"И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона. И видел Валак, сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аморреям и устрашились Моавитяне сынов Израилевых". (Чис.22:1-3)
Моавитяне были в ужасе, ибо на их землю пришли сотни тысяч кочевников из пустыни и буквально поедали всё вокруг себя. Что было делать царю Валаку в той ситуации? – Он не знал, как поступить, поэтому и послал послов к Валааму – известному Божьему пророку, подчёркиваю, именно Божьему пророку, ибо идольских жрецов в языческой стране своих было преизобилие.
Правильно ли сделал Валак? – Думаю, что любой здравомыслящий правитель на его месте поступил бы так же. Ошибка Валака была лишь в том, что он послал послов не с вопросом: "Что нам делать?", а сразу же предложил пророку Валааму свой вариант решения проблемы. Но и это, повторяю, не грех Валака, а лишь ошибка.
И если бы пророк Валаам провозгласил перед послами, что Израиль – это народ Божий, которого Господь ведёт в землю Ханаанскую, поэтому моавитяне должны не препятствовать им, а, наоборот, помочь пересечь свою страну (ведь израильтяне шли захватить не их землю). Таким образом, дальше между народами были-бы созданы предпосылки для будущего многовекового мира, а не вечной войны. Да, много – очень много иногда зависит от правильного решения того или иного человека, особенно если это царь или пророк.
"И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы". (Чис.22:7)
"И сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего (Израиля), ибо он благословен. И встал Валаам поутру и сказал князьям Валаковым: пойдите в землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами". (Чис.22:12,13)
Валаам принял послов от Валака и предложил им переночевать, пока он спросит волю Господа Бога – как видите, сначала Валаам поступил правильно. Всё было сделано правильно, кроме подарков: не должно пророку Божьему принимать подарки, тем более прежде, чем он узнает волю Божью. Не должно, ибо принятые подарки лишили Валаама свободы выбора, и он, вместо того, чтобы изложить Божью волю, начал оправдываться перед дарителями: "Не хочет Господь позволить мне идти к вам".
Запомните духовную истину: для рабов Божьих подарки от сильных и богатых мира сего – это дары сатаны, которые порабощают их.
"Валак послал ещё князей, более и знаменитее тех. И пришли они к Валааму и сказали ему: так говорит Валак, сын Сепфоров: не откажись придти ко мне; я окажу тебе великую почесть и сделаю [тебе] всё, что ни скажешь мне; приди же, прокляни мне народ сей". (Чис.22:15-17)
Если сначала в просьбе царя Валака было сомнение: "Я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянёшь, тот проклят (см. Чис.22:6)", то теперь он уже настойчиво, я бы даже сказал, настырно торгуется с Божьим пророком: "Я окажу тебе великую честь". Царь Валак отлично понял душевную слабость Валаама и в качестве соблазна предложил уже не только подарки, а ещё и почёт и славу в мире сем.
Затянувшийся диалог вёл к тому, что в глазах Валака пророк Валаам становился всё ничтожнее и ничтожнее, а в глазах Валаама, наоборот, авторитет и влияние царя Валака становилось всё выше.
Ещё один духовный закон: заигрывание и "торговля" с искусителем не изгонят его, а лишь воспламенят его напор и силу искушения.
Уж кто-кто, а многомудрый Валаам должен был знать этот духовный закон, – да он наверняка и знал его, но все же не захотел отвергнуть предложение царя Валака.
"И отвечал Валаам и сказал рабам Валаковым: хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое [по своему произволу]; впрочем, останьтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что ещё скажет мне Господь". (Чис.22:18,19)
"Впрочем, останьтесь здесь и вы на ночь" – почему Валаам так поступил, ведь он отлично знал волю Божью? Потому что, хотя и знал волю Господа Бога, всё же не спешил исполнить её, а решил поискать лазейку для компромисса, чтобы и дары Валаковы получить, и как бы формально слова Божьего не нарушить.
Неужели Валаам был обделен богатствами? Нет, он был богат, у него были слуги, и важные посетители приходили с подарками. Может, ему не хватало славы? Слава о нём, как пророке, была известна во многих царствах. Воистину, сребролюбие, славолюбие и сластолюбие не знает границ, и чем больше человек имеет их, тем больше желает.
Царь Валак предложил богатство и славу, и Валаам "клюнул" на его наживку, поэтому и оставил послов у себя на ночь.
"И пришёл Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе". (Чис.22:20)
"Но только делай то, что Я буду говорить тебе" – Господь никого не принуждает к послушанию Ему, поэтому и не стал препятствовать желанию Валаама. Но, не воспрепятствовав желанию Валаама, Бог всё же напомнил ему, что он – Божий пророк, и должен служить Богу.
Обрадовавшись тому, что Бог не препятствует ему, Валаам пошёл с послами царя Валака – но с какой целью он пошёл? Разве ради того, чтобы исполнить Божью волю? Нет. Валаам услышал лишь то, что хотел услышать: "Встань, пойди с ними" – и в предвкушении подарков и почестей он устремился к своему дарителю.
А как же Божья воля? – "Там видно будет, может, как-нибудь выкручусь" – в сердце своём думал он.
"И воспылал гнев Божий за то, что он пошёл, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнажённым мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить её на дорогу". (Чис.22:22,23)
"И увидела ослица Ангела Господня" – даже ослица видела больше, чем ослеплённый сребролюбием пророк. Так неразумное животное спасло своего хозяина от гибели. Но даже после этого – после того, как он увидел, что ослица не желает идти туда, куда он стремится – Валаам не оставил своего намерения. И второй раз ослица удержала его. Но и после этого Валаам рвётся к цели своего вожделения – к ожидаемым подаркам. И тут ослица просто легла, чтобы спасти своего хозяина от гибели.
"Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою". (Чис.22:27)
"И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьёшь меня вот уже третий раз?" (Чис.22:28)
Ослица три раза спасала жизнь своему хозяину, а он три раза бил её палкой: воистину получилось по поговорке: "Её же салом, ей же по мусалам!". Но, что самое поразительное во всей этой истории, так это реакция Валаама на слова ослицы: он не удивился, что она вдруг заговорила человеческим голосом (конечно, чему тут удивляться, у нас ведь многие ослы говорят, а некоторые даже и читать умеют, как, например, осел Ходжи Насреддина). Валаам стал спорить и ругаться с ослицей! (?!)
"Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя". (Чис.22:29)
Валаам стал упрекать ослицу, что та якобы унизила его пред другими. Бедный, бедный человек! Он так и не понял, вернее, не захотел понять, что не ослица, а он сам унизил своё достоинство и в глазах своих слуг и в глазах послов Валака. Унизил, когда устремился за Валаковыми дарами: ведь и слуги, и послы ясно видели ради чего, так называемый, Божий пророк отправился в путь. А то малое унижение, которому подвергла его ослица, на самом деле было Божьим предостережением, потому что Господь Бог не хотел, чтобы Его слуга погиб в грехе.
Не хотел Бог, чтобы Его пророк опозорился перед целым народом Моава.
Не хотел Бог, чтобы позор Валаама стал притчей для всех народов на все времена.
Точно так же и нас, христиан, когда мы сворачиваем на путь греха, на путь погибели, Господь Бог предостерегает от большей беды, допуская, чтобы мы пережили малый позор.
Когда я уверовал и обратился к Иисусу Христу, сразу же стал замечать, что если раньше мне сходили с рук некоторые грехи, то теперь всё почему-то обязательно всплывало наружу. У других всё было по-прежнему, а я обязательно оказывался в позоре. Пережив унижение раз и два раза, я понял, что Господь Бог очень серьёзно относится к моим с Ним взаимоотношениям. И, второе, оборачиваясь назад к прошлому, вижу насколько мудро и нежно Он научал и исправлял меня. Он всё делал так, что те мои переживания позора от вскрытых грехов, приносили минимум вреда и максимум пользы и назидания.
"И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнажённым мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь". (Чис.22:31-34)
"Согрешил я" – в чём Валаам признал вину – в том, что подался к Моавитянам с нечестивыми помыслами, или только лишь в том, что напрасно бил ослицу? Ответ легко понять: стоит посмотреть, что он перестал делать, в том он и признал свою вину. Валаам перестал бить ослицу, но назад не повернул и вожделений своих не оставил – он продолжил путь к… всемирному позору, при этом думая в ослеплении своём, что едет к богатству и славе.
"И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе. И пошёл Валаам с князьями Валаковыми". (Чис.22:35)
"Пойди, только говори то, что Я буду говорить тебе" – и снова Господь Бог не неволит Своего пророка: желаешь идти – иди. Господь, хотя и видел всё заранее, не отстранил Валаама от возможности служения даже тогда, когда тот стал рабом греха.
Если бы Валаам пошёл с целью, благословить народ Израиля (как того желал Бог), а не проклясть, то таким образом он перед глазами царя Валака и князей Моавитских исполнил бы Божье поручение. И через его служение Господь Бог обратил бы зло в добро. Но, к сожалению, Валаам избрал не добрый путь – он снова не исполнил волю Господа, и вместо благословения Израиля, научил Моавитян, как им низвести Божий гнев на народ Израиля – то есть поступил как сатана.
По коварному совету Валаама моавитяне совратили и погубили двадцать четыре тысячи мужей Израильских. Но даже такое страшное коварство, совершённое по совету Валаама, не принесло народу Моава и царю Валаку ни победы, ни благ, а лишь проклятие от Бога и погибель в будущем.
"В тот день читано было из книги Моисеевой вслух народа и найдено написанное в ней: Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Божие во веки, потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водою и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его, но Бог наш обратил проклятие в благословение". (Неем.13:1,2)
Так Валаам вместо ожидаемых даров и почестей в награду за свои дела и за свои советы получил… погибель и вечный позор.
Жаль, что историю нельзя повернуть вспять, но всё равно представьте, что могло бы быть, если бы Валаам не был так порабощён (уже не говорю, увлечен) мирскими богатствами и почестями? Тогда пред царем Валаком предстал бы Божий пророк, который благословил бы Израиль, а моавитян научил бы как им послужить во благо народу Божьему. И тогда всем было бы хорошо, но… у истории нет сослагательного наклонения.
"И сказал Валак Валааму: не посылал ли я к тебе, звать тебя? Почему ты не шёл ко мне? Неужели я в самом деле не могу почтить тебя? И сказал Валаам Валаку: вот, я и пришёл к тебе, но могу ли я что от себя сказать?
Видите, кто здесь говорит со-властью?" (Чис.22:37,38)
Господь Бог хотел и мог дать власть слову Валаама, но тот сам лишил себя духовной власти, ибо отказался от Божьего слова. Лишил, позарившись на обещанные дары царя Валака. В результате пророк Валаам и заметить не успел, как упал в глазах Божьих и в глазах окружающих людей до состояния полного ничтожества, когда Валак распоряжался им уже как своей марионеткой.
"На другой день утром Валак взял Валаама и возвёл его на высоты Вааловы, чтобы он увидел оттуда часть народа Божьего". (Чис.22:41)
2. Продажный пророк – это оскорбление Бога
"И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов. И вознесли Валак и Валаам по тельцу и по овну на каждом жертвеннике… И встретился Бог с Валаамом, и сказал Ему Валаам: семь жертвенников устроил я и вознёс по тельцу и по овну на каждом жертвеннике". (Чис.23:1,4)
Интересная закономерность: продажный пророк пытается и Бога подкупить. Пытается подкупить множеством жертвенников и жертв (семь, это число полноты – символ беспредельности).
"Как прокляну я (Израиля)? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла". (Чис.23:8)
Это слова уже не пророка Божьего (говорящего с духовной силой и властью), а слова прислужника у языческого царя, Валака, ибо Валаам извиняется перед царём, что не может исполнить его волю: Бог, видите ли, противится этому.
"И сказал Валак Валааму: что ты со мною делаешь? я взял тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты, вот, благословляешь?" (Чис.23:11)
Судя по ответу моавитского царя, Валака, слова Валаама вызвали у него лишь раздражение – раздражение и на самого пророка, и на Господа Бога, которому служил этот пророк.
Суетливая угодливость продажного пророка!
"И сказал ему Валак: пойди со мною на другое место, с которого ты увидишь его (Израиль), но только часть его увидишь, а всего не увидишь; и прокляни мне его оттуда". (Чис.23:13)
При второй попытке царь Валак велит Валааму, чтобы тот проклял хотя бы часть народа Израиля. И Валаам, как покорный раб, поторопится исполнить волю царя: он снова строит жертвенники и снова приносит жертвы. – На что надеялся Валаам? Думаю, уже ни на что, просто тупо и покорно исполнял волю царя-язычника.
"И сказал Валак Валааму: ни клясть не кляни его, ни благословлять не благословляй его (народ Божий)". (Чис.23:25)
Это уже край духовного падения Валаама: царь Моавитский уже не просил его, а напрямую приказывал: "Если не можешь исполнить мою волю, то и Божью не исполняй!"
Какой ужас! Буквально за несколько дней Валаам пал с духовной высоты Божьего пророка до подленькой ничтожности раба, пресмыкающегося у ног языческого царя.
3. Предателей презирают все, и в первую очередь те, кому они продались
"Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошёл, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне". (Чис.24:1)
И в третий раз по приказу Валака Валаам построил жертвенники и в третий раз принёс на них всесожжения.
И Господь Бог в третий раз велел Валааму благословить Израиль, но Валаам в третий раз ослушался Бога.
Валаам больше не был пророком Божьим, ибо он сам, осознанно и добровольно отказался от Божьего служения и избрал стать рабом языческого царя Валака.
"И произнёс он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!". (Чис.24:3-5)
Валаам понимал, что хотя ещё и слышит голос Божий, но он уже не является Божьим пророком, ибо навсегда лишил себя Божьего благословения. Понимал и то, что он сам себя погубил, растоптав свою честь за горсть серебреников (которые, кстати, так и не получил).
Подобным образом поступил Апостол Иуда Искариот, который тоже продал свою бессмертную душу за серебро, которое потом сам же бросил на пол, как никчемный мусор.
Такая кончина, как у Валаама и Иуды Искариота ожидает всех предателей, отвергнувших духовное, вечное, ради тленных даров мира сего – всех, независимо от того, в какое время они жили, живут или будут жить.
"И воспламенился гнев Валака на Валаама, и всплеснул он руками своими, и сказал Валак Валааму: я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их вот уже третий раз; итак, беги в своё место; я хотел почтить тебя, но вот, Господь лишает тебя чести". (Чис.24:10,11)
"И воспламенился гнев Валака на Валаама" – слово, переведённое здесь, как воспламенился, в древнееврейском оригинале подразумевает ещё и: "уменьшился в глазах". Валаам, продавший ради тленных денег свою честь и помазание Божьего пророка, стал презренным в глазах Валака. И это не исключение, а закономерность, потому что, продавая свою честь и доброе имя, человек сам себя лишает и человеческого уважения (даже уважения ослицы), и Божьего благословения. Да и сами посудите, если человек сам себя лишил чести и доброго имени, то какого уважения он может ожидать от других. От такого все с презрением отвернутся.
Уважаемые читатели, ваши честь, совесть и доброе имя имеют ценность пред Богом и перед людьми до тех пор, пока вы сами цените и храните их.
"И встал Валаам и пошёл обратно в своё место, а Валак также пошёл своею дорогою". (Чис.24:25)
Царя Валака уже не интересовал бывший пророк, ибо он был в его глазах, как выеденное яйцо. Да и сам Валаам понимал, что у него ничего не осталось – ни доброго имени, ни чести, ни Божьего помазания, осталась лишь смерть.
"И пошли (Израильтяне) войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола; и вместе с убитыми их убили и Валаама, сына Веорова". (Чис.31:7,8)
Чему учит нас история о Валааме:
Если вы, избранные Божьи, то не гоняйтесь за дарами сильных мира сего – это ловушка сатаны, которая приведёт к разочарованию, позору и погибели.
Но если бы история о Валааме ограничилась лишь этим назиданием, то Моисей, ведомый Святым Духом, не стал бы посвящать ей целых три главы. Значит, здесь есть то, что самым непосредственным образом относится к каждому из нас.
Чтобы увидеть, где и как наша жизнь пересекается с историей, произошедшей с Валаамом, нужно понять, что произошло в его сердце и разуме ещё до событий, описанных в Библии. Нужно выяснить, когда Валаам утратил в себе "соль", о которой сказал Иисус Христос: "Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям" (Матф.5:13).
Соль, потерявшая свою силу – разве такое бывает? Разве соль не всегда является солью? Конечно, если изменится её химический состав… – но тогда она уже не будет солью, а станет другим веществом.
Да, бывает и так, что соль утрачивает свои свойства, теряет свою исцеляющую и дезинфицирующую силу, оставаясь при этом солью и по цвету, и на вкус, и по химическому составу.
Рыболов с Канадского севера, инуит (эскимос) по имени Уэйд, как-то рассказал мне историю с солью, произошедшую в его жизни. Они с отцом ловили рыбу и солили её в ожидании периода года, когда можно будет реализовать улов на "Большую землю". И вот, видя, сколько выбрасывается соли после засолки рыбы, Уэйд решил использовать эту соль во второй раз. Собрал, замочил в воде чтобы очистить от грязи, выпарил, и получилась обыкновенная соль, ничем не отличавшаяся от той, что они закупали для засолки. Так он заготовил несколько мешков соли, и очередной улов они засолили ей. И... вся рыба протухла. А та рыба, которая была засолена новой, закупленной солью – вся сохранилась. Соль потеряла свою силу.
Почему, исследуя историю о Валааме, я вспомнил о соли, вспомнил об эскимосе Уэйде? Потому что Валаам утратил силу Духа Божьего, утратил свою "силу соли" задолго до того, как произошла история с царём Валаком. Мы не знаем, сколько раз до этого Господь Бог обращался к сердцу и к разуму Своего пророка, сколько раз обличал и увещевал его, но факт остаётся фактом: не внял Валаам увещеваниями Господа. И тогда Господь Бог допустил, чтобы была вскрыта перед другими мёртвость его духа. Допустил, – а ведь Бог мог бы просто не пустить Валаама к Валаку, и никто ничего не узнал бы.
Итак, история о Валааме написана для того, чтобы вы, уважаемые читатели, знали, что после обличения греха один на один, после малого позора "обличения ослицы", Господь Бог вскроет ваш грех перед всеми.
Ещё наша жизнь сходна с жизнью Валаама и в том, что все мы в своём хождении пред Господом периодически падаем в грехи. Почему Бог допускает это? Надо спрашивать: не почему, а для чего? – Для того чтобы, вскрывая сокрытое в сердце, таким образом, через обличение и наше последующее покаяние освящать нас во Христе.
Помню, как после очередного падения в грех гневливости, я в отчаянии вопрошал Господа Бога: "Почему не удержал?", и Он ответил мне, что если бы Он допускал в моей жизни только те испытания, которые я могу успешно преодолевать, то я ничему бы не научился. Именно в падении я ещё усерднее ищу бога, ещё больше нуждаюсь в силе благодати Божьей. Так постепенно, внешне совсем незаметно, урок за уроком, происходит наш духовный рост.
Третье, в чем каждый из нас сходен с Валаамом – это желание быть значительнее в мире сем, чем мы есть на самом деле. Вспомните, как отреагировал Валаам на слова послов царя Валака: "Ибо я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят (см. Чис.22:6)"? Внешне, кажется, что никак не отреагировал – но он не возмутился духом, услышав их льстивую ложь, даже не смутился и не покраснел, а принял и подарки и похвалы.
Разве в вашей жизни не было подобного?! Наверняка было, а если кто будет утверждать обратное, то он лжет уже даже себе. Лжет, потому что абсолютно бесстрастно реагировать на искушение гордыни может только безгрешный человек, а таких не бывает.
История с Валаамом учит тому, что бы мы, услышав подобные похвалы или посулы, сразу же насторожились и отвергли лесть.
Четвёртое сходство – это угодничество перед людьми, особенно людьми власть имущими. Это не обязательно будут явные грехи, это может быть просто суетливое угодничество, о котором Иаков сказал: "Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками" (Иак.2:8,9).
Для нас имя Валаама стало нарицательным, и это правильно; но услышав это имя, не ухмыляйтесь пренебрежительно, а подумайте о том, что и вы точно так же можете упасть в грех – пусть не в этот, а в другой грех. Вспомните, что вы стоите в духе и истине только по благодати Божьей…
Храни вас Господь Бог!
Погребняк Н. 2011
Комментарий автора: Валаам – а, знаю, это древний пророк, который погнался за дарами мира сего и пал в грех... Если бы Божье назидание ограничивалось только этим, то Моисей не стал бы посвящать истории о Валааме целых три главы. Значит, есть в этой истории то, что самым непосредственным образом относится к каждому из нас.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 549 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности