«Каждый народ, - пишет К.Д. Ушинский, - имеет свой особенный идеал человека в учении» и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью. Развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы.
«Мне нужен был отвлеченный, – пишет Н.И.Пирогов, - недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда еще не читывал, а мне уже было 38 лет от роду, - я нашел для себя этот идеал».
Как сказал сам Макинтайр: «Стена была амбициозной задачей, а стиль стал навязчивой идеей». «Альпийский стиль - это скорее идеал, чем набор правил», - признает Стивен Венейблс. Список критериев «идеального» рюкзака - в силе, но есть и некоторые изменения.
И в современных действиях успех в решающей степени определяется высокими качествами христианина-воина, применяющего сложное и могучее Божие оружие. Такой воин не рождается сам по себе, а кропотливо и целеустремленно формируется руководством, народом церкви духовными силами. Огромную роль здесь призван играть принятый идеал Христа. Категория «идеал», являясь инструментом идеологии, обладает огромной силой в познании и преобразовании социальной действительности. Идеал как «идеальный образ, имеющий нормативный характер, в общественной жизни - совершенная, эталонная форма явления или процесса, высшая, конечная цель деятельности, стремлений, ориентации, определяющая способ мышления и деятельности субъекта». Это потребное, желаемое развитие его качеств и способностей, которое еще надо достичь.
«Люди не экспонаты, - пишет Тагуи Семирджян, - чтобы быть идеальными, но стремится - должны» Идеал нам так нравится, потому что его в природе не существует. Идеал - как мираж: только приблизился к нему, а он снова отдалился, и так до бесконечности.
Жить и работать без идеалов, как, впрочем, и любой другой человек, не может. Однако в последние два десятилетия многие наши идеалы были либо утрачены, либо отодвинуты на второй план, обесценены. Одна из проблем нашей жизни в том, что у нас нет идеалов. Для церковного христианина, положим, есть, а в обществе в целом всеми признанных идеалов нет.
Их инфляция произошла главным образом из-за разрыва между словом Божьим и делом, между официальной и реальной действительностью. Наши истинные ценности, впитанные нами, что называется с молоком матери. Пришедшие к нам со страниц первых детских книжек, такие, как вера в человеческое интернациональное братство, социальную справедливость, в подлинное равноправие, в неизбежное торжество благородства и бескорыстия над стяжательством и алчностью, оказывались вроде бы, как и не применимы для реальной практической жизни» - /Борис Никольский/
Жизнь - в идеале - есть мир, но жизнь в факте есть борьба, - Л. А. Тихомиров считал: тот мир, который составляет цель и идеал жизни, вовсе не есть пассивное бездействие, нирвана. Нет, мир состоит в гармоническом содействии всех сил жизни. Мир не есть гнилое болото, не есть безжизненность или бессилие, а - только гармония оживленных и содействующих одна другой сил. Это идеальное состояние жизни, по идеалу христианства, наступит вполне только с окончанием здешнего, земного, мира. Но совершенно не подлежит сомнению, что в условиях нашей органической природы - указанный идеальный мир находится в вечном неустойчивом состоянии и достигается только вечным напряжением борьбы».
Нравственный идеал пастыря очень высок, и его духовность, свободная от всякого компромисса, требует полной, безупречной чистоты, праведности и совершенного воздержания. Идеал священнослужителя видно в том, чтобы в первую очередь он был человеком, знающим Бога и исполняющим Его заповеди. А это невозможно без любви и личного совершенствования. Считают, что пастырь должен умом быть на земле, а сердцем непрестанно устремляться к Богу. Только в таком случае он сможет помочь тем, кто к нему приходит. Пастырское служение должно быть идеалом в пастырском служении каждого истинного пастыря христианской Церкви Христовой.
«Христианское ее осмысление, его безграничная любовь к людям, гармония с природой - все они сливаются в один великий идеал поэта - в просветленную душу человеческую. И наиболее близким к этому идеалу является, на взгляд, говорится, в котором волей Всевышнего свобода духа слилась воедино с любовью, в корне изменилась природа человеческая…».
«Построение идеальной церкви очень часто начинается с раскола в существующей церкви, - пишет В.Давидюк, - из новых богословских идей, из новых практик в поклонении и служении Богу. Оказывается, что 2000 лет церкви на земле не было. Теперь мы построим настоящую, идеальную церковь. Какой самообман! Очень часто образцом идеальной церкви служит не церковь в Откровении Иоанна, а Иерусалимская церковь после дня Пятидесятницы. Не зря некоторые христиане считают, что говор другими языками является признаком идеальной церкви. Но была ли церковь в Иерусалиме идеальной и может ли служить она образцом для всех других церквей? Могу ли я, человек, определить идеальную церковь? Церковь же – Иисуса, – Он и определит, какая она, Его Церковь. Что же остается делать мне, когда моя церковь точно не идеальна? А что делает церковь? «Повинуется Христу во всем» - /Еф.5.24/, и есть с Ним одно тело /Еф.5.30-32,/. Начни с себя: буду стараться быть идеальным членом Тела Христа: быть с Ним одно и подчиняться Ему во всем»
«Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни» - /Л.Толстой/. Идеальный человек - это тот, кто совершенен во всем, ведь идеал - это высшее совершенство, без каких-либо изъянов. А как это самое совершенство определяется?
«Христианский идеал осуществим – святость есть осуществление этого идеала, а мы знаем, что святые люди всегда были, есть и будут. Возможно, ли относиться к этому идеалу, так же, как прежде? Уверен, что возможно. Теперь часто приходится слышать, например, что невозможно жить семейной жизнью так, как раньше жили наши отцы и деды. Но по священническому опыту я знаю, - пишет Владимир Воробьев ректор университета протоиерей,- что такие счастливые христианские семьи и в наше время возможны. В нашей церковной общине десятки таких многодетных семей, живут по нравственным христианским нормам, вступают в христианский брак, берегут свою христианскую веру. Идеал остается реальным и достижимым. Меняются обстоятельства, искушения принимают новые формы, но, по сути, подвиг остается тем же».
«Ценность идеала в том, - пишет Махатма Ганди, - что он удаляется по мере приближения к нему».
«Искусство никогда не оставляло человека, - пишет Ф. М. Достоевский, - всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, - рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью» -
«В человечестве всегда живет стремление к идеалу - пишет А.Швейцер, - но лишь малая часть этого стремления открыто проявляется в действии. Всему остальному предназначено воплотиться в невидимых проявлениях, ценность которых, тем не менее, тысячекратно превышает ценность той деятельности, которая привлекает к себе внимание. Невидимое соотношение с видимым, как глубокое море - с волнами, бороздящими его поверхность. Скрытые силы добра воплощены в тех людях, для которых непосредственное личное служение стало дополнительной работой, поскольку они не могут сделать его основным делом своей жизни».
Идеал (лат. idealis от греч. idea - образ, идея) - высшая ценность. Высшая, труднодостижимая степень совершенства в чем-нибудь, мыслимый предел стремлений, желаний. Наилучшее, завершенное состояние того или иного явления - образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал); высшая степень нравственного представления о благом и должном идеал совершенство в отношениях между людьми (этический идеал); наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал). Идея означает, собственно говоря, некое понятие разума, а идеал - представление о единичной сущности, адекватной какой-либо идее. Понятие идеала применяется одинаково и к отвлечённым и конкретным предметам: идеал добра, идеал женской красоты, идеал мужской красоты, идеал государства, идеал гражданина и т. д.
В общее употребление слово идеал стало входить с конца XVIII и начала XIX столетия, главным образом, благодаря Шиллеру.
Иногда стремление иметь идеал, с которым можно сравнить свои поступки, бывает таким сильным, что заставляет человека в горячке искать идеальную фигуру в ближайшем окружении. Думается, вам приходилось слышать, как кто-то из знакомых, рассказывая о какой-нибудь телепрограмме, говорит: «Эта артистка – мой идеал!». Но, идеализируя кого-то, мы рискуем пережить разочарование, когда вдруг выяснится, что «идеальные» качества не реальные, а придуманные. Но ещё больше мы рискуем перепутать идеал с кумиром. Кумир – предмет увлечения, восхищения, поклонения. Именно в таком значении слово «кумир» нам известно, но оно является переносным. В буквальном смысле «кумир» – это тоже самое, что и «идол» – статуя, которая изображала богов у язычников. Кумир в отличие от идеала не достойный подражания. Наш Господь заповедует: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» - /Исх. 20.4/.
«Каждый человек в той или иной степени определяет для себя идеал, стремится к нему. Но у каждого из нас неодинаковый опыт, и наши представления об идеальном очень разные. В основном идеалом считается что-то самое желанное. Идеалом мы называем представления о безупречных предметах, явлениях, качествах. А ещё идеал – это высшая цель, достичь которую стремятся люди. В переводе с греческого «идеал» означает «образец», «норма». Вам, наверное, приходилось слышать и самим употреблять словосочетания «идеальная дружба», «идеальный урок», «идеальный наряд». В приведённых примерах слово «идеальный» означает «наилучший». Понятие «идеал» - очень близко с понятием - «моральные ценности». Действительно, любая моральная ценность – и добро, и, правда, и любовь, и счастье, и справедливость являются тем идеалом, которого мы стремимся достичь в отношениях с людьми. Воплощением наших представлений о человеке, которому свойственны наилучшие моральные качества, - тоже моральный идеал. Моральные идеалы, так же, как и моральные ценности, являются моральными ориентирами – указателями, которые помогают совершать добрые дела. Они помогают людям оценивать собственные поступки с позиции морали. Говорится о том, что нам намного проще сделать вывод о милосердии, сравнивая собственное поведение с поступками милосердного самарянина» - /Лук.10.30-35/, нежели с определением «милосердия» в толковательном словаре. То есть моральный идеал – это образец для самосовершенствования.
Каждый человек обычно формирует свой идеал, как представление о тех моральных качествах, которые необходимы ему для счастья. Именно поэтому, ориентируясь на идеал, мы обдумываем свои поступки и их последствия, пытаемся усовершенствовать себя.
То есть идеал заставляет нас поступить так или иначе, мы сравниваем себя с ним, пытаемся стать лучше.
Но, к сожалению, современный мир полон кумиров. Мы часто можем наблюдать увлечение людей кумирами, которые заменяют собой настоящие моральные идеалы. Для некоторых кумирами сегодня становятся певцы, футболисты, политики. Постепенно на них начинают массово равняться, это становится «модным». При этом копируется их стиль поведения, манера одеваться, общаться. Людей, которые подражают своему кумиру, называют фанатами. И вся опасность заключается в том, что фанаты посвящают свою жизнь «служению» кумиру и не задумываются о собственной жизни, не стремятся развивать собственные способности.
Конечно же, это не значит, что нельзя восхищаться творчеством, качествами или поступками других. Главное – не переступить эту тонкую грань между «идеалом» и «кумиром», а брать для себя положительный пример; ориентируясь на идеал, пытаться себя усовершенствовать. Самым главным примером для нас является Иисус Христос. Ведь именно ему свойственны наилучшие моральные качества – жертвенность, мудрость, милосердие, всепрощение, бескорыстная любовь. Господь – само совершенство! «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» - /Мат. 5.48/. И мы тоже должны стремиться к совершенству. «Посему, оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству…» - /Евреям 6.1/. Человек по своей природе несовершенен. И если он стремится достичь совершенства в любых своих предприятиях самостоятельно, то не сможет получить желаемого результата. Лишь полностью доверившись Господу и разрешив Ему действовать через себя, мы приблизимся к идеалу, почувствуем себя счастливыми. Стремитесь к совершенству, ориентируясь на Христа!» - /А.Ткач/.
«И ничто так просто не появляется, если нет человека с особым характером и способностями, который, собрав идеи, материалы и ресурсы не реализует это в реальные формы на этой Земле» - /М.Трясцин/.
«Прирождённым художником я называю того, - говорит Маре, - кому природа с рождения вложила в душу идеал, как истину; он верит в него, безусловно, и задачей его жизни становится раскрытие его для других путем наиболее полного его осознания в самом себе».
Говорят, - пишет Л.Толстой: «Если люди достигнут идеала полного целомудрия, то они уничтожаются, и потому идеал этот не верен». Но те, которые говорят так, умышленно или неумышленно смешивают две разнородные вещи - правило, предписание и идеал.
Целомудрие не есть правило или предписание, а идеал или скорее - одно из условий его. А идеал только тогда идеал, когда осуществление его возможно только в идее, в мысли, когда он представляется достижимым только в бесконечности и когда поэтому возможность приближения к нему - бесконечна. Если бы идеал не только мог быть достигнут, но мы могли б представить себе его осуществление, он бы перестал быть идеалом. Таков идеал Христа,- установление царства Бога на земле, идеал, предсказанный еще пророками о том, что наступит время, когда все люди будут научены богом, перекуют мечи на орала, копья на серпы, лев будет лежать с ягненком и когда все существа будут соединены любовью. Весь смысл человеческой жизни заключается в движении по направлению к этому идеалу. И потому стремление к христианскому идеалу во всей его совокупности и к целомудрию, как к одному из условий этого идеала, не только не исключает возможности жизни, но, напротив того, отсутствие этого христианского идеала уничтожило бы движение вперед и, следовательно, возможность жизни.
Альфой и Омегой, краеугольным камнем современного образования и воспитания должен стать «идеал совершенства» – Иисус Христос.
Если подходить не предвзято, то именно Иисуса Христа следует считать наивысшим нравственным идеалом, стремиться которому должно, но достигнуть - невозможно. Более совершенной личности человеческая история не знает. Христианский идеал во всей его высоте обязателен и нужен только Христианам, - это ошибка. А мирские люди, что не живут по этому идеалу? Бывает, что по нравственному идеалу люди в-миру лучше поступают и гордости в святости у них меньше. У нас стало два христианства, два христианских идеала: один для сект, другой для мирян. Такое разделение Христова идеала считаем нелепым принципиально и крайне вредным практически. Итак, одно христианство или два? Един ли Христов идеал или различен? Думаем, согласишься без спора, что христианство одно и Христов идеал един. Но, может быть, в идеале различные ступени совершенства? Друг! Ведь это же нелепость! Разве в идеале бывают высшие и низшие ступени? Ведь идеал – бесконечность, а бесконечность всегда себе равна. Ты знаешь, где кратко выражен идеал христианства? «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» - /Мат.5.48/. Допустимы ли какие-нибудь степени в этом идеале? Конечно, в достижении этого «будьте совершенны» может быть бесчисленное множество ступеней, но идеал-то остается все, же единым, и он един для всех. Христос ведь учил не монахов, а всех людей, - и учил одному. Право же, друг, мне как-то неловко раскрывать Евангелие и доказывать то, что само собой ясно. Увы, в наше время вражда к монашеству ослепила многих настолько, что они готовы отвергать даже истины самоочевидные.
Не идеальный ли образец дан здесь для мышления христианина? Иисус Христос, как совершенный образец идеальной нравственности. В Своем лице Спаситель представляет совершенный образец, - образец и словом и делом. Его учение вообще и нравственное в частности - идеально по своей чистоте и возвышенности. Его жизнь во плоти - совершенный идеал, к какому каждый человек должен стремиться. Создать идеальный образ, который передает черты реальных Христиан.
Источники: Библия.
|