«Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам» - /Прит.19.11/. Мудрый человек будет соблюдать эти правила, касающиеся гнева: Не быть поспешным в своем негодовании. Благоразумие учит нас быть медленными на гнев и удерживать его, пока мы тщательно не рассмотрим в истинном свете все вызвавшие его причины и не взвесим их на справедливых весах. Затем мы должны откладывать свой гнев до тех пор, пока не пропадет опасность совершить какой-либо неприличный поступок. Платон сказал своему слуге: «Я бы избил тебя, но потому что разгневан…».
«Портной намазал вареньем кусок хлеба и положил на стол.- Вот закончу эту рубашку и тогда съем, - сказал он себе. На запах варенья вскоре слетелись мухи.- «Пошли прочь!» - закричал портняжка. Но мухи не понимали его слов и продолжали кружить над вареньем. Разгневанный портняжка замахнулся на них тряпкой и семь дохлых мух упало на пол. Одним махом семерых» -/Б.Грим/
Дайте время — и гнев остынет. «Гнев» - это древнее слово, определяемое в толковых словарях как «глубокое, интенсивное чувство возмущения и негодования». «Негодование», в свою очередь, - это «проявление недовольства, раздражения и чувства вражды из-за нанесенной обиды или оскорбления». «Возмущение» определяется как «справедливое негодование, появляющееся в результате несправедливости и подлости». Вот что такое гнев.
Гнев расшифруем: Гордость Научает Его Вольности.
В современной христианской церкви появилось обыкновение обходить эту тему стороной, хотя она у них в действии присутствует. В современном обществе тема о гневе фактически стала запретной, и в большинстве своем христиане примирились с этим и про себя решили никогда не поднимать этого вопроса. А зря! Это очень важная тема. Сколько гнева в церквях происходит, и не хотят этого замечать – хотят скрывать, значит стыдно. А где стыдно там видно. Все видят, а христиане не видят или делают вид, что не видят. «Но мы взошли на кафедру, вытолкали оттуда пресвитера-старика, говоря: тебе, брат, самому полезно посидеть на скамейке и послушать, что пишут братья! Потом зачитали Послание и даже попытались проголосовать за принятие этого документа. Но в собрании поднялся шум, члены церкви возмутились, подбежали к кафедре и предложили нам немедленно убраться восвояси» - говорят свидетели.
«В бессилии гнев очень сильный». Вспомним, рассказывал как-то нам Н.П.Храпов, как посылал его Совет Церквей в Узловскую «Матерь-Церковь» баптистов Инициативной Группы мирить братьев, «Приезжаю, - говорит, - немного с опозданием и прямо со станции иду в молитвенный дом. Членское собрание уже началось. Я прохожу к кафедре, сажусь и целый час слушаю, как сестры соскакивают с мест и, размахивая кулаками, кричат на братьев: трусы! Изменники! Предатели! А братья соскакивают и кричат на сестер: заткнись! Замолчи!». А кричать и размахивать кулаками, там было кому. Что стоили только две сестры К. и В., которые выдержали 24-х дневную голодовку в знак протеста против преследования властями их общины. Надо было только посмотреть, какими героинями они вышли из больницы, и каким повелительным тоном указывали братьям, что и как делать. Правда, одной из них, В., крупно не повезло. Ее несколько раз отлучали за... однако теперь ее восстановили, и она по-прежнему играет в церкви не последнюю роль. (Свидетельство служителей 1-й Узловской общины).
«Я слушал, слушал, - говорит старый служитель, - а потом не выдержал, встал, да как крикну: «Прекратить!» (Все сразу умолкли). Здесь нет Бога! Давайте помолимся и разойдемся!». Все встали. Николай Петрович совершил молитву и распустил собрание. Не задерживаясь ни минуты, он поехал на вокзал, взял билет и поспешил в свою родную Среднюю Азию.
Чувство сильного негодования, возмущения, раздражения. «Кто гнев обуздать не сумеет, тот будет каяться в том, что свершил по внушению чувства больного. Гнев есть безумье на миг — подчиняй же свой дух: не под властью - властвует сам он; его обуздай ты вожжами, цепями. Гнев - это кратковременное безумие» - «Послания» древнеримского поэта Горация.
Сенека считал, что гнев — это временное безумие, и что даже когда оно оправдано, мы никогда не должны действовать на его основе, потому что, хотя «другие пороки возбуждают душу, гнев заставляет терять голову. Даже когда человек не в силах устоять против чувства, само чувство может приостановиться, но только не гнев: разбушевавшись, он не может остановиться, подобно молнии или урагану и прочим неудержимым поры-вам».
«Гнев – это горящий уголёк, который шайтан вкладывает в сердце человека». И когда этот горящий уголёк разгорается и становится огнем, человек становится беспокойным, подобно пылающему огню. И, в конечном итоге, этот огонь приводит человека к плачевным последствиям.
Почти ежедневно мы сталкиваемся с проявлениями гнева как собственного, который видится нам справедливым, так и со стороны близких людей или просто случайных прохожих, — гнева, вызывающего возмущение и потребность ответить тем же. Словом, цепная реакция. Вспомнить хотя бы карикатуру Херлуфа Бидструпа: босс яростно ругает своего подчиненного, тот распекает нижестоящего чиновника, он нападает на мальчишку-посыльного, который от злости пинает собаку, а она вцепляется в того самого босса. Круг замкнулся.
Гнев везде неуместен, а больше всего в деле правом, потому что затемняет и мутит его. Вспомни, что ты человек не только немолодой, но даже и весьма в летах. Молодому человеку еще как-нибудь пристал гнев; по крайней мере, в глазах некоторых он придает ему какую-то картинную наружность. Но если старик начнет горячиться, он делается, просто гадок; молодежь как раз подымет его на зубки и выставит смешным. Смотри же, чтоб не сказали о тебе: «Эк, скверный старикашка! всю жизнь валялся на боку, ничего не делая, а теперь выступил укорять других, зачем они не так делают!» Из уст старика должно исходить слово благостное, а не шумное и спорное. Дух чистейшего незлобия и кротости должен проникать величавые речи старца, так, чтобы молодежь ничего не нашлась сказать ему в возраженье, почувствовав, что неприличны будут ее речи и что седина есть уже святыня.
К сожалению, рассказами о ДТП сегодня никого не удивишь. Нетрезвый водитель, неисправная машина, порой, невнимательность и самих прохожих – зачастую виной большинству из дорожных трагедий. Но также были зафиксированы случаи, когда аварий удавалось избежать благодаря чьей-то вспышке гнева. Дело в том, что когда кто-то из людей, находящихся, к примеру, с вами рядом, попадает в зону опасности, то ваш мозг автоматически переключается в состояние борьбы, что может привести к гневу. Уже нет времени, чтобы остановиться и обдумать образ действий, когда на неподалеку стоящего зазевавшегося человека летит, откуда ни возьмись, машина! Открытое выражение гнева увеличивает приток крови к мозгу, что способствует проявлению быстрой реакции. Это естественный способ защиты от вреда.
Отсюда можно сделать вывод, что гнев порождается не событиями и обстоятельствами, а тем, как мы к ним относимся. Чрезмерный гнев отталкивает людей, неумеренная ласка – понижает уважение окружающих,- сказал Гораций.
Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность, соединенный с унынием, порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства. И убийство, и самоубийство являются следствием различных проявлений гнева.
Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос.
Гнев может проявляться по-разному. Во многих частях мира люди сегодня убивают не только друг друга, но и самих себя. Гнев всегда находит свою жертву. Иногда самоубийства и депрессии являются проявлением подавленного гнева. Депрессия, как правило, порождается тревогой, разочарованием или потерей, которая оставила глубокий след внутри, однако гнев может проявляться также и внешне — как физическое или словесное нападение. Часто люди направляют свой гнев на Бога или на верующих, обладающих духовными полномочиями. Некоторые люди в гневе разрушают природные ресурсы, данные нам Богом. Такое поведение зачастую является выражением гнева, порожденного отдельными людьми, обществами или нациями, потерявшими контроль над ситуацией. Это часто приводит к войнам или геноциду, когда одна этническая группа пытается уничтожить другую.
Безудержный гнев приносит вред не толь¬ко самому человеку, но и всем окружаю¬щим. Иногда даже незначительные проблемы могут вызвать вспышку агрессии и при¬вести к печальным последствиям. Вот некоторые примеры. Человеку, который шел со своими друзьями по оживленной улице, выстрелили в шею за то, что его приятель задел сумкой другого пешехода.
19-летний молодой человек избил до смерти 11-месячного ребенка своей невесты. Этот человек играл в жестокие видеоигры и разозлился, когда ребенок дотронулся до пульта, отчего игра была проиграна.
Похожие сообщения со всего мира показывают, что все большему числу людей становится труднее сдерживать свой гнев. По¬чему это происходит? Гнев — это одно из проявлений наших эмоций. В некоторых обстоятельствах было бы уместно выразить свой гнев, сохраняя контроль над собой, В этой теме обсуждается разрушительный гнев, который вредит как самому человеку, так и окружающим эмоционально, физически и духовно.
В брошюре «Точка кипения: разрушительный гнев и как с ним совладать» такой гнев описывается как «проблемная эмоция», или «нерациональный способ выражения негативных чувств, который постоянно причиняет человеку трудности в жизни, влияя на его мышление, настроение, поведение и отношения с другими людьми».
Провоцировать гнев могут разные факторы, которые обуславливаются возрастом, полом и даже культурными особенностями. К тому же на одни и те же вещи каждый из нас реагирует по-своему. Кто-то ред¬ко раздражается и быстро прощает обиду, а кто-то легко выходит из себя и не может за¬быть случившегося несколько дней, недель, месяцев или дольше.
Две ученицы восьмого класса не поделили парня. Решили, что гран-при достанется, той, которая победит в поединке. Что поделаешь, если девчонок в классе семнадцать, а парней всего пять? Ведь любить так хочется, особенно в столь юном возрасте, вот и приходится уподобляться Шер-хану: «Отдай мальчонку…ррр…. Это моя добыча…».
«Спокойствие и только спокойствие» - неоднократно говаривал Карлсон. Иначе в гневе можно наделать много нелепых вещей, за которые потом бывает ну, очень стыдно... Две ученицы восьмого класса не поделили парня. Решили, что гран-при достанется, той, которая победит в поединке. Что поделаешь, если девчонок в классе семнадцать, а парней всего пять? Ведь любить так хочется, особенно в столь юном возрасте, вот и приходится уподобляться Шер-хану: «Отдай мальчонку…ррр… Это моя добыча…».
«Гнев» - по словам Горация- «это короткое сумасшествие, которое лишает ума». Умалишенные девицы, сошлись не на живот, а на смерть. И, наверное, точно поубивали бы друг друга, если бы не вовремя подоспевшая «мадам Завхозиха». А вот видео, с активным участием и «слегка» под испорченным внешним видом отчаянных любовниц еще долго будет бороздить просторы Интернета.
Просто так не летают даже мухи. И если гнев дан человеку, значит, он для чего-то нужен ему? Ответ на этот вопрос можно найти у тренера по восточным единоборствам Е. Бадмаева: «Но во всём хороша мера, и если у человека проявляются гневные припадки с каждым днем все чаще, то над этим стоит задуматься». В общем - то вся наша жизнь состоит из потенциальных раздражителей. Кроме то¬го, люди становятся все более чувствительными. Почему? Одна причина кроется в без¬думном отношении к другим и эгоизме, которые стали отличительными чертами нашего времени. В Библии предсказывалось, что люди «в последние дни... будут самолюбивыми, любящими деньги, самонадеянными, высокомерными... своенравными, гордецами» /2Тим.3.1-5/. Как же точно эти слова отражают настрой в современном обществе!
Эгоистичные люди нередко теряют само¬обладание, когда не все получается так, как они хотят. Есть и другие причины, почему люди все чаще испытывают гнев. Рассмотрим некоторые из них.
Пример родителей. В детские и юношеские годы пример родителей сильно влияет на развитие личности ребенка. Психолог Харри Миллз объясняет: «С самого раннего возраста люди учатся выражать гнев, подражая образцу поведения окружающих».
Если ребенок воспитывается в атмосфере постоянных ссор и конфликтов - там, где страсти разгораются даже по пустякам - привыкает проявлять негодование, сталкиваясь с трудностями жизни. Такого ребенка можно сравнить с растением, которое поливают затхлой водой. Оно может расти, но его развитие нарушится, а это повлечет за собой необратимые изменения. Подобным образом и гнев влияет на ребенка. Детям, которые воспитывались в доме, где было принято выплескивать эмоции, впоследствии будет трудно контролировать свой гнев.
Не расстраивайтесь. Многие люди расстраиваются из-за того, что среди их арсенала чувств и эмоций присутствует и гнев. Но спешим заранее успокоить всех тех, кто уже успел испугаться. Гнев, как утверждают психологи, нормальное чувство, которое есть у всех людей. В нем присутствуют и сильные стороны. Он сигнализирует человеку об ущемлении его прав, помогает понять, что кто-то ведет себя неподобающе. Даже Господь Иисус Христос, как сказано в библейском писании, обладает гневом. Существует такое понятие как праведный гнев.
Повышаем производительность! Просто так не летают даже мухи. И если гнев дан человеку, значит, он для чего-то нужен ему? Ответ на этот вопрос можно найти у тренера по восточным единоборствам (Е. Бадмаева): «Но во всём хороша мера, и если у человека проявляются гневные припадки с каждым днем все чаще, то над этим стоит задуматься.
Какова причина зарождения гнева? «…Что гнев - хороший «производитель» – известно давно. Когда участники соревнований выходят на татами или просто дерутся в спарринге, то тот боец, который по каким-либо причинам рассержен на противника, обычно выигрывает. Бывали даже случаи, что спортсмен, менее подготовленный и физически-развитый, одерживает победу. Причина в том, что у рассерженного человека вдруг появляются силы и смелость совершать активные действия, быстро атаковать соперника…»
Также евангелист Марк описывает ситуацию, когда фарисеи с иродианами наблюдали за Ним (Иисусом), не исцелит ли Он человека с сухой рукой в субботу. Христос задает им вопрос: «Должно ли в субботу добро делать или зло делать? Душу спасти или погубить?» - /Мар.3.4/. Ответом противников Иисуса было молчание. Тогда Он взглянул на них с гневом, скорбя об ожесточении их сердец…
Отсюда можно сделать вывод, что гнев порождается не событиями и обстоятельствами, а тем, как мы к ним относимся. Во-вторых, как не дать гневу поработить себя?
Какова причина зарождения гнева? Очень часто люди руководствуются ошибочным мнением, утверждая, что причиной их злобе послужили какие-то события или обстоятельства.
Например, кто-то сделал то, что вам не понравилось или испортил какую-нибудь личную вещь. Как правило, следует реакция: «Что ты натворил?! Я же сто раз повторял/а: не трогай, положи!.. Ты представляешь, что теперь будет?! За всем надо следить!!..». Но подобные слова-разжигатели лишь драматизируют ситуацию: она становится не просто раздражающей, но «ужасной» или «катастрофической». Высказываясь подобным образом, вы уже сами определили, что «исправить ничего нельзя» и, конечно же, перестаете думать о том, как можно было бы исправить положение.
Как не дать гневу поработить себя? «Вспыльчивость и раздражительность часто толкают нас на легкомысленные поступки».
Чрезмерный гнев отталкивает людей, неумеренная ласка – понижает уважение окружающих,- сказал Гораций.
«Придали особую силу заключительному выводу проповедника: «Посему пусть всякий, кто не во Христе, пробудится и бежит от грядущего гнева» - /Джонатан Эдвардс/. «Гнев Божий - писал А.У.Пинк - это совершенство характера Бога, и нам необходимо чаще задумываться над этим».
«Ибо гнев человека не творит правды Божией» - /Иак.1.20/. Человеческий гнев.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
то, о чем меньше всего хочется слышать - Вячеслав Ивлев гонения церкви - это важная часть в истории всей христианской Церкви. мы не хотим об этом слышать и думать. но истина всегда была гонима большинством в этом мире. ты должен привыкнуть к этому, чтобы быть готовым к трудностям.