«Тишина - душевное спокойствие, умиротворение. «Но в сердце, бурями смиренном, теперь и лень и тишина»- /А.Пушкин/
«Мы отвыкли от тишины. Гул реактивного самолёта над головой, грохот вырывающегося из тоннеля поезда метро, звуки радио и телевизоров - всё это уже привычно. И когда вокруг нас вдруг воцаряется тишина, мы часто тревожно настораживаемся - что случилось? Тишина перед грозой. Но есть звучащая тишина природы.
Современный человек с трудом выдерживает тишину. В лихорадочной суете мы разучились ее выносить, не говоря уже о том, чтобы наслаждаться ею. В спокойной обстановке нам быстро становится скучно, мы ищем способы скорее отвлечься. В машине у многих фоном играет радио или другая музыка, дома работает телевизор. Даже самая короткая пауза, связанная, например, с ожиданием в очереди, приводит людей в беспокойное состояние. И вместо того, чтобы сосредоточиться на чем-то внутри себя, мы хватаемся за смартфон и начинаем просматривать ленту в социальных сетях.
«Какой контраст! Тишина невидным покрывалом колебалась над округой – подумал старик с непонятной ему ощущением тоскливой, щемящей грусти – пишет А.Фадеев. Всё-таки в городе очень сумбурно, а главное, чувствуется в людях усталость, и это очень опасно для них и для дела. А здесь в лесу покой и первобытная тишина. Она пугала меня старика весь день. Но здесь в лесу свежо и здорово, здесь нет усталости – идёт вечная, негасимая жизнь». И все же в глубине души мы ничего не желаем так сильно, как этой самой тишины. Все больше людей мечтают обрести, наконец, внутренний покой, сделать передышку. Люди, чувствующие такую потребность, абсолютно правы. Удовольствие от тишины – великая вещь.
Зачастую у нас совсем нет времени, чтобы разглядеть и понять суть. Суть всегда связана с ценностями, которые мы, возможно, не принимаем во внимание. В тишине мы начинаем лучше различать подлинные ценности нашего общения с близкими. Если просто немного посидеть в тишине, поначалу царит неразбериха – события и впечатления последних дней, текущие заботы и неприятности заполняют мысли человека и определяют его чувства. Но через некоторое время все растворяется, как будто ненужный, лишний мусор оседает в стакане с мутной водой, и вода становится прозрачной.
Быть по-настоящему самим собой, исключить все чуждые влияния, услышать внутренний голос можно только в тишине. В тишине возрождается способность видеть перспективу и способность сосредоточиться на важном деле.
Её по-настоящему узнаешь только где-нибудь в глуши: в заброшенной деревеньке вдалеке от железной дороги и автострад, в заповеднике. Какое счастье было сидеть белой ночью на маленькой деревянной скамеечке над самым обрывом. Рядом замер могучий кедр. Беспрестанный бег воды, волны от проходящих катеров и моторок точат день за днём, минута за минутой песчаный берег. Почему так завораживает бег речной воды? Словно какой-то магнит тянет твой взгляд к ней, словно стараешься понять - как же это так! Говорят, нет, и не может, быть вечного двигателя, а вот, он есть. Это же река. Текла, она сотни тысяч лет тому назад и, будет течь, если только сам человек не разрушит то, что было создано природой ещё до его появления на Земле. В общем-то, сделать это не так уж трудно. На памяти человечества достаточно таких примеров - высохшие и исчезнувшие реки, загрязнённые озёра, вырубленные леса» - /Дж. Житенёв/.
«Ибо так говорит Господь Бог, Святой Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы. В тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели
/Ис.30.15/. В тишине и уповании крепость ваша; мы должны хранить свой дух спокойным и степенным с помощью постоянного упования на Бога, Его силу и милость; мы должны уходить в себя со святым спокойствием, подавляя всякое беспокойство и возбужденные страсти, должны хранить мир в своем разуме.
«Дарует ли Он (Бог) тишину, кто может возмутить? скрывает ли Он лицо Своё, кто может увидеть Его? Будет ли это для народа, или для одного человека, чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа» - /Иов.34.29.30/. Мы действительно можем сказать: «Дарует ли Бог тишину, кто может возмутить?» Есть определенная мера спокойствия и отдыха сердца, которые имеют все Господни святые. Мы осознаем это даже тогда, когда Он позволяет суровые трудности.
Тишина обладает эсхатологическим измерением, поскольку она приготовляет сердце и ум к тому, чтобы принять Бога во время. Но это также и день оправдания, благословения и дарования вечного мира. Они даются и принимаются в тишине. Игнатий Антиохийский выразил это следующим образом: «Есть один Бог, который явил Себя в Иисусе Христе, Сыне Своем; Он есть Слово Его, приходящее из тишины...». А мы что в собрании в Доме молитвы создаём шум: пение, каждый хочет высказаться в молитвы – не слыша в тишине ответ на молитву – разговор с Иисусом Христом! Потому что другой не слышит тишины, а слышит другого. А где же тишина? Где Дом молитвы разговор с Богом? Нет! И смысла нет молитвы тишины.
При сотворении мира Господь говорит из тишины; Он поступает точно так же при новом творении в Иисусе Христе. Слово Божие, чья созидательная сила привела все из небытия в бытие, осуществляет новое творение Церкви, всемирного Тела Христова. С этого момента Церковь будет главным местом творческой деятельности Божией и Его откровения. Именно здесь сердце может обрести дар тишины. И именно здесь тишина переходит во внутреннее спокойствие, позволяющее нам действительно слышать голос Божий - и быть послушным Ему. И в открытом море, и в человеческом сердце мир требует тишины. В эпицентре наших собственных штормов и сует Христос говорит те же слова: «Умолкни, перестань!». Для тех, кто имеет уши слышать, кто может услышать это повеление и воспринять его, шумный, беспорядочный и грохочущий ветер прекращается и воцаряется великая тишина. Он приглашает нас войти в нашу, наше внутреннее священное пространство, и там, затворив дверь, помолиться нашему Отцу, Который втайне, будучи уверенными, что наш Отец, Который втайне, ответит на нашу молитву /Мат. 6.6/.
Тишина воспринимается не как отсутствие звука, а присутствие внутреннего слушающего осознания, настройка уха, ума и ориентация духа на определенную внутреннюю тишину.
В этой тишине мы созерцаем тайну созидательного и спасительного дела Божия, а также обетование нашего вечного спасения. И именно в этой тишине мы можем слушать Бога, слышать Его голос, понять Его волю о нас и смысл нашей жизни и, наконец, познать истину драгоценной мысли Исаака Ниневийского: «Тишина - это таинство грядущего мира».
Тишина и спокойствие необходимы для приобретения духовного знания, для духовной брани против нечистых помыслов и сил зла, а также для того, чтобы услышать голос Божий. Однако тишина и внутренний мир требуют определенной степени уединения, временного удаления от шума и суеты мира, которые являются причиной постоянного рассеяния мыслей и становятся препятствием в поиске Бога. Возможно, важнейшая задача созидания сегодняшней истинной православной духовной жизни - сделать сердце и ум, нашу внутреннюю сущность местом тишины и уединения. Тишина дает нам возможность услышать невыразимую речь, слова Бога, которые волнуют, направляют и исцеляют, а уединение дает нам возможность осознать тайное, но бесконечно мощное присутствие Того, Кто с нами «до скончания века». Эти две добродетели, тишина и уединение, помогают нам выйти за пределы пустоты нашей жизни. Они открывают путь к новому образу бытия, который для большинства людей кажется парадоксальным и недостижимым: «быть в уединении, но не знать одиночества».
В шуме и суете окружающего нас мира на учение добродетелям тишины и уединения изменяет нас на глубочайшем уровне нашего существа.
Термины «тишина» и «спокойствие», хотя их часто используют в качестве взаимозаменяющих слов, не являются синонимами. Тишина частично предполагает отсутствие внешнего шума, а также внутреннее состояние или отношение, которое дает нам возможность сфокусироваться, «отцентрировать» самих себя на присутствие Бога и услышать Его «спокойный, тихий глас».
Спокойствие добавляет к тишине уравновешенность и концентрацию. Спокойствие подразумевает состояние телесного покоя, соединенного с созидательным напряжением, дающим возможность человеку общаться с Богом даже в центре толпы.
Тишина взращивает спокойствие; она принципиально важна для достижения спокойствия. Однако внутреннее спокойствие выходит за рамки тишины, поскольку его цель - очистить сердце и достичь чистой молитвы. Такое очищение вовлекает тело во всей его полноте, потому что тело и душа так же как ум и сердце, в основе своей нераздельны. Святой Марк Подвижник говорит: «Ум не может достичь спокойствия, пока тело не спокойно; и эту стену между ними нельзя разрушить без тишины и молитвы».
Тишина - это необходимая предпосылка для достижения внутреннего спокойствия, и только внутреннее спокойствие дает нам возможность действительно слушать Бога, слышать Его голос, и общаться с Ним в глубине нашего существа. Однако тишина и спокойствие - как и сама молитва - это дары, которыми Бог может и хочет вознаградить нас.
В этой тишине необходимо сфокусировать ум и сердце на присутствии Божием, потом дать возможность Духу Святому направить нас на наиболее подходящий и необходимый путь. И наконец – «после огня веяние тихого ветра» - /3Цар.19.12/. Древнееврейский текст еще более выразителен: «после огня звук абсолютной тишины». С помощью такого парадоксального образа – «звук абсолютной тишины» - Господь являет Свое присутствие и Свою цель.
«Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают» - /Пс.106.29/. Многие боятся тишины: она для них тягостна, вызывает беспокойство, хотя позволяет остаться человеку наедине с Богом, со своей совестью, обдумать свои грехи, покаяться и помолиться.
«Тишина - пустое пространство, - пишет Будда, - пространство - это дом пробужденного ума». Пребывая в тишине, люди могут сосредоточиться на Боге, и посторонние мысли уже не будут терзать их и смущать, и тогда разум отгородится от внешнего и повернется к Богу - источнику всего.
Для того чтобы что-то услышать, нужна тишина, нужно, чтобы наши мысли, чувства успокоились, чтобы мы смогли ими управлять, чтобы мы не зависели даже от того слова, которое нас ранит. А на вопрос, зачем он приходит, отвечал, что приходит — к Богу, что вот они, с Богом молча, побудут вдвоем, посмотрят друг на друга – и им хорошо вместе, и этого достаточно…
Современному миру остро не хватает этой тишины. Не умея в такой тишине пребывать, мы либо создаем шум, шумовой фон, с утра врубаем телевизор-радио, новости – рекламу - музыку, только чтобы не чувствовать сосущей пустоты одиночества. Чтобы шум суеты дня объединил нас хоть как-то. Либо впадаем в другую крайность, в глухой аутизм сердца, подпитываемый неверием и отчаянием. Замыкаемся в тишину, но совсем другую, гнетущую, гробовую, в которой не слышен – даже если он иногда и есть - наш глухой стон о помощи. Со дна, которой так трудно всплыть свинцовой батисфере нашей неумелой тепло-хладной молитвы к Богу, и наши огромные города так напоминают пустыни, в которых, как песчинки по склонам бархана, катятся толпы одиноких индивидуумов, воткнувших в разъемы ушей раковины наушников…. Нет, та, первозданная Божья тишина – не такая. Та тишина не замкнута на себя. В ней человек только и может открыть сердце Богу или ближнему, та тишина – предтеча и почва любви. Та тишина сродни теплой живородящей весенней ночи, в которой почки незримо превращаются в листья и цветы, сродни молчанию влюбленных, когда они – вместе, один на один друг с другом и всей вселенной…
«Достичь тишины – это самое трудное и решающее в искусстве жизни. Тишина – не только негативное (состояние), пауза между словами, временное прекращение речи, но... в высшей степени позитивное – состояние внимательной бдительности, ожидания и прежде всего вслушивания. Исихаст, человек, достигающий, – внутреннего покоя или тишины, есть тот, кто слушает. Он слушает голос молитвы в своем сердце, и он понимает, что этот голос – не его собственный, но Духа Святого, говорящего внутри него» - /Епископ Диоклийский Каллист/
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою…» - /Мат.6.6/. Оказаться наедине с собой в запертой комнате еще не значит обрести тишину, и прекратить разговаривать еще не значит достичь безмолвия. Тишина – это внутреннее состояние, это покой ума и мир помыслов. «Все несчастья людей происходят от того, что они не умеют пребывать в покое в собственной комнате», – говорил Паскаль. Отсутствие вкуса к уединению и молчанию есть болезнь современного человека. Многие даже боятся тишины, боятся одиночества и свободного времени, потому что нечем заполнить пустоту: нужны слова, впечатления, нужно быть занятым и всегда спешить, чтобы создавалась иллюзия бурной и наполненной жизни. А жизнь с Богом начинается тогда, когда слова и мысли умолкнут, когда земные дела отойдут на второй план и в душе человека освободится место, которое может заполнить Бог.
В какой-то момент каждый из нас начинает ценить тишину. Она утешительно уютна и чрезвычайно эффективна. Она дарит нам вдохновение и воспитывает ум, тело и душу.
Мы, современные христиане, - в основном не отшельники. Но тишина, в которой мы можем расслышать и самих себя, и – Бога и ближнего – необходима нам всем. Она сродни тому, что мы в Церкви зовем «миром душевным», о котором Господь сказал: Мир Мой оставляю вам, мир мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам» - /Ин. 14.27/, тому «духу мира», приобретая который, по слову, мы можем дать возможность тысячам спастись вокруг нас.
Мать Тереза сказала о тишине и ее связи с Богом так: «Бог - друг тишины. Посмотрите, какая тишина царит в природе, - трава и деревья растут в молчании. Посмотрите, как молчаливо движутся солнце, луна и звезды... Только в тишине мы можем прикоснуться к своим душам. И ваша душа - не исключение!»
Тишину можно услышать во всем – в самом себе, в окружающем мире, ее можно расслышать за любым шумом. Это не удивительно – ведь мир един в Сущем, мы все едины в нем, и все наследуем свойства Сущего, в том числе глубинную тишину, глубинный покой. Это исходное состояние всего на свете. Поэтому учиться тишине можно у всего, чего угодно, но лучший учитель – это, конечно, природа.
В этой тишине мы созерцаем тайну созидательного и спасительного дела Божия, а также обетование нашего вечного спасения. И именно в этой тишине мы можем слушать Бога, слышать Его голос, понять Его волю о нас и смысл нашей жизни и, наконец, познать истину драгоценную.
Источники: Библия. Протоиерей Иоанн Брек.
|