Для ТЕБЯ - христианская газета

Бодрствовать или спать
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Бодрствовать или спать



Что значит бодрствовать, как не истолковывать наши сны, и что значит видеть сны, как не истолковывать наше бодрствование?
«Каждому из нас известен циркадный цикл «бодрствование – сон». В 1959 году Ашофф обнаружил закономерность, которую Питтендриг предложил назвать «правилом Ашоффа». Под этим названием оно вошло в хронобиологию и историю науки. Правило гласит: «У ночных животных активный период (бодрствование) более продолжителен при постоянном освещении, в то время как у дневных животных бодрствование более продолжительно при постоянной темноте». И действительно, как впоследствии установил Ашофф, при длительной изоляции человека или животных в темноте цикл «бодрствование – сон» удлиняется за счет увеличения продолжительности фазы бодрствования. Из правила Ашоффа следует, что именно свет определяет циркадные колебания организма. Перед пробуждением здоровый организм должен быть готов к активному бодрствованию.
Господь не случайно дает это повеление Своим детям, т.к. его выполнение напрямую связано с сохранением нашего спасения до Его прихода. Ап. Петр предупреждает: «Бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» /1Пет.5.8/. Когда дитя Божье бодрствует и тщательно охраняет свой дом, тогда дьявол бессилен. Поэтому он старается прежде «усыпить» христианина или притупить его бдительность. В арсенале у дьявола имеется много средств, с помощью которых он добивается этой цели. Одним из них является духовная лень. Наш Господь показывает на примере притчи о десяти девах, какой опасностью чревата потеря бодрствования. Десять дев символизируют состояние христианства перед пришествием Христа. Девы разделены на две группы: мудрые и неразумные. Премудрость Божья показывает каждому христианину, к какой группе дев он относится в свете Слова Божьего. «Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания… Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих» - /Прит.8.12.34/.
Существует традиционная доктрина, обычно связываемая с религией, но временами вторгающаяся в великую литературу. Утверждающая, что наше нынешнее бодрственное состояния в реальности не имеет никакого отношения к бодрствованию.
И, конечно, Библия строго предупреждает относительно сна духовного. Почему мы и слышим в заключение призыв – «бодрствуйте!» - «не спите! будьте на страже!». Духовный сон – дело опасное, потому надо наблюдать за собой, оценивать свое духовное состояние.
Бодрствуйте! Возможно, неразумные тоже в начале были ревностны, но не бодрствовали, не стояли на страже, потеряли первую любовь и страх Господень - /Евр.12.28/. Их сердце перестало гореть ярким пламенем любви ко Христу и к делу Его на земле. В душе воцарилась теплота, равнодушие, духовная леность – такие, останутся вне дверей.
Но Христос предупреждает, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» /Мат. 24.12/. Может, нам надо серьезно проверить свое сердце: не охладела ли любовь? Нужно последовать совету апостола Павла: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте /2 Кор.13.5/.
«Мужайтесь, бодрствуйте, и смело протекайте Сей краткой жизни путь»-/А.Радищев/ Соответственно, бодрствовать нужно не по плоти, а именно по Духу. Бодрствовать - это значит пробудиться от сна греховного, для служения Богу. «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос» - /Еф.5.14/. Можно бодрствовать по плоти, что значит не спать, но не бодрствовать для Духа, для служения Богу. Когда человек живёт только земными удовольствиями, страстями, угождая плоти, то он не бодрствует, он бодрствует по внешнему человеку, но по внутреннему человеку он спит. Бодрствовать для христианина – это значит пребывание в молитве, чтении духовной литературы, делании заповедей Божиих, борениями с помыслами. «Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и добрых делах, он просветится и не уснет в смерть».
Бодрость как качество личности – способность находиться в состоянии высокого жизненного тонуса, избытка сил и желания что-либо делать.
Св. Бернар восхваляет часы бодрствования в прохладе и тишине, когда чистая и свободная молитва легко возносится к небу, когда дух светел, а в мире царит совершенный покой.
Бодрствование еще называется режимом дня, в этот период человек способен сознательно управлять своими мыслями, желаниями, поведением. Говоря более простым языком, бодрствование - это возможность сознательного управления собственным телом, чего мы лишаемся, когда находимся в «спящем режиме». Бодрствование всегда предполагает, что человек слышит, видит, чувствует, какая опасность; а сонного легко захватить - сонный уязвим со всех сторон, у него кто-то должен рядом быть, хотя бы собака или тот, кто его разбудит. Кто нас разбудит, если у нас дружбы-то нет?
«Итак, бодрствуйте! ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру. Чтобы, придя внезапно, не нашёл вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» - /Марк.13.35-37/. «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно: побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» - /Мат.26.38/. Христос попросил их бодрствовать с Ним, как бы ожидая от них некоторой поддержки в эту трудную для Него минуту, а они все же уснули. Конечно, это было крайне немилосердно с их стороны. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» - /Мат. 26.41/.Кем были они. — «Как не могли вы бодрствовать — вы, Мои ученики и последователи? Не удивительно, что другие пренебрегают Мной, когда земля населена и спокойна /Зах. 1.11/, но от вас Я ожидал большего».
Кем был Он. — «Бодрствуйте со Мною. Если бы кто-нибудь из вас был болен или находился в борении, то не бодрствовать с ним было бы крайне немилосердно, а не бодрствовать с вашим Учителем, Который так долго охранял вас во благо вам путеводил вас, и питал вас, и учил вас, носил и сносил вас, — значит пренебрегать чувством долга. Так ли вы воздаете Ему за добро?» Он пробудился от сна, чтобы помочь им, когда они бедствовали в море /Мат.8.26/, а они не могли проснуться, хотя бы для того только, чтобы показать свое расположение к Нему, особенно если учесть то, что Он страдал сейчас за них и находился в борении сейчас за них? Я страдаю вместо вас.
Сколь немногого Христос ожидал от них — только бодрствовать с Ним. Если бы Он попросил их сделать для Него что-то важное. Если бы Христос попросил их пребыть с Ним в борении или умереть с Ним, то они решили бы, что могут сделать это. Однако они не смогли сделать даже то малое, о чем Он их попросил, — бодрствовать с Ним.
Каким коротким было то время, в продолжение которого Он попросил их не спать, - только один час. Их поставили на стражу не на целые ночи, как того пророка: «на страже стоял я» - /Ис.21.8/, а только на один час.
Чрезмерная сонливость снижает вашу бдительность бодрости и производительность труда. Ваши реакции замедляются, и появляется больше проблем с принятием решений. Также понижается внимание, память, страдает координация движений. Люди, которые иногда испытывают сонливость, не осознают, что они имеют её проявление, что делает сонливость ещё более опасной. «Бодрствуйте над собой и молитесь о себе. Бодрствуйте и молитесь против нынешнего искушения к дремоте и беспечности. Молитесь о том, чтобы бодрствовать. Теперь, пока еще есть такая возможность, умоляйте Бога о том, чтобы Он силой Своей благодати помог вам бодрствовать». Если мы в поклонении Богу дремлем, то нам в таком случае следует молиться так же, как помолился однажды один добрый христианин: «Господи, освободи меня от этого духа сонливости!» Господи, животвори меня на пути Твоем. Или: «Бодрствуйте и молитесь против следующего искушения, могущего застать вас врасплох; бодрствуйте и молитесь, чтобы этот грех не стал лазейкой для множества других грехов».
Примечание: когда мы замечаем, что уже впадаем в искушение, нам необходимо бодрствовать и молиться.
«Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, утверждайтесь» - /1Кор.16.13/.Что им следует бодрствовать (ст. 13), быть бдительными, стоять на страже. Христианин всегда находится в опасности и поэтому всегда должен быть на страже, но в некоторых обстоятельствах и в некоторые времена опасность бывает особенно велика. Коринфяне находились в явной опасности, по нескольким признакам: ссоры между ними достигли большого накала; беспорядки были велики; проникали обманщики в их среду, пытавшиеся извратить их веру в важнейшие доктрины Евангелия, такие, без которых не могли существовать ни благочестие, ни добродетель. В таких опасных условиях особенно важно было бодрствовать.
Заметьте: Если христианин хочет сохранить свою безопасность, то он должен быть на страже, и чем больше опасность, тем больше должна быть его бдительность.
В жизни обыкновенной может стоять лишь тот, кто бодрствует, не спит, не дремлет. Бодрствует лишь тот, у кого очи отверсты, у кого слух не закрыт, кто с достаточным вниманием относится к себе и ко всему окружающему. Если они смежились, если слух закрывается, если нет различения окружающих предметов, если дремота объемлет человека, он уже не бодрствует: он засыпает или находится в состоянии полусонном, полубодрственном, в состоянии дремоты. Он уже и стоять не может: он падает. Кто хочет стоять, тот должен бодрствовать. В состоянии сна или дремоты человек не видит действительной опасности и в то же время в своем воображении создает себе или не имеющие основания радости или совершенно невозможные скорби, опасности, беды. Мечтательность с её свойством преувеличивать или забывать действительность занимает в сонном состоянии место трезвого рассудка.
Одинокому водителю не с кем общаться, и никто не поддерживает его бодрость бдительностью на должном уровне. Обычно пассажир в состоянии заметить, когда водитель начинает засыпать. Поэтому если в машине есть ещё несколько человек, умеющих её водить, они могут сменять друга и тем самым избежать несчастных случаев, связанных с засыпанием за рулём. Алкоголь повышает сонливость, существенно снижает умственную и физическую бдительность бодростью и значительно чаще, чем алкоголь или сонливость в отдельности, становится причиной дорожно-транспортных происшествий, при которых машину выносит с полосы движения.
Приспособления, способствующие поддержанию бдительности. Одним из наиболее эффективных приспособлений, способствующих поддержанию бдительности, являются «гудящие» полосы, расположенные с обеих сторон автострады. Цель этих приспособлений — воспроизводить достаточное количество шума и вибрации, чтобы разбудить задремавшего водителя, чей автомобиль начал съезжать с дороги. Было доказано, что «гудящие» полосы, хотя и предотвращают смещение автомобиля за пределы дороги, не являются достаточной мерой предупреждения столкновения задремавшего водителя со встречным транспортом.
Некоторые производители автомобилей проводили эксперименты по использованию устройств внутри машины для поддержания бдительности водителей. Эти устройства предназначены для мониторирования сонливости водителей, и некоторые имеют сигналы тревоги. В настоящее время недостаточно информации для доказательства эффективности таких устройств. Кроме того, водители, полагаясь на эти приспособления, забывают, что сонливость может быть предупреждена только достаточным количеством сна. Фактически эти устройства дают сонливым водителям ложное чувство безопасности: они полагают, что такие приспособления защитят их и не дадут заснуть.
Поэтому-то Господь и предостерегает учеников: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Итак, бодрствуйте» - /Евангелие/.
В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон — это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни. Для того, чтобы глубже напечатлеть в нас чувство опасности, необходимости бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты,
Бодрствование – это также жизненная самоорганизация, точность и требовательность к своему жизненному укладу, правильное распоряжение своим ежедневным временем. Бодрствование – это воздержание от осуждения ближнего своего, от сплетен, от праздности слов, которые являются пустой тратой времени. Бодрствование – это использование всего своего времени для общения с другими на темы духовного и нравственного характера, а также общее чтение священных текстов. Бодрствование – это расположение к молитве.
Бодрствовать - это значит сохранять трезвость и ясность ума.
«Помышлять о премудрости есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради неё скоро освободится от забот, ибо она сама обходит и ищет достойных её» - /Прем.6. 15-16/
«Я сплю, а сердце мое бодрствует» - /Песн.5.1.2/. «Я сплю, не исполняя заповедей Твоих, но сердце мое бодрствует, потому что любовь к людям не дает ему уснуть; я сплю - не совершаю всех необходимых жертвоприношений, но сердце мое не спит, настроенное на молитвы».
Однако это применимо к слишком распространенным случаям с церквами и отдельными верующими, которые своим легкомыслием побуждают Христа удалиться от них. Обратите внимание: На нежелание невесты и апатию, охватившую ее: «Я сплю, а сердце мое бодрствует…». Здесь показано (1) тление, проявившееся в поступке: «Я сплю». Мудрые девы дремали. Невеста была на ложе своем, но теперь она спит. Духовная хандра, если с ней сразу же не бороться, склонна прорастать внутри нас и укореняться. Она спала, то есть благочестивые чувства охладели, она пренебрегла своим долгом, и нерадивость ее росла, она потакала своей лени, довольствуясь этим, и не проявляла бдительности. Иногда подобное является негативным последствием самой обычной свободы — достаточное основание. Сам св. Павел рисковал возгордиться от изобилия откровений и мог бы сказать: «Душа! Покойся», из-за чего ему просто необходимо было жало в плоть, дабы удержать его от сна. Ученики Христа, когда Он пришел в сад, сад Своих мук, крепко спали и не смогли бодрствовать с Ним. Истинные христиане не всегда одинаково живы и энергичны в религии.
Тем не менее, благодать остается в привычке: «…а сердце мое бодрствует; моя собственная совесть осуждает меня за это и не прекращает попыток пробудить меня от дремы. Дух бодр, и по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем и умом моим я ему служу. В данное время меня одолело искушение, но не все происходит одинаково во мне. Я сплю, но это не мертвый сон; я борюсь с ним; это не крепкий сон; я не могу смириться с такой хандрой». Примите во внимание следующее:
Нам следует замечать в себе духовную дремоту и хандру и размышлять об этом с сожалением и стыдом за то, что заснули, когда Христос был рядом с нами в Своем саду.
Когда мы сетуем по поводу своих недостатков, то не должны упускать из виду благо, сотворенное в нас и сохранившее нас в живых: «Мое сердце бодрствует во Христе, Который дорог мне, как собственное сердце, и является моей жизнью; когда я сплю, Он не дремлет и не спит».
«Посему, когда зашло солнце, Ионафан приказал своим бодрствовать, быть в вооружении и готовиться к сражению всю ночь, и поставил вокруг стана передовых сторожей» - /1Макк.12.27/.
В Евангелии много раз повторяется заповедь о духовном бодрствовании. «Итак, бодрствуйте, - говорит Христос, - потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». Также и в другом месте: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». И апостол говорит: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
«Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими. Истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» - /Лук.12.37/. Он так доволен их бодрствованием, что готов буквально служить им.
Ап. Павел говорит, чтобы «мы, бодрствуем или спим, жили вместе с Ним» - /1Фес. 5.10/. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать... Мы не должны быть самоуверенны и беспечны, не должны предаваться духовной лени и праздности. Мы должны не спать, но постоянно быть на страже против греха и искушений к нему. Но мы будем бодрствовать подобно людям, пробудившимся и вставшим на свою стражу. Кроме того, бодрствование наиболее соответствуют характеру и чести христиан как сынов дня, потому что «спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью» - /1Фес.5.7/.
Бодрствовать - относится только к духовным верующим потому, что означает способность постоянно слышать голос Духа Святого в интуиции своего духа. Потому Павел и призывает нас быть особо чуткими к голосу Духа Святого, чтобы не ожесточить наши сердца, и они не стали каменными и не иметь горького корня.

Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь.

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 420 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Христианские афоризмы-82 - Владимир Кодебский

Хлеб на ниве бедных - Станислав Злобин

Белые ночи, трудные дни - Александр Грайцер

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Просто жди... - Алёна Маркевич
За то,что он возлюбил Меня,избавлю его;защищу его,потому что он познал имя Мое.(Пс.90:14)

Поэзия :
Хочешь? - Сотник Степан Теодорович

Поэзия :
Обретение счастья - Александр Бежецкий(Саня, сашок, санчес ака Бегун, бежа)
Нам стремиться и стараться,чтоб до счастия добраться

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100