Символизм — это использование письменных знаков, форм, изображений и/или физических объектов, имеющих определенное значение. Их можно найти повсюду.
Церковь - дом Божий. «Основание дома Божия, церкви - говорит Димитрий митрополит Ростовский, - Сам Христос», ибо Он Сам говорит об этом: «…и на сем камне Я создам Церковь Мою…» - /Мат.16.18/. «Более того: слово камень (сур) неоднократно применяется к Самому Богу. «Он твердыня [камень]; совершенны дела Его» - /Втор.32.4/. Читая о том, как Давид скрывался в пещерах, пустынях и среди холмов от преследовавшего его Саула, мы ощущаем выразительность его слов: «Господь – твердыня моя, и крепость моя, и избавитель мой» /2Цар.22.2/. В поэтических отрывках Писания образ твердыни обычно обозначает надежное, вечное убежище души в Боге. Эта картина говорит о безопасности, силе и уверенности: человек может отождествить себя с орлом, которого Бог описывает Иову, – он строит «на высоте гнездо свое», «живет на скале» и «на местах неприступных» /Иов.39.27–28/. Твердыня спасает от врага, и в Писании постоянно прославляется Божье спасение как наша твердыня.
«Ибо заступник их [камень] не таков, как наш Заступник» - /Втор.32.31/. «Нет твердыни [камень], как Бог наш» - /1Цар.2.2/. «Господь - твердыня моя [камень], и крепость моя, и избавитель мой» - /2Пар. 22.2/. Эта же фраза встречается и в Пс.17.37: «Господь твердыня моя [камень] и прибежище мое, избавитель мой». «Кто защита [скала], кроме Бога нашего?» - /Пс.17.32/. Эта же фраза есть в 2Цар. «Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего» - /22.32/. Одно совершенно ясно: назвать кого-то камнем, было величайшей похвалой, и мысли всякого иудея, знавшего Ветхий Завет, при употреблении этой фразы обращались к Богу, Который Сам был подлинном камнем его защиты и спасения. Что же тогда имел в виду Иисус, употребив в этом отрывке слово камень. На этот вопрос богословы дали, по крайней мере, четыре ответа: 1. Августин, самый выдающийся из отцов западной церкви, считал, что камень означает Самого Иисуса. Иисус как бы сказал: «Ты Петр, а на Себе, как на камне, Я построю Мою Церковь; и настанет день, когда в награду за свою веру ты станешь великим в Церкви». 2. Другое толкование сводится к тому, что «скала - это подтверждение истины, что Иисус Христос - Сын Бога Живого. Петру эта истина была открыта свыше. Факт, что Иисус Христос - Сын Бога Живого, действительно является основой, краеугольным камнем веры Церкви». Но такое объяснение едва ли исчерпывает весь смысл этих слов. 3. Третье объяснение сводится к тому, что «скала - это вера Петра. На вере Петра основана Церковь. Эта вера и была той искрой, которая должна была зажечь веру вселенской Церкви. Эта вера была тем первичным толчком, который в один прекрасный день приведет в действие всемирную Церковь». 4. И последнее объяснение все же самое хорошее. Оно сводится к тому, что «камень - это сам Петр, но в особом смысле. Петр не камень, на котором основана Церковь: этот камень - Сам Бог. Он, Петр, первый камень всего здания Церкви. Петр первым из людей всего мира открыл для себя Кто такой Иисус, первым совершил прыжок веры и увидел в Нём Сына Бога Живого. Другими словами, Петр был первым членом Церкви, и в этом смысле вся Церковь построена на нём. Иисус как бы говорит Петру: «Петр, ты первый из людей понял, кто Я. И, потому, ты - первый камень, краеугольный камень, основание, самое начало Церкви. Которую Я основываю».
И в последующих веках каждый человек, получивший такое познание подобно Петра, становится еще одним камнем в здании Церкви Христовой. Для уяснения приведет два момента. 1. В Библии часто употребляются картины для демонстрации одного определенного пункта. Не следует ставить ударения на деталях картины, важен лишь этот пункт. В связи с Церковью в Новом Завете часто используется картина здания, но используется эта картина во многих целях и с различных точек зрения. Здесь Петр является основанием в том смысле, что он является единственным человеком, на котором построена Церковь, потому что он первый из людей открыл, Кто такой Иисус. В Еф.2.20 сказано, что основанием Церкви являются пророки и апостолы. Другими словами, Церковь на земле создана и живет за счет их служения, их свидетельства и их верности. Там же, что Иисус Христос - краеугольный камень; Он - сила, которая держит в единении всю Церковь; без Него все здание разрушилось бы и развалилось. В 1Пет.2.4-8 говорится, что все христиане – «живые камни», введенные в строении Церкви. В 1Кор.3.11 говорится, что Иисус - единственное основание, и что ни один человек не может заложить иного. Из этого ясно видно, что новозаветные авторы брали картину здания и по-разному использовали ее, но во всех этих картинах проходит мысль, что Иисус Христос является подлинным основанием, которое держит всю Церковь в единстве. Говоря Петру, что на нем Он построит Свою Церковь, Иисус вовсе не имел в виду, что Церковь будет зависеть от Петра; Церковь зависит от Него Самого и от Бога-скалы. Но Иисус имел при этом в виду, что Церковь началась с Петра и в этом смысле Петр является основанием Церкви, и эту честь у него не может отнять, ни один человек. 2. Второй пункт заключается в том, что слово церковь (екклесиа) в настоящем отрывке неточно передает заложенный в нем смысл. Мы можем подумать о Церкви как о социальном институте, об организации со зданиями и управленческим аппаратом, службами и собраниями и иными формами деятельности. А Иисус по всей вероятности употребил слово куалхам, который в Ветхом Завете называется общество сынов Израилевых, собрание избранного Богом народа. Иисус, собственно, сказал Петру вот что: «Петр, ты - начало нового Израиля, нового избранного Богом народа, нового общества, нового братства, тех, кто верит в Мое имя». Петр был первым в обществе уверовавших в Иисуса. Церковь, начавшаяся с Петра, это была Церковь не в человеческом понимании, еще меньше того это была Церковь определенного вероисповедания. С Петра началось сообщество, братство верующих в Иисуса Христа, которое нельзя отождествить с какой-либо отдельной церковью или ограничить какой-либо отдельной церковью; к ней принадлежат все, кто любит Господа. Таким образом, можно сказать, что первая часть этого спорного отрывка выражает такую мысль: Петр - основа, краеугольный камень Церкви в том смысле, что он был первым в огромном братстве тех, кто с радостью исповедует, что Иисус Христос - Господь; и, в конечном счете, Сам Бог есть тот камень, на котором построена Церковь. Врата ада /Мат. 16.17-19/. Иисус говорит далее, что «врата ада не одолеют Его Церковь». Что это значит? Идея одолевающих врат - это вовсе не самая обычная и легко понятная картина. И здесь есть несколько объяснений. 1. Может быть, это картина крепости. Такое предположение, может быть, подтверждается тем фактом, что на вершине горы, возвышающейся, над Кесарией Филипповой до сегодняшнего дня сохранились развалины большого замка, который вполне мог стоять там во всем своем блеске во времена Иисуса. Вполне может быть, что Иисус в данном случае видит Свою Церковь как крепость, и силы зла осаждающие эту крепость, и говорит, что осаждающие силы зла никогда не одолеют Церковь. 2. Есть еще одно толкование, связанное с тем, что в древности на востоке у ворот, особенно в маленьких городах и деревнях, собирались старейшины и начальники, давая советы и отправляя правосудие.
Ворота были местом простого правосудия, где собирались старейшины. И поэтому, может быть, что ворота, врата стали синонимом место административной власти. Когда-то давно правительство оттоманской империи называлось Высокая Порта (порта, на итальянском и французском - дверь, врата). Тогда эта фраза значит, что власти ада никогда не одолеют Церковь». Стены закон Божий, столпы — апостолы, евангелисты, учители; покров — Дух Святой».
«Церковь — госпиталь (врачебница) для христиан. Что госпиталь для больных, то святая церковь для христиан, духовно болящих», - говорит Тихон Задонский. В госпиталь входят дверями, - в церковь духовно болящие входят верою и святым крещением; в госпиталь для того входят больные, чтобы исцелится от болезни и получить здравие. В св. церковь для того входят духовно болящие, чтобы исцелиться от болезней душевных и чрез то быть спасёнными. В госпитале имеется врач, который посещает больных и лечит, - в св. церкви Врач есть Христос, Который посещает и врачует христиан, духовно болящих. В госпитале врач запрещает больным всё то, что препятствует действию лекарства его, — находящимся в святой церкви христианам Иисус Христос повелевает воздерживаться от всего того, что препятствует душевному их исцелению и получения вечного блаженства. В госпитале больные, желая исцелиться, слушают врача и исцеляются,- так и христиане, желая исцелиться и быть спасёнными, должны слушать Христа - Врача и удаляться от всего того, что Он запрещает им.
В госпитале не выздоравливают те больные, которые не слушают врача и не воздерживаются от того, что он запрещает им,— так и те христиане пребывают не исцелёнными и не получают спасение, которые не слушают Христа и поступают по своим прихотям, а не по учению Его.
«Учение церкви есть теократически коварная и вредная ложь, - пишет Л.Толстой, - практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства. Церковь, всё это слово, есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими. И другой, нет, и не может, быть церкви». Почему так пишет Лев Толстой, потому что прикрываются под церковь Христа, ширма находится под Главное во всех этих религиях - это борьба за власть над паствой и деньги, которые эта самая паства и приносит.
В госпитале больные объявляют врачу, кто, чем болен, — так и христиане должны объявлять свои болезни небесному Врачу и просить у Него исцеления; «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» - /Мат. 9.12/. В госпитале не от всех болезней вылечиваются. Бывают болезни неизлечимые. И врач, как человек, не все может сделать, что хотел бы,- но в церкви Христовой, не так! Нет, такой душевной болезни, которой бы Христос не хотел и не мог исцелить! Только бы сам больной усердно желал того и просил Его. Ибо все, возможно, Тому, Которого слову и запрету все повинуется, Которого хотение и слово есть дело. И повелением Слову Христа «слепые прозревают, прокаженные очищаются, и глухие слышат» - /Мат.11.5/, немые говорят, расслабленные и лежащие на одре встают, мертвые воскресают - /Лук.7.22/. Познай только, христианин, и признай пред Ним немощь свою, и со смирением проси у Него исцелений и непременно получишь его. Только старайся избегать всего того, что препятствует действию спасительного врачевства Его».
Церковь — духовная баня. Ибо так написано: «Чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова» - /Еф.5.26/. Как тела, не пользующиеся банею, покрываются множеством пыли и грязи, так и душа, не пользующаяся, духовным учением покрывается, великою нечистотою грехов. Церковь есть духовная баня, теплотою духа Святого очищающая всякую нечистоту души; и не только огонь духа очищает нечистоту, но и самый цвет изменяет. Ещё, — «…говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю» - /Ис.1.18/; «…банею возрождения и обновления Святым Духом» - /Тит.3.5/.
Церковь и острова на море. «Подобно тому, как в море находятся обитаемые, изобилующие здоровою водою и плодоносные острова, имеющие пристани и гавани для того, чтобы обуреваемые находили в них пристанище,— так Бог даровал волнующемуся и обуреваемому грехами миру святые церкви, в которых, как бы в благоустроенных пристанях на островах, сохраняются учения истины. К ним прибегают хотящие спастись, возлюбившие истину и желающие избежать гнева и суда Божия» /Феофан Антиох./
Как все ветви дерев, большие и малые, получают живительный сок от одного дерева и тем только сохраняют свою жизнь. Так что, если какая ветка отломится или будет отсечена от дерева, она неизбежно засыхает. Об этом Христос говорит: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, и засохнет» - /Иоанн.15.6/. Подобным образом и все мы, христиане, «пребывая, как Христос говорит, - на лозе» - /Иоанн.15.5.4/.
И получаем и сохраняем свою благодатную жизнь только в соединении с церковью Божьей, «принося много плода» - /Иоанн.15.5/. Святая церковь возрождает нас в жизнь духовную «Как новорождённые младенцы возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» - /1Петр.2.2/.
Таинством крещения, — запечатлевает, печатью Святого Духа записывая, нас в книгу жизни. Сообщая нам что «даровано нам всё потребное для жизни и благочестия» - /2Пет.1.3/, силы к нашему нравственному преуспеванию, - питает нас духовно в таинственном общении со Христом чрез «вкушение вечери Господней» - /1Кор.11.20/ для жизни вечной, - подаёт нам благодать оправдания в таинстве покаяния.
Церковь должна видеть нас ходящими пред Богом в нашем служении, в чём бы оно ни выражалось. И только при этом условии верующий человек может с уверенностью говорить: «Я знаю разделю с ней (церковью) славу я Твою. С ней буду петь я пред Тобою спасённою душою» - (СДП-295).
«Иисус умер, чтобы спасти Свою Церковь, но Церковь нужно построить и расширить; ее нужно держать в силе, в чистоте и в верности, и потому каждый, кто служит Церкви в деле расширения ее границ, установления ее веры, предохранения ее от ошибок, выполняет дело Христа».
Источники: Библия. Уильям Баркли - автор популярного комментария.
|