Для ТЕБЯ - христианская газета

О предопределении
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

О предопределении


Предсказание и предузнание

Если взять монету и подбросить ее, то сложно угадать, какой стороной она упадет – «орлом» или «решкой». Вероятность предсказания результата составит около 50%. Падение монеты на ту или иную сторону будет, фактически, непредвидимым, т.к. на это будет влиять совпадение множества факторов, учесть которые невозможно. Но если подбрасывать монету много раз, то всегда можно выявить закономерности, по которым легко сделать точный прогноз. Если одна сторона монеты, например «решка», более выпуклая, то эта сторона будет чаще оказываться вверху. К примеру, в 55 случаях из 100. Этот процент будет зависеть от степени выпуклости.
Если подбросить монету 1000 раз, то она упадет на «решку» 555 раз или, возможно, 554 раза. Если подбросить 10000 раз, то можно выявить еще более точную закономерность и сделать еще более точное предсказание. При этом такое предсказание никак не влияет на саму монету, т.е. на ее «свободу» падать так или иначе.
Также и с человеком. У каждого есть свобода поступать так или иначе. И иногда бывает сложно предугадать то, как поступит человек. К примеру, если футболист-нападающий вышел «один на один» с вратарем, то сложно предугадать – забьет он или нет. Часто это как с монетой – результат угадывания может быть около 50 %. Но если знать «закономерности» нападающего, то можно угадать точнее, т.к. хороший нападающий забивает голы чаще, чем плохой нападающий.

Итак, предугадывание поступков человека зависит от уровня знаний «закономерностей» самого человека, а также закономерностей окружающих условий, которые на человека влияют. А поскольку Бог обладает абсолютным знанием, то, конечно же, Он может с точностью в 100% знать то, как поступит конкретный человек в той или иной ситуации. Именно поэтому библейские пророчества о конкретном человеке или обществе в целом всегда в точности сбывались.
В то же время такое знание закономерностей со стороны Бога никак не влияет на свободу самого человека поступать так или иначе. Также как знание закономерностей строения монетки никак не влияет на вероятность ее падения на ту или иную сторону при подбрасывании.
С другой стороны, данное абсолютное знание Бога дает уверенность в том, что Творец контролирует ход истории в целом и жизнь каждого конкретного человека в частности. А также в том, что ситуация не вышла у Бога «из под контроля» и Он не потерял нити управления собственным творением.
Тем не менее, поскольку свобода каждого конкретного человека остается, актуальным остается и призыв к этому человеку делать правильный выбор в своей жизни. В таком случае этот призыв не является каким-то формальным и неважным. Наоборот, этот призыв жизненно важен для человека. И жизненно важен выбор, который делает человек, отвечая на этот призыв.

Вопрос скромности и полезности

Для более полного понимания написанного о предопределении, важно смотреть на этот вопрос в разных плоскостях, т.к. Писание многогранно. Одной из таких граней, помогающих понять Слово Божье, является скромность. Скромность – это одна из граней любви. Удивительное качество, суть которого заключается в том, что человек думает о себе не так, как думают о нем другие, а скромнее. То есть оценивает себя ниже, чем есть на самом деле:

«Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.” (Лук 14:8-11).
Похожее место Писания встречается и в Лук 17:10
“Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.”

Писание рекомендует христианам считать себя «рабами ничего не стоящими». Но действительно ли дети Божьи – это рабы ничего не стоящие? Нет, конечно же. В другом месте Писания говорится совсем другое:
«Но вы — род избранный, царственное священство …»
(Первое послание Петра 2:9)

Кто же тогда христиане – цари и священники или рабы ничего не стоящие? Какая точка зрения верная? Как ни удивительно, но верны обе. С точки зрения человека стоит думать о себе не как о царе, а как о рабе. И тогда (когда мы будем думать о себе как о рабах), Бог будет думать о нас, как о царях.
Это очень хорошо показал Павел, оценивая свои успехи:

«Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.»
(Первое послание к Коринфянам 15:9,10)

Без принципа скромности сложно разобраться в том, о чем пишет Павел – с одной стороны он вроде как считает себя апостолом. С другой – пишет, что недостоин им называться. С одной стороны пишет, что больше всех потрудился. А с другой – что в этом заслуга не его, а благодати. Как это понять?
Это объяснимо только с позиции скромности. Если смотреть на ситуацию глазами христианина – то нужно оценивать себя скромно. Поэтому и пишет Павел, что не считает себя апостолом и что всем обязан благодати Божьей.
Но если смотреть на ситуацию с точки зрения Бога, то Он – справедлив, а значит верно оценивает заслуги и успехи каждого. Поэтому нигде не написано, что Бог называет нас, Его детей, рабами ничего не стоящими. А наоборот, царями и священниками. А в отношении Павла, то Господь, конечно же, считал его апостолом, который много потрудился. Поэтому иногда Павел пишет о себе так как об апостоле с большими заслугами. А иногда – как о человеке, не заслуживающим быть апостолом, всем обязанным лишь благодати Божьей.

Принципом скромности можно объяснить и более чем 400-летний спор между кальвинистами и арминианами. Кальвинисты смотрят на вопрос спасения с точки зрения человека, т.е. с позиций скромности – считая, что это всецело зависит от воли Божьей и Его избрания. И это, действительно, верная точка зрения. Так и нужно христианам оценивать свою роль, в том числе и в вопросе спасения. Поэтому во многих местах Писания нам, верующим, рекомендуется придерживаться именно такого взгляда.

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас…»
(Св. Евангелие от Иоанна 15:16)
«и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.»
(Деяния св. Апостолов 13:48)
«так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей…»
(Послание к Ефесянам 1:4,5)
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
не от дел, чтобы никто не хвалился.»
(Послание к Ефесянам 2:8,9)

Такой взгляд на вопрос спасения полезно и нужно иметь христианам из принципа скромности и полезности, чтобы избежать гордыни. Но это, конечно же, не значит, что Бог также смотрит на механизм спасения (и роль в нем свободной воли) как это предписано делать нам. Конечно же, Бог смотрит на это по-другому. И в Его взгляде наша роль, наш выбор и наша вера, выраженная в делах, без сомнения, имеют значительно больший вес в нашем спасении:

«Смерть и жизнь — во власти языка»
(Прит 18:22).
«Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли!»
(Ис. 45.22)
«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…»
(Мф. 11:12).
«приходящего ко Мне не изгоню вон»
(Иоанн 6:37)
«Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира…»
(1 Иоан. 2.2).
«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение…»
(Фил. 2:12).
«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его.»
(Откр 3:5)
«Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи…»
(Евр. 10 26)

Таким образом, в вопросе предопределения необходимо размышлять не только с точки зрения «как все есть», но и с точки зрения «как полезно об этом думать». Для многих христиан, особенно христиан зрелых, безусловно, полезно все заслуги в вопросе спасения приписывать Богу, а не себе. Вне зависимости от того, как все есть в действительности.

Благовествование и тенденции в церкви

Если по отношению к себе и своему спасению христианину полезно оценивать себя скромно (считая это всецело заслугой Бога), то в вопросе благовествования более полезен другой взгляд. Рассказывая неверующим людям о спасении, разумно говорить им о том, как на вопрос спасения смотрит Бог, а не о том, как на этот вопрос должен смотреть из чувства скромности проповедующий. Такое выделение своей скромности со стороны проповедующего будет неуместным и даже нескромным! И также преждевременно говорить неверующим людям о том, как они должны смотреть на свое спасение, если этого спасения у них, фактически, нет.
Поэтому в проповеди Евангелия кальвинизм мало полезен, т.к. акцент проповеди должен строиться на том, как на спасение человека смотрит Бог. А Бог видит в этом процессе свободную волю и свободный выбор человека. По этой причине в молодых церквях, успешных в евангелизации, преобладают, как правило, идеи арминианства. Но по мере возрастания зрелости церквей, а также при снижении успехов евангелизации, в них возрастают идеи кальвинизма. Так как для зрелых христиан более актуальным становится борьба с собственной гордыней, что нельзя сделать без скромности. В том числе и скромности в оценке собственных усилий в вопросе спасения.

Именно по этой причине наиболее видные служители-арминиане всегда так или иначе были связаны с активной проповедью Евангелия. Например, это такие служители, как Джон Уэсли, Клайв Льюис, а также многие известные евангелисты. Они в большей мере ориентировались на служение неверующим людям, а не на служение зрелым христианам. С другой стороны, известные служители-кальвинисты, наоборот, в большей мере были ориентированы на служение уже состоявшимся христианам, а не на служение неверующим. Именно это отличало служение Кальвина или служение нынешних известных служителей-кальвинистов.
Этот же принцип объясняет конфессиональное распределение идей арминианства и кальвинизма. Например, в неопротестантских течениях, таких как харизматические церкви, традиционно большой упор делается на евангелизацию. Поэтому в них преобладают идеи арминианства. В баптистских церквях постсоветского пространства наиболее активная евангелизация происходила в 90-х гг. И тогда в них значительно преобладали идеи арминианства. Но со временем успехи евангелизации снижаются, а доля зрелых христиан в цервях возрастает, что закономерно приводит к росту числа сторонников кальвинизма, который можно наблюдать в нынешнее время.

Разные взгляды на один и тот же вопрос

Во многих семьях существуют конфликтные ситуации между зятем и мамой жены, т.е. тещей. Ситуация настолько распространенная, что послужила основой для множества анекдотов. Но какова одна из главных причин «извечного» спора между зятем и тещей? Удивительно, но эта причина такая же, как и в споре кальвинистов с арминианами – взгляд на один и тот же вопрос с разных сторон. К примеру, теща смотрит на свою дочь, как на свою дочь и считает, что это наиболее правильное отношение к данному человеку. Но муж не относится к своей жене так, как к своей дочери, потому что она ему не дочь, а жена. И это совершенно другие отношения. При этом муж считает, что именно его отношение к жене наиболее верное и правильное.
Кто из них прав, а кто ошибается? По-своему правы обе стороны. И в тоже время обе стороны ошибаются, если доводят свою точку зрения до абсолютной истины. То есть считают, что только их точка зрения правильная и не существует другой, такой же правильной точки зрения.

Точно также и в споре кальвинистов с арминианами. Арминиане смотрят на вопрос спасения с точки зрения Бога (т.е. с участием в процессе спасения свободной человеческой воли). Кальвинисты же смотрят на этот вопрос с точки зрения христианина и отвергают человеческие заслуги, считая, что спасение всецело зависит лишь от Бога.
Обе стороны по-своему правы. Кальвинисты правы потому, что нужно скромно оценивать любые свои заслуги и хвалиться лишь Господом, а не собой («хвалящийся – хвались Господом»). А арминиане правы потому, что Господь оценивает заслуги верных христиан высоко, а не низко, как нужно это делать самим христианам из скромности. И мнение Господа истинно, т.к. Он не ошибается.
В тоже время обе концепции ошибочны, если доводят свою точку зрения до абсолютной истины. И считают, что только их понимание является правильным и не существует другого, такого же правильного понимания.

Итог

Таким образом, обе идеи, о Божественном предопределении и свободной человеческой воле, являются верными и правильными. И должны находиться в балансе как в жизни отдельного христианина, так и в церкви в целом. Именно поэтому многосотлетний спор между арминианами и кальвинистами не разрешим в принципе, так как обе идеи правильные , если они сбалансированы. И обе идеи ошибочны, если выходят за рамки баланса. Если делать слишком большой акцент на свободной воле, то можно возгордиться или подвергнуть сомнению способность Бога управлять ходом истории и собственным творением. Если же делать слишком большой акцент на Божественном предопределении, то можно придти к фатализму и апатии. Мол, зачем стараться, заповеди исполнять, если все и так уже решено? Да и зачем тогда Бог вообще что-то требует от человека, если от него ничего не зависит?
Поэтому на протяжении всей истории церкви и в наши дни Господь поддерживает определенный баланс между идеями кальвинизма и арминианства в церкви. Из-за чего на каждого одаренного и красноречивого кальвиниста всегда находится не менее одаренный и красноречивый арминианин. И наоборот. На каждого одаренного арминианина всегда найдется не менее одаренный кальвинист. Чтобы баланс в данной дискуссии не нарушался, и церковное учение оставалось здравым.

Об авторе все произведения автора >>>

Сергей Пушкар, Черкассы, Украина

сайт автора: личная страница

 
Прочитано 984 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Теология обратите внимание

Екклесиаст: вчера и сегодня - Александр Классен
Данную статью можно считать предисловием к толкованию на книгу Екклесиаст, над которым сейчас работает автор.

Старшинство - Владимир Кодебский

Фильтр Закона - Александр Грайцер

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Поэзия :
Честно день отработав - Сергей Виноградов

Поэзия :
В московском переулке - Алексей Клоков

Поэзия :
Свадьба - сергей рудой

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100