«Письма, письма лично на почту ношу,
Словно я роман с продолженьем пишу.
Знаю, знаю точно, где мой адресат:
В доме, где резной палисад» - /М.Матусовский/.
«Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово» - /2Кор.3.2-3/. По словам апостола Павла, каждый христианин является письмом Христовым. Причём, письмо это не спрятанное и не зашифрованное, но открытое и понятное для всех людей. Любой человек может его прочесть, и для этого ему не нужен микроскоп или переводчик. О чём можно узнать, прочитав это письмо? Если оно написано. А если такое письмо не хотят писать или не умеют – грамотности нет. Нужно учить азбуку. Очень жаль. Христианин без грамоты в наше время проповедует. «Нетрудно научить животное, - пишет Н.Сербский, - нетрудно научить простеца, но как тяжело научить того, кто, будучи невеждой, уже стал учителем!» Что действительно многие из тех, кто считает себя верующими, видят лишь поверхностный смысл и в Библии, и во всей религии в целом, ставя ритуал выше духа. И хождение в церковь, и слушание проповеди считают удостоверением для вхождения в рай.
Действительно, трудно даже представить, сколько горя и печали доставляют благоразумным братьям и людям эти дерзкие невежды проповедники. Когда они, застигнутые и уличенные в нелепом и ложном мнении теми, кто не признает авторитета наших писаний. Защищая то, что сказали по легкомысленному безрассудству, с бесстыдной ложью ссылаются на эти священные книги. Пытаясь оправдать ими, свои мнения или даже по памяти приводя целые изречения, которые, как они полагают, свидетельствуют в их пользу, тогда как на самом деле «не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» - /1Тим 1.7/.
Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе. А христиане нашли выход, они просто не пишут писем, чтобы не показаться невеждой. А если кто грамотно их спросит, они грубы – и уходят.
«Умеющий читать христианин должен изучать Писание. В противном случае нам угрожает враг пострашнее внешнего агрессора – невежество. Невежество тем более страшное, что к нему можно будет добавить слово «добровольное».
Один из таких предрассудков касается мнения о том, что христианин должен как можно меньше читать, а также, не должен заботиться о получении или усовершенствовании светского образования (от которого только вред), да и вообще не должен быть шибко грамотным (причем даже в духовном смысле) и т.д. «Читайте больше духовные книги. Это есть область серьезнейших предметов и, главное, самонужнейших. В этой области все ново и никогда не стареется. Чем больше будете узнавать, тем больше будете узнавать не познанных еще предметов. И охота узнавать сии предметы, и приспосабливаться к познанию их бывает только тогда, когда кто делом вступит на путь духовной жизни».
Можно тысячу раз рассказывать об Иисусе, приводить красочные примеры исцеления Господнего, но если люди тебя знают как бездельника, лентяя, то проповедь твоя будет тщетна. А для многих ты даже можешь стать препятствием на пути ко Христу, так как люди сначала смотрят на образ жизни человека, на его дела и только потом начинают вслушиваться в его слова.
«Вера Христова не во вражде с истинным знанием, - пишет Филарет Дроздов, - потому что не в союзе с невежеством».
Наверное, в нём написано о Божьей любви к людям, о силе Крови Христа, спасающей человека от грехов, о полноте жизни и радости, которую даёт Святой Дух, и ещё о многом-многом другом. Это письмо может побудить грешника прийти ко Христу и получить Его драгоценный дар – вечную жизнь. И каждый христианин хочет, чтобы люди читали его письмо, верили написанному и обращались к Богу.
Но часто люди не хотят, читать эти письма или не склонны доверять им. Давайте попытаемся разобраться, почему так происходит и есть ли в этом вина самих христиан или нет. Человек может отказаться от чтения письма или отнестись к нему с пренебрежением по трём основным причинам: ему не нравится либо автор письма, либо его содержание, либо внешний вид. В первых двух случаях человек просто ожесточает своё сердце, и от христиан здесь ничего не зависит. Но над внешним видом своего письма христианин властен, и именно здесь может оказаться препятствие или соблазн для неверующего «адресата».
Бесспорно, внешний вид написанного имеет очень важное значение для читающего. Например, станет ли кто-нибудь читать текст, который виден очень тускло? А если в письме сплошь да рядом находятся помарки и кляксы или нарисовано что-нибудь постороннее? Или если оно просто сильно помято? У разных людей бывают различные требования к внешнему виду «письма Христова», то есть самих христиан, и нельзя сказать, что все они завышенные или глупые. В большинстве случаев эти требования соответствуют Слову Божию, а некоторые неверующие разбираются в этом получше иных христиан. И если внешний вид христиан их не удовлетворяет, то никакого «письма» они не увидят, не прочтут или не поверят ему.
«От тебя ни одного письма, ты уже теперь не Киса, пишет В.Маяковский, - а гусь лапчатый. Как это тебя так угораздило?»
Чтобы читатели могли писать им письма. Эти письма ободряли верующих, получающих их. Не стоит недооценивать силу вашего письма. Напишите его, не откладывая! Пастырь Дмитрия Шестаков пишет: «Хочу рассказать, что каждое письмо было огромным благословением и поддержкой!» Письмо является одним из самых простых и практичных способов поддержать.
«Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать» - /А.Пушкин/.
«Пиши мне больше. Пиши мне чаще. О чём-то важном, о настоящем. Я прочитаю - пишет Л.Пителина. Всегда отвечу. На расстоянии устроим встречу. Пиши о грустном и о забавном. О наболевшем. Пиши о главном. Пиши мне письма. Я прочитаю. Потом когда-то перелистаем».
Наиболее деятельные проповедники стремились насадить свое понимание христианства как можно шире в разных христианских общинах. Таким проповедникам приходилось не только произносить устные речи, но и писать послания, напоминая, переубеждая, хваля или, наоборот, в те города, куда они не могли прийти сами и куда посылали с письмами своих сторонников. Письма эти были предназначены для чтения вслух перед собравшимися верующими. К такого рода письмам относится и большинство посланий Павла. Не все послания, автором которых назван Павел, в действительности принадлежали этому христианскому деятелю. К подлинным посланиям обычно относят послание к Римлянам, оба послания к Коринфянам, послание к Галатам. Некоторые исследователи присоединяют к ним послания к Филиппинцам, послание к Фессалоникийцам и первое послание к Филимону. Кубланов М.М. Новый завет. Поиски и находки. М., 1968.
Наиболее ранние послания отражают положение в христианских общинах перед первым иудейским восстанием, который, согласно христианской легенде, был сначала ревностным гонителем христианства, а потом стал еще более ревностным его приверженцем. Поскольку эти письма - не богословские трактаты, не обобщение всего вероучения, а защита определенных взглядов на христианство перед конкретными (уже принявшими христианство) группами людей, то ни жизнеописания Иисуса, ни системы его учения в посланиях Павла нет. С течением времени расхождения между различными вариантами устной традиции становились все значительнее. Шли споры относительно необходимости соблюдения обрядов и норм иудейской религии. Менялись представления о путях спасения.
«Сие же написано, дабы вы уверовали…» - /Иоан.20.31/. Цель людей писавших Евангелие. Одни пишут книги ради собственного развлечения и печатают их ради собственной выгоды и аплодисментов; другие пишут их с целью угодить нраву афинян; третьи - наставить мир в области искусства и науки для их временной, земной выгоды; но евангелисты писали без всякой оглядки на временную выгоду для себя или для других людей. Писали с единственной целью - привести людей к Христу и к небу, а чтобы это стало возможным, они старались убедить людей поверить, используя для этого самые подходящие методы, передавая миру Божественное откровение, подкрепленное необходимыми доказательствами. Чтобы люди могли размышлять над богословским смыслом.
В действительности понятие «писатель» и «писательство» имеет более широкий смысл. Писать значит излагать мысли на бумаге, а это делает из всех нас писателей, даже если мы не обладаем даром сочинительства.
«Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны» - /2Кор.2.9/.«Я для того и писал», говорит, «чтобы узнать на опыте» вашу добродетель повиновения, – так же ли окажете вы мне повиновение теперь, когда его следует утешить. Блоггер - web – сеть и log – записывать, регистрировать информацию в вахтенном дневнике, - не преувеличивают, когда говорят о преимуществах умения материализовывать свои мысли на бумаге. В общем понимании – это любой, кто делиться различной уникальной информацией: текстами. Это подтверждают и многие успешные люди, которые лишний раз подчеркивают огромное значение ведения личных записей.
Школьные и студенческие годы подтверждают, что записанная от руки информация легче и быстрее запоминается. Это происходит потому, что при письменной работе люди сразу формулируют основную мысль предложений, отсекают все лишнее и заодно структурируют данные в мозгу. Печать на компьютере помогает ученикам конспектировать тексты более подробно, однако на процессе запоминания набор на клавиатуре сказывается отрицательно. К таким выводам пришли ученые из Калифорнийского и Принстонского университетов. Психологи дали своей работе исчерпывающее название — «Перо сильнее клавиатуры».
«Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно» - /Филип.3.1/. Разве они не могли написать что-то? Разве эти христиане не могли общаться с христианами и другими людьми при помощи писем, особенно в наше время?
Если у апостола Павла не было возможности быть в том или ином городе, где требовалась его поддержка в случае беспорядков или сильного притеснения иудеев или эллинов, то он писал послание христианам этого города, в котором давал им свое пастырское наставление и утешение. Так появилось на свет 14 посланий апостола Павла христианам Эфесской, Коринфской и других малоазийских Церквей и общин, а также конкретным лицам.
Способность делать удобные записи и конспекты может оказаться очень полезной для вашего христианского и профессионального успеха.
Интерес к ведению дневников появлялся во многих странах в разные периоды. В Европе дневники получили распространение в конце XVI века — тогда они были близки к жанру исповеди. Важную роль в их популяризации сыграло развитие протестантизма: пуритане считали необходимым прямой контакт человека и Бога, а посредником между ними как раз становился дневник. Они записывали в него свои помыслы и поступки, самостоятельно оценивали себя, а при необходимости зачитывали записи членам семьи или религиозной общины.
Нельзя быть хорошим натуралистом, не умея тщательно вести письма своих наблюдений». В них духовное нужно искать те формулировки, которые наиболее точно отражают нынешнее духовное состояние. Искать ту правду, которую стыдно сказать даже самому себе. Но можно и нужно сказать Богу, чтобы примириться с Ним на той глубине, на которой был совершен грех и на которой он залег до времени.
Письмо - это та последняя саморефлексия, которая помогает посмотреть на себя со стороны, трезво оценить себя, испытать. Тем более что русская письменность возникла как письменность церковная: вспомните сон святого Кирилла Философа, когда ему по молитве Господь дает русские буки (и «книги» и «буквы», как греческое слово grammata, немецкое der buch, английское a book - от дерева бук, из которого делали первые оттиски для книг). Русская письменность Богом данная, как и скрижали Завета, Моисею, русская письменнность - богословствование по преимуществу. Отсюда и поговорка – «что написано пером, не вырубишь топором». Отсюда и постоянный зазор между нашей письменностью и нашей речью, между литературной нормой.
«Они же сказали: «мы ни писем не получали о тебе…ни из приходящих братьев никто не известил о тебе…» - /Деян.28.21/. А кто их сейчас пишет чтобы их получать. Человек бы рад получить ободрение и поддержку в письме. Да писать христиане не хотят и не умеют. Считают, что это не их миссия. А так ли это? И пишут от чистого сердца каждому индивидуально. И бывали случаи, когда эти письма кардинально меняли жизни людей в лучшую сторону. Очень, давно, Платон сказал, что «хороший учитель не пишет свое учение чернилами, которые выцветут; он пишет его в людях, нуждающихся в слове письма». Так давайте же исправим ошибки нашей лени, чтобы наши письма написанное рукою принесли поддержку кто в них нуждается и тех, кто не может прийти.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности