«Рождённый ползать летать не может, но иногда заползает высоко, что перед ними ползают рождённые летать» - /журнал «Крокодил»/. Дай человеку власть и увидишь его истинное лицо! Многие люди, добившись власти, действительно портятся и меняются. Они запросто могут забыть оставшегося «внизу - на дне» друга или же относиться к нему со снисхождением/пренебрежением, то есть уже не вполне по-дружески. И какими были простые встречи с друзьями. Многие люди после взлёта, забывают с кем, ползали. Высоко взлетев, не забывай, - друзья внизу. Взлетев высоко можно сильно разбиться, не успев осознать ничего.
«Всерьез о дружбе первым в истории философской мысли писал Кант. Он говорил о том, что дружба – это союз сердец, людей, которые всегда готовы помочь и понять друг друга. Так что первое, что связывает людей – это взаимное понимание. Даже если люди имеют разные точки зрения по каким-то вопросам, они всегда попытаются друг друга понять, – отношения в дружбе – паритетные. Если есть признаки того, что ваши отношения перешли в категорию «руководство – подчинение», то это уже не дружба. В дружбе недопустимы отношения по вертикали», – подытожим.
Эта дружба «по вертикали», между людьми разного уровня духовности. В буддизме также признается важность дружбы «по горизонтали», между духовно равными людьми. В организации друзей может означать духовную дружбу «по вертикали» и «по горизонтали», любой тип считается жизненно важным. Дружба неотъемлема от духовной жизни. И считает, заместитель директора, заведующая лабораторией истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН Вера Кольцова. Друг – человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании.
В большинстве случаев, стандартная ситуация, когда люди «поднявшиеся» из грязи в князи действительно меняют свое мировоззрение, меняют отношения к вещам и, к сожалению, к друзьям. Тому, кто смотрит на них с презрением, здесь приписывается плохой характер и его положение будет соответственным: кто презирает ближнего своего, так как тот незначителен в мире, имеет низкое происхождение, простое воспитание и занимает низкое положение, кто считает ниже собственного достоинства обращать на него внимание, общаться с ним, беспокоиться о нем.
Имеющий высокое мнение о себе находится вне себя, такой человек безумец. Нужно плавно спуститься на землю, как птица голубь и стать курицей, чтобы найти самого себя, а иначе так и будешь парить в облаках и тратить энергию попусту!
При разговорах чувствуется некий гонор - как заметил А. Синявский: «Снобизм – это ведь попытка воспарить без достаточных на то оснований». Поверхностное осуждение и взгляды сверху вниз. Что в таких случаях делать? Постараться открыть глаза на изменения вашего друга, коль он вам дорог, можно, нужно, даже, что бы в дальнейшем вашему другу не было больно падать из князей, снова в грязь (ведь жизнь как волна, сегодня ты наверху, кто знает, что будет завтра). Так вот, если дорожите человеком постарайтесь ему донести эту мысль... Коль человек вас не поймет и вновь продолжит свое общение «на гоноре», отдалитесь, это его выбор, а вы, лишь понаблюдайте издали, что станет с человеком, живите своей жизнью и жизнь вскоре покажет, кто есть кто!
«Ты выбрался из грязи в князи. Но, быстро князем становясь, не позабудь, чтобы не сглазить. Не вечны князи - вечна грязь» -/Омар Хайям/.
Если разбогатевший человек начинает демонстрировать «барские» замашки, пренебрежительное, высокомерное отношение к тем, с кем совсем недавно относился к одной социальной категории - это говорит о недостатке внутренней культуры, прежде всего. И о том, что окружающие недостаточно хорошо знали этого человека. Богатство не портит - оно вскрывает человеческую суть. Только и всего.
В современном же мире, в мире жесткого бизнеса и серьезной материальной зависимости качества жизни людей, вряд ли кто-то может всерьез полагать, что возможно сохранение или создание дружбы при наличии делового партнерства. Недаром говорят: «Если хочешь потерять друга - затей с ним общее руководство». Порой достаточно даже оказаться сотрудниками одного отдела, чтобы увидеть все подводные камни психики человека и даже разбить о них корабль своих надежд на дружбу.
Не лучше ли сразу держать облик на высоте без вспомогательных средств? То есть быть на высоте даже без макияжа, без одежды, без скрывающих фигуру уловок: такой, какой вас создал Бог. И не бояться показаться людям.
Быть на высоте – это значит иметь собственные высоты и не стараться соответствовать чужим ожиданиям.
В конце концов, быть на высоте, это просто радоваться жизни. Мечтать, улыбаться, дарить, благодарно принимать помощь и помогать другим, любить без условий, находить в людях и в ситуациях достоинства и преимущества, принимать жизнь во всем ее неожиданном и прекрасном разнообразии!
«Где силой взять нельзя, там надобна ухватка.
Я всё придумал: погоди!
На ближний сук меня лишь подсади.
А там мы сами умудримся –
И досыта каштанов наедимся».
Тут Сеня помогать товарищу принялся,
Пыхтел, весь потом обливался.
И, Феде, наконец, вскарабкаться помог.
Найдётся чем, и поживиться,
И с другом поделиться.
Что ж! Сене от того прибыток вышел мал:
Он, бедный, на низу облизывал лишь губки;
Федюша сам вверху каштаны убирал,
А другу с дерева бросал одни скорлупки.
Видал Федюш на свете я,
Которым их друзья
вскарабкаться наверх усердно помогали,
А после уж от них – каштанов скорлупки не видали!» - /И.Крылов/
«Зачем вам друг, который просто использует вас? Конечно, друзья для того и существуют, чтобы говорить вам правду, но когда такие правдолюбы начинают регулярно критиковать вас, ни к чему, кроме заниженной самооценки, это не приведет. Такой человек будет доказывать вам, что вы неправильно повели себя в той или иной ситуации, не так оделись, не туда поехали в отпуск, плохо выглядите. «Этот «друг» просто хочет самоутвердиться за ваш счет, - объясняет Климов. – В результате у него это удастся, а у вас появятся комплексы».
Если бы мальчика не подсадили, то он не смог бы на дереве поедать каштаны. А его поступок был некрасивым, он их ел сам, а скорлупки бросал вниз тому, кто ему помогал забраться на дерево. Никогда нельзя бросать своих друзей или отворачиваться от них, если ты достиг каких-то высот жизненных. А Федин поступок был некрасив. Его подсадили, и он попал на дерево. После этого он лакомится каштанами, совершенно забыв о том, в чьем была эта заслуга, и кто ему помогал.
Другое повествование как мужик двух генералов, прокормил, на острове находя, для них еду, а после как они его отблагодарили. «Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать! Однако и о мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» - /Салтыков – Щедрин/
«Крестьянин, ставший дворянином, - пишет В.Мюллер поэт, - на плуг уж смотрит сквозь очки». Ну, а те, кто как говорится «из грязи в князи», начинают задирать нос, уничижительно смотреть на тех людей, которые окружали их, перестают вообще общаться.
«Лучше иметь одного друга многоценного, - пишет Анахарсис, - чем многих малоценных».
«Когда ты поднимаешься, друзья узнают, кто ты, - пишет Майк Тайсон, - а вот когда ты упадешь, то узнаешь, кто твои друзья».
«В этом году для тебя праздник Пасхи был омрачен. Что случилось? Твой лучший друг получил высокое назначение. Сначала ты обрадовался, но уже спустя, несколько недель, он стал чуждаться тебя. Он не отвечает на твои письма, холоден и краток в разговорах, заставляет тебя ждать у дверей его кабинета, за глаза говорит о тебе презрительно. Ты не узнаешь его. Что случилось с таким милым когда-то человеком? Как сказали бы арабы: «его проглотило кресло». Если хочешь, прочти ему то, что сейчас напишу тебе.
Притча о дружбе святителя Николая Сербского: Жили в арабской стране два друга. Каждый вечер собирались у очага и беседовали, сидя на маленьких трехногих стульях. Случилось так, что один из них стал шейхом. Переселился он в каменный дворец и сидел теперь на высоком троне из перламутра. Множество людей приходило поклониться новому властителю.
Пришел и его старый друг и был счастлив поздравить его, но гордый шейх не захотел сразу впустить его и заставил дожидаться у ворот в течение многих дней. Наконец шейх приказал, чтобы друга впустили. Друг скромно вошел, а шейх еще больше развалился на своем роскошном перламутровом троне. Все понял его друг, и нарочно стал оглядываться, как бы ища глазами шейха. Тогда шейх сердито спросил его, что он ищет.
- Тебя ищу, человече, где ты? - ответил друг и добавил печально: - Пока сидел ты на малом стуле, за человеком стула не было видно, а теперь, смотри, за троном человека не найти.
То же случилось и с твоим другом. Потерялся человек в высоком кресле. Но это настолько обычное явление, что твой гнев выглядит смешным. Наверху людям труднее удержаться, чем внизу.
О человек, о прах! Чем гордишься? Ничтожеством в жизни или ничтожеством в смерти?»
Четырех библейских друзей - Даниила, Седраха, Мисаха и Авденаго - роднило очень многое. У них был один дух. «Даниил решил не оскверняться яствами со стола царского. Три друга говорят: Аминь!» - /Дан.1.8/. Их желания совпали не потому, что Даниил им друг, а потому, что внутренне они настроены, поступать пред Богом только так и не иначе. Когда их постигло испытание, когда преданность Богу и сама дружба подверглись серьезной проверке. Даниил был испытан отдельно, посмотрите, как удивительно совпадают и тогда их взгляды. В их поведении, ответах видна единая гармония. Всем приказано поклоняться идолу, в противном случае - придется принять смерть. Но, ни страха, ни стремления сохранить, жизнь у них нет. Нет даже желания поискать безобидного выхода, чтобы уцелеть.
И говорят царю: - Нет нужды нам отвечать тебе на это. Все давно решено и обдумано. Другого ответа не может и быть: - Царь, богам твоим служить не будем» - /Дан. 3.18/. А мы кому служить собираемся с друзьями? Друзья высоко поднимаются, а ты внизу служишь низости, и тебя забывают те, кого наверх подняли.
Скажи кто твои друзья, и скажу кто ты! «Не судите человека по его друзьям; не забудьте, что у Иуды друзья и Учитель были безукоризненны, а сам он кто оказался?».
Святость внушает благоговение, но чувство греха заставляет людей бояться своих друзей, даже тех, кто к ним по-настоящему благосклонен.
Если душа согрешит, то есть согрешит человек, ибо душа – это человек, если он слышал голос, видел падение пастыря. Т.е. был приведен к присяге и пообещал говорить правду, «поклявшись перед Господом» - /3Цар 8.31/. Но из боязни обидеть друга – пастыря, от которого зависит его церковная карьера, или из-за того, что перед ним его враг. Человек отказывается свидетельствовать, или говорит, лишь часть известного ему, тогда он понесет на себе грех. Это тяжелая ноша, и если ничего не будет предпринято, чтобы избавиться от нее, то она увлечет в самый глубокий ад.
Они доброжелательны друг ко другу, и в случае проступка среди них, в их обществе, ощущается взаимная благотворительность и сострадание, а не насмешка.
Не многие благоволят к тем, к кому мир недоброжелателен, даже если эти люди достойны уважения: бедный, которому нужно сочувствовать, ободрять и помогать, ненавидим. На него смотрят с неприязнью и держат на расстоянии даже его близкие, которые раньше, когда он был благополучен, притворялись доброжелательными. Большая часть друзей напоминает ласточек, улетающих зимой. Друзья-ласточки прилетают к вам летом, но улетают зимой; о потере таких друзей не стоит грустить. Хорошо иметь другом Господа, который не оставит нас, когда мы обеднеем.
Всякий будет искать расположения людей, которым улыбается мир, хотя они и недостойны: у богатого много друзей – друзей их богатства, надеющихся получить что-то от них. В этом мире иногда можно наблюдать примеры дружбы, которая руководствуется личными интересами и вообще не является настоящей дружбой, в соответствии с которой ни один мудрый человек не будет оценивать себя и полагаться на нее. Кто делает мир своим Богом, тот представляет лучшим, чем есть в действительности; людей, обладающих значительными его благами, и ищет их благоволения, словно они – любимцы небес.
Друзья должны быть постоянными друг ко другу во всякое время. Непостоянную дружбу нельзя назвать настоящей, таковой она станет, если будет искренней и движимой хорошими побуждениями. Капризные и эгоистичные люди будут дружить и любить до тех пор, пока расположены к этому или это выгодно для них, поэтому их привязанность изменяется с дуновением ветра или переменой погоды.
Но если дружба благоразумна, щедра и сердечна, если я люблю друга, потому что он мудр, добродетелен и хорош, то, даже если он станет бедным и лишится расположения, оставаясь прежним, я буду продолжать любить его. Христос – любящий во все времена: «возлюбив,…возлюбил» - /Иоан.13.1/, «кто отлучит нас от любви Божией» - /Рим 8.35/.
Чтобы иметь друзей и поддерживать дружбу, мы должны не только избегать оскорблений в их адрес или ссор с ними, а любить их и проявлять эту любовь, быть искренними, угождать, посещать и приглашать в гости, совершая различные добрые услуги, которые в нашей власти. Это и означает быть дружелюбным. Если хочешь добиться любви, дари ее (Сенека). «Будь любящим, чтобы тебя любили» - /Овидий/.
«Сам Моисей о том не знал: Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами» - /Исх.34.29/. Таким образом, во-первых, к своему несчастью, некоторые не знают о том, что их лица сияют истинной благодатью, иначе сие послужило бы им к утешению. Друзья видят в них многое от Бога, но сами они склонны думать, что не имеют благодати. Во-вторых, другим же служит ко смирению то, что, хотя их лица и сияют замечательными дарами и полезностью, они об этом не знают, чтобы не возгордиться. Каким бы благолепием ни удостоил нас Господь, нам надлежит исполняться смиренным чувством собственной негодности и немощности во многих отношениях, чтобы не придавать значения и забыть о том, от чего сияют наши лица».
«Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» - /1Кор. 4.1/. Греческое слово, переведенное здесь как «служителей», буквально означает гребцов, выполнявших свою тяжелую работу на нижней палубе римских военных галер. Впоследствии оно стало применяться ко всем, кто исполнял роль подчиненного кому-то. Павел подчеркивает, что он является подчиненным Иисуса Христа, Его слугой, Его рабом. Люди, не обладающие качествами пастырей, не являются ими. Они могут занимать посты, могут заниматься религиозной деятельностью, но они не способны быть пастырями, созидающими души и укрепляющими Церковь Иисуса Христа.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности