«Для подлинного христианина, жизнь души, намного важнее чем жизнь тела и его комфорт. Жаль, что эту истину понимают очень немногие!»
…Владыка устало потер глаза и продолжил беседу:
- Мне, сегодня, непонятен пафос богатства, который охватил Россию вдруг, как пожар...
Историк посмотрел на Владыку, недоумевая.
– Так что же Владыка, вы против благосостояния, против обеспеченной жизни, против демократических свобод, которые в нищете невозможно реализовать?
Владыка отрицательно покачал головой:
– Я не против благосостояния, однако я на стороне тех, кто считает, что благосостояние человеческой души намного весомее благосостояния денежного, материального.
Когда кивают на страны «развитые» в качестве примера для подражания, то мне кажется, что не всё здесь так просто.
Я где – то читал, что в Японии и в Дании, странах безусловно благообразных и состоятельных, уровень самоубийств чуть ли не самый высокий в мире. В чём тут дело я не знаю, но попробую порассуждать...
- По поводу самоубийц в Японии, можно предположить, что эта страна, вместе с преуспеянием материальным, переживает некий исторический социальный кризис. Прежде всего, это тяжелое поражение в войне и последующая унизительная американская оккупация и невольная утрата особенного места в мире, в массовой культуре прежде всего, где западная культура часто выигрывает в соревновании с национальной. Вот и теряют люди самоуважение и как говорят теперь, национальную «самоидентификацию». А в таком состоянии, люди разрозненны, часто теряю цель и смысл жизни, и потому кончают с собой...
- Или вот Дания... Чего не хватает датчанам для благосостояния души? Страна богатая, есть возможность ездить по всему миру, смотреть на всё, развлекаться. Я там бывал и тамошняя жизнь мне понравилась, но наверное потому что там я был гостем. А для датчан, может быть эта благообразная размеренность и обеспеченность, связанная с педантичным выполнением своих обязанностей, наверное, иногда и надоедает. А может даже становится противна...
Размышляя над этим я подумал, что эта страна – так получилось – одна из самых атеистических или агностических. Там, кажется, в затруднительных житейских ситуациях больше верят в помощь наркотиков и секса, чем в силу Библии и веры, помогающей человеку в жизни...
Владыка вновь потер лицо руками и глянув усталыми, грустными глазами на собеседника, продолжил:
- А началось это заблуждение несколько веков назад – вспомните Кьеркегора. Ведь он всю жизнь искал вокруг себя Бога и не находил его в своей стране, отчего и начал потихоньку сходить с ума, потому что был человеком тонким, а материальная сторона жизни его мало интересовала.
Он потому и стал великим богословом и писателем, что начал обличать лицемерие и фарисейство, утвердившееся даже в церковных стенах. Я, когда его читал, то поразился драме его беззащитного сердца!
Собеседник как - то дёрнулся вперёд, надеясь привлечь внимание Владыки, но тот закончил свой монолог:
- И вот эти примеры, как мне кажется, подчёркивают тот трагический момент в истории, который мы все сегодня переживаем, когда благополучие материальное заслоняет неблагополучие душевное, даёт ему развиться в некую драму бесчувствия и неверия. Вспомните, как в Библии говорится о народе, который утучнел и потому, отпал от Божьих заповедей. Это как-то так глубоко и умно там было сказано - дословно не помню, но смысл кажется такой...
Историк, пытаясь сохранять мину формального уважения к Владыке, невольно поморщился:
- Владыка, но вы обратите внимание на то, как сегодня живут на Западе. Ведь там-то и можно увидеть настоящую веру. Тут ведь на каждом углу церковь и люди друг другу на улицах улыбаются и дорогу уступают, не то что у нас, где тебя за улыбку могут и избить при случае, думая, что ты над ними издеваешься!
Владыка улыбнулся и вздохнул:
– Тут я с вами полностью согласен. Ведь я на этом Западе жил и живу, и вижу, что здешнее благополучие обусловлено во многом религиозностью, которая действует не прямо через воцерковление сознания, а разлита в народной культуре и потому, иногда, агностик и даже атеист живут тут по христианским канонам, хотя и выраженных не через формальную религиозность, а через освоение культурного наследия!
Но тут ещё один момент присутствует - мне кажется, что Запад, уже по привычке, по-прежнему эксплуатирует остальной мир и этой традиции уже триста – пятьсот лет. Казалось бы колониализм разрушен после второй мировой войны, но последствия остались. Ведь рынки для западной экономике там, в Африке и в Латинской Америке, ну может быть ещё Россия прибавилась...
Владыка помолчал и продолжил:
- Но я часто задумываюсь о причине сегодняшнего ожесточения многих людей в разных уголках мира, в том числе о войнах которые ведёт Запад...
И получается, что сегодня, мы более далеки от подлинной человечности христианства, чем тысячу лет назад.
Тогда, крестоносцы завоевывали Иерусалим и Палестину, чтобы освободить гроб Господень и ввести там христианство на смену мусульманству, пусть даже силой меча. Но сегодня там война за нефть, а значит за деньги, за прибыли, за материальное благосостояние Европы и Америки.
Никакой религиозной цели там нет, кроме борьбы за нефть и за рынки сбыта. И это тот строй, который сегодня многие, ни капельки не сомневаясь, называют демократией, подразумевая христианские корни европейской цивилизации...
Историк перебил Владыку:
- Ну а как же борьба с терроризмом, как же 9.11 в Америке и Аль - Кайда, которая организовала тот взрыв!?
Владыка вновь помолчал, пристально взглянув на собеседника:
- Вопрос этот я сам себе задаю, и не нахожу ответа...
Но я также знаю, что Запад пришёл на Ближний Восток, задолго до 2001 года, и ещё в 1991 году провёл там победоносную» войну против Ирака, в которой погибли многие тысячи мусульман.
Но ведь они, мусульмане, тоже люди и тоже переживают и хотят отомстить за убитых. Вот и нашлись фанатики, которые пожертвовали собой, чтобы отомстить за смерть близких и единоверцев, которых западные политики часто и за людей не считают.
Для западных обывателей, сбитых с толку вседневным промыванием мозгов среди которых много людей называющих себя христианами, эти убитые в Ираке просто «боевики» и только поэтому достойны смерти...
Он вздохнул и потёр лицо привычным жестом...
– Об этом много можно говорить, но если думать, как это ожесточение с обеих сторон прекратить, то надо, пусть не подставлять «левую щеку», но вывести оттуда все войска и предложить этим странам помощь, в которой они нуждаются. И эту помощь надо предложить, а не навязывать исходя из собственных, западных интересов.
Вообще-то я не силён в политике и потому, не могу, да и не хочу об этом не только спорить, но и рассуждать...
Мне больше хотелось бы поговорить и обсудить проблему, - как изменилось христианство на Западе. Мы ведь с вами недаром заговорили об уровне самоубийств в процветающей стране Западной Европы...
Интерес историка к беседе вновь возвратился и он стал внимательно слушать Владыку.
- Я часто вспоминаю и обдумываю то, что Иисус Христос прямо говорил, что он пришёл чтобы помочь нуждающимся и страдающим. Ещё Он говорил, что «блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное...»
И ещё Он говорил, что кроткие наследую землю обетованную.
Но со временем, как-то так получилось, что западные «христиане» воевали между собой и во всём мире, совсем не обращая внимания на слова Иисуса Христа об этом.
За две тысячи лет после Его смерти, около трёх тысяч войн, с миллионами и миллионами погибших, в том числе в двадцатом веке уже погибло около ста миллионов человек, всех оттенков человеческой кожи и представителей многих разновидностей религий.
Я не могу от этого факта отмахнуться и сказать, что меня как христианина и епископа, это не касаются. Я не могу обманывать себя или замалчивать, что я знаю этот исторический факт!
Я помню позицию английского учёного математика и философа Бертрана Рассела, который в первую мировую отсидел в тюрьме срок, отказываясь идти воевать! И я преклоняюсь перед его решимость и несгибаемостью, потому что он поступил как подлинный христианин, и даже как святой, будучи учёным и агностиком. Он ещё и книжку издал: «Почему я не христианин?!»
Владыка сделал паузу и искоса глянул на историк.
- А ведь тогда, никто из иерархов не выступил против войны, да и сейчас не выступают и вместо, все молились за победу оружия своей стороны. А в итоге погибли десятки миллионов человек, иногда в страшных муках, как например при газовых атаках в Первую мировую...
Я намеренно не вспоминаю Вторую мировую, потому что это, ещё свежая рана для всех в ней участвовавших, в том числе для меня, который был на этой войне доктором. Но всё-таки. Именно тогда, глядя на умирающих, изувеченных и искалеченных я думал - как христиане могут допустить такие зверства?!
Он вновь сделал паузу долго смотрел на свои руки, и потом продолжил:
- Так что сегодня, размышляя о будущем, я стараюсь быть оптимистом, однако внутренне содрогаясь, хорошо помню сцены войны, которые так похожи на откровения из «Апокалипсиса» Иоанна.
Теперь я верю - возможно второе пришествие Иисуса Христа будет началом Страшного суда и возможно, что Бог, долго ожидавший когда мир и люди изменятся с помощью веры в лучшую сторону, увидел, что дела во Вселенной - в человеческой Вселенной - идут всё хуже и страшнее...
И может быть Иисус Христос, теперь уже явится во всей Его славе и величии, но теперь не как Агнец, не как жертва во искупление человеческих грехов, но как Судия на последнем суде, в котором и решится судьба человечества!
... В связи с этим разговором – продолжил Владыка помолчав – я вспомнил один храм, правда не православный, а протестантский, в одной из европейских стран. Там, перед входом висело объявление: «Нищим вход воспрещён!». И как-то молодой священник из этого храма мне рассказал, что один старик - нищий подошёл к нему у входа в храм и спросил:
- А где ваш Хозяин?
Священник удивился и ответил, что у церкви нет хозяина, и тогда нищий старик пояснил, что он имел ввиду.
- Ведь ваш Хозяин, с такими, как мы нищими и убогими ел и пил, и пришёл нас спасать от земной несправедливости и горестей. Он ведь не с вами общался, с хорошо ухоженными сытыми и хорошо пахнущими, а с нами немытыми простецами!
Владыка, устало потёр лицо правой ладонью и продолжил размышлять вслух:
- А мы ведь все «мытые» и знаем, как себя в церкви вести, но людей часто не любим и только терпим их. Я и сам часто вижу людей, в первый раз пришедших в храм, ничего не знающих, стесняющихся, которые и перекрестится-то не умеют, но которые ищут в храме правду и смысл жизни..!
А как мы, «знающие», их часто встречаем? С презрением отворачиваемся от таких забывая, что в Христовой общине было главным не привычка всё делать в храме правильно, а любовь человека к Богу, Сыну и святому Духу, и любовь человека верующего к остальным людям...
Забывая про любовь, мы тем самым забываем основание христианства – ведь Христос пришёл в мир, чтобы грешников поддержать и спасти.
А сегодня мы готовы каждого упрекать, что он водится с немытыми и плохо пахнущими, как упрекали фарисеи самого Иисуса Христа в том, что он водится с мытарями и нищими, и что он сострадает падшим женщинам, общается с людьми, с которыми приличным людям даже близко быть запрещено.
И вот многие такие служители Божии, которые чураются нищих и брошенных людей, считают себя подлинно верующими!
После этого Владыка надолго замолчал, а Историк, слушая размышления Владыки, тоже задумался и сидел молча, сосредоточенно глядя в пол…
2012 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
Владимир Кабаков,
Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Статья в газету : Зачем курит курильщик? - Денис Федяй По данным отчёта Всемирной Организации Здравоохранения по табачной эпидемии за 2013 год, треть молодёжных экспериментов с табаком происходит в результате воздействия рекламы, продвижения табачной продукции и табачного спонсорства. В школах России систематическое курение табака учащимися заняло уверенные позиции и может безоговорочно быть названо одним из современных национальных бедствий.