В народных легендах и литературе можно встретить идею, где царь, переодевшись в простолюдина или в нищего, пожелал выйти в город, чтобы самому узнать о существующих в обществе слухах, в том числе, о себе. Или царь пожелал просто ощутить себя простым человеком.
И в Евангелиях есть мотив сошествия Бога Творца в мир.
Вселенная – это царство Творца. Несмотря на зло, которое творят люди на земле, Творец – идеальный правитель Своего Царства, совершенный в могуществе и мудрости. Просто, Он долготерпелив. Долготерпение исходит от праведности.
Творец, также, лучший драматург.
У Творца, тоже, была идея, однажды явиться в мир в образе человеческом.
Но в отличие, от человека, дела Творца совершенны, Его цели намного выше. Так, один из мотивов Его вочеловечивания – разделить страдание людей и принять страдание, ради их спасения.
Творец ведёт своё творение к совершенству Своего Царства, и однажды Он решил явить Свой лик в человеке и показать образ совершенного человека по образу и подобию Своему, как Путь, Истину и Жизнь (Ин.14:6).
О создании человека по образу и подобию Божьему говорится в Книге Бытие.
И вот, однажды Бог открывает человечеству идеал, который показывает – «как жил, и какое дело совершал бы сам Бог, если бы был человеком».
Для этого Он Своим Духом Святым через избранную деву Марию рождает младенца, который наречётся Сыном Божьим (Лук.1:35). Через Ангела, Его имя Иисус.
Неужели такой замысел не соответствует логике, разуму, творческой идее и самому Богу?!
Здесь может возникнуть вопрос: почему человека Бог возвеличивает выше Ангелов - до Божественного уровня?
Наверное, это возможно потому, что вера, свобода выбора и необходимое усилие в условиях плоти - в понимании Бога, достаточное условие праведности и входа в Его Царствие.
А также, Бог совершенствует творение для общения с Собой. Поэтому Он открыл Себя человечеству.
У каждого человека есть родители. Но истинный родитель для каждого, и человечества в целом, есть Бог. Бог знал каждого человека, кому выпало родиться и обрести жизнь, в этом Его воля.
В то же время, Бог всегда остается непостижимым Творцом.
Какие же духовные критерии исповедует Евангелие, и какая духовная высота Пути Христа? Нет ли здесь эпического вымысла или некоего сюрреалистичного представления о духовности?
Например, свидетельства о многочисленных сверхъестественных явлениях стоит подвергать сомнениям? Нет, не стоит, ибо для Бога невозможного нет.
Да и сами свидетельства имеют исторически реальных свидетелей в учениках Христа, которые, также, совершали чудеса, и отдали свои жизни за проповедуемое слово.
Но полезно рассмотреть смысл сверхъестественных евангельских событий и явленных Иисусом Христом чудес.
Так, например, о непорочном зачатии Иисуса, говорит пророк Исаия, прежде, как о знамении.
Далее, по Евангелию: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук1:34-35).
Эти сверхъестественные события свидетельствуют о воплощении Бога, явившегося в человеке. Они, также, свидетельствуют об избранном Сыне Человеческом, не имеющем греха и преданного Богу, то есть, о Сыне Божьем.
В чём же высота духовности, если не в преданности Богу и следовании воле Его?!
В событиях благовещения передаётся атмосфера умиротворённости и торжества, нечто священное, радостное и дивное. Здесь и сказочное видение на небе воинство Ангелов, славящее Бога, явленное пастухам.
Однако, всё это реальность. Но реальность, открывшаяся не всем, а простым смиренным и верующим людям, можно сказать, святым. Всё у Господа целесообразно и выверено, «ничто у Него ни отнять – ни прибавить».
Далее. «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лук 2:40).
Здесь всё естественно, кратко, без лишних комментариев, то есть, и житие Иисуса, и повествование, здесь соответствуют духовному образцу.
Однако, в этот период Евангелие показывает ещё один эпизод, свидетельствующий об избранности Иисуса - когда в 12 лет Иисус, на Пасху в Иерусалимском храме, общался со старейшинами и не уступал им в мудрости.
Далее, известно, что Иисус до 30 лет был в послушании у своих родителей, и потом вышел на служение Богу. В этом видим соблюдение обычаев и следование Иисусом водительству Божьему.
В литературе и истории может показаться более реалистичным и эффектным образ будущего духовного мирового учителя, который, например, с детства воспитывался в монастыре в соответствующей дисциплине и обучении.
Но Евангелие, повествуя об Иисусе, делает акцент на избрании Божьем. А избранные Божьи люди не нуждаются в каком-либо обучении, ибо их учитель Дух Святой.
Впрочем, библейская история пророков подтверждает это правило.
Это подобно случаям рождения гениев, как очень редкое явление, неизвестно в какой семье и в какое столетие.
Истинные пророки далеко уже не философы и не религиозные проповедники.
И вот, в Кане Галилейской на брачном пире Иисус являет Своё первое чудо.
Здесь интересный момент. Мать Мария Иисусу сообщает, что в доме пира закончилось вино. Иисус понимает, что она от Него хочет, и возражает ей, объясняя, что Его время (для чудес и явления Себя миру) ещё не пришло.
Однако, похоже, Он уже собирался накануне выйти на проповедь и служение, и когда Мария, всё же, обратилась к служителям пира, Иисус исполнил её намерение, превратив воду в вино.
В этом моменте чётко видно Его послушание матери, и в то же время, Его следование воле и откровению Бога.
Также, нельзя сказать, что Мария пренебрегала Божьим водительством. Мария же знала об особой миссии Иисуса, да и всегда чувствовала своего сына. Но здесь, скорее всего, она получила откровение Святого Духа на возможность этого чуда.
Иисус, вероятно, это знал, но ответил ей, как бы, в свете старой истины. То есть, на брачном пире творить чудеса Он не предусматривал.
Далее, Иисус (в традиции пророков и духовных учителей) выходит на проповедь и служение Богу.
Здесь можно вспомнить, как Он пришёл креститься к Иоанну Крестителю. Иоанн Его не допускал, ибо Иисус был больше Иоанна. Но как сказал Иисус? - «Так нам надлежит исполнить всякую правду». Действия Иисуса здесь последовательны и духовны.
Слова Иисуса доступны и красноречивы - это обилие образных мудрых притч и небывалых высоких афоризмов.
Вспомним, например, Нагорную проповедь - например, заповедь «любить врагов».
Враг - это, также, созданный Богом, человек, и у него, также, есть шанс на исправление и спасение своей души.
И древняя заповедь «любить ближнего» имеет мудрую и крылатую формулировку: «Как хочешь, чтобы поступали с тобою люди, так и ты с ними поступай».
Здесь Иисус дополняет: «ибо в этом закон и пророки». Здесь знание жизни, ибо книжник такое не смог бы сказать.
Возможно, трудно понимаема заповедь «подставить другую щеку, если тебя ударили по одной щеке». Это призыв, не отвечать злом на зло, а растворять зло добром. Вообще, заповеди Нагорной проповеди демонстрируют вершину нравственности, а по сути, это полнота Божьей благодати Святого Духа. Только в благодати Святого Духа можно «быть совершенным, как совершен Отец Небесный». Здесь уже полнота святости.
Возьмём случай, когда к Иисусу привели совершившую прелюбодеяние.
По закону Моисея, за этот грех побивали камнями. Но как рассудил Иисус, и что Он ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в неё камень». Так просто и гениально! И вся толпа по одному ушли.
Подобный случай, когда Его пытались лицемерием и хитростью вынудить на призыв, не платить подать императору - кесарю. На что Иисус попросил у них монету, которой платится подать, показал на монете изображение кесаря и надпись, и сказал: «отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово».
Гениально Иисус ответил саддукеям о воскресении мёртвых.
«А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мертвых, но живых. И, слыша, народ дивился учению Его» (Мф. 22: 31-33).
Гениальным и показательным был ответ Иисуса на возмущение книжников по поводу прощения Иисусом грехов больному, не встающему с кровати. Иисус спросил: «Что легче сказать: прощаются грехи или встань и ходи? Но чтобы знали, что Сын Человеческий имеет право прощать грехи, говорит больному: «встань, возьми кровать свою и ходи». И больной встал и пошёл.
Максимализм Иисуса соответствовал Его духу, благородству и делам. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Марк 8:34).
Иисус говорит о себе: "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому".
Или , “взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается” (Лук. 22:19,20).
Вот так поэтично и афористично Иисус предсказывал своё страдание и смерть.
И даже, на пути к Голгофе, израненный и измученный, когда о Нём плакали женщины, Он также красноречиво высказался. Обратившись к ним, сказал: «дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы не родившие, и сосцы не питавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет".
Это была истинная высота, а не просто демонстрация силы и Божьего дара.
Его праведность и обличительное слово суть чистый свет истины, обличающий тьму для духовного пробуждения. Иисус не судит, ибо Он указывает путь к свету – Он творит дела Божьи, чтобы народ видел милость, благосклонность и благословение Бога; чтобы народ укреплялся верою в Бога, верил в прощение и призвание Божье.
Хороший литературный метафорический образ Иисуса Христа – это юноша Данко, который вырвал своё горящее сердце, чтобы осветить путь заблудившимся людям.
Однако, для того, чтобы осветить путь истины и жизни, сколько пришлось Иисусу излить слов мудрости, сотворить чудес и добрых дел, страдать и умереть за истину и спасение человечества.
31. Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?
32. Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей -- схватить Его
45. Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин.7).
Слово Христа - совершенство и крепость Духа, Божественная глубина просвещения.
Его обличения – свет правды и истина, суть пробуждение и очищение в страхе Господнем.
Страх Господень - это в первую очередь осознание реальности Бога, обладающего всеведением и вечной жизнью.
На фоне такой веры человек видит своё истинное положение немощного суетливого существа, который, также, «нищ, слеп и наг», и многое другое, называемое злом и грехом. В этом суть покаяния.
Желание познать Бога и обрести снисхождение Его, прощение, некую связь в Его покровительстве и назидании, возможно, общение с Ним – всё это пробуждает, отрезвляет и мобилизует человека.
Желание обрести в Боге Отца, предстать пред Ним искренним и соответствующим Его возвышенному нраву, боязнь остаться без Бога или боязнь не успеть преобразиться в образ надлежащего человека – суть, страх Господень.
Однако, это не разрушительный страх, который убивает надежду, парализует и погружает во тьму и кошмарные галлюцинации. Напротив, страх Господень имеет надежду в Боге.
Лишние порции адреналина разрушают душу и личность.
Господь Иисус указывает человеку на истинных его врагов, которые ведут к погибели его души, и вместе с этим являет свет и даёт слова утешения.
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27).
Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин 16:33).
Свет, полнота благодати и сила жизни Христа, приносят «совершенную радость», которою делится Ап. Иоанн с призванными детьми Божьими (1Ин.1:4).
Ап. Иоанн, под впечатлением проповедей и самой личности Иисуса, передаёт общий принцип благовестия, который отражает абсолютную благость Бога: «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы».
Замысел Бога – свет. Своё творение Он ведёт к свету жизни. Иисус Христос – путь, истина и жизнь.
Мф.1:6. «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».
Ин.8:12. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
«Быть во свете» значит иметь святость.
Святость – это чистое, кроткое и смиренное сердце в Боге; святость – это светлые помышления, добрые дела, неучастие в делах тьмы, неимение злобы, удаление от похотей.
В общем-то, Бог недалеко от человека. Любую добродетель можно считать частицей Его. Постижение состояния святости есть вхождение в «святилище» - в глубину человеческого духа, где обитает Его Святой Дух. Также, возможно через человеческую любовь привиться к Его божественной любви.
Ветхий человек (душевный и плотской) должен умереть, а новый человек духовный – человек по образу и подобию Божьему. Человек по образу и подобию Божьему должен стать идеалом подражания - он суть преображения. Он, также, преображает душу и тело.
13. Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5).
Свята любовь к Богу, ближнему, к жизни, к творению. Любовь способна на самопожертвование. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).
Невозможно истолковать всю полноту, глубину и высоту слова Христа.
Необходимо непосредственно читать всё Евангелие, и тогда ускользающее от ума, будет входить прямо в сердце.
«Что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем» (Рим.10:8).
Однако, нельзя утверждать, что Евангелие недоступно без богословского толкования или толкования Святых.
Главное и необходимое для веры в прощение грехов, в Божье призвание и жизнь вечную, вполне доступно. Неужели недоступно воскресение Христа или Его великие исцеления?
Давайте же, как раз, посмотрим на «методику» учения Христа: Христос проповедует вечную жизнь через воскресение из мёртвых, и Сам воскресает на третий день после распятия. То есть, о чём проповедовал, то и показал наяву.
Или как ответил Иисус, когда Иоанн Креститель, из темницы, послал учеников спросить Его: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого»?
«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» (Лук.7:22).
Обратим внимание, какого рода были чудеса Иисуса? В основном это были великие исцеления (от проказы, невозможности ходить, от слепоты, глухоты, от любой немощи, изгнание бесов), это были воскрешения жизни - самое дорогое для человека и его родных.
Но более того, мир в Нём обрёл духовного целителя в Божьей власти и силе Святого Духа.
Он реально освобождает грешников из темницы, от мук ада, куда многие попадают уже при жизни. У Его ног Сам Бог, Отец Небесный, прощает грешника. Он Спаситель, Сын Божий.
Было и чудесное превращение пяти хлебов и двух рыбок, чтобы накормить 5000 человек.
В то же время, это были великие сверхъестественные божественные чудеса.
Вспомним, также, хождение Иисуса по морской глади и повеление ветру утихнуть.
«Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин.3:1,2).
Какие чувства можно испытывать к Богу, если видишь своими глазами, что народ исцеляется, твой близкий исцеляется, и ты сам исцеляешься – телом, душою, и тем более, возвращаешься к жизни?
Дела Иисуса - это же действительно дела, которые возможны только Богу . Какое благословение человечеству! Какая благая весть!
А если вспомнить о правде, об обличении лицемерия и искренней вере, о справедливости, о богатых и нищих, о милосердии, сострадании, любви, о кротости, о смирении, о прощении, о крестном подвиге – о том, к каким предметам обращался и чему учил Спаситель Христос?!
Как раскрывается во всей глубине и полноте духовная жизнь именно в Его слове! Как Его слово о вере и духовной жизни не отделимо от самой жизни! Или какой язык Его проповедей - какая стилистика!
Это не религиозные предписания и не философия – это высота веры и любви к Богу, это великое сострадание к человечеству и пример совершенной святости.
Как замечательно, на Тайной вечери, Он показал ученикам, кто есть старший, когда умыл им ноги. Простой и яркий образ, личный пример и мудрое наставление!
Как образно и с каким самообладанием Он указал на Своего предателя!
Какое нужно иметь смирение, чтобы за несколько часов от предстоящего Своего страдания, почти всю Вечерю наставлять учеников любви?!
Все Его дела, как минимум, вызывают глубокий поклон, благоговение и переживание славы Божьей. А осознать это в полноте - осознать Его совершенство и величие в истине, обычному человеку не достижимо.
Интересный эпизод Евангелия – когда пришли волхвы (мудрецы) с Востока поклониться младенцу Иисусу.
Если бы Евангелие писалось от человеческого вымысла, как новая религия для Иудеев, нужен был бы здесь этот эпизод? Или если бы по вымыслу для мировой религии, стоило бы ограничиваться лишь этим эпизодом и не обольщаться синтезом разных учений? Однако, Новый Завет не отвергает Ветхий Завет, но хранит традицию и ведёт дальше, раскрывая смысл прежнего в откровении Святого Духа.
«…Всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф 13: 52).
Да, свет Христа проповедан всем народам, но это узкий путь – прямой путь к Богу, который Бог милостиво предоставил через святость Иисуса Христа, через Его духовный подвиг, самоотдачу и самопожертвование.
«Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17:4,5).
Эти слова говорит Иисус Богу за несколько часов до своего страдания с исходом мученической смерти. Разве можно такое говорить Богу в таких обстоятельствах, если это была бы не истина? Так, если это истина, то какая великая это истина!
Что такое правда, искренность, справедливость в мире похоти тщеславия и вражды? Какое им здесь место? Но Иисус помнит о всех страждущих, униженных и обделённых.
Иисус страдает вместе с ними, и более того, отдаёт жизнь за них. Это совершенная святость, достойная поклонению.
В пророчестве о будущем, Иисус сказал, что «по причине беззакония во многих охладеет любовь». Такая простая для понимания истина, но как точно подмечено. Любовь – это то, на чём держится мир и человеческое счастье. Любовь – это сама жизнь и дверь в жизнь вечную.
И чтобы Его ученики были «свет миру и соль земли», Он вдохновляет их даже «отдать последнюю рубаху», и если их ударят по одной щеке, чтобы подставили другую. То есть, не отвечать злом на зло -прощать и сохранять братские отношения.
Однако, повторюсь, в этих, будто, идеализированных образах любви, Иисус проповедует полноту любви в благодати Святого Духа. В таком блаженном состоянии верующий не живёт уже земными мерками, но готов оставить этот мир, чтобы уйти к Богу – его миссия явить свидетельство победы Божьей любви над страданиями и смертью.
«Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Ин.10). Господь Иисус принёс слово Божье и являл Бога!
Какое литературное произведение смогло возвыситься до создания такого святого божественного, и в то же время, реалистичного героя? Или в каких священных источниках можно встретить пророка, житием и делами подобного Христу?
Кто когда-нибудь касался человеческого горя так глубоко и во всём его многообразии, как Иисус Христос?
Кто так внятно и лаконично, как Иисус Христос, человечеству показал смысл жизни?
И это только в Слове и Божественных делах. Но в день пятидесятницы сбывается обетование Иисуса, и на учеников Его сходит Святой Дух.
«Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор 9, 10).
Упомянув о Никодиме, мы видим, что Евангелие, как и всё Священное Писание опирается на исторический контекст и свидетельство в народе. Это простой и очевидный принцип свидетельства об истине. Здесь свидетельствует о Христе учёный религиозный муж, который был среди священноначалия. Позже он попытается защищать Иисуса.
В Евангелиях упоминается ещё один знатный (член синедриона) и богатый человек Иосиф, в гробнице которого похоронили Иисуса.
К слову, по замыслу Творца, Иисус был сыном плотника. И по Евангелию, в народе нередко было удивление, что сын плотника (ни именитый, ни учёный) претендует на роль Мессии, Сына Божьего и царя. Но Иисус это явил в Своей жизни и в исторической перспективе. И в этом усматривается Божье величие.
«Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1Кор.1;25).
«Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:27-29).
Михаил Пушкарский,
Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)
Прочитано 477 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности