"Взяв Его (Иисуса), повели и привели в дом первосвященника. Пётр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Пётр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрёкся от Него, сказав женщине: я не знаю Его". (Лк.22:54-57)
Евангелист Лука указал нам на три детали, которые стали, нет, не причиной, а обстоятельством, в итоге приведшим к тому, что Пётр отрёкся от Иисуса Христа. Но давайте всё по порядку.
Может Апостол Пётр отрёкся от Христа из-за страха за свою жизнь?
Нет, не из страха, потому что накануне он один бесстрашно бросился с мечом в руке против вооружённой толпы, пришедшей взять Иисуса. Да и потом он знал, что ему здесь ничего не угрожает. У Луки об этом не сказано, но Апостол Иоанн указал в Евангелии, что когда пришедшие от первосвященника люди взяли Иисуса Христа, то учеников Его отпустили: "Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, речённое Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого". (Ин.18:8,9).
Вспомните, что сказал Пётр и как он себя повёл, когда Иисус предупредил учеников, что в эту ночь все они отступят от Него.
"Пётр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь". (Матф.26:33)
В ответ на самоуверенное заявление Апостола, Иисус возразил: "Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня". (Матф.26:34)
Тогда Пётр не поверил словам Господа, потому что был уверен в своей стойкости и верности. Но случилось, как предрёк Христос…
Итак, первой и, может быть, основной причиной того, почему Апостол Пётр отрёкся от Иисуса Христа, была его самоуверенность. Но это не единственная причина, и чтобы узнать остальные, нужно исследовать ради чего Пётр отрёкся от своего Учителя.
В Священном Писании сказано: "Когда слуги развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Пётр между ними". (Лк.22:55)
Неужели Пётр предал Иисуса Христа только ради того, чтобы остаться во дворе первосвященника и ещё, чтобы посидеть у костра?
Как это ни парадоксально звучит, но других причин не было.
Конечно, в такое трудно поверить, что человек, накануне рисковавший жизнью, защищая своего Учителя, может отречься от Него ради того, чтобы… посидеть у костра. Но это факт.
А может, такое поведение характерно всем, или почти всем людям? Вспомните Исава, отрекшегося от первородства ради чашки чечевичной похлёбки – разве он не знал материальных и моральных привилегий первородства? Конечно, знал. Да что там Исав, вспомните Божьего пророка, Иону, огорчившегося до смерти из-за того, что завяло растение, в тени которого он сидел – разве не сиюминутной эмоцией были его слова, поставившие цену своей жизни ниже цены куста какой-то травы? К сожалению, для всех нас свойственно увлекшись сиюминутной целью, забывать о самом важном в жизни. И Апостол Пётр не исключение – ведь он в тот момент очень хотел быть поближе к Иисусу и хотел хоть немного согреться после пережитых волнений и тревог.
Согласен с теми, кто утверждает, что сложно, да, наверное, и невозможно оценить всю гамму эмоций и мотивов, побудивших Апостола Петра изречь слова отречения. Но я и не веду речь обо всех мотивах, побудивших Петра к его поступку, пока идёт речь лишь о двух.
Когда на следующий день мы с сыном обсуждали эту тему, была подмечена ещё одна деталь: если бы Петра поставили перед Синедрионом и заставили публично отречься и осудить Иисуса Христа, то он – мы уверены в этом – не сделал бы этого. Апостол Пётр скорее избрал бы смерть, чем такое отречение. А в той ситуации слова были брошены им перед какой-то незнакомой служанкой. Слова, – как думал Пётр, ничего не значащие. И лишь потом до него дошло, что за каждое своё слово он несёт ответственность перед Богом.
Уважаемые читатели, я попытался разобраться в причинах поведения Петра не для того, чтобы оправдать его пред вами, и уж тем более не для того, чтобы осудить Божьего Апостола. А для того, чтобы, поняв, насколько может быть опасным невнимательное отношение к своим словам, вы не впали в подобный грех. Чтобы увидев, к чему приводит самоуверенность и беспечность в словах, вы со временем обрели духовный опыт и мудрость.
Итак,
1. не будьте самоуверенны, не думайте, что вы познали себя;
2. сосредоточившись на насущной сиюминутной задаче, не забывайте и о главном;
3. не бывает неответственных, не важных случаев, когда речь заходит об исповедании Иисуса Христа.
"И, выйдя вон, горько заплакал". (Лк.22:62)
От чего Пётр заплакал? – Он заплакал от того, что увидел в своём внутреннем человеке способность предавать, причём, предавать даже любимых, самых дорогих ему людей. Он горько заплакал от того, что понял, что не соответствует званию ученика Иисуса Христа.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!
Комментарий автора: "Но Пётр отрёкся от Иисуса, сказав женщине: я не знаю Его.(Лк.22:57)" Евангелист Лука указал нам на три детали, которые стали, нет, не причиной, а обстоятельством, в итоге приведшим к тому, что Пётр отрёкся от Иисуса Христа.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 609 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дядь Коля! Ядь и яд, солод и соль, корни и крона, радость и рыдание, праздник и поражение, страсть и старость, исток и устье, пастырь и пёс, истина и истукан, идеал и идол, богатство и убожество, сила и слабость, братание и брань, рожать и рушить… - это фазы эволюции. Как же Вы из фаз знаменательницы-луны одну, более важную, замалчиваете: преданность и ПРЕДАТЕЛЬСТВО? Бог-то все свои дела производит парами и противоположностями: КАК ВОЖДЕЛЕННЫ ВСЕ ДЕЛА ЕГО, ХОТЯ МЫ МОЖЕМ ВИДЕТЬ ИХ КАК ТОЛЬКО ИСКРЫ! ВСЕ ОНИ ЖИВУТ И ПРЕБЫВАЮТ ВОВЕК ДЛЯ ВСЯКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, И ВСЕ ПОВИНУЮТСЯ ЕМУ. ВСЕ ОНИ — ВДВОЙНЕ, ОДНО НАПРОТИВ ДРУГОГО, И НИЧЕГО НЕ СОТВОРИЛ ОН НЕСОВЕРШЕННЫМ: ОДНО ПОДДЕРЖИВАЕТ БЛАГО ДРУГОГО, — И КТО НАСЫТИТСЯ ЗРЕНИЕМ СЛАВЫ ЕГО? (Сирах 42:23-26) КАК НАПРОТИВ ЗЛА — ДОБРО И НАПРОТИВ СМЕРТИ — ЖИЗНЬ, ТАК НАПРОТИВ БЛАГОЧЕСТИВОГО — ГРЕШНИК. ТАК СМОТРИ И НА ВСЕ ДЕЛА ВСЕВЫШНЕГО: ИХ ПО ДВА, ОДНО НАПРОТИВ ДРУГОГО(Сирах 33:14). rnВ Евангелии написано: ученик не выше учителя, но, усовершенствовавшись, будет как учитель. Но ведь учитель Христос не столб стоеросовый, а прогрессия, путь, жизнь, эволюция, динамика. Уходят спортсмены и ученики, достигшие потолка к другому тренеру и учителю, хотя это болезненно и похоже на предательство? И почему бы не оставить Христа, который исчерпан? Ведь на свои потенции Христос указывает и на земном Ионе, и на покаявшихся ниневитянах, и на Соломоне, и на точке любви — царице южной. Да и сам Христос не рад себе, плотскому, достигшему потолка (читай, сгнившего плода), когда Пилат его спрашивает: что есть истина? Иисус, который всем возвещал, что Он есть Истина, теперь молчит: может ли гнилое яблоко быть целью и истиной? Но уже воскресший и прогрессирующий в потенциале Иисус ободряет Петра в «предательстве» и наделяет его духовной силой трижды большей. Да и апостол Павел учит коринфян отстраниться от букварного Христа: ПОТОМУ ОТНЫНЕ МЫ НИКОГО НЕ ЗНАЕМ ПО ПЛОТИ; ЕСЛИ ЖЕ И ЗНАЛИ ХРИСТА ПО ПЛОТИ, ТО НЫНЕ УЖЕ НЕ ЗНАЕМ(2 коринфянам 5:16). В Евангелии есть заповедь любить ближнего и есть более важная, противоположная — оставить или возненавидеть ближнего ради Евангелия, то есть ради Богопознания. В своей статье, дядь Коля, Вы с сыном исследуете Священное Писание, но любовь к ближнему, как не парадоксально, преграда к Богопознанию. КТО ЛЮБИТ СЫНА ИЛИ ДОЧЬ БОЛЕЕ, НЕЖЕЛИ МЕНЯ, НЕ ДОСТОИН МЕНЯ(Матфей 10:37). Вот потому Вы молитесь деревяшкам, поклоняетесь мощам-трупам и тормозите эволюцию. rnГОРЕ ТОМУ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫМ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПРЕДАЕТСЯ: ЛУЧШЕ БЫЛО БЫ ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕ РОДИТЬСЯ(Матфей 26:24). Да среди неверных жить духовному чаду прискорбно. Но еретик и предатель не тот, кто горит на костре, а тот, кто подкладывает в костёр дровишки. Почтим память Джордано Бруно, Льва Толстого и сотни других антитринитаристов, сподобившихся Царствия Божия. Кстати, вот здесь моя статья по оправданию Христова ученика proza.ru/2012/07/14/331