Духовная слепота состоит в том, что человек перестаёт различать добро и зло. Отличать искреннее служение Богу от лицемерства и лжи. Неспособность отличить прелесть от духовности. Полное отсутствие духовного рассуждения. За внешне показным творением добра полное отсутствие сострадания. Отсутствие милосердия и любви. Простых человеческих качеств совести, чести, человечности. Собственно духовная слепота приводит к тому, что человек внешне делая и выглядя как верующий, «баптист» всё исполняющий, на самом деле становится в один ряд с богоубийцами – фарисеями, принимает дух антихриста.
«Расспроси друга, ибо часто бывает клевета?!» - /Сир.19.15/. Да, часто! Что в слепоте и не поймёшь.
«Клялся слепой, что своими глазами видел». Народ, не имея критического мышления, не зная логики и научного метода познания, и не желая проверить то, что ему говорят с кафедры, слепо верит в клевету.
«Клеветник без дарованья,
Палок ищет он чутьем.
А дневного пропитанья
Ежемесячным враньем» - /А.Пушкин/.
Клевета. Заимствование из старославянского, восходит к той же основе, что и клевать (клюв), и связано с переносным значением глагола «дразнить кого-нибудь, насмешничать».
Клевета - это злонамеренно высказанное обвинение с целью или следствием нанесения ущерба репутации другого лица. Клевета - в исчерпывающем согласии Strongs. Это еврейское слово dibbah, которое произносится как dib- baw. Это означает клевету, злые слухи и позор.
«Клеветник:
Он только тем и знаменит,
Что он повсюду письма пишет
И в этих письмах тех чернит,
Кто рядом с ним живёт и дышит.
В нём ни стыда, ни чести нет –
Он всех преследует и травит.
Любой полученный ответ
Он без ответа не оставит.
И с клеветой, и с клеветцой
Он предстаёт перед законом,
Где – беззащитною овцой,
Где – волком, где – хамелеоном.
Он тонко маскирует ложь
И склоки сеет, как заразу.
Его не сразу разберёшь,
Раскусишь и поймёшь не сразу!
Он – «справедливости родник».
А между тем на самом деле
Он просто-напросто гнойник
На чистом и здоровом теле!» - С.Михалков/
Страдание от клеветы есть страдание глубоко личное. Клевета делает из нас не то, что мы есть, она лишает нас лица. Мы стараемся сделать себя, и нам очень важно, чтобы люди воспринимали нас именно такими, какими мы себя, как нам кажется, сделали. А для чего делали-то?.. Не для того ли, чтобы нас любили? Клевета лишает нас любви. Ведь и причина-то ее - в нелюбви. Не всегда в целенаправленном злом умысле, но всегда - в глубокой нелюбви к человеку, в отказе видеть его добрым, честным, порядочным. А кто главный ненавистник человека, кто главный клеветник? Об этом господине написано достаточно. Не счесть примеров, когда жертвами клеветы становились именно те, кто больше всех ему досаждает — святые. Причем, их страдания, отнюдь не ограничивались внутренним переживанием оговора. Клевета в жизни подвижника всегда имела практические последствия, и какие!
Но самое худшее - клеветать на человека, то есть сообщать о нем неверные сведения, которые могут ему повредить. С этим вроде бы согласны все. Однако на практике, пересказывая то, что слышали от других, мы не всегда проверяем, насколько верно услышанное и насколько точно мы его пересказываем, - и в результате «обыкновенная» сплетня может превратиться в клевету. Что делается в руководстве баптистов: рядовые члены не обсуждают сказанное пастырем, а как в армии исполняют. А может – это клевета? Не важно! Важно остаться в церкви.
Несмотря на то, что эти три вида сплетни различны по степени серьезности, следует остерегаться каждого из них. Как мы уже видели, от сплетни до клеветы - один шаг. Так что традиция считает, что любая сплетня - это уже клевета. И поэтому зачастую для всех видов сплетни используется общее название – «клевета».
Клеветник приносит вред, по крайней мере, трем людям. В первую очередь, самому себе, ибо грязь клеветы, прежде чем воплотится в слове, проходит через его собственное сердце. Затем тому, на кого он клевещет, потому что мало есть людей, которые могли бы переносить клевету спокойно и великодушно: большинство впадает в уныние и гнев, а нередко и отвечает своим обидчикам тем же самым. И, наконец, тому, кто слушает клевету: он мысленно сам начинает осуждать, как бы засасываемый топким болотом. Наслушавшись клеветника, он теряет любовь к человеку и превращается в участника заведомо неправедного суда над своим братом. Безоговорочно верящий каждому слову клеветника – чаще всего даже не соучастник, а своеобразный «медиум» клеветы, как бы зомбированный клеветой.
«Здесь подлый шип преступного поклёпа,
Злорадство сплетен, сердца пустота,
Сужденье наглое презренного холопа,
Змеиных уст слепая клевета.
Опомнись, знать! Ударил час последний!
Единый Бог судья земных Царей» - /С.Бехтеев/.
Не ново существование клеветы. Не существование ее, но методы ее забавны и должны быть наблюдены. При всем их многообразии, в основе своей они проявляют всю духовную нищету свою. В конце концов, как вы уже много раз замечали, клевета создает такого рода выдумки, которые противоречат всякому здравому рассудку. Как видите, клевета даже не утруждает себя пользоваться какими-либо фактами, она просто измышляет, притом измышляет и бедно и нехудожественно.
Может лишь показаться тем, кто не знает данных обстоятельств, что измышление клеветы значительно, впрочем, клевета и надеется всегда действовать на умы неподготовленные или уже зараженные злобою. Всякий же, кто устремляется или чистотою духа своего, или добросовестным знанием действительности, тот сразу усмотрит грубые и духовно нищенские выдумки. Между прочим, именно в этом свойстве неправдоподобности и заключается даже полезность клеветы. Она ударами своими выбивает как бы какой-то учащенный ритм, а в энергии ритма рождается новая сила сопротивления.
И не только зарождается новая энергия у самих оклеветанных, но вокруг их в целом слое добропорядочных сердец создается напряженная и благодатная сила. Вы уже знаете о действенной благости подобного напряжения энергии. В статье «Похвала врагам» говорилось о том, как препятствия создают новые возможности. Теперь же после целого ряда новых наблюдений можно, к счастью, удивляться, насколько бедна клевета в основе своей. Вся ее кажущаяся пышность и замысловатость сводятся к самым примитивным и грубым уловкам. Клевета нисходит до пользования показаниями уволенного за недобросовестность слуги. Клевета не затрудняется приписать совершенно, ложное местонахождение. Клевете ничего не стоит приписать пользование аппаратами, с которыми никогда и не приходилось встречаться. Клевета в своей тупости старается поразить утверждением, что писатель никогда не писал своих сочинений, а художник даже не притрагивался и к одному холсту, а изобретатель, конечно, украл все свои изобретения.
Написано: как учитель Куинджи, когда ему передали какую-то несообразную клевету о нем, покачал головою и сказал: «Странно, а ведь я этому человеку никакого добра не сделал». В этом искреннем замечании умудренный жизненным опытом учитель выразил еще одну особенность круга клеветы. Правда, многообразна она. Странно замечать, как иногда зарождается она бесцельно, в бессознательном зле.
Народная мудрость отметила особый вид простаков клеветы, якобы даже не помнящих порожденного ими зла. Упаси, Создатель, от таких простаков. Чаще всего это вовсе не простаки, а прежде всего, в силу своего невежества, новобранцы сил темных. Но невежество есть преступление, это отмечено уже из глубокой древности. А всякое преступление по закону справедливости будет рано или поздно посрамлено. Всякий же момент посрамления совсем неприятен, даже и для низменного, грубого сознания. Даже пес избегает быть посрамленным. Простаков клеветы, в конце концов, не так уже много, клевета остается явным порождением зла, а потому всякий клеветник принадлежит и по состоянию своему и по судьбе своей темному царству.
Каждый совет не обращать внимания на клевету не есть истинный совет. На каждое явление нужно обращать внимание; на каждый ядовитый газ нужно иметь противогаз. Будем помнить, что клевета антикультурна, что во всяком ложном сведении есть клевета и что по суровому библейскому выражению: «Клеветник, псу подобно, пожрет свою блевотину». Та же Библия замечает: «Дьявол был клеветник искони». Вот кто клеветою занимается.
Есть хорошая притча о клевете. Одна селянка решила отомстить приходскому батюшке за то, что тот, как она восприняла, неверно рассудил ее с соседкой. И вот она распустила слух по всей деревне, что батюшка - блудник и соблазнил одну свою молодую прихожанку.
Слух мгновенно распространился по селу, а когда дошел до батюшки, того хватил сердечный удар. Положили, его в больницу и тогда вдруг стало, клеветнице стыдно. Пришла она в больницу к батюшке и говорит ему - прости, мол, согрешила я. Как мне свою вину загладить?
Батюшка отвечает - пойди домой и принеси мне свою пуховую подушку. Женщина пошла, принесла подушку. А батюшка говорит - теперь, залезь на нашу церковную колокольню и высыпи весь пух из подушки по ветру.
Удивилась селянка, но, делать нечего, исполнила и это. Приходит к батюшке и говорит - далее что делать? Он отвечает - теперь пойди и собери весь пух, который ты рассыпала, и приходи ко мне за прощением».
«В Индии жил миссионер, который так хорошо проповедовал Слово Божие, что молитвенный дом всегда был полон слушателей. На каждое служение люди приходили издалека в эту церковь. Но однажды к удивлению пастора церковь была почти пустой, и с того дня все меньше и меньше становилось посетителей в доме Божьем. Проповедник не знал причины случившегося, а те немногие, которые приходили, молчаливо и недоверчиво глядели на него. Однажды один из них сказал: - «Пастырь, вы проповедуете людям о любви, кротости и милосердии, а соседи видели, как вы бежали за женой с дубинкой, и она с криком убегала от вас». Проповедник засмеялся и позвал свою жену, чтобы выявить правдивость сказанного. « - Да, - сказала жена, - мой муж бежал за мной с толстой дубиной, и я с криком бежала оттуда, но не от моего мужа, а от крысы, которая была в нашем доме. Я так боюсь мышей и крыс».
Человек же, который рассказывал в округе эту историю, не видел крысу. Так бывает: «Если искать у басни сей: «Любопытный» мораль, то она в том, что большое видится на расстоянии. Увлекшись мелочами, можно пропустить что-то важное в своей жизни. Так бывает, одно другому помогает. Из-за этой клеветы люди перестали посещать богослужение, а сатана радовался этой неправде, что люди перестали верить пастырю». А зря! Может и не зря! Надо верить Богу, Иисусу Христу, а не пастырю.
Слова, которые мы переводим, как солгать Духу Святому, некоторые понимают, как оклеветать Духа Святого, что можно трактовать двояко: В Деянии 5 гл. Анания оклеветал Духа Святого в себе самом. Таково мнение д-ра Лайтфута, полагающего, что Анания был не рядовым верующим, а служителем, одним из ста двадцати, получивших дар Святого Духа. (Ибо его имя упоминается сразу же за именем Варнавы). И, несмотря на это, притворившись, посмел таким образом оклеветать и посрамить этот дар. Те, кто продавал свое имение и приносил цену проданного к ногам апостолов, делали это при особом побуждении Святого Духа, исполнявшего их силой действовать в высшей степени великодушно и щедро. Анания же притворялся, что действовал под руководством Духа Святого точно так, как и другие, между тем его подлость ясно указывала на то, что он вообще не испытывал влияния благого Духа; ведь, если бы там явилось Его деяние, оно было бы совершенным.
Он оклеветал Духа Святого в апостолах, которым принес деньги. Духа, Которым они были движимы, он представил в ложном свете, либо сомневаясь в честности апостолов, распределяющих то, что им было доверено (низостью было думать, что они не оправдают оказанного им доверия), либо будучи уверен в том, что им не удастся уличить его в этом обмане. Он клеветал на Святого Духа, когда думал, что своим поступком сможет так же легко обмануть имеющих дары Святого Духа, как и всех прочих. Здесь Анания уподобляется Гиезию, которого господин его обличил такими словами /4Цар 5.26/: «Разве сердце мое не сопутствовало тебе?..» Так был изобличен грех дома Израилева и Иудина, когда они, как и Анания здесь, «поступили вероломно, солгав на Господа; они сказали: «нет Его...» /Иер. 5.11−12/. Анания думал, что апостолы - такие же люди, как и он. Однако в этом как раз и заключалась клевета на обитавшего в них Святого Духа, как будто, пребывая в них, Он не различал духов, между тем как они имели в себе все дары Духа, тогда как другие получали от Него лишь отдельные дарования 1Кор 12.8−11. Кто претендует на то, что он по внушению Духа вводит Церковь в заблуждение своими домыслами, будь то на словах или на деле, кто говорит, что движим силой свыше, а в действительности обуреваем гордыней, алчностью или неутоленной жаждой власти, тот клевещет на Святого Духа.
Это в быту, а если вернуться клевете этих строк, то она позволяет «приделывать ноги» клевете гораздо более эффективно. Ведь клевета сегодня — одно из самых распространенных орудий политической борьбы. Она хороша тем, что попытки оклеветанного защищаться от нее дают ей же дополнительные шансы ответственности - и тем самым создает ситуацию, которую будут обсуждать все, даже самые лояльные к жертве оговора. И тут уж не просто ноги приделают - проворной сороконожкой сделают клевету. Причастны к этим вещам? Конечно. Так стоит ли так расстраиваться из-за той совершенно тривиальной и неизбежной клеветы, которая пришлась на долю? Благодарить за нее нужно.
Что делать? Если клевета нарцисса привела вас к потере друзей-братьев, ссоре с близкими, утрате места в церкви? Вам - ничего. Продолжайте жить, действовать, творить, быть собой. И помните: вы ничем не виноваты. Вы остаетесь честным и порядочным человеком. А что кто-то из вашей жизни пропал - так лучше меньше друзей, меньше соперников - но зато таких, чтобы вызывали настоящее доверие, и как говорят в Китае - добрый знакомый лучше дурного родственника.
«За любовь мою они враждуют на меня» - /Пс.108.4/. Тема клеветы постоянно присутствует в Ветхом Завете. История Иова Многострадального — это ведь, по сути, история посрамления клеветы…. А в советские годы клевета стала едва ли не главным орудием борьбы с христианством, и Церковью. И это была воистину колоссальная клевета, ее мощь, масштаб и всеохватность долго еще будут удивлять. Но христиане, жившие и служившие Богу в те годы, помнили: и Христос был оклеветан.
«И дивлюсь над ее «правотой - клеветой,
хрипотою ее, слепотою – душой.
Как напиться - над чистой водою:
Клевета. Клеветы. Клеветой» - /Б. Окуджава/
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности