляют диванные подушки в момент, когда вы с них встали, и делают это не сознательно, тут же при вас. Они бегают на кухню во время обеда и почти никогда не садятся за стол с гостями, дабы что-нибудь не забыть и каждому услужить. Но во всём нужна мера – и этому учил Марфу и нас, Христос. Встречается и другая крайность. Есть дома, где вам не подадут и стакана воды, но зато будут развлекать полезными и интересными разговорами. Можно предпочитать разговоры, но пища должна быть на столе, когда в доме гости, пришедшие пусть даже без приглашения. Господь учил Марфу, что не в ужине суть, и не нужно придавать ему слишком много значения. И забывать про пищу также нельзя. Марфа же упивалась своей добродетелью настолько, что возмущались теми, кто не разделял её увлечения в той же мере, что она. Господь объяснил ей: есть разные виды добродетели, и хотя забота о желудке хороша и важна, забота о душе важнее. Примем же мы этот важный урок Иисуса и попросим у Него равновесия во всём, что делаем, попросим способности не перегибать палку даже тогда, когда наше дело кажется нам очень, нужным и полезным».
«Она всегда суетилась, всегда была озабочена, - пишет Ф.Достоевский, выезжала и выходила по нескольку раз в день; но что она делала, о чем заботилась и для чего заботилась, этого я никак не могла угадать».
«Прежде всего, нужно разумно заботиться и уделять силы, внимание, как церкви, так и семье. Порой встречаются две крайности: или человек чрезмерно заботиться о собственной семье, забывая при этом о церкви, или, наоборот: чрезмерно заботиться о церкви, забывая о семье».
Христианский руководитель считается с благом других на первом мес¬те, не считаясь с собственным удобством и своим престижем. Он проявляет благожелательность и сочувствие к проблемам, затруднениям и заботам своих сотрудников, но такое сочувствие, которое укрепляет и подхлестывает, - а не такое, которое разнеживает и расслабляет. Он направляет их доверие всегда к Господу. В каждой настоятельной беде он видит новую возможность для ока¬зания помощи. Нужно запомнить, что когда Бог искал преемника Моисею, то Он избрал Иисуса Навина, человека, по¬казавшего себя верным слугой - /Исх.33.11/.
Д. Э. Хосте, ближайший сотрудник Хадсона Тейлора и его преемник, сказал однажды о секрете руководящей силы Хадсона Тейлора: «Его громадное влияние на нас происходило в силу его сердечного сочувствия и понимающего взвешивания блага окружающих его лиц. Высокое мерило самопожертвования и упорная работа никогда не меша¬ли ему чувствовать симпатию и сочувствовать тем, кто в этом отношении не мог пойти так далеко, как он. Он про¬являл глубокое сочувствие к неудачам и слабостям своих братьев и смог этим помочь многим из них, способствуя их большей самоотдаче».
«Причиною неудач было именно то, - пишет Н.Добролюбов, - что до начала войны не позаботились ни о чем, что необходимо было для успеха». «Да и не стоит об этом заботиться…пишет М.Горький, - недоросль и лентяй - ищет оправдания своей лени…».
Мы так закружились в водовороте дел и забот, что не помним; кто мы? Вырвите свою душу хоть на один день в неделю из этой бешеной гонки дел. Отдайте «день седьмой» Господу по заповеди Его. И вы сами убедитесь, насколько упорядочится ваша жизнь. Господь пошлёт благословение на ваши труды, на вашу семью».
Если вы тоже привыкли обо всём заботиться, не огорчайтесь! Рик Уоррен, автор книги: «Жизнь со смыслом и целью» писал: «Когда вы вновь и вновь обдумываете какую-то проблему, это называется забота. Когда вы вновь и вновь обдумываете что-то из Слова Божьего, это называется размышление. Если вы умеете заботиться, значит, вы умеете и размышлять. Чем больше размышляешь над Словом Божьим, тем меньше нужно заботиться. Чем больше думаешь о Слове Божьем, тем меньше времени думать о своих заботах.
«Довольно для каждого дня своей заботы» - /Мт.6.34/. Не заботьтесь! Блага морочат человеческое сердце, давая ему, беспечность и беззаботность; в действительности же, однако, они как раз и причиняют ему заботу. Сердце, жадное до сокровищ, получает вместе с ними удушливое бремя забот. Забота творит сокровища, и сокровища творят заботу. Мы хотим обеспечить свою жизнь благами, хотим заботами стать беззаботными; но в действительности здесь доказывается противоположное. Кандалы, сковывающие нас с благами, удерживающие блага, сами суть заботы. Злоупотребление благами состоит в том, что мы употребляем их для попечения о следующем дне.
Забота всегда направлена в завтра. Блага же в строжайшем смысле предназначены на сегодня. Смущает сегодня как раз попечение о завтрашнем дне. Каждому дню достаёт своих хлопот. Кто утром положится всецело на Господа, получает сегодня всё, что ему надобно для жизни, только тот воистину обеспечен. Получая каждый день, я делаюсь, свободен от завтрашнего дня. Мысль о завтрашнем дне доставляет мне бесконечные заботы. «Не заботьтесь о завтрашнем дне» - это либо ужасная насмешка над нищими и убогими, непосредственно к которым обращается Иисус. Это не следует понимать как житейскую мудрость, как закон. Это нужно постигать только как благую весть от Иисуса Христа. Только последовавший, узнавший Иисуса, воспринимает это слово как обещание любви Его Отца и свободу от всех вещей. Не забота делает ученика беззаботным, но вера в Иисуса Христа. Отныне Он знает: мы можем вовсе не заботиться. Следующий день, следующий час от нас полностью отъят. Это бессмысленно – делать вид, как будто мы вообще способны заботиться. Ведьмы можем изменить положение вещей в мире. Заботиться может лишь Бог, поскольку Он правит миром. Поскольку мы можем не заботиться, поскольку мы полностью бессильны, то в силу этого мы также должны не заботиться. В противном случае мы приписываем себе власть Бога.
Но последовавший знает также, что он не только не может или не должен заботиться, но что ему и нет нужды заботиться. Не забота даёт ежедневный хлеб (но также и не работа), но Отец Небесный. Птицы небесные и лилии не работают и не прядут, и всё же они сыты и одеты, ежедневно и без заботы получая своё. Мирские блага им нужны только для сегодняшней жизни, они не собирают и тем возносят хвалу своему Творцу, не своим прилежанием, не своей работой, не своей заботой, но через каждодневное, простодушное получение ниспосылаемых Богом даров. Так птицы небесные и лилии становятся примером для последовавших. Иисус отменяет причинную связь работы и пропитания, неизбежную, если она каждодневный хлеб как награду за работу, но говорит о беззаботном простодушии того, кто, идя путями Иисуса, всё получает от Бога.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности