Проповедь Владыки - "Как понимать то, о чем написано в Библии", прочитанная им студентам богословского факультета:
Взойдя на кафедру и внимательно оглядев присутствующих здесь студентов, Владыка начал говорить, всматриваясь в аудиторию и оценивая насколько понимают студенты его слова:
- Читая Библи и поражаясь пророческому духу этой Книги, я вспоминаю слова Михаила Михайловича Пришвина:
"Библия - это записная книжка человечества"!
Это сравнение замечательно ещё тем, что в записных книжках, мы часто зашифровываем имена, события, время.
Так и Библия полна красивых, глубоких метафор и многозначных аллегорий. Более того, уже Иисус Христос часто говорит притчами, давая возможность читателю или слушателю толковать притчи каждому на том уровне, которого человек или человеческий коллектив достиг в своём развитии...
Святое Писание, как я думаю - это мысли и чувства, обобщение устных историй о Земле, Небе, Боге и Человеке, которые когда-то были собраны и записаны пророками, - людьми, обладавшими чудесными способностями видеть не только будущее, но и восстанавливать прошлое по кусочкам изустной истории народа еврейского, который был народом богоизбранным и потому отражал в себе историю человечества вообще.
И в этом "Сборнике" заложена такая глубина, такое понимание прошлого и будущего, которое от языков прошедшего, "мёртвых", как мы говорим, перешло в языки живые и перейдёт в языки будущего.
Но чтобы язык Библии не умер и оставался фактом современности, нужно не довольствуясь пониманием, толкованием отцов церкви, святых пустынников и богословов, ежечасно обновлять впечатление, переживание, пропуская через себя всё, о чём мы узнаём в этой Великой Книге.
Нам, конечно, легче и привычнее слушать и читать ссылки на толкование библии от авторитетов, чем самим задумываться и пытаться формулировать, переживать и мучиться, над тем, что написано на все времена, а значит и для нашего времени, для нашей жизненной ситуации. Но задача каждого верующего – это понять то, о чём говорил своим ученикам и последователям сам Иисус из Назарета и после этого уже возникнет сильная, духовная вера в Новый Завет.
Конечно, сегодня трудно поверить в события описанные в книге Бытия, но когда мы воспринимаем Библейскую историю как сложную и многозначную аллегорию, мы понимаем, что история Космоса и Земли, Человека и Бога - это метафора и обобщение, сохранившие в Библии подлинную историю в сжатом, творчески обработанном виде!
В конце концов, наш язык развивается и вовсе не похож на праязык, но содержание наших чувств и наших ощущений в нём, мало в чём переменились - переменилась только форма написания и произношения, а суть, функция языка, как орудия общения, осталась прежней.
Точно так же форма изложения, уровень знаний переменился, но суть Библии сохранилась и она по-прежнему является помощником и руководителем в нашей жизни, сознаём мы это, то есть веруем мы, или нет.
Именно поэтому Западная цивилизация - это христианская цивилизация и Иисус Христос явился в мир, чтобы спасти человечество, а Христова церковь объединилась вокруг Книги, которая и стала "записной книжкой человечества" на все века и тысячелетия, до скончания мира.
И язык этой Книги состоит из притч, аллегорий и метафор - почему она и остаётся жить в вечности...
Буквализм противостоял аллегоричности в толковании Библии с давних пор и антиохийская школа ещё в начальные века развития и распространения христианства, строго стояла на буквальном понимании многих мест Писания, несмотря на очевидную несовместимость человеческой практики и знания, «фактам» сообщаемых в Ветхом и Новом Заветах.
И основной аргумент в споре науки и догмы заключен в вере, что эти книги даны нам от Бога и потому, ничего нельзя исправлять или толковать по-своему, по-человечески: - Мир создан в семь дней, Ева, искушаемая Дьяволом попробовала запретный плод и принудила попробовать Адама... (Выясняли даже, на что были похожи плоды с этого дерева).
Произошло грехопадение и потому, отягчённые злом Адам и Ева были изгнаны из рая Богом и в наказание, уже после изгнания, Адам работал в поте лица своего, а Ева в мучениях рожала детей!
...Сегодня, веруя в Бога - Отца, Иисуса Христа, Его Сына и в Святого Духа, мы не можем забыть или отрицать существование Земли в течение пяти миллиардов лет с историей её становления, её геологическими и космическими катаклизмами, с её динозаврами и внезапной их гибелью, с сравнительно недавним оледенением и стадами кроманьонцев, бродящих по лесостепи, покрывавшей тогда землю, со сменами полюсов и прочими фактами, предоставленными нам наукой.
Напротив! Главная задача современного богословия заключается в приведении науки о Боге в современный вид, согласуясь с успехами науки.
Тогда это будет действительно теология, а не подбор аргументов, доказывающих, что Земля покоится на трёх китах или, что небо прибито гвоздями звёзд к небосводу, отдалённо напоминающему купол громадного цирка.
Очевидно, что такой путь "развития" богословия приведёт к абсурду и полному неверию.
Но к несоответствию фактов изложенных в Вечной книге современным "кодам" знания, добавляются ещё и очевидные, элементарные ошибки в переводах...
Если книги Ветхого Завета написаны были на арамейском, на языке древних евреев, то сегодня на этом языке говорят, наверное только несколько десятков специалистов.
Можно себе представить несоответствие нынешних, допустим, русских версий Ветхого Завета тому, что было написано и было понятно древним евреям, как носителям этого языка. Конечно, хотелось бы верить, что всеми тысячами переводчиков, во время работы "руководил" Бог, но мы помним тысячи неудачных переводов отвергнутых церковью.
Наконец, надо понимать, что любой перевод древнего текста, каковым является Новый завет, содержит невольные искажения, что иногда приводит к противостоянию одной части верующих
Вспомним русский, жестокий и упорный раскол, который охватил миллионы верующих! А ведь этот древний аскол начался как спор о "словах" и "жестах", о том как писать - Иесус или Иисус, как креститься - двумя перстами или тремя и какие книги Святого Писания читать - старые или новые.
Раскол продолжался и продолжается уже несколько столетий, стоил стране тысячи и тысячи жизней замечательно верующих людей и породил своеобразную русскую форму православия, иногда напоминающую римскую, катакомбную церковь!
Вспомним хотя бы протопопа Аввакума...
Однако не будем здесь касаться сущностной оценки произошедшего в средние века, того процесса, который озарил кострами инквизиции города Западной Европы и горящими "срубами" северные, застылые просторы России...
Речь у нас не о том, и всё-таки стоит подумать!..
Новый Завет отражает события, которые во многом можно назвать современными. Само рождение Иисуса Христа - это, помимо Божественного произволения, ещё и исторический факт, который вписан в человеческую историю и историю западной цивилизации!
На Востоке, в Индии, был свой религиозный герой, который родился за шестьсот лет до Христа и это был Будда, а на Ближнем Востоке, уже через шестьсот лет после рождения Христа родился и жил Пророк Мухаммед - основатель Ислама!
При этом надо отметить, что Будда был человеком, принцем Шакьямуни, и под деревом атма-бодха, через медитацию, достиг озарения, просветления, почему и стал Великим учителем нравственности.
Буддизм - это религия человека хотя и прославившегося, но без Бога.
Есть мнение, что именно поэтому буддизм не смог устоять в конкурентной борьбе с другими религиями и со временем, был вытеснен на окраины Индостана, где и сохранился до сих пор, соблазняя своим верующих буддистов демократизмом и отсутствием строго структурированной иерархичности. В наше время, среди поклонников буддизма были, в том числе представители западной интеллектуальной и творческой элиты!
Пророк Мухаммед, тоже был человеком, испытавшим озарение и его устами заговорил Аллах.
Думаю, что Ислам был реакцией простых людей на сложность и глубину христианской доктрины, развитую в кельях отшельников и в первоначальных монастырях, утверждённую иерархами Церкви на вселенских соборах, часто мало понятную для неграмотных кочевников населяющих Ближний Восток.
Строгость канонов и жёсткость структуры Ислама, понравились этим суровым детям пустыни, что способствовало быстрому распространению и укреплению мусульманства!
Некоторые историки религий, считают, что Ислам, был переработанной с добавлениями версией христианства, как само христианство, в своё время было усвоением иудаизма с нравственными добавлениями. Получается, что все три авраамические религия были религиями Книги!
А христианство основал Иисус из Назарета, после распяти названный Христом - он пришёл на землю чтобы спасти род человеческий от гибели, своей смертью искупил все человеческие грехи и умер в муках, воскрес и воспарил на небо в ожидании того дня, который называют днём Страшного Суда, когда гибнущее человечество предстанет перед Судьёй, Господом и когда каждый лично "оправдается или осудится" пред лицом Его. Тогда праведники проследуют в Рай и "воссядут одесную Спасителя", а кто будет отвергнут, тот попадёт в Ад - место противоположное по свойствам Раю!
Очевидно, что при буквальном пересказе событий происшедших не так давно, если мерить всё масштабами жизни на Земле, мы, современные люди не можем с полным доверием к себе самим, верить в то, что противоречит нашим представлениям о сегодняшней жизни и о сегодняшнем мире.
Однако, аллегоричность Библии, и сегодня позволяет нам сочетать веру и науку, несмотря на кажущиеся их противоречия и показное противостояние!
Вспоминается жизненная история известного религиозного писателя, Тейяра де Шардена. Он был католиком, иезуитом и вместе известным антропологом, который половину жизни провёл в Китае, где поучаствовал в "открытии" древнего предка современного человека - синантропа...
Уж он то прекрасно понимал, что рассказ о создании прачеловека Адама из земной глины - это глубокая и тонкая аллегория - ведь мы все состоим из материи, в чём-то роднящей грязь и человека, но...
При этом, учёный - антрополог и католик оставался глубоко верующим человеком - он был достаточно широк, чтобы не принимать аргументы атеистов серьёзно...
Сам факт эволюционного происхождения человека, ничего не может поменять в главном - в присутствии Бога на Небе и рождении Иисуса Христа, на Земле...
Тейяр де Шарден говорил: "Для меня Бог - это некая точка Альфа, в безбрежных просторах космоса..."
Мы, сегодня, стоим перед дилеммой: либо запретить себе и другим верующим говорить и даже думать о противоречиях встречающихся в Библии, либо попытаться как-нибудь объяснить, разрешить эти противоречия, с помощью толкования, как делал это сам Иисус Христос, когда пояснял свои притчи, рассказанные им апостолам и народу.
В этом случае, мы в полном согласии с нашим разумом и совестью сможем не только сохранить Библию, как книгу Вечности, но и подняться в вере вровень с нашим Спасителем, ибо Он и смерть принял, за утверждение подлинной веры в своего Отца Небесного и нам заповедовал верить в Бога - Создателя Вселенной!
Очевидно так же, что знания человека ограничены и потому уместно указать, что познание мира, как и познание Бога - это процесс, на пути которого случаются неразрешимые на первый взгляд сомнения, разочарования с очарованиями и даже временные кризисы, то есть остановки процесса и даже возвраты назад, к уже пройденному.
С другой стороны, следует добавить, как говорил ещё китайский мудрец древности Чжуан-цзы:
"Многознающий человек не обязательно обладает истинным знанием, а искусный в споре не обязательно обладает настоящим умом..."
Ведь атеисты всегда были уверены, что они выиграют спор с верующими, но вглядитесь, какими аргументами они пользуются – по сути это та же религия, но подозрительного происхождения, то есть слепок с сиюминутных заблуждений, называемых ими наукой.
...Однако, несмотря на взлёты и падения человеческой мысли, наш путь неизменно стремится "вперёд и вверх" - тут всё зависит от системы координат и от методологических установок.
В качестве примера, приведу некоторые из них:
"Практика - критерий истины";
"Всё, что мы не можем оспорить - лишено реального смысла".
"Познание не имеет границ и стремится к абсолютной истине, как к недостижимому идеалу".
И всё-таки, нельзя смешивать знание и веру. Вера, на мой взгляд, всегда дополняет знание и служит мостиком между крупицей знания и громадой непознанного, которое становится всё больше оттого, что знание охватывает всё более широкие области жизни.
Чем больше мы узнаём, тем большие открываются перед нами пространства непознанного. Это напоминает путника, который поднимается на крутую гору - чем выше он поднимается, тем большие пространства открываются перед ним!..
И ещё один образ: познание напоминает проникновение чего-то острого, в бесконечную гору конусообразно сложенных "блинов". Каждый блин в этой "горе", соответствует определённому уровню знаний. Инструмент познания, всё глубже и глубже проникает сквозь уровни знаний, всё с меньшей скоростью, потому что усилия движущего этот "инструмент", расходуется ещё на распространение вширь...
Но есть люди, которые способны в процессе знания приникать значительно глубже, чем все остальные - таких людей издавна называли пророками или мудрецами. Непонятен механизм их великих знаний, но есть предположение, что они владеют от рождения способностями, которыми обладает высшее существо - Бог.
Осенённые особой благодатью, которая на человеческом языке называется интуицией, они способны провидеть сквозь время и материю. Поэтому, такие индивидуумы приближаются в своей, всё ещё тварной природе к природе Бога и во все времена являлись посланцами Бога на Земле.
Пророки, в момент особого состояния, когда их посещает Бог, а по человечески - в моменты особого всплеска внутренней энергии - вдохновения, мысленно проникают в будущее или даже в прошлое и предсказывают или по-русски - пророчат то, что произойдёт, или определяют то что уже произошло, описывая будущее и прошлое картинами удивительной смелости и яркости!
Таковы пророчества библейских мудрецов, греко-римских сивилл, предсказателей и древнерусских волхвов.
В каждом народе есть и были люди одарённые или осенённые благодатью. Так вот они, благодаря интуиции или благодати, бывают способны, через метафоры или художественные аллегории, проникать вглубь процесса жизни и видеть "внутренними очами" то, что для других, пользующихся привычными языковыми структурами и формулами, недоступно!
Такими способностями наделены конечно не только верующие в Христа - началось всё это на заре современной цивилизации и ярко воплотилось в Будде, который построил своё учение на отрицании ценности жизни и оформил его, как путь освобождения от пут перерождения, иначе говоря - от жизненных страданий. Интуиция не только привела его к озарению, но и позволила облечь свои открытия в стройную систему-теорию...
Иисус Христос тоже проповедовал что: "Царствие моё не от мира сего..." - но заметно укоротил "Путь" освобождения, говоря:
"Тот кто верует в Меня, и тем самым в Отца Моего, и в Духа Святого и живёт по христианским Законам, тот уже достоин быть в Царствии Небесном..."
Он, Иисус, освободил людей от кровавой жертвы и представил эту жертву символически в Евхаристии, но заповедовал своим примером самоотвержения жертвовать собой на благо людей, и сам же пролил кровь на Кресте в искупление грехов человеческих во все времена!
Но возвратимся к озаглавленной теме.
Христианство, зародившись в далёкой Римской провинции - Иудее, постепенно, через нелепые обвинения фарисеев, казни, немыслимые жертвы и страдания первохристиан захватило весь западный мир и несмотря на разделение, произошедшее по причинам тоже во многом имеющим лингвистический характер, и может быть благодаря этому, стало сегодня самой многочисленной религией мира...
В средние века интенсивность католической веры, её непогрешимость, некритичность, достигла такого наполнения, что пролилась кровь еретиков и казалось, что христианство завоевало души и мысли всех живущих в Европе и ещё многих и многих живущих на "окраинах" мира.
Однако пятьсот лет назад, в Европе грянула Реформация, то есть религиозная революция, реакция на непогрешимость Пап, многие из которых были подвержены вполне человеческим порокам.
Появились протестанты, которые может быть впервые в истории христианства, поставили вопрос о соответствии церковной доктрины вероисповедания современным фактам и уровню знаний, ибо католицизм того периода, пытаясь сохранить буквализм "антиохийского" образца, становился постепенно тормозом не только знанию, но и подлинной вере, вводя полуязыческие ритуальные "тесты" на лояльность церкви, которая сама, используя противохристианские товарно-денежные отношения, заставляла "выкупать" грехи за деньги и называла это индульгенцией.
Результатом этого кризиса, явился раскол католицизма!
В русском православии, которое к тому времени стало уже преемницей православия византийского, так же произошёл раскол, который тоже был следствием давнего спора внутри церкви между стяжателями и нестяжателями.
"Стяжатели" во главе с иерархом Московским Иосифом Полоцким, при помощи жестокого царя Ивана Грозного, победили "нестяжателей" во главе с Нилом Сорским - представителем аскетов селившихся в Заволжских скитах.
Форму радикального разделения, расхождения, эти разногласия обрели уже при патриархе Никоне, который, в определённом смысле, тоже был сторонником буквализма в толковании Библии, в прохождении церковных служб и исполнении ритуалов...
Поднимаясь выше по шкале истории, мы видим, что уже в Новые времена, возникло раскольническое движение чрезвычайно радикального толка, под названием "Социализм", в своём радикализме отрицающий не только официальную церковь, но и христианство вообще, на почве которого и вырос "научный социализм" имевший во главе "отцов - теоретиков" Сен-Симона, Карла Маркса, Фридриха Энгельса.
То, что социализм внешне похож на христианство, показывает и наличие десяти "заповедей" строителя коммунизма, и попытка всех сделать равными перед экономическими "законами".
В определённом смысле и этот раскол произошёл так же на почве толкования современных фактов, но тут, в качестве соперника религиозной ортодоксии появилась наука - нечто владеющее как иным словарём, так и иными методологиями - конечно же это тоже была религия, но уже в новых, маскировочных одеяниях!
Чтобы привлечь к себе внимание новых адептов, и понадобился радикализм отрицания общих корней этой "новой" религии с христианством, с его предшественниками и последователями.
Борьба между "новой" и "старой" верой приняли ожесточённый характер и вылились в революции, а точнее, Великая Французская революция породила социализм, а Русская Великая революция утвердила его в отдельно взятой стране - России, которая стала совсем на христианский манер называться Союзом Советских Социалистических Республик или СССР.
Я считаю, что большевизм - это крайне левая форма христианства, в своём радикализме отрицающая "почву", которая её породила.
На мой взгляд и революции и их последствия, были длящейся религиозной Реформацией, были следствием противоречий догматизма официальной церкви движения человечества по дороге в будущее.
Сущность христианства, при этом не исчезла и более того, закрепилась документально и исторически, благодаря трудам отцов церкви, святых старцев и современных теологов, иначе говоря научным изысканиям.
Наука, начиная как яростный и бескомпромиссный противник веры, со временем осознала, что её бунт против религии носит формальный характер, и имеет прежде всего лингвистические, гносеологические корни и потому, в последние десятилетия во многом сблизилась с библейскими доктринами возникновения и развития Космоса и Земли. Сегодня многие учёные, занимающиеся космологией, это люди верующие в Бога - Создателя, и отличающиеся от обычных верующих старушек только особым наукообразным языком и самонадеянностью, которая им простится на Страшном Суде как грех незначительный, намного меньший, чем религиозный фанатизм, являющийся примером гордыни.
Мало того - Христианство "выправленное" Реформацией, в лице протестантизма, сегодня получило совсем несвойственные ей раньше функции экономического регулятора.
На Западе, благополучие и преуспеяние, очевидно относительное учитывая натуру человека, обусловлено сохраняющейся христианизацией общества, которое поэтому стало ещё и своеобразным экономическим регулятором. На Западе, даже бизнесмены - атеисты воспитаны на принципах христианской культуры, которая тоже имеет христианские корни.
Тут логика простая - для атеистов культура и права человека - это новый Бог, но так как основой западная культура является христианство, то проблема "прав человека" - есть следствие личностного характера этого вероучения, заметно отличающегося от мусульманства, которое всё-таки носит антиинтеллигентский, коллективистский характер.
Атеисты, в западном смысле, выросли из тех же корней и потому, протест против религии на Западе даже в лице атеистов - фундаменталистов, носит декларативный характер, является своеобразным "улучшением" христианства.
Точно так же и обратная реакция верующих христиан здесь, не носит уничтожительного содержания по отношению к агностикам и атеистам:
- "Вам жить, вам отвечать за вашу жизнь на Страшном Суде..."
Тем не менее, сегодняшнее христианство переживает кризис и упадок - количественно, может быть это не так заметно, но качественно очевидно, что христианство меняется не в лучшую сторону.
Нравственные критерии и символ реальной веры, сегодня значительно отличается даже от того, что было сто лет назад, а уж тем более от средневекового христианства!
Моменты относительности пришли на место строгой определённости, заветы Иисуса Христа во многом забыты или трансформированы, приспособлены обывательским сознанием к своим суетным нуждам.
Наросло множество поправок и уточнений даже к таким ясным и однозначным понятиям, как не убий и не укради. Я уже не буду упоминать о прелюбодеянии или об упоминании Бога всуе.
Войны и экономическая экспансия богатых стран, называющих себя христианскими являются тому ужасным примером, а сближение нравов на Западе, с нравами некогда царившими в Содоме и Гоморре, становятся реальным фактом.
Христианство, повсеместно превращается в фарисейство, против которого так трагически яростно предостерегал Иисус Христос, и против которого кроткий Господь так гневался, когда изгонял из Храма торговцев и менял!
Выражаясь аллегорическим языком, сегодня Сатана заманивает "хлебом единым" ослабевших от изнеженной жизни людей в дебри эгоизма и сладострастия, делает бессильными проповеди и призывы Христа стать праведниками - аскетами и взойти на небо после трудностей сознательной, самоотверженной жизни!
В момент этого кризиса христианства, неизмеримо возросла роль праведников, благодаря которым "будет мир спасён", несмотря на миллионы грешников вокруг.
И сознавая ослабление христианства, очень важно сегодня провести в христианстве новую Реформацию, чем привлечь отпавших от Бога тех "страждущих", кто вновь и вновь приходит в мир в поисках цели и смысла существования.
Отмечу, что христианская нравственная доктрина не утратила своей глубины, но лишённая адекватных средств выражения - современного языка и аллегорий - во многом утратила своё очарование: для одних язык современных литургий малопонятен из-за его архаической пышности и символики, для других напротив недостаточно трагичен и не связан с обыденностью чтобы привлечь рассеянное внимание обывателя.
Так же большая проблема сегодня, особенно в православном мире, это отсутствие святых старцев или пастырей-священников, которые могли бы быть подлинными лидерами, вожаками для масс верующих и неофитов, которые бы проповедуя зажигали сердца людей, объясняли проблемы современного мира, проблемы истории христианства на доступном, умном и взволнованно понятном для большинства современников.
Такие служители церкви есть конечно, но к сожалению, они теряются среди массы безликих "религиозных чиновников" в рясах, которых сегодня, согласитесь, достаточно. Да и жизнь это чиновное священство ведёт далёкую от святости: селятся в хоромах, ездят на мерседесах и имеют множество служек в качестве денщиков. И это не было бы страшно, когда мы видим, что иерархи этим тяготятся, но терпят.
Однако многие священники видят в этом чуть ли не смысл своего служения Богу, и все накопленные богатства воспринимают как атрибуты карьерного роста.
Такие служители - страстные сторонники застоя – они ненавидят перемены и горой стоят за привычное, за сотни лет устоявшийся церковный быт, отрицая необходимость любых перемен, даже самых насущных.
Но ведь за последние сто лет жизнь чудесным образом переменилась - человек слетал в космос, высадился на Луне, изобрел "волшебные" средства массовых коммуникаций и вместе с тем, пережил две страшные мировые войны, стоит на грани развязывания Третьей мировой, теперь уже всеуничтожительной, так как мир уже обладает средствами массового убийства сокрушительной силы!
А чиновная масса в рясах делает вид, что всё осталось по старому, трудится зарабатывая себе на хлеб насущный, словно не замечая происходящих перемен, а им помогают пребывать в летаргическом сне так называемые теологи, работающие над проблемами - какого размера был Ноев Ковчег или какой породы было дерево познания Добра и Зла...
Но есть и другие, подлинные пастыри!
Для России, сегодня очень важно присутствие в нашей жизни священников-пастырей, которые стараются разъяснять верующим суть и смысл подлинного христианства, пытаясь соединить нашу веру и нашу рутинную жизнь в одно целое.
Именно преодоление пропасти между нашей верой и нашей обыденной жизнью и является задачей момента!
…На этом Владыка закончил проповедь и оглядев зал, спросил:
- Если есть вопросы, то я попробую на них ответить?
Студенты богословы зашевелились, стали тихо переговариваться между собой – на них, проповедь, а точнее лекция Владыки произвела большое впечатление!
2010 - 2023 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
Владимир Кабаков,
Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Глебка - Андрей Ефремов Эта необычайная история произошла много лет назад в семье моего старинного друга. 9 августа сыну товарища исполняется четырнадцать лет - прекрасный возраст. Каждый год мы собираемся на день рождения Глебки, желаем здоровья, долгой и счастливой жизни. И каждый раз вспоминается эта история, в которой и я был косвенным свидетелем: служили вместе. С разрешения друга публикую этот рассказ. Пишу от первого лица: просто так удобнее...