«С Сиона, который есть верх красоты, является Бог»- /Пс.49.2/.
«Красота» - то, что доставляет эстетическое наслаждение. Красота внутреннего человека вот главное украшение христианина, и, особенно, сдержанный, кроткий и молчаливый нрав делает прекрасным и мужчину и женщину. «Красота - это не столько те прекрасные одежды, которыми мы украшаем себя, (истинная) красота - это красота разума и воспитанности». Самая главная красота в христианстве - это красота нрава и внутреннего мира человека. Красота взаимоотношений между людьми и взаимопомощь бывает внешней и внутренней, и из истории христианской цивилизации видно, какое значение имела именно внутренняя красота христиан».
«Красота требует жертв» – нерушимый аргумент в пользу высоких каблуков, пластических операций, выщипанных бровей. В отношении последних двух имеет однозначный ответ – нельзя! Запрет! Но в погоне за красотой сёстры и иногда даже братья преступают границы дозволенного. В сознании масс иногда начинает преобладать тот или иной стереотип в отношении того, что называется человеческой красотой, так называемые «эталоны красоты». У внешней красоты не может быть норм или стандартов, и выглядит очень самонадеянно со стороны некоторых людей «определять» эти самые нормы, а со стороны других глупо принимать их.
«Действительно, играет ли видимая красота вещей принципиальную роль в деле спасения человека или она необходима лишь на первой, «чувственной» ступени богопознания, а затем необходимость в ней естественным образом отпадает? Нужна ли красота мира тому, кто хочет отрешиться от мира? Что есть утрата красоты – достижение бесстрастия или потеря связи с красотой истинной, с Богом? Задумывались ли мы когда-нибудь о том, что творить красоту вокруг себя есть сущностная потребность души, приближающейся к Божеству?» - /игумен Никон (Головко).
Истинная красота человека - в сиянии его лица. Чем сильнее лицо «связано» с глубинным смыслом жизни, тем сильнее оно сияет истинной красотой. Красота же (йофи) — это не обман, это то, что существует на самом деле. Но и о ней говорит царь Шломо: «если это красота только внешняя, то она «суетна» (эвель — буквально: «пар»), т.е. непрочна, быстро «испаряется».
Красота (на иврите «йофи») означает не только красоту, но и полную гармонию. Тора довольно открыто говорит о красоте. Это один из вдохновляющих элементов Торы – ее честность в отношении человеческих слабостей и эмоций.
«Одного просил я у Господа,- пишет Давид, - того только ищу, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» - /Пс.26.4/ чтобы видеть проявления красоты Духа во всем. Редко у Христиан возникает такое единственное желание в жизни, чтобы только иметь возможность созерцать красоту Бога и посещать Дом Его.
Что такое красота и почему она так волнует сердца и умы человеческие? В чем ее сущность и тайна? Откуда она возникла и для чего существует? С древнейших времен тайна красоты тревожила мысль и сердца людей, побуждала их размышлять и высказывать суждения о прекрасном. Поется: «Ты подаешь жизнь сердцам твоею красотою, которая и есть жизнь».
Пытаясь понять тайну красоты через категорию меры, Демокрит утверждал, что жить, нужно наслаждаясь, но человек должен стремиться не ко всякому наслаждению, а только к тому, какое для него полезно и связано с красотой». Уподобиться Богу в любви, ибо любовь – это наивысший образ вечной и непреходящей красоты.
Гоголь ясно понимал, что красота в отрыве от Бога и нравственности, может быть обманчивой и губительной, а за внешней красивостью может таиться страшное и коварное зло: «Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице, вместо того чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны; самый порок дышит в них миловидностью…». По глубокомысленному суждению Н.А.Бердяева, внешняя красота может быть лишь обманчивой маской, она может прикрывать внутреннюю неприглядность, возможна обманчивая красота в мужчинах и женщинах как у Гоголя в «Невском проспекте».
«Красота - это страшная и ужасная вещь, - говорит Дмитрий Карамазов. - Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречья вместе живут». Дмитрий добавляет, что в поисках красоты человек «начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским». И приходит к такому заключению: «Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь». В падшем мире красота носит опасный, двойственный характер: она не только спасительна, но и может ввести в глубокий соблазн. «Скажи, откуда ты приходишь, Красота? Твой взор — лазурь небес иль порожденье ада?» — вопрошает Шарль Бодлер. Еву прельстила именно красота плода, предложенного ей змием: она увидела, что он приятен для глаз» - /Быт. 3.6/. Само очарование красотой, которое превращает ее из таинства в идола, может оказаться западней, которая изображает мир как нечто непонятное и неясное. Красота перестает быть источником очищения, когда, вместо того, чтобы направлять ввысь, становится самоцелью.
Тайна красоты, ее сущности и смысла – ключевая тема богословия красоты, опирающегося на Божественное Откровение и мысли древних философов, учивших, что красота – это вечное свойство Божие, она – путеводная звезда, ведущая нас к познанию Бога, ибо Он – источник всех благ, истин и красот.
«Бог есть наивысшая красота, к Нему ты должен возводить ум и помыслы и не содержать в мысли ничего, кроме желания увидеть Его». Святитель Иоанн Златоуст писал о Боге: «красота этого блаженного и нетленного Существа неизъяснима, ни с чем несравненна, превосходнее всякого слова и выше всякого разумения».
Существует эстетическое прельщение – возведение красоты в культ и отрицание иных ценностей – истины, добра, утонченное идолопоклончество и грех богоотступничества. «Люди забыли, что в Церкви есть красота. Вместо воскресной службы многие идут в горы, к озерам, на море, потому что все это прекрасно. Безусловно, это своего рода проповедь Творца, но я, - говорит Максимус Урбанович, - чувствовал, что именно красота Церкви влечет меня».
И только Бог есть источник подлинной красоты. Значит, человек обретает истинную, вечную, а не временную и изменчивую красоту лишь в приобщении к Богу. Только тот, кто в глубинах сердца обращается к Богу, соприкасается с вечной, подлинной Красотой, украшающего человека не тварными драгоценностями. Когда же эта истинная красота отсутствует в душе, там воцаряется мрак, тоска, там царит безобразие.
Помните из сказки Андерсена, глаза Снежной королевы сияли холодом. А Андерсен, как христианин, порой вкладывал в свои сказки глубокие, важные идеи. Так вот за внешней красотой Снежной королевы не было внутренней, истинной красоты. Как пишет Андерсен, «глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было, ни теплоты, ни кротости». Потому-то и «поцелуй ее был холоднее льда». Нужен ли нам такой поцелуй? Подумайте, какой поцелуй в церкви: как лёд или как нежность любви?
«Только красота, сочетающаяся со скромностью, - пишет М. Сервантес, - имеет право называться красотою. Красота же без скромности — это не красота, всего-навсего миловидность».
«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле» - / А.П. Чехов./
«О, как велика красота Бога!» - /Зах.9.17/. Найди себя в любви, а не в лести твоих зеркал. Вот лицо мое - словно прекрасный тюльпан, Вот мой стройный, как ствол кипарисовый, стан. Одного, сотворенный из праха, не знаю: Для чего этот облик мне скульптором дан?» - /Омар Хайям/. «Красота - это открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце»- /А.Шопенгауэр/.«В сердце того, кто страстно стремится к красоте, она сияет ярче, чем в глазах созерцающего ее. /Х.Джубран/
Красота для Рериха - это внутренний свет человека, пробудившийся к действию, жаждущий творческого воплощения. Известно, что слова «любовь», «красота», «действие» художник считал формулой международного языка.
Красота утверждается руками человеческими. Вводить прекрасное всюду - такова обязанность человека, призванного к творчеству.
Тайну и красоту познания для Рериха олицетворяет традиционный образ сказочных врат. Этот аллегорический образ обретает вещественность и конкретность.
Этот чудесный, этот суждённый человечеству ключ – красота его творческого труда. Он открывает все врата. Под знаком творческой красоты, под знаком созидательного утверждения и вершится непрестанное восхождение пути человеческого». /Из книги В. Сидоров «На вершинах» /.
Из высказываний: «...Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно «старое». Почему нам нужно отворачиваться от истинно-прекрасного, отказываться от него, как от исходного пункта для дальнейшего развития, только на том основании, что оно «старо»?»
Многие из вас говорили, что мир спасёт красота, а вот религиозный мыслитель XX века Николай Бердяев был убеждён, что красота сама нуждается в защите.
Благословенна миссия прекрасного. Вдвойне благословенна она на путях в грядущее. При новом, созидании и новом строительстве линия просвещении и красоты не должна быть забыта ни на мгновение. Наоборот — она должна быть усилена. Это — закон, это ближайший распорядок.
Человек постоянно находится в пространстве мучительных вопросов бытия. Что есть красота? Каково её назначение на земле? Может ли служение красоте стать смыслом жизни? Для каждого нового поколения, отдельного человека эти вопросы встают в своей неразрешимости и извечной притягательности. Идеал, прекрасное, великое, красота - эти слова и понятия наиболее близки мировоззрению Ф.М. Достоевского. Писатель-гуманист создаёт самое лирическое из своих произведений - роман-поэму «Идиот» - о невероятно трудной и тернистой судьбе красоты, путь которой пролегает в гуще то ежедневной, уныло-будничной, то жестокой трагической жизни героев. «Идиот» - открытая книга, как и все великие произведения Достоевского. Высокую оценку романа дал М.Е. Салтыков-Щедрин: «Стремление человеческого духа прийти к равновесию и гармонии существует непрерывно, переходит от одного поколения к другому, наполняя собой содержание истории». Проблема человеческого духа, стремящегося к гармонии, - центральная тема романа «Идиот».
Достоевский писал в романе «Братья Карамазовы»: «Красота - это страшная и ужасная вещь!.. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Красота!.. иной, высший с сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским…. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей». Как данная мысль соотносится с идеей романа «Идиот»?
И, все же, если попытаться определить красоту в самом максимальном фундаментальном ее значении, то станет понятно, что красота – это то, что вносит гармонию и порядок в душу человека. Ибо созерцание красоты дает человеку ощущение полноты бытия. Полноты, к которой уже нечего добавить, полноты, в которой пропадают все стремления к чему-то более высокому и захватывающему. Полноты, в которой останавливается само время, в которой пропадает ощущение раздробленности жизни, т.к. красота собирает душу человека в нечто целое и простое, в состояние, когда человеку становиться просто хорошо, в состояние, когда мы чувствуем некую приобщенность к благу, в состояние, когда хочется, чтобы это благо продлилось всегда. Однако если руководствоваться этим понятием красоты, то со всей очевидностью мы сможем понять, что наивысшая красота – есть Бог и только Бог.
«Пожалуй, ни к одному из русских писателей-прозаиков XIX века не подойдёт определение – певец красоты, в такой же степени как к И.С.Тургеневу. Он умел чувствовать и запечатлевать в художественном слове и красоту природы, и красоту человека. Не внешнюю только, но красоту мысли, идеи, поступка, и, прежде всего – чувств, тончайших движений души человеческой. Красоту русской женщины, благородства её устремлений, идеалов. Это вовсе не значит, что Тургенев обращался только к тем сторонам действительности, которые были, так или иначе отмечены печатью красоты. Нет, он не выискивал в жизни исключительные явления, ему незачем было делать это, ибо по его глубокому убеждению, по его пониманию жизни, отношению к ней, - «прекрасное разлито всюду.…Но оно нигде не сияет с такой силой, как в человеческой индивидуальности…».
Что такое красота человека? Казалось бы, все очень просто. Но, тем не менее, понятие о красоте. О красоте человека в частности, одно из наиболее трудных для определения и точной формулировки не имеет. Так как для любого из нас под красотой понимается что-то свое, особенное, подчас не понятное другим. Так, например, у каждой национальности существует свой определенный эталон красоты, кроме того, в любой стране есть такое понятие как «модельная внешность», хотя в реальной жизни длинноногие красавицы нравятся далеко не всем. Также красота человека с точки зрения врача, художника, писателя, спортсмена и т.д. безусловно, будет отличаться. Найти истину в столь непростом вопросе невозможно, но можно рассмотреть так называемые виды красоты человека, которые составляют единое целое, и которые являются критериями ее оценки.
Но не блеснет красота подслеповатому глазу. Нужно захотеть увидеть красиво. Без красивости, но в величии самой красоты. Счастье в том, что красота неиссякаема. Во всяком обиходе красота может блеснуть и претворить любую жизнь. Нет запретов для нее. Нет затворов пресекающих».
«Радость, сужденную всему миру», Рерих возвещает в словах торжественных и возвышенных. «Час утверждения красоты в жизни пришел. Пришел. Пришел в восстании народов. Пришел в грозе и молнии».
Красота с большой буквы (как пишет её нередко Рерих) имеет свою довольно сложную историю. Иногда это слово насыщали мистическим полумраком. Иногда оно становилось отвлечённостью и безжизненным символом, ибо в угоду определённой тенденции его пытались монополизировать. А иногда оно звучало всеохватно: «Прекрасно есть жизнь!»
Не будем сосредоточивать внимание на внешнем начертании слово. Посмотрим, каким духовным содержанием обеспечена его устремлённость - что значило оно для художника. А для него оно значило вот что.
«В красоте - не сентимент, но реальность, мощная, подымающая, ведущая. В глубинах сознания нечто уже было известно, но нужна была искра, чтобы заработала действие. Блеснет искра, осияет блеском прекрасным, и умаявшийся труженик опять восстанет полный сил и желаний, захочет и совершит. А препоны и трудности окажутся возможностями.
Если христианин не наполняется красотой этой жизни, он не будет расти в красоте и не сможет исполнить замысел Бога для него. Руссо сказал: «Если убрать из нашего сердца любовь к прекрасному, мы лишимся всей прелести жизни». Красота играет важную роль в жизни верующего человека, но вопрос красоты редко обсуждается всерьез. Доктор Генри Фосдик как-то сказал: «Ничто в человеческой жизни, и наименее всего в религии, не истинно, если только оно не прекрасно - красота». Ничего из того, что поистине Христу подобно, не может быть уродливым. Все плоды Духа - прекрасны. Красота – это не роскошь, а необходимость, чтобы жить хорошей и благочестивой жизнью. Фрэнк Габелейн пишет: «Евангельские верующие отвернулись от искусства, как отчего-то второстепенного и лишнего, рискнув обеднить самих себя и стать неэффективными свидетелями. Ибо искусство, как выражение истины через красоту, нельзя отбросить, как роскошь. Красота – это не роскошь, а образ жизни.
К сожалению, когда речь идет о чем-то красивом, то оказывается, что многие христиане имеют слишком низкие стандарты. Миссис Тед Динерт, младшая дочь Билли Грэма, она отметила: «Я считаю, что истинная красота исходит из сердца. Это нечто, что можно вырастить». «Никакая внешняя красота не может быть полной, Виктор Гюго, - если она не оживлена красотой внутренней».
Перевод греческого слова «филокалия» - любовь к красоте.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности