Заметили, что скорби стало больше вокруг? Скорбь разлита в нашем воздухе, она влияет на нашу повседневность, она определяет характер наших отношений, разговоров, поведения, восприятия.
«Жизнь - это не дом отдыха: она имеет радости, но имеет и скорби». Бессмысленно полагать, будто скорби имеют свои начало и конец. «Нет, вся наша жизнь - скорби, поскольку всю жизнь мы и преодолеваем в себе наше естество, боремся с грехом внутри себя. Бог делается Учителем всех, желающих повиноваться Ему», - говорится. Скорби всегда спасительны не только в духовном плане, но и ведут нас по единственно верному и полезному пути земного бытия. Что же касается скорбей, попускаемых по нашим собственным грехам, то внутренние ощущения, испытываемые при их терпении, далеко не всегда отражают истинную картину. «Чистое сердце, которое Бога узрит», не воспринимает их как таковые. А потому говорится: «Если человек относится к боли по - духовному, то у него нет скорбей. В боли есть надежда на Бога, есть и Божественное утешение.
Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу
«Великою скорбью народной, - пишет Н.А.Некрасов, - переполнилась наша земля». Скорбь – это то, что причиняет нам беспокойство, нарушает мир и покой. Какие скорби бывают? Скорби делятся на душевные и телесные. К душевным - относятся скорби, связанные с грехами, с духовными переживаниями.
«Есть два рода скорбей: скорбь по Богу и скорбь мирская, скорбь мирская тяжела, и не обещает вознаграждения, а скорбь по Богу с собою приносит утешение и, еще паче укрепляет в обетовании жизни вечной. Подвергаясь первой, поспешай превратить ее во вторую».
А к скорбям плоти относятся болевые эффекты, болезни разные. Бывает еще, что душа болит так, что тело изнемогает и скорбит вместе с душою. Бывают скорби житейские, скорби семейные, скорби профессиональные.
«Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» - /Ин.16.33/.Такой радостью, которая заставляет забыть даже скорбь или вспоминать о ней, «как о воде протекшей»- /Иов 11.16/. Теперь очень уместно указать:
Невозможно было не скорбеть об уходе Того, ради Кого они оставили все и от Кого они надеялись получить так много. Радость мира в то же самое время: а мир возрадуется. Что для святых является скорбью, то для грешников является радостью. Их характер и их настроение печальные; печали являются их жребием, а серьезность составляет основу их характера: те, кто знает Христа, должны, как и Он, изведать скорбь.
На скорби учеников Христа в этом мире. Они подобны мукам рождения, тяжелы и неизбежны, но продлятся недолго и обязательно окончатся радостью. Они заключаются в муках рождения, как сказано о Церкви /Отк.12.2/ и о всей твари»- /Рим 8.22/. На их радости, которые последуют за этими скорбями и утрут всякую слезу, ибо прежнее прошло» - /Отк.21.4/. Когда они родятся в тот благословенный мир и пожнут плоды своего служения и своих скорбей, тогда тяжелый труд и страдание, перенесенные в этом мире, уже не будут вспоминаться, как и страдания Христа не вспомнились, когда Он с довольством смотрел на подвиг души Своей» - /Ис.53.11/.
«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!» - /Рим.2.9/. Результат Божьего недовольства: ...ярость и гнев, скорбь и теснота. Таково возмездие за грех. Ярость и гнев - причины, скорбь и теснота - неизбежные следствия. Это воздаяние душе: скорбь и теснота всякой душе... Души - сосуды гнева Божьего, они испытывают скорбь и тесноту. Грех делает душу сосудом гнева. Ад представляет собой вечную скорбь и тесноту как выражение гнева и ярости.
«И Сара стала притеснять служанку Агарь» - /Быт.16.6/. «Ты видишь мою скорбь и мое страдание», - именно на это ссылается Агарь. Если мы собственной глупостью накликали на себя беду, то и тогда Бог не оставляет нас. «Ты видишь мою искренность и решимость вернуться и покаяться. Ты видишь мою тайную скорбь из-за греха и тайные движения к Тебе».
Лот, который не только был непорочным трезвенником, живя в Содоме, но и постоянно скорбел из-за порочности этого места и свидетельствовал против него, в то же время на горе, оставшись в одиночестве и считая себя огражденным от искушений, был самым позорным образом побежден им.
«Вот на пути моем кровавом
Мой вождь под знаменем креста,
Грехов могущий разрешитель,
Духовной скорби врач, служитель
за нас распятого Христа,
Его святую кровь и тело
Принесший мне, да укреплюсь,
Да приступлю ко смерти смело
и жизни вечной приобщусь!» - /А.Пушкин «Полтава», 1829/
«Жене же сказал: умножая, умножу скорбь твою…» - /Быт.3.16/. В этом стихе приводится приговор, вынесенный жене за ее грех. Она осуждается пребывать в двух состояниях: в скорби и подчинении. Это было справедливым наказанием за грех, которым она удовлетворила себя и свою гордость.
Она подвергается скорби; при этом упоминается лишь одна ее разновидность - скорбь при рождении детей, но также подразумеваются все скорби и страхи, которые более всего склонен испытывать этот слабый пол, и общие бедствия, которым он подвержен. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» - /Ин.16.21/. Во-первых, здесь приводится сравнение, или притча: Женщина, как известно, когда рождает, терпит скорбь, она переносит острые приступы боли, потому что пришел час ее, час, определенный природой и Провидением, которого она ждала и которого она не может избежать; но когда родит младенца, при условии, что она благополучно разрешится, и младенца назовут хотя бы, но все-таки. Тогда она уже не помнит скорби (стоны и воздыхания остались позади, а послеродовые боли переносятся уже легче) от радости, потому, что родился человек в мир, - представитель человеческого рода, младенец, будь, то сын или дочь.
Отметьте: грех принес скорби в этот мир, именно он сделал эту землю долиной слез, обрушил потоки бед на наши головы и открыл источники печали в наших сердцах; таким образом, он потопил мир. Если бы мы не знали греха, то не знали бы скорби. Боли при рождении детей, которые являются в высшей степени значительными и соответствуют Писанию, являются результатом греха. Каждый приступ боли, и каждый стон рожающей женщины громко говорит о фатальных последствиях греха – это результат вкушения запретного плода. Обратите внимание: этот стих говорит, что скорби будут умножены, значительно умножены. Такими являются скорби нынешнего времени. Множество различных бедствий, которым подвержена человеческая жизнь, часто повторяются и являются облаками, возвращающимися после дождя; поэтому неудивительно, что наши скорби умножаются, когда умножаются грехи; и то и другое - неисчислимое зло. Скорби деторождения умножаются, так как включают не только боли при родах, но и недомогания беременности (скорби от зачатия), тяжелый труд кормления и последующие трудности. И после всего, если дети оказываются нечестивыми и безрассудными, они особым тяжелым бременем ложатся на тех, кто выносил их. Так скорби умножаются; как только одна скорбь заканчивается, на смену приходит другая в этом мире.
Именно Бог умножает наши скорби: «Я умножу скорбь твою». Он как праведный Судья совершает это, что должно заставить нас молчать во всех наших скорбях; как бы много их ни было, мы заслужили их все и даже больше. Более того, Бог, как нежный Отец, совершает это для нашего обязательного исправления, чтобы мы могли смириться за грех и благодаря, своим скорбям, разлюбить этот мир; а то добро, которое мы приобретаем благодаря им, вместе с утешением, получаемым после них, изобильно сбалансируют наши скорби, как бы сильно они ни были умножены.
Если бы мужчина не согрешил, то он всегда бы руководил с мудростью и любовью; а если бы женщина не согрешила, то всегда бы повиновалась со смирением и кротостью, и тогда владычество не приносило бы скорби. Обратите внимание, как в этом приговоре милость перекликается с гневом. Женщина будет иметь скорбь при рождении детей, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек /Иоан. 16.21/. Изменились условия питания. «Со скорбию будешь питаться»; и в поте лица твоего будешь есть» - Быт.3.17.19/; он должен будет вкушать его. Адам будет вынужден питаться со скорбью на протяжении всех дней своей жизни, вспоминая съеденный им запретный плод, вину и стыд, которые он приобрел за свой грех. Обратите внимание, во-первых, что человеческая жизнь подвержена многим бедствиям и несчастьям, которые в значительной степени наполняют горечью скудные остатки ее удовольствий и наслаждений. Некоторые не могут вкушать пищу с удовольствием /Иов 21.25/ из-за болезни и печали; все, даже наилучшие, имеют повод питаться со скорбью, сожалея о грехе; и все, даже самые счастливые в этом мире, имеют препятствия для радости: многочисленные болезни, бедствия, смерть, в различных видах вступившие в мир вместе со грехом, которые продолжают опустошать его. Во-вторых, во всех печальных последствиях греха мы должны признавать праведность Бога. Зачем сетует человек живущий? В то же время и в этой части приговора также присутствует милость. Человек будет проливать пот, но его тяжелый труд сделает отдых более желанным, когда он вернется в землю, как в свою постель; он будет скорбеть, но не умрет с голоду; он будет иметь печали, но в печали будет, есть хлеб, который укрепит его сердце. Он не был приговорен питаться прахом, как змей, а лишь есть траву полевую.
«Сие, сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» - /Ин.16.33/.
«Вот, голод и язва, и скорбь и теснота посланы как бичи для исправления» - /3Езд.16.20/. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие»- /Деян.14.22/. Прежде, однако, необходимо хорошо уяснить себе, что всякого желающего попасть на небо на пути туда ожидают скорби. Воистину, ученикам Христа предстоит встретить скорби, множество скорбей, причем глубочайших, однако: Так им суждено. Ученикам предстоит пережить эти скорби, ибо избежать их невозможно, и с этим ничего невозможно поделать. Так что, когда настанет скорбь или гонение за слово, а именно к этому прежде и было привлечено наше внимание, так и случится. Такова участь, как вождей христианского воинства, так и рядовых его. Такова не только ваша, но и наша участь (если считать ее скорбной), поэтому как ваши личные скорби не должны соблазнять вас, так и наши личные скорби не должны соблазнять нас. «Чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено» - /1Фес 3.3/. Скорбями и преследованиями за Евангелие. Они не могли не знать о тех скорбях, какие претерпевали апостолы и проповедники Евангелия, и это могло соблазнить их. Исповедующие Евангелие также подвергались гонениям, и, несомненно, Христиане испытали это на самих себе. Как Христос не поручил апостолам служения более тяжелого, нежели то, которое прежде них исполнил Сам, так и апостолы не поручили рядовым христианам служения более тяжелого, нежели то, которое прежде них исполнили сами.
Это, правда, что нам следует рассчитывать на многие скорби, но при этом нас ободряет то обетование, что нам суждено перенести эти скорби, то есть что мы не пропадем и не погибнем в этих скорбях. Они суть Чермное море, но Господь открыл дорогу по морю, чтобы прошли искупленные Господом. Нам придется испить свою горькую чашу до дна, но мы переживем и это.
Мы не просто переживем эти скорби, но через них войдем в Царствие Божие. Радость и слава, в конце концов, станут великим воздаянием за все те трудности и скорби, с которыми мы встретимся на своем пути. Это правда, что мы понесем свой крест, но правда и то, что если мы будем держаться своего пути и не собьемся с него, а также и не обратимся назад, то пойдем под венец и вера в такое будущее сделает нашу скорбь легкой и приятной.
«И умерла Сарра. И пришёл Авраам рыдать по Сарре и оплакивать её» - /Быт.23.2/. Авраам скорбит по Сарре и скорбит искренне. Он не просто исполнял скорбные обряды по заведенному в то время обычаю, как-то – хождение плакальщиков по улицам, но не притворно стенал – столь велика была для него потеря доброй жены; к тому же Авраам доказал, что в своей любви к Сарре он был постоянен до последнего дня. Здесь звучат два глагола: «И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее».
Однако мы не должны скорбеть как не имеющие упования, ибо по благодати имеем добрую надежду как в отношении умерших, так и о себе самих.
Когда нам приходится пить горькую воду скорби, обратись от скорбного к радостному и светлому дню.
«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» - /Рим. 5.3-5/
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности