«Наша жизнь — путешествие, идея - Виктор Гюго, - путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало».
Слово идея пришло из ионийского диалекта греческого языка, где ейдо означало «вижу, созерцаю». Идеи как видимость истины лежат в основе человеческой логики.
Приступает к реализации темы, у него уже есть вариант ее решения, и это - зерно идеи. Н.В. Гоголь писал, что тема есть идея еще не высказанная.
Идея - это решение какого-то вопроса, какой-то темы. Весь процесс создания произведения - это процесс раскрытия и решения темы и ее трансформации в идею. Никогда не является открытой и не бывает статичной. Она гибнет, как только перестает развиваться, или становится банальной и вредной.
Плодотворная идея может жить тысячелетия, она не пропадает в конце произведения, а уходит с человеком и появляется всякий раз, когда к произведению обращаются вновь.
«Человек своим умом извлекает идеи. Он может прочитывать внутри существ, что они собой представляют, и отчасти уяснять для себя ту идею, какую Бог осуществил, их создавая, а затем выразить самому себе это знание».
«Еще одна идея, - это так называемая идея осознанного правосознания. Она происходила из психологической школы права, которая возводила право не к закону, а к коллективной церкви по интересу...». «Люди прячутся - М. Горький, - друг от друга в идеях интереса».
«Эта идея - заря великой истины. Как выразился один знаменитый учёный: «Ни одна церковь, ни один народ не может получить спасение в целом». Идея «избранного народа» несостоятельна по этой фундаментальной причине. Взаимоотношения с Богом носят чисто индивидуальный характер. Человек должен и отдать своё сердце и подчинить свою жизнь Богу, который не призывает людей толпами: «У Него есть ключ к сердцу каждого». Человек не спасён уже потому, что он член семьи или народа, либо унаследовал праведность или спасение от своих предков; человек спасён потому, что он лично решил принять Бога. Поэтому не весь народ, взятый в общей массе, - Избранный народ. Остаток составляют отдельные мужчины и женщины, отдавшие своё сердце Богу» - /У.Баркли/.
Современный мир нуждается в созидательных идеях, направленных на поиск единства, точек соприкосновения и общих принципов. Все это мы можем обнаружить в религиях и духовных учениях. Многие святые прошлого и настоящего на примере своей жизни демонстрируют нам принципы единства в действии.
«Когда появляется какая-то новая идея в любой области знания, она требует своего осмысления. Иначе говоря, - говорит И.М. Савич, - соответствует ли она реальности. При этом, требования довольно, элементарны: во-первых, она не должна противоречить известным объективным данным; во-вторых, она должна быть доказуема; в-третьих, из нее должны следовать такие выводы, которые можно перепроверить с помощью наблюдений или экспериментов. Если все эти требования соблюдены, тогда эту идею или гипотезу смело можно назвать теорией».
«Никого нельзя убедить в существовании Царства Божия именно потому, что христианство интересуют не идеи, а живая реальность. Убедить кого-то в существовании Бога отнюдь не означает сделать его христианином, а вот встретить живого Бога и ответить Ему - это уже совсем другое дело» - /Мак Грат/.
«Бредовые идеи сегодня, как никогда, пользуются большим спросом. Нужно только очень постараться и многие стараются, лезут на потолок, выворачиваются наизнанку, а сами не понимают абсолютно простых вещей, которые можно уяснить, только лишь получив, высшие образование, прослужив не только в церкви, но и в большом руководстве. А как же иначе? Словом, опять-таки знания, умения и навыки в христианском деле. Без этого ни пастырем, ни другим руководителем, да и не только, понять и оценить очень сложно. Городить же огород, придумывать разные анархические: что хочу то и воручу – дело для истории духовности церкви, вредное» - /О.Смыслов «Тайны истории».
«Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей» - В. Ключевский. Очень много, религиозных, принципов, понимаются и толкуются превратно. Что такое основные идеи христианства? Разве это обязанность носить крестик? Почти треть верующих его не носит. Может быть, это иконы? Но в Святом Писании про них не сказано ничего, а сам Иисус Христос заповедал не поклоняться рукотворным материальным вещам. Может, основные идеи христианства – это посты? И снова нет, хотя поститься периодически даже полезно для здоровья. Вера – это не обязательное знание всех нюансов и премудростей, зазубривание церковных притч и праздников, ритуалов и обрядов. Необходимо четко понимать, что это все формальности. И зачастую они появились позже рождения Иисуса и его смерти.
Основные идеи христианства называются заповедями, по Евангелию, даны самим Иисусом. Что это такое? Это призывы «возлюбить Господа своего «всей душой и всем разумом», а также «возлюбить ближнего» как себя самого. Идеи раннего христианства полностью основывались только на этих изречениях, но потом человечество все намного усложнило.
«Что ж, скажите, Пуаро, - в чём состоит ваша идея. «И моя новая идея не была очередной версией. «Он умолк, наблюдая, как эта идея пускает корни в голове. Идея, видишь ли, состояла в том, чтобы следы вели в направлении другого».
Часто трудность состоит не в том, чтобы выработать некоторую нужную идею, а в том, чтобы достучаться с этой идеей до умов и сердец. Многие проблемы лежат на поверхности, но не замечаются. Многие решения известны, эффективны и доступны, но не реализуются. Многие выводы не делаются, хотя для них имеются достаточные основания. Причина - в глупости, абсурдности, извращенности, чрезмерной загруженности людей, а также в необеспеченности их методикой работы с проблемами, в незнании ими технологий сложной совместной деятельности.
«Возможно, она помогала ему с лекарствами или почерпнула эту идею из книг, которые были разбросаны везде, когда Цинтия готовилась к экзаменам».
«Друг мой, – заговорил, наконец, Пуаро. – У меня появилась идея. Очень странная идея, возможно, абсолютно невероятная. И все-таки… она подходит!». «Обнаружив неплохую идею, я лишь хотел реализовать ее как можно скорее. Я не видел какой-то особой нужды в том, чтобы смущаться и беспокоиться».
«Фактов я не скрываю. Каждый известный мне факт является также и вашим достоянием. Из них вы можете сделать собственные выводы. А это вопрос идей. Дорогая Доркас, у меня появилась идея… маленькая идея…. Если она окажется верной – какой чудесный шанс!» - /А.Кристи/
Какую позицию стоит иметь? Интерес. «Мне интересно, что эта совершенно безумная идея может мне дать?». Это подход свободного человека. Все остальное, от общества.
«Я сказала, - говорит мисс Марпл, - что эта идея была бы гораздо плодотворнее». «Цветы новых идей вырастают из семян собранных из дальних глубин старины мудрыми людьми»- /Лансдроф/.
Гоголь не показал в своей комедии «положительного героя». Положительным началом в «Ревизоре», в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал «смех», единственное «честное лицо» в комедии.
Это был смех, писал Гоголь, «который весь излетает из светлой природы человека... потому что на дне ее заключен вечно бьющий родник его. Который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека».
«Какая-то идея явно пробивала себе дорогу в запутанном лабиринте её мыслей. «Если вы хотите сделать тайную запись, то это вовсе не плохая идея - написать невидимыми чернилами, а потом подделать автограф. Положите этот автограф с другими, подлинными, и никто не станет его разглядывать пристальнее, чем остальные. Как мы и поступили».
«Чепуха, какая, – фыркнула миссис Браун. – Все за уши притянуто. – Нет, – возразила Кларисса. – Я думаю, это восхитительная идея». Ваша идея насчет того, что женщина могла раньше работать в Резерфорд-Холле, несомненно, довольно резонна. Но, конечно, не горничной».
«Ему нравилось подавать людям новые идеи или как в данном случае, приподымать завесу над их собственными скрытыми мыслями»
«Зато жена Ричарда Крейла была до отказа набита идеями - больше идей, чем здравого смысла. Она писала стихи, любила музыку - даже играла на арфе. Она была не крепкого здоровья и очень живописно смотрелась у себя на диване. Эмиасу Крейлу качества, унаследованные от столь разных родителей, пошли только на пользу. От болезненной матери он унаследовал художественный дар, артистический вкус, а от отца — силу, энергию чувство собственного достоинства и безжалостный невероятный эгоизм. Все Крейлы были себялюбцы, эгоистами. Никогда и ни за что на свете, ни один из них при каких обстоятельствах они не допускали и не признавали иной точки зрения, кроме - собственной» - /А.Кристи/.
«Если некая идея кажется, вам привлекательной, и вы чувствуете, что её можно превратить во что-нибудь стоящее, тогда вы начинаете её прокручивать в уме, прикидываете так и эдак, вгрызаетесь в неё, обыгрываете и постепенно придаёте ей форму. После этого, разумеется, нужно изложить её на бумаге, и это далеко не развлечение, а тяжёлый труд. С другой стороны, вы можете положить ваш сюжет в долгий ящик и воспользоваться им, скажем через год или два».
«Моя идея, - говорит Пуаро, - состоит в следующем: убийство – это действие, осуществляемое с целью добиться определённого результата. Совершаются действие в данном случае убийство, - и каковы же результаты? Изучая их, мы должны получить ответ на нашу головоломку. Результаты одного и того же действия могут быть самыми различными – ведь данное действие затрагивает много различных людей. Посмотрим на результат в каждом из случаев».
«История повторяется, и на свет божий извлекается все та же самая идея: молодой герой, золотой сверхчеловек, за которым все должны идти. – Помолчав, она добавила: – Понимаешь, идея все та же» - /А.Кристи/. – У вас и вправду есть идеи, – восхитился сэр Стэффорд. – А что еще может у меня быть в моем возрасте? Из дому почти не выходишь, с людьми особенно не пообщаешься, в саду не поработаешь. Остается только сидеть в кресле и выдумывать идеи. Вот станешь на сорок лет старше, тогда вспомнишь мои слова.
«Который необыкновенно ей шел, уложенные в идеальную прическу».
Потому что фанатичная молодежь вынашивает идею более великую, чем та, с которой все начиналось: не просто возрождение новых наций, новой немецкой, но нечто большее.
Идея состояла в том, чтобы молодежь многих других наций, молодых людей в разных церквях объединилась в отряды приверженцев анархии, разрушила старый мир, мир материализма, и возвестила приход огромного нового братства убивающих, уничтожающих, жестоких людей, стремящихся все сокрушить до основания, а потом построить новый мир по своему образу и подобию. И теперь у них появился вождь. Вождь, в жилах которого течет нужная кровь. Он не очень похож на своего покойного отца, но он – золотоволосый нордический мальчик, унаследовавший внешность, по-видимому, от своей матери. Золотой мальчик. Мальчик, которого примет и признает весь мир. Сначала немцы и австрийцы, поскольку Юный Зигфрид – объект их веры и поклонения.
Какая чепуха! – раздраженно воскликнул мистер Лейзенби. – Стоит это все остановить, как идея рассыплется прахом. Это просто нелепость. Что они могут сделать?
Описать такое явление, как «фиксированная идея» чрезвычайно сложно. Любое описание фиксированной идеи, будет неполным, как неполным является любое описание многогранного и в то же время привычного явления.
Основным заблуждением, которое мешает человеку самому обнаружить фиксированную идею, является то, что человек считает, что все действия в своей жизни он совершает осознанно. Исходя из этого утверждения, человек, вместо того, чтобы увидеть абсурдность своих действий, начинает их обосновывать. Как правило, обоснования еще больше запутывают человека и «утяжеляют, ужесточают» идею.
Любая фиксированная идея, всегда является шлагбаумом, перекрывающим человеку доступ к его ресурсам, способностям, возможностям. Любая фиксированная идея — позитивного, негативного, или нейтрально характера является основой неразрешимых проблем, с которыми человек сталкивается в жизни. Кстати одним из признаков того, что действиями человека руководят фиксированные идеи, является то, что некоторые проблемы своей жизни он расценивает как неразрешимые. Если расфиксирование фиксированной идеи происходит не в ходе процессинга, а случайно, в обычной жизни, то очень часто человек оказывается к этому не готов. Лишившись идеи, человек чувствует себя так, как будто его обокрали, отняли самое ценное, без чего дальнейшая жизнь становится менее интересной и утрачивает смысл. Он ощущает пустоту вокруг себя и внутри себя. Подобная реакция объясняется тем, что вместе с фиксированной идеей исчезает огромное количество фиксированных игр и состояний, предопределяемых идеей, к которым человек привык. С которыми «сросся», и которые он привык считать частью себя.
Джон Локк определял идею как «всё, что является объектом разума, когда человек мыслит». Таким образом, для Локка идея — это не столько элемент умственного процесса, сколько реальность сознания или внешнего мира, на которую этот процесс направлен.
Чтобы уловить платоновско-греческое существо «идеи», мы должны исключить всякую привязку к новоевропейскому определению идеи как восприятия (perceptio), а тем самым и отношение идеи к «субъекту». Тут, прежде всего, помогает воспоминание о том, что идея в известном смысле означает то же, что эйдос, каковое имя Платон часто также и употребляет вместо идеи. «Эйдос» значит «вид». Только «вид» той или иной вещи мы опять сразу же понимаем по новоевропейски как впечатление, которое складывается у нас о вещи. Осмысленный по-гречески, «вид» сущего. Например, дома, его, стало быть, домашность есть то, чем это сущее приходит к явленности, т. е. к присутствованию, т. е. к бытию. Такой «вид» не есть - в «новоевропейском» осмыслении - некий «аспект». Для «субъекта», но то, в чем соответствующее сущее (дом) имеет свой устой и из чего оно происходит, поскольку на этом постоянно стоит, т. е. есть. Глядя от отдельных существующих домов, их домашность, их идея оказывается «общим» для многих особенных, а потому идея вскоре получает характеристику κοινόν, того, что обще многим отдельным.
Так, по мнению философа Льва Шестова, спонтанность возникновения идеи объясняется ее собственным бытием. «Идеи живут и функционируют, как живые существа, совершенно самостоятельной и свободной от человека жизнью. Они овладевают душой человека». Мыслитель был убежден, что «не человек выбирает себе идеи, а идеи овладевают человеком фатально, против его воли, с непреодолимой, часто стихийной силой. Они приходят и уходят, когда им заблагорассудится».
Если мы посмотрим размышления о церковном пастырстве у древних учителей, как у восточных святых Григория Богослова, Иоанна Златоуста, (беседы на пастырские послания ап. Павла). Мы увидим, что везде они подчеркивают идею епископского служения, а не власти. Обращаются ли они к образу ветхозаветных священников Аарона, Самуила, вождя Моисея, или к пастырским местам пророчеств Иеремии и Иезикииля, тем более, когда говорят о пастырских наставлениях Иисуса Христа и Его апостолов, – везде подчеркивается идеал служения, служения Богу и ближним по образу Христову. Злоупотребление же властью, попытки господства и преобладания над братьями отвергаются отцами, как противоположные Евангелию.
Идея должна содержать в себе нечто интригующее, не до конца познанное, но приближающееся к истине, то, что рождает порыв вдохновенных поисков в творчестве, то, что держит человека на крючке.
«Идеи грохочут над миром громче пушек» - /Пакстон/. «Идеи воспламеняют друг друга, подобно электрическим искрам» - /Энгель/. И теперь зная почему. И хочу сказать, его идеи замечательны, они зажигают огонь в сердцах слушателей. Когда слушаешь его, то веришь, что все так и есть, как он говорит, и иначе быть не может: следуй за ним, и тебе откроется новый мир.
«Идея, которая не может быть претворена в жизнь, подобна мыльному пузырю» -/Бертольд Ауэрбах/
«Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу»-
/Карл Маркс/
«В развитии идей побеждает не то, что всеми принято, а то, что сообразно с разумом» - /Лев Лопатин/
«Идея воспитывает личность, питает ее соками, дает силу, ведет в действие. Прежде чем говорить о личности, нужно говорить об идее» - /Петр Савицкий/
«Талант должен убедить массу в истинности своих идей, - пишет Ф. Энгельс, - и тогда ему больше не придется беспокоиться об их осуществлении, которое совершенно само собой последует за их усвоением».
Источники: Библия. Агата Кристи – писатель.
|