Для ТЕБЯ - христианская газета

Красота реальности
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Красота реальности



«С Сиона, который есть верх красоты, является Бог»- /Пс.49.2/.
«Красота» - то, что доставляет эстетическое наслаждение. Красота внутреннего человека вот главное украшение христианина, и, особенно, сдержанный, кроткий и молчаливый нрав делает прекрасным и мужчину и женщину. «Красота - это не столько те прекрасные одежды, которыми мы украшаем себя, (истинная) красота - это красота разума и воспитанности». Самая главная красота в христианстве - это красота нрава и внутреннего мира человека. Красота взаимоотношений между людьми и взаимопомощь бывает внешней и внутренней, и из истории христианской цивилизации видно, какое значение имела именно внутренняя красота христиан».
«Красота требует жертв» – нерушимый аргумент в пользу высоких каблуков, пластических операций, выщипанных бровей. В отношении последних двух имеет однозначный ответ – нельзя! Запрет! Но в погоне за красотой сёстры и иногда даже братья преступают границы дозволенного. В сознании масс иногда начинает преобладать тот или иной стереотип в отношении того, что называется человеческой красотой, так называемые «эталоны красоты». У внешней красоты не может быть норм или стандартов, и выглядит очень самонадеянно со стороны некоторых людей «определять» эти самые нормы, а со стороны других глупо принимать их.
«Действительно, играет ли видимая красота вещей принципиальную роль в деле спасения человека или она необходима лишь на первой, «чувственной» ступени богопознания, а затем необходимость в ней естественным образом отпадает? Нужна ли красота мира тому, кто хочет отрешиться от мира? Что есть утрата красоты – достижение бесстрастия или потеря связи с красотой истинной, с Богом? Задумывались ли мы когда-нибудь о том, что творить красоту вокруг себя есть сущностная потребность души, приближающейся к Божеству?» - /игумен Никон (Головко).
Истинная красота человека - в сиянии его лица. Чем сильнее лицо «связано» с глубинным смыслом жизни, тем сильнее оно сияет истинной красотой. Красота же (йофи) — это не обман, это то, что существует на самом деле. Но и о ней говорит царь Шломо: «если это красота только внешняя, то она «суетна» (эвель — буквально: «пар»), т.е. непрочна, быстро «испаряется».
Красота (на иврите «йофи») означает не только красоту, но и полную гармонию. Тора довольно открыто говорит о красоте. Это один из вдохновляющих элементов Торы – ее честность в отношении человеческих слабостей и эмоций.
«Одного просил я у Господа,- пишет Давид, - того только ищу, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» - /Пс.26.4/ чтобы видеть проявления красоты Духа во всем. Редко у Христиан возникает такое единственное желание в жизни, чтобы только иметь возможность созерцать красоту Бога и посещать Дом Его.
Что такое красота и почему она так волнует сердца и умы человеческие? В чем ее сущность и тайна? Откуда она возникла и для чего существует? С древнейших времен тайна красоты тревожила мысль и сердца людей, побуждала их размышлять и высказывать суждения о прекрасном. Поется: «Ты подаешь жизнь сердцам твоею красотою, которая и есть жизнь».
Пытаясь понять тайну красоты через категорию меры, Демокрит утверждал, что жить, нужно наслаждаясь, но человек должен стремиться не ко всякому наслаждению, а только к тому, какое для него полезно и связано с красотой». Уподобиться Богу в любви, ибо любовь – это наивысший образ вечной и непреходящей красоты.
Гоголь ясно понимал, что красота в отрыве от Бога и нравственности, может быть обманчивой и губительной, а за внешней красивостью может таиться страшное и коварное зло: «Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице, вместо того чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны; самый порок дышит в них миловидностью…». По глубокомысленному суждению Н.А.Бердяева, внешняя красота может быть лишь обманчивой маской, она может прикрывать внутреннюю неприглядность, возможна обманчивая красота в мужчинах и женщинах как у Гоголя в «Невском проспекте».
«Красота - это страшная и ужасная вещь, - говорит Дмитрий Карамазов. - Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречья вместе живут». Дмитрий добавляет, что в поисках красоты человек «начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским». И приходит к такому заключению: «Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь». В падшем мире красота носит опасный, двойственный характер: она не только спасительна, но и может ввести в глубокий соблазн. «Скажи, откуда ты приходишь, Красота? Твой взор — лазурь небес иль порожденье ада?» — вопрошает Шарль Бодлер. Еву прельстила именно красота плода, предложенного ей змием: она увидела, что он приятен для глаз» - /Быт. 3.6/. Само очарование красотой, которое превращает ее из таинства в идола, может оказаться западней, которая изображает мир как нечто непонятное и неясное. Красота перестает быть источником очищения, когда, вместо того, чтобы направлять ввысь, становится самоцелью.
Тайна красоты, ее сущности и смысла – ключевая тема богословия красоты, опирающегося на Божественное Откровение и мысли древних философов, учивших, что красота – это вечное свойство Божие, она – путеводная звезда, ведущая нас к познанию Бога, ибо Он – источник всех благ, истин и красот.
«Бог есть наивысшая красота, к Нему ты должен возводить ум и помыслы и не содержать в мысли ничего, кроме желания увидеть Его». Святитель Иоанн Златоуст писал о Боге: «красота этого блаженного и нетленного Существа неизъяснима, ни с чем несравненна, превосходнее всякого слова и выше всякого разумения».
Существует эстетическое прельщение – возведение красоты в культ и отрицание иных ценностей – истины, добра, утонченное идолопоклончество и грех богоотступничества. «Люди забыли, что в Церкви есть красота. Вместо воскресной службы многие идут в горы, к озерам, на море, потому что все это прекрасно. Безусловно, это своего рода проповедь Творца, но я, - говорит Максимус Урбанович, - чувствовал, что именно красота Церкви влечет меня».
И только Бог есть источник подлинной красоты. Значит, человек обретает истинную, вечную, а не временную и изменчивую красоту лишь в приобщении к Богу. Только тот, кто в глубинах сердца обращается к Богу, соприкасается с вечной, подлинной Красотой, украшающего человека не тварными драгоценностями. Когда же эта истинная красота отсутствует в душе, там воцаряется мрак, тоска, там царит безобразие.
Помните из сказки Андерсена, глаза Снежной королевы сияли холодом. А Андерсен, как христианин, порой вкладывал в свои сказки глубокие, важные идеи. Так вот за внешней красотой Снежной королевы не было внутренней, истинной красоты. Как пишет Андерсен, «глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было, ни теплоты, ни кротости». Потому-то и «поцелуй ее был холоднее льда». Нужен ли нам такой поцелуй? Подумайте, какой поцелуй в церкви: как лёд или как нежность любви?
«Только красота, сочетающаяся со скромностью, - пишет М. Сервантес, - имеет право называться красотою. Красота же без скромности — это не красота, всего-навсего миловидность».
«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле» - / А.П. Чехов./
«О, как велика красота Бога!» - /Зах.9.17/. Найди себя в любви, а не в лести твоих зеркал. Вот лицо мое - словно прекрасный тюльпан, Вот мой стройный, как ствол кипарисовый, стан. Одного, сотворенный из праха, не знаю: Для чего этот облик мне скульптором дан?» - /Омар Хайям/. «Красота - это открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце»- /А.Шопенгауэр/.«В сердце того, кто страстно стремится к красоте, она сияет ярче, чем в глазах созерцающего ее. /Х.Джубран/
Красота для Рериха - это внутренний свет человека, пробудившийся к действию, жаждущий творческого воплощения. Известно, что слова «любовь», «красота», «действие» художник считал формулой международного языка.
Красота утверждается руками человеческими. Вводить прекрасное всюду - такова обязанность человека, призванного к творчеству.
Тайну и красоту познания для Рериха олицетворяет традиционный образ сказочных врат. Этот аллегорический образ обретает вещественность и конкретность.
Этот чудесный, этот суждённый человечеству ключ – красота его творческого труда. Он открывает все врата. Под знаком творческой красоты, под знаком созидательного утверждения и вершится непрестанное восхождение пути человеческого». /Из книги В. Сидоров «На вершинах» /.
Из высказываний: «...Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно «старое». Почему нам нужно отворачиваться от истинно-прекрасного, отказываться от него, как от исходного пункта для дальнейшего развития, только на том основании, что оно «старо»?»
Многие из вас говорили, что мир спасёт красота, а вот религиозный мыслитель XX века Николай Бердяев был убеждён, что красота сама нуждается в защите.
Благословенна миссия прекрасного. Вдвойне благословенна она на путях в грядущее. При новом, созидании и новом строительстве линия просвещении и красоты не должна быть забыта ни на мгновение. Наоборот — она должна быть усилена. Это — закон, это ближайший распорядок.
Человек постоянно находится в пространстве мучительных вопросов бытия. Что есть красота? Каково её назначение на земле? Может ли служение красоте стать смыслом жизни? Для каждого нового поколения, отдельного человека эти вопросы встают в своей неразрешимости и извечной притягательности. Идеал, прекрасное, великое, красота - эти слова и понятия наиболее близки мировоззрению Ф.М. Достоевского. Писатель-гуманист создаёт самое лирическое из своих произведений - роман-поэму «Идиот» - о невероятно трудной и тернистой судьбе красоты, путь которой пролегает в гуще то ежедневной, уныло-будничной, то жестокой трагической жизни героев. «Идиот» - открытая книга, как и все великие произведения Достоевского. Высокую оценку романа дал М.Е. Салтыков-Щедрин: «Стремление человеческого духа прийти к равновесию и гармонии существует непрерывно, переходит от одного поколения к другому, наполняя собой содержание истории». Проблема человеческого духа, стремящегося к гармонии, - центральная тема романа «Идиот».
Достоевский писал в романе «Братья Карамазовы»: «Красота - это страшная и ужасная вещь!.. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Красота!.. иной, высший с сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским…. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей». Как данная мысль соотносится с идеей романа «Идиот»?
И, все же, если попытаться определить красоту в самом максимальном фундаментальном ее значении, то станет понятно, что красота – это то, что вносит гармонию и порядок в душу человека. Ибо созерцание красоты дает человеку ощущение полноты бытия. Полноты, к которой уже нечего добавить, полноты, в которой пропадают все стремления к чему-то более высокому и захватывающему. Полноты, в которой останавливается само время, в которой пропадает ощущение раздробленности жизни, т.к. красота собирает душу человека в нечто целое и простое, в состояние, когда человеку становиться просто хорошо, в состояние, когда мы чувствуем некую приобщенность к благу, в состояние, когда хочется, чтобы это благо продлилось всегда. Однако если руководствоваться этим понятием красоты, то со всей очевидностью мы сможем понять, что наивысшая красота – есть Бог и только Бог.
«Пожалуй, ни к одному из русских писателей-прозаиков XIX века не подойдёт определение – певец красоты, в такой же степени как к И.С.Тургеневу. Он умел чувствовать и запечатлевать в художественном слове и красоту природы, и красоту человека. Не внешнюю только, но красоту мысли, идеи, поступка, и, прежде всего – чувств, тончайших движений души человеческой. Красоту русской женщины, благородства её устремлений, идеалов. Это вовсе не значит, что Тургенев обращался только к тем сторонам действительности, которые были, так или иначе отмечены печатью красоты. Нет, он не выискивал в жизни исключительные явления, ему незачем было делать это, ибо по его глубокому убеждению, по его пониманию жизни, отношению к ней, - «прекрасное разлито всюду.…Но оно нигде не сияет с такой силой, как в человеческой индивидуальности…».
Что такое красота человека? Казалось бы, все очень просто. Но, тем не менее, понятие о красоте. О красоте человека в частности, одно из наиболее трудных для определения и точной формулировки не имеет. Так как для любого из нас под красотой понимается что-то свое, особенное, подчас не понятное другим. Так, например, у каждой национальности существует свой определенный эталон красоты, кроме того, в любой стране есть такое понятие как «модельная внешность», хотя в реальной жизни длинноногие красавицы нравятся далеко не всем. Также красота человека с точки зрения врача, художника, писателя, спортсмена и т.д. безусловно, будет отличаться. Найти истину в столь непростом вопросе невозможно, но можно рассмотреть так называемые виды красоты человека, которые составляют единое целое, и которые являются критериями ее оценки.
Но не блеснет красота подслеповатому глазу. Нужно захотеть увидеть красиво. Без красивости, но в величии самой красоты. Счастье в том, что красота неиссякаема. Во всяком обиходе красота может блеснуть и претворить любую жизнь. Нет запретов для нее. Нет затворов пресекающих».
«Радость, сужденную всему миру», Рерих возвещает в словах торжественных и возвышенных. «Час утверждения красоты в жизни пришел. Пришел. Пришел в восстании народов. Пришел в грозе и молнии».
Красота с большой буквы (как пишет её нередко Рерих) имеет свою довольно сложную историю. Иногда это слово насыщали мистическим полумраком. Иногда оно становилось отвлечённостью и безжизненным символом, ибо в угоду определённой тенденции его пытались монополизировать. А иногда оно звучало всеохватно: «Прекрасно есть жизнь!»
Не будем сосредоточивать внимание на внешнем начертании слово. Посмотрим, каким духовным содержанием обеспечена его устремлённость - что значило оно для художника. А для него оно значило вот что.
«В красоте - не сентимент, но реальность, мощная, подымающая, ведущая. В глубинах сознания нечто уже было известно, но нужна была искра, чтобы заработала действие. Блеснет искра, осияет блеском прекрасным, и умаявшийся труженик опять восстанет полный сил и желаний, захочет и совершит. А препоны и трудности окажутся возможностями.
Если христианин не наполняется красотой этой жизни, он не будет расти в красоте и не сможет исполнить замысел Бога для него. Руссо сказал: «Если убрать из нашего сердца любовь к прекрасному, мы лишимся всей прелести жизни». Красота играет важную роль в жизни верующего человека, но вопрос красоты редко обсуждается всерьез. Доктор Генри Фосдик как-то сказал: «Ничто в человеческой жизни, и наименее всего в религии, не истинно, если только оно не прекрасно - красота». Ничего из того, что поистине Христу подобно, не может быть уродливым. Все плоды Духа - прекрасны. Красота – это не роскошь, а необходимость, чтобы жить хорошей и благочестивой жизнью. Фрэнк Габелейн пишет: «Евангельские верующие отвернулись от искусства, как отчего-то второстепенного и лишнего, рискнув обеднить самих себя и стать неэффективными свидетелями. Ибо искусство, как выражение истины через красоту, нельзя отбросить, как роскошь. Красота – это не роскошь, а образ жизни.
К сожалению, когда речь идет о чем-то красивом, то оказывается, что многие христиане имеют слишком низкие стандарты. Миссис Тед Динерт, младшая дочь Билли Грэма, она отметила: «Я считаю, что истинная красота исходит из сердца. Это нечто, что можно вырастить». «Никакая внешняя красота не может быть полной, Виктор Гюго, - если она не оживлена красотой внутренней».
Перевод греческого слова «филокалия» - любовь к красоте.

Источники: Библия.





Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 443 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Быть неразумной девой - Николай Николаевич

2.Бог. \"Байтерек\" Сергея - неавторитетный труд. - Наталия Маркова

О многом понемногу. Глава 4. Афоризмы - Виталий Александров

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Проза :
Танец дождя - Игорь Попов

Поэзия :
Перерождение. - .Мартынова Юлия

Поэзия :
Нет тревоги в Боге - Шмуль Изя

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100