Конституция Украины является законом высшей юридической силы. Законы и другие нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции.
Конституция является законом прямого действия (ст.8 Конституции Украины).
В указанных тезисах обобщено содержание верховенства права, которое обеспечивается путем установления юридической силы норм Конституции, в частности в отношении прав человека и гражданина, как доминирующими над содержанием других законов и нормативно-правовых актов (постановлений правительства, приказов министерств и т.п.). То есть, если норма закону нормативно-правового акта противоречит норме Конституции Украины, для правильного правоприменения следует использовать норму Конституции.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины (ст.19 Конституции Украины).
Таким образом, суд приходит к выводу, что без каких-либо оговорок и независимо от каких-либо целей, причин или общественного или личного интереса, все органы и должностные лица государства Украина должны действовать строго в соответствии с Конституцией и не имеют полномочий выходить за пределы норм Конституции, даже если они руководствуются законом, поскольку закон также не должен противоречить Конституции.
Согласно ст.147 и п.2 ст.150 Конституции Украины, полномочия толковать содержание Конституции Украины и решать вопросы соответствия законов Украины Конституции Украины, принадлежит исключительно Конституционному Суду Украины.
Следовательно, какие-либо органы или должностные лица государства (полицейские, министры, депутаты и т.п.), кроме Конституционного Суда Украины, не имеют полномочий толковать содержание законодательства.
Также следует обратить внимание на практику правоприменения. Так, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Украины №9 от 01.11.1996 года О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия, в случае, если действующий закончи нормативно-правовой акт противоречит Конституции Украины во всех необходимых случаях следует непосредственно применять Конституцию как акт прямого действия.
Правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством (ст.19 Конституции Украины). Никто не обязан выполнять явно преступные предписания или приказы. При отдании и исполнении явно преступного распоряжения или приказа наступает юридическая ответственность (ст.60 Конституции Украины). Из приведенных норм следует, что акты и нормы, противоречащие Конституции, запрещено издавать и исполнять. Причем ответственность наступает как за издание, так и за исполнение незаконного распоряжения.
Таким образом, исходя из вышеупомянутых норм материального права, добросовестный гражданин, проинформированный о несоответствии Конституции Украины определенному нормативно-правовому акту, обязан отказаться от исполнения незаконного акта. Если он совершит незаконный акт, для него наступит та же ответственность, которая предусмотрена за издание незаконного акта.
Это правило распространяется как на гражданских лиц (простых граждан), так и на полицейских и других представителей государства, органов самоуправления и юридических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Лицо, исполнившее явно преступный приказ или распоряжение, за деяния, совершенные в целях исполнения такого приказа или распоряжения, подлежит уголовной ответственности на общих основаниях (ч.4ст. 41 Уголовного Кодекса Украины).
Полицейский или иное лицо, требующее от гражданина выполнения акта, что противоречит Конституции, является преступником и его действия является уголовным правонарушением, квалифицируемым соответствующей статьей Уголовного Кодекса Украины.
Исходя из содержания Конституции Украины (нормы приведены выше), карантин в Украине, введенный органом власти путем издания нормативно-правового (подзаконного) акта, должен строго соответствовать закону и Конституции. Основным аспектом законности, наряду с содержанием акта, является строгое соблюдение установленной законом процедуры, поскольку органы власти и их должностные лица должны действовать исключительно в пределах полномочий, установленных законом и Конституцией.
Не может считаться законным акт, даже правильный по содержанию, изданному с нарушением процедуры, поскольку в таком случае будут несвободны нормы верховенства права и будет нарушен правопорядок.
В соответствии со ст.29 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» карантин устанавливается и отменяется Кабинетом Министров Украины.
Однако Кабинет Министров Украины не абсолютно свободен в этом вопросе — это полномочия Кабмина ограничено законом. Это ограничение состоит в установлении жесткой и безальтернативной процедуры.
Указанная статья Закон устанавливает, что вопрос об установлении карантина поднимает перед Кабинетом Министров Украины центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере здравоохранения, по представлению главного государственного санитарного врача Украины.
В свою очередь, главный государственный санитарный врач, также, не является абсолютно свободным в этом вопросе. Его полномочия на инициирование карантина возникают только в том случае, когда в Украине уже введено чрезвычайное положение, подпункт й) части 1 статьи 40 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» в соответствии с полномочиями главного государственного санитарного врача Украины устанавливает:
В случае введения в Украине или в отдельных ее местностях режима чрезвычайного положения вносит центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере здравоохранения, обоснованное представление для принятия решения об обращении в Кабинет Министров Украины с предложением об установлении карантина.
Следовательно, законной и не противоречащей Конституции Украины является следующая процедура введения в Украине карантина:
Президент издает Указ о введении чрезвычайного положения. Верховная Рада утверждает этот указ. Указ вступает в силу. Главный санитарный врач подает в Министерство здравоохранения Украины представление об обращении в Кабинет Министров Украины с предложением об установлении карантина. Министерство здравоохранения Украины поднимает перед Кабинетом Министров Украины вопрос об установлении карантина. Кабинет министров Украины устанавливает карантин. Карантин вступает в силу.
При этом все четыре действия являются обязательными и хронологическими. То есть, до выполнения первого и второго действия четвертое состояться не может.
Как известно, чрезвычайное положение в Украине не введено.
Соответственно, по состоянию на данный момент главный санврач еще не получил полномочий инициировать карантин, а у Кабинета Министров не было оснований устанавливать карантин.
Следовательно, следует утверждать, что в правовом поле действующего законодательства Украины карантин не введен.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Украины, которая изложена в решении большой палаты КС Украины от 28.08.2020г. по делу за № 1-14/2020(230/20), по конституционному представлению Верховного Суда о соответствии Конституции Украины (конституционности) отдельных положений постановления КМ Украины «Об установлении карантина с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни СОVID 19, короновирусом SARS-CoV-2 и этапов ослабления противоэпидемических мероприятий», положений части первой, третьей ст. 29 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год»,абзаца девятого п. 2 раздела II «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» отмечается, что согласно ст. 64 Конституции, права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины; в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений; не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные24,25,27, 28,29, 40,47, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 настоящей Конституции.
Конституционный Суд Украины подчеркнул, что ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина возможно в случаях, определенных Конституцией Украины.
Такое ограничение может устанавливаться исключительно законом актом, принятым Верховной Радой как единственным органом законодательной власти в Украине.
Установление такого ограничения подзаконным актом противоречит ст. 1, 3, 6, 8, 19, 64 Конституции Украины.
Таким образом, действующее Постановление КМУ от 09.12.2020г. №1236 «Об установлении карантина и введении ограничительных противоэпидемических мер с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» с изменениями, внесенными Постановлением КМУ от 20.10.2021г. № 1096 о введении карантина является незаконным и не подлежит выполнению.
На основании 60 Конституции Украины каждый человек обязан отказаться от выполнения постановления Правительства о введении карантина. На основании ист.19 Конституции Украины во взаимосвязи изст.60 Конституции Украины, никакой орган или должностное лицо, в том числе юридические лица, занимающиеся хозяйственной деятельностью, не имеют права требовать от человека выполнения постановления Правительства о введении карантина.
Кроме того, учитывая то обстоятельство, что приказ Минздрава Украины № 2153 от 04.10.2021г. «Об утверждении Перечня профессий, производств и организаций, работники, подлежащие обязательным профилактическим прививкам» введенного на период действия карантина, установленного незаконным способом Постановлением Кабинетом Министров Украины от 09.12.2020г. за №1236, приказ Минздрава является незаконным и не подлежит исполнению.
Таким образом, на основании 60 Конституции Украины каждый человек обязан отказаться от выполнения приказа Минздрава Украины за № 2153 от 04.10.2021г. «Об утверждении Перечня профессий, производств и организаций, работники, подлежащие обязательным профилактическим прививкам». На основании ист.19 Конституции Украины во взаимосвязи изст. 60 Конституции Украины, ни один орган или должностное лицо, в том числе юридические лица, занимающиеся хозяйственной деятельностью, не имеют права требовать от человека выполнения выше указанного приказа Минздрава Украины.
По содержанию ст.14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая согласно части первой статьи 9 Конституции Украины является частью национального законодательства Украины, и которая определяет, что пользование правами и свободами, должно быть обеспечено без дискриминации по любому признаку — пола, расы , цвета кожи, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественному состоянию, рождению, или по другому признаку.
Согласно ст.22 Конституции Украины, Права и свободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не исчерпывающие. Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены.
При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.
Согласно ст.3 Конституции Украины, человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью.
По содержанию ст.28 Конституции Украины, никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию.
Ни один человек без его свободного согласия не может быть подвергнут медицинским, научным или другим опытам.
Согласно доп.3 ст.281 Гражданского кодекса Украины: «Медицинские, научные и другие опыты могут проводиться только в отношении совершеннолетнего дееспособного физического лица по его свободному согласию».
Согласно резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) от 27.01.21г. за № 2361 (2021) «Вакцины против Covid-19: этические, юридические и практические соображения» и профильным законодательством Украины, прививки против СОVID-19 не являются обязательными.
Так, в частности, в данной резолюции ПАСЕ отмечено: «Вакцины против СОVID-19: этические, правовые и практические вопросы»: «Обеспечить, чтобы граждане были проинформированы о том, что вакцинация не является обязательной и что никто не поддается политическому, социальному или иного давления с целью вакцинации, если они не хотят делать это сами» (ст. 7.3.1); «Гарантировать, что никто не будет подвергаться дискриминации за то, что он не был вакцинирован из-за возможных рисков для здоровья или нежелания пройти вакцинацию (ст.7.3.2).
Согласно ст.12 Закона Украины № 1645-111 от 06.04,2000г. «О защите населения от инфекционных болезней», и ст.ст.42,43 Закона Украины № 2801-ХІІ от 19,11,1992г. «Основы законодательства Украины о здравоохранении» , предпосылкой любого медицинского вмешательства является получение соответствующего с тем информированного согласия пациента (по детям до 15 лет законных представителей (родителей)).
Исследовав приказы Минздрава Украины за №1576 от 27.07.2021г., №1585 от 29.07.2021г., №1599 от 29.07.2021г., №1709 от 10.08.2021г., №214. «Об утверждении существенных поправок к клиническому испытанию лекарственных средств, предназначенных для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию короновирусной болезни СОVID-19» и краткие характеристики лекарственных средств ВОЗ (а.с.21-87) суд приходит в выводу, что лекарственные средства от коронавирусной болезни СОVID-19 находятся в стадии клинического испытания на пациентах с целью исследования их для оценки эффективности и безопасности.
Следовательно, в смысле ст.ст.3, 28 Конституции Украины, клинические испытания на гражданах лекарственных средств без их свободного согласия с применением каких-либо средств принуждения является противозаконным.
В соответствии со ст.43 Конституции Украины каждый имеет право на труд, включающий возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.
Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями.
Согласно ст.46 КЗоТ Украины, отстранение работников от работы собственником или уполномоченным им органом допускается в случае: появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения; отказа или уклонения от обязательных медицинских осмотров, учебы, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охране; в других случаях, предусмотренных законодательством.
В смысле ст.12 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней», ст.27 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и календаря профилактических прививок в Украине, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Украины от 16.09.2011№ 595 (в редакции приказа Министерства здравоохранения Украины 11.08.2014 № 551), зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 13 октября 2014 г. № 1237/26014 к профилактическим и обязательным прививкам, включаемым в календарь прививок, относятся прививки коклюша, кори, полиомиелита, столбняка, туберкулеза.
Следовательно, указанные нормы материального права содержат исчерпывающий перечень обязательных заболеваний, которые на основании этих норм включены в календарь профилактических прививок в Украине, а прививка против СОVID-19 не относится к перечню профилактических и обязательных прививок определенных Законом и не может являться основанием для отстранения от работы лица в случае его обоснованного отказа от участия в экспериментальной прививке против СОVID-19. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 12 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» в случае отказа или уклонения от обязательных профилактических прививок в порядке, установленном законом, эти работники отстраняются от выполнения указанных видов работ.
Таким образом отстранение работников в случае отказа или уклонения от обязательных профилактических прививок от инфекционных болезней к которым отнесено Законом дифтерию, коклюш, корь, полиомиелит, столбняк, туберкулез, происходит только в порядке, установленном ЗАКОНОМ, а не подзаконным актом, или приказом руководителя министерства, предприятия или организации и т.д.
Так, согласно ст.27 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», предусмотрено, что профилактические прививки с целью предотвращения заболеваний туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией, коклюшем, столбняком и корью в Украине являются обязательными.
Обязательной профилактической прививкой для предотвращения распространения других инфекционных заболеваний подлежат отдельные категории работников в связи с особенностями производства или выполняемой ими работы. В случае необоснованного отказа от прививки по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно эпидемиологической службы они к работе не допускаются.
Следовательно, в правовом аспекте этой нормы закреплена и оговорена процедура отстранения работника от работы, в соответствии с которой возникновение права у работодателя на отстранение работника от работы происходит только при наличии необоснованного отказа лица по представлению соответствующего, то есть уполномоченного должностного лица государственной санитарно-эпидемологической службы.
Таким образом, в случае предоставления работником обоснованного отказа, отсутствуют основания у должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы для представления, а у работодателя права на отстранение работника от работы.
Кроме того, Закон не содержит понятия необоснованный отказ от прививки, как и не содержит указаний в каком виде подается указанный отказ и в какой орган.
Следовательно, лицо по своему усмотрению выбирает форму отказа и орган для его представления и ни одно должностное лицо, в связи с отсутствием в Законе понятия необоснованного отказа нет права предоставлять ему какую-либо квалификацию, так как сам отказ в пределах права должен содержать только признаки письменного или устного обоснования.
Согласно содержанию ст.8 Закона Украины «О защите персональных данных», личные неимущественные права на персональные данные, которые имеет каждое физическое лицо, неотъемлемы и незыблемы.
Согласно ст.39-1 Закона Украины «Об основах законодательства Украины о здравоохранении», пациент имеет право на тайну о состоянии своего здоровья, факт обращения за медицинской помощью, диагноз, а также сведения, полученные при его медицинском обследовании.
Запрещается требовать и предоставлять по месту работы или обучения информацию о диагнозе и методах лечения пациента.
Ведь в соответствии со ст.46 КЗоТ Украины, отказ работника о предоставлении конфиденциальной медицинской информации не может являться основанием для отстранения от работы, как и не может быть основанием для отстранения обоснованный отказ работника от обязательных профилактических прививок и от участия в испытуемых лекарственных средств .
Согласно ч.1 ст.5 ГПК Украины, осуществляя правосудие, суд защищает права, свободы и интересы физических лиц, права и интересы юридических лиц, государственные и общественные интересы способом, определенным законом или договором.
Согласно п.9 ст.10 ГПК Украины, если спорные отношения не урегулированы законом, суд применяет закон, регулирующий подобные по содержанию отношения (аналогия закона), а в отсутствие такого — суд исходит из общих принципов законодательства (аналогия права).
По содержанию ч.2 ст.16 ГК Украины, суд может защитить гражданское право или интерес другим способом, установленным договором или законом или судом в определенных законом случаях.
Учитывая то обстоятельство, что трудовым законодательством не урегулирован порядок восстановления права работника в связи с незаконным отстранением и компенсации в связи с этим утраченной части заработной платы, суд приходит к выводу, что в данном случае есть все основания применения аналогии закона и решить вопрос обновления нарушенного права и взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула в связи с незаконным отстранением без сохранения заработной платы, применяя порядок определенный в ст.235 КЗоТ Украины.
Согласно содержанию ст.235 КЗоТ Украины, в случае увольнения без законного основания или незаконного перевода на другую работу, работник должен быть восстановлен на предыдущей работе органом, рассматривающим трудовой спор.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
проблемы в жизни... - Мария Твердохлеб И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех(От Матфея 12:15).
Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.(К Евреям 13:8).
Проповеди : О мудрости. - Vitaliy Kravchenko Пусть рассуждения о мудрости Божией помогают нам всем расти в вере. Несколько выдержек из священного писания в помощь и подтверждение мысли.
Теология : Дневник по Евангелию от Марка - Николай Погребняк Это одна из тетрадей Дневника изучения Библии, который веду уже больше двадцати лет. Ученик Апостола Иоанна, Папий Гиерапольский, так сказал о Евангелии от Марка: \"Марк, поистине переводчиком Петра был; то, что запомнил из Господом сказанного или содеянного он точно записал, но не по порядку\".