Слово «старец» в греч., = «пресвитер». Это одна из граней священнического служения, но выходящая за границу иерейства. Старцев в древнем доме Израиля почитали, или должны были почитать, тем более так должно быть в евангельском Израиле Божием. Старый ученик заслуживает почтения, тем более старый апостол и лидер учеников. Много увидев ап. Иоанн и вкусив небесного, он был теперь старым по опыту жизни и святого служения и стал гораздо ближе к небу, чем когда только что уверовал.
«Кто такие старцы?» – такой вопрос может возникнуть у всякого недавно пришедшего в Церковь человека. Потому что, общаясь с прихожанами, он зачастую услышит: «А старец сказал то-то…. А старец предсказал…. А старцы еще в прежние времена предупреждали…» Кто же эти люди – старцы, – слово которых пользуется таким авторитетом среди церковных людей, чьи имена на слуху у всякого православного, память о ком с благодарностью передают из поколения в поколение.
Старец (или старица, если женщина) - это духовный учитель, руководитель, почитаемый за святость еще при жизни. Как правило, старцами становятся монахи или по опыту жизни. Явление это древнее, возникшее еще во времена раннего христианства.
Старчество - это репутация, согласное мнение народа Божия о том или ином человеке, - говорит заведующий службой коммуникаций отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко, - и, разумеется, присвоить это звание кому-то невозможно. Поэтому никакого официального списка старцев не существует. Примечательно, что даже такой, безусловно почитаемый человек, как недавно почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин), в официальных церковных документах был назван старцем единственный раз - в соболезновании, направленном по случаю его смерти Святейшим патриархом.
«Во времена древние» именно из старческого окормления - Окормление духо́вное (от «кормило» - руль корабля (однокоренные: корма, кормчий). Окормлять — направлять по верной дороге, избегая опасностей. Главный кормчий — Христос.) родилось духовническое служение, а теперь старцев превратили в оракулов, общественных деятелей. От этого, увы, сейчас и происходит множество недоразумений. Поворот этот произошел в веке XIX, когда интеллигенция, вернувшаяся в Церковь, нашла Оптинских и других старцев и вынесла их имена и поучения «на стогны мира». Вероятно, такова была воля Божия? Но результатом стало искажение правильного понимания старческого служения, которое продолжает развиваться в сторону представления о старце, как о том, кто может и должен участвовать в жизни государства, решать глобальные мировые проблемы, обращаться с проповедью ко всему народу. И от этого сейчас возникает немало недоразумений. Простые люди недоумевают: а почему у старцев разномыслие, почему, например они не единодушными оказались в отношении друг другу? Почему по-разному относятся к новому правительству и к разным другим вопросам? Старцы давали конкретный совет конкретному лицу, а человек в меру способностей выполнял его, и часто деяния, совершенные по совету старца, были причиной серьезных исторических перемен. Таким образом, старец оставался в тени, и его имя не вовлекалось в политические, идеологические и прочие житейские дрязги. А история свидетельствует: старческое служение не должно быть публичным. Все примеры такого общественного служения – скорее исключение из правила. И не надо нашему брату журналисту мучить старцев, а нужно спасать свою душу» - /Л. Ильюнина/.
«Есть ли в наше время настоящие старцы и кого можно считать старцем? То, что сейчас творится в РПЦ с т.н. «старчеством» - это полное непотребство, не имеющее отношения не только христианству вообще, но и греко-православной конфессии в частности. Все эти «старцы» являются никем иным, как крайне глупыми и невежественными маргинальными фриками - в переводе с английского freak означает «урод, чудак». В прошлом это слово употреблялось по отношению к неполноценным людям, имевшим какие-либо отклонения в развитии или физические недостатки, впавшими в прелесть и даже приблизительно не понимающими того, что такое христианство.
Какие были Оптинские старцы – этого уже никогда не узнать. Но то, что они жили не по прямому указанию Христа, не шли в мир на проповедь, а забились за толстые монастырские стены – уже ставит их не в число чутких учеников Христовых. Они скрылись в монастыри, которые не по указанию Слова Божия основывались, а по византийщине, пришедшей к нам с князем Владимиром. Истинно Евангельского пути на Руси никогда не знали и не шли точно Евангельским путем никогда. Возникновение старчества, как спец. института, это ведь тоже не от того, что народ знал Библию. Как раз наоборот, что ничего не знали по Слову Божию и не понимали, и за каждым пустяком лезли к этим мудрецам бородатым в монастыри, и слово их принимали, как бы от Самого Господа Бога. Как нынешние решения суда от имени Российской Федерации. А в советах-то тех столько было не просто не Евангельского, но даже и явно противоевангельского. Этот капкан захлопнулся для старчества очень крепко и очень быстро.
К этому положению всезнающих оракулов и советников-шептунов человек привыкает в один день. А потом начинают безумные канонизации. И даже - уже сошедшего с ума под старость. Любое движение губ их, даже во сне сказанное ими слово, прихожане, приверженцы этих мудрецов провозглашают великой им несравненной, божественной мудростью. Только и скажешь: юродивая Русь. И сравнивать не нужно этих с теми, а сравнивать нужно их жизнь и слова только и единственно со Словом Божиим. «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» - /Ис.8.20/.
«Нет ничего сильнее старости» - пишет Григорий Богослов, сравнение старости с силой имеет глубокий смысл».
«Старики дважды дети». «Через несколько дней ребята стали такими, какими и подобает быть в их возрасте, сбросив с себя маску преждевременного старчества, который сделал себе руководитель баптистов».
Дерзкий разговор девчонки, «не солоно хлебавши» - значит не дающие получить желаемого, того, на что рассчитывал, разочароваться. Да и откуда девчонка может дать то, что не имеет. К чему учат в СЦ баптистов. «Мы зашли в зал ожидания, - говорит Куксенко, - отошли в безлюдный угол и когда сели, она начала разговор: «Вот вы там, в Средней Азии, поднялись против Совета Церквей. И лично против Председателя Совета Церквей. А кто вы такие? Что вы понимаете в этом деле?.. И начала костерить нас, братьев Средней Азии. «Я слушал, слушал, а потом говорю: «кто мы такие, нас знают все. Церкви в Средней Азии и по всему союзу. А вот кто вы такие, никто не знает. И вообще, откуда у тебя такие сведения о Средней Азии? Вам что, там Геннадий Крючков все так представляет, старец, что на него по старости законы не распространяются? Он вежливо и шкуру сдерёт и по хутору нагишом пустит. Это превратные представления! Или вы девчонка у него в совете? Если девчонки в совете, то какой это совет церквей? Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о подобных субъектах: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований даже современных». Есть такие как Г.Крючков, которые только взбаламучивают нормальное течение жизни, внушая мысль, что другие пастыря не используют всех имеющихся возможностей и духовных сил. Не разберутся сидя в своём кабинете молитвой к Богу и не слышать Духа Святого и начнут мерить работу церкви этими самыми «скрытыми резервами». Есть люди, которым как бы доставляет удовольствие подрезывать острому, грамотному думающему человеку крылья. Если кому нечего делать, как Г.Крючкову: семью бросил, от всех прячется, всех боится как заяц, кто-то за ним гоняется, - пусть занимается, чьим - то настроением. Считая себя старцем – пастырем, каковым на самом деле не является. Это первое. Не удивительно, что и все дело у нас так идет, из рук вон плохо! Второе. Почему ты, еще девчонка, а так дерзко разговариваешь со служителем? Я же намного старше тебя. У меня дочери, такие как ты. Ты же еще жизни не знаешь, а берешься судить братьев. Я представляю себе окружение Геннадия Константиновича! Вам поручили довезти нас до места, а вы и этого не смогли по-человечески сделать. Разбегались по вагонам, разболтались!»
«- Какая я вам девчонка? Я сестра!» Представляете, девчонка говорит взрослому мужчине, что она, не дочь, а его сестра. Какая наглость? «Вы скажите, что мне передать Геннадию Крючкову? Поедите вы к нему в следующий раз? - Таким образом, как этот раз и притом с вами я не поеду. Сколько мы прыгали вчера по Москве и все напрасно! И еще прыгать столько? Встречи с Председателем должны быть не такие. - Ну, вот, вот, видите вы и отказываетесь ехать? Братья по три дня сидят и ждут, когда их пригласят. Стойте к нему в очередь как за хлебом, и если он вас примет по своей страсти? Это такая честь для них и они так рады встретиться с Председателем Совета Церквей, а вам давай сейчас! И еще отказываетесь! Я так и скажу, что вы отказываетесь ехать!» Ну, думаю, привязалась Иезавель ко мне! А потом говорю: - Мы ждем не три дня, а три года. И теперь не отказываемся. Но вы, же не можете или не хотите нас довести? Я так и доложу у себя братьям!» Это те сестры-секретарши, с которыми Винс встречался у Крючкова и говорил, что они всех братьев Совета Церквей поносят и что они наделены чрезвычайно высокими полномочиями». «Бывает старость величественная, - пишет Л.Толстой, - бывает гадкая, бывает жалкая старость. Бывает и мерзкая и величественная вместе».
«Один мудрый человек - пишет Архимандрит Тихон, - очень точно заметил: «Старцем очень легко стать: стоит только захотеть». То есть надо насупить брови, напустить на себя величественный вид, прослыть непримиримым, обличительным, начать помаленьку пророчествовать и раздавать благословения направо и налево – за таким причудником повалят многие. Но, разумеется, это никакой не старец, а простой человекоугодник».
«Секрет долголетия: ешьте больше фруктов, и меньше друг друга». «Продолжительность жизни человека становится в зависимость от нравственных способностей человека, а не от особенностей питания физкультурных комплексов, закаливания и прочих фиксированных биофизиологических факторов. «Праведники и в старости плодовиты, сочны и свежи» - /Пс.91.15/.
«Ибо не долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: «Мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь возраст старости» - /Прем.4.8.9/. Старость ведёт к мудрости и является её «материальным основанием». Старость чти, но не страстную. «А я растерялся в догадках, говорит Феофан – епископ, - чтобы такое было?! А вот что! Бабушка немножко болела. Ну - бабушка победоносное слово. Для внучек нет теплее места, как у бабушек, нет и для бабушек дороже лиц, как хорошие внуки внучки. И за это надо Бога благодарить. А вы чаще утешайте бабушку и по внимательнее слушайте, что она говорит. У стариц – мудрость, опытами и трудами жизни приобретённая. И они часто невзначай, в простых фразах, высказывают, такие мудрые уроки, которых и в книгах поискать, - не найдёшь».
«Отчитка или изгнание бесов - дело мало того, что неспокойное, но и весьма опасное. Чтобы в этом убедиться, достаточно один раз попасть на подобный обряд. Впрочем, все это относится к настоящей отчитке. Потому что на них, без сомнения, нередко встречаются симулянты, кликуши или действительно психически больные люди. Но бывают и особо отвратительные случаи - игра в «отчитку» со стороны «исцелителя». Слава Богу, это встречается не часто. Архимандрит старец Иоанн (Крестьянкин) скептически относился к этой практике. Не потому, что считал ее чем-то неправильным, но потому, что был убежден: тлетворное воздействие из духовного мира человеку необходимо исцелять личным покаянием, Таинствами Церкви и трудом по исполнению Христовых заповедей. Хотя он и не отрицал пользы, которую может принести участие в молебнах с заклинательными молитвами, но скорбел, что те, кто приходят на отчитки, хотят исцелиться, не приложив собственного труда. А такого в духовной жизни не бывает» - /Архимандрит Тихон/
«К сожалению, старость не вылечивается, она только прогрессирует» - /А.Кристи/. Страсть - душевный порыв к чему-то: нравственная жажда, желанье. Алчба, безотчетное влеченье, необузданное, неразумное хотенье. Всякая страсть слепа и безумна, она не видит и не рассуждает.
«Вот какой старости мне бы хотелось - пишет Виктор Гончаров, - Чистой, как тот голубец, которым писалось некогда небо. Пусть моё имя сольётся с именем той земли, которая и радовало меня, и отмучила, как это делает мастер с глиной, дабы получился кувшин, из которого можно утолить жажду».
«Нет старости для людей с живой душой и разумом, - пишет Г.Серебрякова, - людей, вбирающих жизнь всеми пятью чувствами. Старым можно быть и в молодости, но можно прожить долгую жизнь, так и не познав её. Мозг, мысль имеют счастливую способность, обрастая опытом, закаляться и крепнуть с годами, и мудрость приходит поздно. Человек часто умирает раньше, нежели исчерпал все свои духовные и умственные силы. И если молодость – стихия страстей и эмоций, то старость – стихия мысли, творчества, разума»
«Ибо не долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: «мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь возраст старости» - /Прем.4.8.9/. Старость ведёт к мудрости и является её «духовным основанием».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности