Случилось не так давно вместе с одним моим знакомым ехать в его автомобиле. Поездка, как известно, располагает к разговорам. Вот и мы разговорились. Как говорится – то, се, пятое-десятое… Поговорили о погоде, которая в последнее время не так уж часто балует нас пригожими деньками, не обошли вниманием ухабы и рытвины на дорогах. Говорили о том, как сейчас нелегко живется и как трудно, особенно пожилым людям, приспосабливаться к новым условиям жизни. Затем знакомый рассказал, что собирается в ближайшее время съездить на родину, сходить на кладбище, навести порядок на могилке у родителей. Ведь скоро праздник – «Родительская суббота». Нужно оказать почтение и заботу умершим родным. Зная о том, что я верю в Бога и читаю Библию, несколько осторожно задал мне вопрос: «А у вас, кажется, нельзя справлять «Родительскую?» Вопрос был, как мне показалось, искренним. Только начало фразы: «А у вас…» как бы расставило все по своим местам. «У вас» – это у «сектантов», тех, кто «верит не по-людски». «У нас» – это у тех, кто принадлежит к «правильной вере».
Собственно, не привыкать к такому отношению. Стоит ли объяснять и доказывать, что и «у вас» и «у нас» больше сходств, чем различий. Что хлеб можно есть, разламывая на куски, можно резать ножом, а при необходимости – и просто от буханки зубами. Ну да ладно, пусть едят, как считают правильным. Лишь бы под ноги не бросали.
Отвечаю: «Отчего же, Библия учит почитать и уважать родителей, а после смерти достойно их похоронить и содержать в порядке место захоронения. Но память об умерших родителях и определенный день как праздник поклонения усопшим, на мой взгляд – разные вещи». Собеседник внимательно слушал, поглядывая то на меня, то на дорогу. И я продолжил: «Отдать последний долг умершему, т.е. похоронить его, может быть, исполнить некоторые обязательства, которые тот не смог или не успел выполнить при жизни – это одно. Но как можно почитать раз в год того, чье тело давно превратилось в прах, а душа находится в другом, недосягаемом пока для нас мире? Разве можно угодить тем самым мертвецу? Привести в порядок место захоронения можно в любой другой, удобный для тебя день. Разве обязательно идти на кладбище именно в определенный для этого день, словно на Первомайскую демонстрацию? Ну а помнить об ушедших от нас любимых, да и просто хороших людях желательно всегда, а не только тогда, когда переступаешь кладбищенскую ограду». Мой знакомый пожевал в раздумье губами, посопел и произнес:
- Что ж, значит Библия запрещает это делать?
- Да нет, думаю, что не запрещает. Библия много чего не запрещает. Не запрещает, к примеру, взять молоток и стукнуть себя по пальцам. В Библии не написано конкретно, что так делать нельзя. Но в ней написано, что следует беречь свое тело для того, чтобы оно могло полноценно служить здесь, на земле, Богу и ближним.
«Ну…не знаю…не знаю». – мой собеседник взял инициативу в свои руки. «Я все же прожил немало, пообщался со многими знающими людьми…Ты хоть и умен по-своему, но все же у нас - своя вера. Мы верим так, как верили наши отцы и деды».
Разговор грозил перейти в дискуссия, но водитель вдруг притормозил у одного невзрачного домика: «Посиди-ка немного, я сейчас приду». И направился к перекошенной от времени калитке. Пробыл он там не долго, а когда вернулся, то поведал мне не очень-то веселую историю двух пожилых людей, ветеранов войны, доживающих свой век в этом домишке:
Пожилые супруги, оба прошли огненными дорогами Великой Отечественной войны. Имеют ранения, боевые награды. Но время берет свое, и сильные некогда люди превратились в немощных и больных стариков.
Недавний дождь с сильным ветром поломал ветви большого тополя перед их домом. Те упали на электрические провода и оборвали их. Приехавшие из ЖКХ электрики устранили неисправность и заодно отпилили те ветви, которые впоследствии могли натворить еще немало бед жильцам этого дома. Но огромные и толстые сучья остались лежать перед самым домом и в палисаде. Пенсионеры пробовали обращаться в различные инстанции с просьбой о том, чтобы эти ветви увезли от их дома, но вот уже несколько недель нет никаких изменений. Как оказалось, мой знакомый вызвался добровольно помочь этим людям. Сам будучи в преклонных годах, на пенсии, он физически не мог ничего сделать. Но долгие годы, проведенные в кресле начальника большого производства закрепили у него привычку решать многие вопросы организационным методом. И он собирался оказать некоторое воздействие на тех руководителей, от кого непосредственно зависела уборка этого мусора.
Дальнейший путь мы проделали почти без разговоров. Было о чем подумать: «Что же получается, ветераны войны нужны обществу только 9 мая, в день празднования победы над фашизмом? А в остальные дни обществу и не до них? Подумаешь, какие-то ветки! Стоит ли тратить бензин и время на такую мелочь?»
Мысли перескакивали с недавнего разговора о «правильной» вере на никому не нужных ветеранов: «Вот так мы и живем: пока живы наши родители – мы бегаем, суетимся, лишь изредка забегая к ним: «Как вы, живы?» А после их смерти начинаем проявлять о них «заботу», которая выражается в редких посещениях кладбища с целью покраски ограды и памятника – «отдаем дань умершим». Успокаиваем свою совесть, которая нет-нет да и постучит к нам: «Недодал, недолюбил, прошел мимо, когда нужно было остановится». И вот, прихватив с собой банку краски и бутылку водки, народ идет на кладбище «замаливать грехи» и искупать прежние ошибки. «Прости мама, за все. Вот я тебе оградку подправил. И ты, папа, прости. Вот я тебе памятник новый справил. Спите спокойно». Вместо того, чтобы дать им возможность еще здесь, при жизни, спокойно спать, мы придумываем для них «спокойный сон» «там».
То же самое произошло и с этими супругами-ветеранами. Их почитали совсем недавно, 9-го мая. Приглашали на праздничный концерт, дарили цветы, призывали молодежь брать с них пример. А в повседневной жизни они стали почти никому не нужны. Да еще получили в лицо укоризненный плевок: «Настоящие ветераны давно «вымерли» все, а вы, наверное в тылу отсиделись, вот и выжили».
Господи, что это за страна такая, где люди побивают камнями пророков, а затем ставят им памятники и поклоняются им, плачут о них, бьют себя в грудь кулаками: «Не доглядели, не уберегли!»
Господи, что это за страна такая, где родителей убивают за то, что они не отдают детям-пьяницам на пропой свою мизерную пенсию и где дети раз в году «почитают» мертвых родителей на кладбище!?
Господи, что это за страна такая, где ветеранов войны на празднике Победы чествуют, носят на руках, а затем сбрасываю с этих же самых рук в дальний угол, где они и «хранятся» вместе с реликвиями военных лет до следующей праздничной демонстрации: «Авось, кто долежит!?»
Жизнь показала, что от того, каким видит отдельный человек или вся нация Бога, как этот человек или весь народ поклоняется и служит этому образу, зависит их духовное состояние и отношение друг ко другу. Те языческие племена, у которых божество выглядит как страшное и кровожадное существо, требующее жестоких жертв и сами по своей сути жестокие люди.
Та страна, где люди «по вере» почитают своих предков один-два раза в год, на кладбище, и в реальной жизни проявляет о своих гражданах точно такую же «заботу».
Господи, да это же моя страна! Вокруг меня – мои соотечественники, и я живу среди них!
Боже, исцели эту землю, исцели эту нацию, покрой Своей святой кровью, пролитой на Голгофе кровь Твоих святых и пророков, напитавшую эту самую землю. Исцели наши сердца, освободи наш разум, открой наши глаза! Чтобы все встало на свои места, чтобы разорвался этот замкнутый и порочный круг, и дети смогли воспитываться на правильных примерах. Чтобы они, глядя на то, как живут и верят их родители, впоследствии сами почитали их не раз в год, на кладбище, а каждый день и еще при их жизни.
Чтобы новые поколения живущих на этой земле почитали тех немногих еще живых, уходящих в вечность ветеранов самой страшной в истории войны не для «галочки», а искренне, из благодарности за их ратный подвиг. Каждый день!
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
очень мудрый рассказ.вы молодец! Комментарий автора: Ирина, спасибо за отзыв,но вся слава Господу! Он дает вдохновение (и на рассказы в т.ч.) Только бы не расплескать по пути к читателю то, что Он излил в этот несовершенный сосуд под названием человек. И жаль, что все это вдобавок к тому же еще проходит сквозь призму собственного понимания, сквозь фильтры мировосприятия.
Марина Т.
2006-11-30 15:48:54
Заставляет задуматься над многими вещами. И это хорошо
Сергей
2008-02-27 12:10:22
*Но память об умерших родителях и определенный день как праздник поклонения усопшим, на мой взгляд – разные вещи»*
- [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь (Мар.12:27).
И еще один момент, ведь ветки-то убрал именно он - "почитающий"...
Как все неоднозначно, Виктор!!!
А потому и сказано: "...если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных" (Матф.12:7).
Не конфессия спасет... Ведь так? Грязи много? Так опять же, не нам ли сказано: "... что тебе [до того]? ты иди за Мною" (Иоан.21:22).
Поэзия : Яд - Николай Агапьев Мат 5:22 А Я говорю вам, всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему "рака" (пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.