Не путайте понятия "прихоть" и "похоть". Если о вреде похоти, блуда в Церкви говорят много, относя её к одному из семи смертных грехов, то о вреде, который наносит душе прихоть, говорится обычно мимоходом, обличая другой грех. А ведь прихоть, вздорное желание, надуманная потребность, зачастую настолько же вредоносна для души человека, как и любой другой грех. Епископ Игнатий (Брянчанинов) прихоть назвал главной причиной скатывания человечества в бездуховность: "Род человеческий более и более переходил от удовлетворения нуждам к удовлетворению прихотей и греховных пожеланий. Несовместно с такою жизнью истинное Богопознание и самопознание!".[1]
Очень наглядным примером того, как люди из-за своей прихоти могут позабыть и о Боге и о цели своей жизни, является история с перепелами, которые Господь Бог дал израильтянам в ответ на их ропот.
Расскажу обо всём по порядку.
"Народ стал роптать вслух Господа… Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших". (Чис.11:1-6)
В Священном Писании сказано, что ропот начали пришельцы, а следом за ними и весь народ возопил: "Хотим вкусно и разнообразно есть и пить!"
Почему именно пришельцы первыми выказали своё недовольство, столкнувшись с трудностями пути? Думаю, причиной этому было то, что они, в отличие от народа Израиля, раньше не страдали от рабства. Они вышли из Египта вместе с израильтянами не ради освобождения от уз, а в ожидании новых и скорых благ: вспомните, ведь Господь сказал, что введет Свой народ в землю обетованную, где течёт молоко и мёд. После этого прошёл год, но вместо земли, где течёт молоко и мёд, они всё ещё находились в пустыне…
Если разобраться, то прихоть народа Израиля была не в том, что им захотелось мяса, огурцов или дынь: все мы вспоминаем хорошие дни или разные вкусности. Прихоть Израиля была в том, что они, идя по пустыне – по месту, где не то что целый народ, а верблюжий караван мог погибнуть от голода и жажды, не возблагодарили Господа Бога за то, что имели. Не возблагодарили за пищу и питие, за облако, укрывавшее их днём от жары, за столп огненный, освещавший дорогу ночью, а начали бессовестнейшим образом роптать на Бога. Стали требовать себе изысканную пищу: мясо, о котором и мечтать не смели, будучи рабами в Египте. Они стали требовать от Бога не просто чуда (ибо манна была чудом), а чудес по своим желаниям: ну точно, как старуха из сказки Пушкина, которая захотела стать владычицей морскою и чтобы золотая рыбка была у неё на посылках.
Прихоть, разжигая в сердцах желания и страсти, понуждает поставить на первое место маловажное, отвергнув то, что является действительно важным. Возроптав, израильтяне позабыли и прежнее рабство, и своих детей, убитых в Египте, и, что вообще безумие, снова возжелали стать рабами.
И ответил Господь Бог Моисею: "Скажи народу: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? Не один день будете есть, но целый месяц, пока не пойдёт оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: для чего было нам выходить из Египта?" (Чис.11:18-20)
Прихоть. Прихоть и капризы порождают в сердце человека презрение к Господу Богу.
"Вы презрели Господа" – израильтяне, возроптав, посчитали Бога недостойным своего поклонения, даже недостойным своего внимания, и за это Господь Бог возвестил Моисею, что накажет их.
Повторяю: не за то, что возжелали мяса, а за то, что пренебрегли Господа – за это израильтяне были Им наказаны.
"И поднялся ветер от Господа, и принёс от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана". (Чис.11:31,32)
"На два локтя от земли" – здесь речь идёт не о том, что перепела были навалены кучей высотой два локтя (примерно 1 м.), а о том, что, будучи измученными ветром, который принёс их в пустыню, они не могли летать, а только вспархивали на высоту не больше метра, и стали лёгкой добычей израильтян. На земле их легко было поймать сетью или даже руками.
"Собрал десять хомеров" – вот прочитали про десять хомеров, узнали, что это 10 поклаж осла, примерно 1800 килограмм и что, неужели всё? А вы попробуйте представить картину, которая была в израильском стане в реальности!
Люди – целый народ – кочуют пешком по пустыне. И тут им попадается легкодоступная добыча – много добычи. Увидев её, они, воистину обезумев от своей прихоти, безостановочно начинают бить несчастных перепёлок. И каждый набил столько, что и десять ослов с трудом унесёт. О чём думали израильтяне, когда ловили перепёлок? Куда им столько мяса? Как они собирались его нести с собой? В тот момент это был уже не народ Божий, а сборище безумцев, покрытых кровью и перьями задушенных и растерзанных ими миллиардов птиц. Безумцев, копошащихся среди гор птичьих тушек, которые вскоре начали портиться, среди гор гниющих потрохов.
Представляете, какой смрад стоял в воздухе над станом?..
Обуреваемые прихотью евреи, убивая в пустыне перепёлок, вели себя так же, как в наше время поступают миллиардеры, всеми возможными способами прибирающие себе всё новые и новые миллиарды, хотя понимают – своим умом понимают, что для того, чтобы обеспечить своих детей и внуков им достаточно и сотой, тысячной доли их богатств. Умом то они понимают, а вот сердцами – ослеплёнными прихотью сердцами уже ничего не видят, и видеть не желают. Прихоть! Делающая людей безумными и бессердечными, прихоть!
– Читатель скажет: "Но мы ведь не миллионеры и миллиардеры, для нас деньги не прихоть, а средство существования".
– Прихоти бывают разные: бывают сиюминутные, бывают странные или глупые, бывают даже злые прихоти. Например, жена устраивает скандал, требуя себе шубу, не потому что без неё зимой холодно, а потому что у подруги есть шуба, а у неё нет – это тоже пример прихоти. Или, другой пример: ребёнок, устроил истерику из-за дорогой игрушки, потому что родители не имеют возможности удовлетворить его требование – не говорю, просьбу, а именно требование, раз дело дошло до истерики. Пройдёт время, и ребёнка появятся другие желания.
Если у женщин и детей прихоти чаще уклоняются в сторону капризов, то, например, у мужчин прихоти имеют более патологические последствия, зачастую становятся смыслом их жизни, например, жаждущие наживы утрачивают всякую меру в своей прихоти, и сколько бы денег у них не было, им всё мало. Или возьмём другую прихоть, которая больше присуща мужчинам, чем женщинам – игроманию: игроманы готовы всё вынести из дома ради своей прихоти, погубить жизнь свою и своих близких.
Библейский пример с перепёлками, очень наглядная демонстрация прихоти, которая поработила не только разум, но и сердца, причём сразу множества людей – целого народа. Вспомните, ради своей прихоти до чего дошли евреи в упрёках Господу Богу – Богу, освободившему их из рабства и спасшему их сыновей от смерти в водах Нила. Они роптали на Господа и упрекали Его, пусть ещё не громко и открыто, как упрекали Моисея, но уже явно выказывали Ему своё недовольство: "Для чего было нам выходить из Египта? (Чис.11:20)"
И Господь Бог ответил на их упрёки. Ответил не как грозный Судья, а как Воспитатель стремящийся образумить людей, ослепших и обезумевших сердцами от своей прихоти.
"Мясо ещё было в зубах их и не было ещё съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ. От Киброт-Гаттаавы двинулся народ в Асироф, и остановился в Асирофе". (Чис.11:35)
Народ Израиля пережил в Киброт-Гаттааве великий стыд и смертельную угрозу (вот "достойная" была бы смерть для Божьего народа: умереть от диареи, копошась на помойке из гор птичьего мяса). Но Божий суд вовремя образумил израильтян, принудив, чтобы они отвергли, побросали на прежней стоянке свои "богатства" – кучи перепелиного мяса. И народ Израиля пошёл вслед за столпом облачным, куда указывал Господь Бог. Пошёл к земле обетованной.
От Киброт-Гаттаавы двинулся народ в Асироф, и остановился в Асирофе… Впереди был долгий путь – путь становления народа Божьего из впадавших в панику при первой же опасности и ропщущих на Бога рабов греха.
СНОСКИ
[1] Св. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. Гл. Идолопоклонство.
Комментарий автора: Не путайте понятия "прихоть" и "похоть". Если о вреде похоти, блуда в Церкви говорят много, относя её к одному из семи смертных грехов, то о вреде, который наносит душе прихоть, говорится обычно мимоходом, обличая другой грех. А ведь прихоть, вздорное желание, надуманная потребность, зачастую настолько же вредоносна для души человека, как и любой другой грех.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 904 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности