Сегодня ты кормишь его грудным молоком и учишь ходить, а завтра он тебя учит, как пользоваться новым «инструментом» в Слове Божьем. Первый шаг – это ответственный момент в жизни малыша, поэтому ему потребуется поддержка взрослого.
Многие люди, идущие самостоятельно по пути развития, не выдерживают нагрузки и впадают в отчаянье, так как появляются странные симптомы в их жизни, смена настроений, предпосылки некоторых болезней. Потому что нет мудрости, и никто не учит как ей пользоваться в жизни, потому что сами не научены. Лучший способ научить ребенка ходить – не мешать ему, а помогать. В этом и заключается мудрость хождении.
Первые шаги ребенка означают начало его самостоятельной жизни. Ведь именно с первыми шагами каждого из нас начинается тот жизненный путь, по которому шагает человек. Тот день, когда малыш научился ходить, приносит большую радость не только родителям, но и для самого малыша: он с радостной улыбкой и счастьем озаряет окружающий мир, ему хочется повторить шаги снова и снова. Первые шаги малышу на самом деле удаются нелегко, ему приходится самостоятельно учиться сохранять равновесие и прилагать для этого немало усилий. Для маленького ребенка, у которого еще мышцы совсем слабые, вызывает определенный страх прилагать физические усилия для обретения устойчивости.
Не надо в Христианстве в первую очередь воспитывать трусость мысли первых шагов и за счёт страха делать христианина умственно парализованным. Зацикливаться на одном не разъясняя другое понимания.
Возможно, даётся не одна попытка подняться на ноги, Господь милостив. Тем не менее, по духовному пути нужно идти, двигаться, потому что далеко не уползёшь. Существует также важный для ребёнка нюанс, о котором стоит поразмыслить: сказано в Евангелие: «Будьте как дети» - /Мат.18.3/, т.е. именно как дети, а не как младенцы. Для начала нужно найти ребенка в себе, чтобы суметь ощутить его в другом и полюбить его, как бывшего когда-то ребенка. Любовь научит и напомнит в каждой конкретной ситуации, как поступать, «будучи младенцами на злое и совершеннолетними умом». Получается, мы обращаемся к Богу, как маленькие дети, как младенцы? Но какой с младенцев спрос? Они не несут ответственность за свои поступки, они несознательны, наивны, доверчивы…. Перефразируя апостола Павла: «Братия! Не будьте дети умом» - /1Кор.14.20/. Когда человек взрослеет, он часто не замечает своей взрослости. И кажется, что критерием взрослости является адекватная оценка себя и своих поступков. Взрослый должен отвечать за свои поступки. Иначе он не до конца взрослый. А как же хочется, чтобы «взрослые» хоть иногда были как дети! Взрослый отличается от ребёнка тем, что для него запретов меньше, а, следовательно, он более свободен. Эта свобода, ограниченная ответственностью. Взрослый человек знает последствия своих поступков, то есть, что будет в результате того или иного его действия и готов отвечать за него. Быть как дети - оставаться искренними, способными видеть чудеса, радоваться, удивляться, уметь дружить, веселиться... да с животными разговаривать, в конце концов! Дети делают спонтанные ошибки, по неопытности не планируя их. У этих «плохих поступков» нет мотивации. В сердце младенца нет зависти, ненависти, недоброжелательности, гордости и т. д. У взрослых часто мотивом совершения порой даже самых благородных и добрых поступков является эгоизм, гордость, тщеславие... Иисус говорит: «Но кому уподоблю, род сей? Он подобен детям» - /Мат.11.16/. Они были капризными и необузданными детьми, умом которых всё и всегда плохо. Нам тоже иногда чего-то недостаёт, что-то огорчает, кто-то обижает. Мы умом становимся как дети, но не сердцем.
Младенцы живут переменчивыми настроениями. Они-то с удовольствием принимают кашу, то выплевывают ее, то капризничают, то ласкаются. Малые дети не понимают опасности и тянутся к огню или розетке. Они ревнивы и завистливы. Отнимают у других детей игрушки и не дают своих. Между ними часты соперничества и похвальба. Эмоциональность преобладает у них над рациональностью. Нечто подобное творилось в коринфской церкви. Верующие вели себя подобно детям: завидовали материальному благополучию своих собратьев, их духовной одаренности и не были способны к сердечному общению друг с другом. Они спорили относительно вопросов брака и развода, роли женщин в церкви, употребления даров духовных. Они враждовали из-за лидеров ‒ кого следует, больше чтить: «Павла, или Аполлоса, или Петра».
«Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,..» - /2Кор. 6.10/. Мы сердцем должны стать как дети, чтобы так же легко прощать и забывать, не планировать и не вынашивать зло. Истинная цель христианства — это не поселить человека на небесах, а поселить небеса в его сердце!» - /Пастырь Вячеслав Бойнецкий/
Ребёнок (дитя) уже осмысливает мир, пусть ему хочется играть, шалить, но он уже способен воспринимать советы взрослого, способен понять, что хорошо, что плохо. Он самостоятелен. Высмотрим небольшую логическую цепочку: ребёнок – потенциальный взрослый, освещающий, очищающий, идущий узким путём человек, а младенец – не развившийся ребёнок, не пожелавший или не сумевший подняться на крепкие ножки, не нашедший и не прошедший нужный путь, и он останется, мягко говоря, несостоявшимся человеком. И один пастырь вспоминает одного сорокалетнего мужчину, которого почему-то звали Режик. Было это лет шестьдесят тому назад. Из-за болезни он не мог спокойно стоять на месте, но извивался как вьюн. По уму он оставался ребёнком и это лишило его многих благ жизни: он не знал радости общения со сверстниками, не имел познания наук, не испытал влюбленности и семейного счастья, никому не был полезен. Никто не пожалел, когда он умер. В духовном, конечно, смысле. А почему так? Есть над, чем задуматься, не так ли!
Сложная проблема. Только, кажется, что пришёл в церковь - и уже «приобщимся» к Богу. Одолеешь с Божьей помощью одного беса, а на его место семеро готовятся. «Стучите, и откроется вам»- /Лук.11.9/. Ну, допустим. Достучишься, дверца откроется, а сможешь ли перешагнуть порог - ещё вопрос. Как хорошо когда тебя кормят с ложечки и держат за ручку, кто за тебя отвечает и решает, и как порой идти тяжело самостоятельно».
«Почему возникает ощущение, будто отступила от тебя благодать, объяснил мне, - говорит К.Смородин, - один пожилой священник, и я открыл для себя и осмыслил ещё одну азбучную истину: пока ты духовный младенец, Господь, как любой родитель малыша, учащегося ходить, поддерживает тебя за ручку. Но рано или поздно ты должен научиться ходить самостоятельно, ибо иначе не будет дальнейшего твоего развития. Следует научиться не только самостоятельно «ходить», но и отличать «пищу», духовно пригодную в употреблении, от не пригодной, недоброкачественной, и многое другое. Трудно, бесспорно трудно обходиться без «помочей», идти самостоятельно, в чём даже и невозможно, наверное, и Господь всё равно приходит к нам на помощь, если мы просим Его об этом, но при условии, если движешься самостоятельно, а не продолжаешь ползать на четвереньках…
Возможно, даётся не одна попытка подняться на ноги, Господь милостив. Тем не менее, по духовному пути нужно идти, двигаться, потому что далеко не уползёшь. Существует также важный для меня нюанс, о котором стоит поразмыслить: «сказано в Евангелии «Будьте как дети» т.е. именно как дети, а не как младенцы. Ребёнок (дитя) уже осмысливает мир, пусть ему хочется играть, шалить, но он уже способен воспринимать советы взрослого, способен понять, что хорошо, что плохо. Он самостоятелен. Выстроим небольшую логическую цепочку: ребёнок – потенциальный, взрослый, освящающий, очищающий, идущий в царство узким путём человек. А младенец – не развивающийся ребёнок, не пожелавший или не нашедший нужный путь, и он останется, мягко говоря, не состоявшимся человеком. Нам нужен духовный рост! Павел писал о себе: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» - /1Кор.13.11/. В духовном смысле.
Младенцы, особенно когда начинают ползать, стараются все попавшее на их пути брать в рот и пробовать на зуб. У них нет еще разумения, что далеко не все можно испытывать таким образом. Потому родители должны смотреть за ними, постоянно опекать их, чтобы дети не взяли чего в рот, не залезли в какое-то опасное для них место, и не случилось с ними каких других проблем. Если таковое и случается, то никто из здравомыслящих родителей не винит своего малыша в происшедшем, но всю ответственность и вину оставляет за собой. Таким же должно быть отношение к духовным младенцам в церкви Божьей: ответственность за то, что происходит с младенцами, в большинстве случаев ложится на служителей церкви и старших по духовному возрасту братьев и сестер, находящихся рядом с ними. Младенцам принадлежит любовь, забота, утешение и соответствующее воспитание.
«Вот почему, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, не следует торопить события. Пусть ребёнок ползает, в буквальном смысле, себе на здоровье – это важнейшая тренировочно - профилактическая мера предотвращения деформации скелета. Больше того, нужно учить детей правильно ползать, с этого, кстати, и начинается воспитание правильной осанки».
Один пастырь, который имеет опыт огородничества, говорил, что для хорошей урожайности культур требуется азот и калий. Азот наращивает зеленую массу растений, а калий способствует зрелости плодов. Так, где же берет огородник азот? Он удобряет почву навозом ‒ органическим удобрением, состоящим из экскрементов сельскохозяйственных животных. Калий содержится в золе или пепле. Если перевести на духовный лад, то навоз ‒ это все несправедливое и горькое, что причиняют нам люди. Но от этого и бывает духовный рост. Пепел ‒ это прообраз скорби. Им посыпали головы при трауре. Мы лучше всего растем и созреваем в скорбях и искушениях.
Так должно быть и в церкви по отношению к новообращенным: если у них обнаруживаются различные духовные проблемы – нельзя их винить за это! В первую очередь, церковь и ее служители должны сделать переоценку своего духовного состояния, практики христианской жизни, служения, учения и прочего: что мы делаем не так, как надо перед Господом, что вызывает духовные болезни у приходящих к Богу людей? Может быть, у нас присутствуют сквозняки разных учений, которые вызывают болезни в неокрепшем организме Божьих младенцев? Может быть, мы не проветриваем помещение духовного дома церкви и не впускаем свежее веяние Святого Духа, из-за чего у нас затхлая атмосфера старых традиций и правил, в которой вольготно чувствуют себя и размножаются вирусы различных болезней? Может быть, рожденные люди не получают полноценного питания: духовная пища односторонняя и однобокая, не хватает витаминов и микроэлементов разностороннего опыта познания Бога и Его воли, из-за чего организм младенцев ослаблен и страдает? И что самое плохое, может быть, младенцы предоставлены самим себе, фактически брошены на выживание, и отсюда происходят источники их проблем? Причин для духовных проблем у новообращенных может быть много, и, как ни странно, за многие из них в церквях ответственны старшие и взрослые дети Божьи. Родить, то есть привести человека к Богу, – это хорошо; но нужно еще взять на себя ответственность за его последующее развитие и воспитание.
Младенцы не могут сами питаться, а также не могут питаться твердой пищей, которой питаются взрослые. По Божьему промыслу, мамы питают своих маленьких детей молоком. В других случаях родители, кормилицы или няни готовят для них специальную пищу, которая очень легко кушается и усваивается организмом. Питание должно быть насыщено всеми необходимыми для развития ребенка витаминами, минералами и микроэлементами.
Так и с духовными младенцами: они должны питаться духовным словесным молоком, которое есть Слово Божье. «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, чтобы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что Господь очень добрый» - /1Пет.2.2-3/.
Служители призваны и поставлены Духом Святым в церкви, чтобы готовить для верующих разнообразную духовную пищу, в том числе специально для Божьих младенцев, в первую очередь обеспечивать их здоровым и полноценным учением по всем вопросам жизни и служения Господу в доступном и пригодном для усвоения виде.
Младенцами во Христе мы были все, и нет ни одного человека верующего, который бы не побыл в этом положении. Кто-то быстро прошел младенчество, кто-то надолго задержался в нем, а некоторые и до самой смерти остаются в этом положении. Таковые подвергаются атакам со стороны дьявола и согрешают небольшими грехами, им очень трудно, и очень трудно тем христианам, которым приходится с таковыми общаться. Такое общение всегда на грани греха, какое-нибудь осуждение или сплетни, или недовольство и всегда потеря мира в душе. И все-таки это дети Божии, но младенцы, с которыми нужно много работать, это трудно, и не все желают трудиться над таковыми. Бывает, о таких говорят, что они плевелы, от которых нужно избавляться. Но думается, что это не так. Прочитаем: «Трости надломленной не переломит…» - /Мат.12.20/. Он будет поддерживать, и укреплять угнетенного и разбитого сердцем человека. Он будет раздувать даже маленькую искорку, пока не разгорится пламя.
Плевелы очень похожи на пшеницу, но они ей никогда не были, младенцы, же во Христе это те, которым прощены грехи ради имени Его, это дети Божии, но плотские. Из таковых многие отпадают от церкви, и это печально.
Именно поэтому апостол Пётр призывает нас: «…смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время»- /1Пет.5.6/.
Духовное младенчество извинительно на малое время. Пребывать в нем всю жизнь недопустимо! Духовный рост – это длительный процесс, и мы должны находиться в нем всю свою христианскую жизнь, но вот выйти из младенчества мы должны как можно быстрей.
Давайте возрастать в благодати и познание Иисуса Христа!
Источники: Библия. К.Смородин - писатель. Тупчик Сергей Васильевич - богослов.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности