Слово наказание происходит от слова наказ - урок, на учение, вразумление.
«Не тот мудр, кто умеет наказывать, - пишет Валентин Мордасов, - но тот, кто умеет предохранить от проступков».
Ф.М. Достоевский показывает, что нравственное наказание намного сильнее.
Считалось, что розги это наказание «ум вострит» и оборачивается для человека исключительной пользой. При этом порку всегда воспринимал как справедливый акт наказания, принуждения к исправлению.
Наказания же святой Иоанн называет «матерью спасения», говоря: "...подобно тому, как если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, то набрасываешь на уста ее узду, с силой поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь, что правда составляет наказание, но ведь наказание - это мать спасения. Так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают; связывай грешника, пока не умилостивишь Бога; не оставляй его развязанным, чтобы еще более не быть связано гневом Божиим. Если ты свяжешь, Бог затем не свяжет, если же не свяжешь, то его ожидают невыразимые цепи».
«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» - /Прит.19.18/, поучал иудеев премудрый Соломон, который вообще ставил знак равенства между наказанием и... родительской любовью: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» - /Прит.13.24/. Для правильного воспитания детей и наставления о благе необходимо соответствующее наказание за неверные поступки. Каждый наш ребенок – дитя Адама, поэтому к его сердцу привязалась глупость, которая требует большего или меньшего осуждения, розги или обличения, которые дадут ему мудрость. Отметьте: должна быть использована своя розга – розга родителей, направляемая мудростью и любовью, предназначенная для блага, - а не розга слуги. Тот на самом деле ненавидит своего ребенка, хотя и притворяется, что любит, кто не ограничивает его строгой дисциплиной, используя правильные методы: строгие наказания, когда слабые не действуют, помогут им осознать свои ошибки и бояться грешить впредь. Родители, потакающие своим детям, добровольно отдают свое чадо наихудшему врагу, подвергают самой опасной болезни, и поэтому ненавидят их. Пусть это поможет детям примириться с наказанием своих благочестивых родителей, так как оно совершается из любви и для их блага
Очень похоже, звучат и наставления из «Домостроя»: «Наказывай сына своего в юности его - и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей; и не жалея, бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровей будет, ибо ты, наказывая тело, душу его избавляешь от смерти». Практика показывает, что люди, вырастая, пересматривают очень многие свои взгляды. По крайней мере, не раз и не два доводилось слышать от взрослых мужчин слова благодарности своим отцам за то, что в критические моменты они не определяли границы «дозволенных оскорблений», а молча, и решительно брались за ремень. «Иначе плакала бы по мне тюрьма, - признался недавно очередной поумневший сын. - Я тогда на отца злился, а сейчас, когда сам отцом стал, понимаю: без наказаний, порой и суровых, в воспитании мальчишки-сорванца не обойтись». Наказание - шлагбаум, препятствующий продвижению ребенка по порочному пути, а вовсе не орудие пытки.
Помещая образ Понтия Пилата в главы: «Мастер и Маргарита», посвященные Вечности, М.А.Булгаков затрагивает проблему ответственности за свои поступки и проблему наказания за преступление. «Ибо знал, что предали Его из зависти» - /Мат. 27.18/. Что не вина Христа, а Его благость вызвала в них озлобление. Пилат наказывается за «самый страшный порок - трусость». Сначала Понтий Пилат не захотел взять на себя ответственность за спасение наивного и неосторожного странника, а потом совершает правосудие, наказав. «Пилат видя, что ничто не помогает, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: не виновен я…» -/ст.24/. Какое сумасбродство - сначала осудить Его, а после претендовать на невиновность в пролитии Его крови! Но не слишком ли жестоко это наказание? Не возымело никакого действия. ...Ничто не помогает... Он не смог убедить их в том, что с его стороны несправедливо и безрассудно было осуждать Человека, Которого он считал невиновным и вину Которого они не могли доказать. Посмотрите, насколько сильным бывает иногда поток похоти и ярости: обуздать его не оказываются способными ни власть, ни разум.
«Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа» - /Прем.3.10/. В ВЗ слово «нечестивый» - евр. раша, которое в новозаветном греческом передается как асебес, означает также «безбожный» что выражается в поступках.
Таким образом, человек, совершивший преступление, несет ответственность за него, получая наказание либо в виде тюремного заключения, либо в виде угрызений совести, стыда. Главное, что должен сделать человек, совершивший преступление, признать вину и раскаяться. «Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную, а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение»- /2Мак.7.36/. «Наказание в данном случае не исправило человека, - писал в своей статье Н.Г.Кузнецов, - оно сломало его. Спасательный круг не был подан вовремя».
«Корм, палка и бремя – для осла; хлеб, наказание и дело – для раба» - /Сир.33.25/. «Так получилось, что наказание хлебом и водой было объявлено вне закона ВМС США только в 2019 году. И это не был один из случаев уничтожения старого, малоизвестного правила, которое было записано, но никогда не использовалось. Фактически его отменили в 2019 году в связи с тем, что конкретный корабль и экипаж веками терпели это наказание».
«Быть может, происходит это потому, что здесь именно первый раз охватила мысль, пишет И.Путилин – начальник сыска, - обо всей ненужности, жестокости, ужасном вреде и развращающем влиянии телесного наказания».
«Какой цели служит наказание? Какие мысли у вас возникают, когда вы слышите слово «наказывать»? В одном словаре говорится, «наказывать» - значит «подвергать…наказанию, налагать взыскание, карать, взыскивать за вину». Но есть также и второе значение – «давать наказ, приказ: приказывать строго, повелевать, предписывать, велеть». Сегодня в целом люди относятся к любому наказанию отрицательно. Однако Библия представляет наказание в ином свете. Мудрый царь Соломон писал: «Наказание Господне, сын мой, не отвергай» - /Прит.3.11/. Что это божественное наказание; это наказание Господне; и как есть основание, почему мы должны подчиниться ему (ибо безрассудно бороться против Бога неоспоримого владычества и неодолимой силы), так есть основание, почему мы должны удовлетвориться им, ибо можем быть уверены, что Бог незапятнанной непорочности не поступит несправедливо, а Бог безграничной милости не причинит вреда. Это наказание от Бога, и поэтому им нельзя пренебрегать, ибо неуважение к посланнику является оскорблением для пославшего его. Оно от Бога, поэтому мы не должны изнемогать от него, ибо Он знает наше состояние: что нам нужно и что мы можем вынести. Эти слова относятся не к наказанию вообще, а к наказанию и наставлению, основанных на Божьих возвышенных принципах. Только такие меры воздействия приносят духовные плоды и пользу; более того, они даже желательны. С другой стороны, наказание, основанное на человеческих идеях, идущих вразрез с возвышенными принципами Бога, зачастую жестоко и губительно. Это объясняет, почему многие относятся к наказанию отрицательно. Почему нас поощряют принять наказание Бога? В Священном Писании о наказах Бога, т.е. о Его наставлениях и поучениях, говорится как о проявлении его любви к людям – своим творениям. Поэтому Соломон далее объяснял: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» - /Прит.3.12/.
Исправить или покарать? В Библии слово «наказание» имеет широкий спектр значений. С одной стороны, под ним понимается наставление, воспитание, обучение, порицание, исправление, иногда даже более строгие меры воздействия. Тихое «наказание» основано на любви и идёт на благо тому, к кому оно применяется. Его цель – исправление.
С другой стороны, бывают случаи, когда, наказывая, Бог не намеревается исправить человека или преподать ему урок. Например, с того самого дня, как Адам с Евой согрешили, они начали, испытывать на себе последствия своего непослушания Бог изгнал их из рая – Эдемского сада, и они на себе прочувствовали всю тяжесть несовершенства, болезней и старческих немощей. Через сотни лет мучительного существования они погибли навсегда. Всё это было не исправительными мерами, а скорее заслуженным возмездием, карой, за их грех. Адам с Евой согрешили намеренно и не раскаивались – они были неисправимы.
Да, Божьи наказы и наставления всегда идут рука об руку с любовью и терпением. Поняв, что за исправительными мерами стоит любовь, христиане могут успешнее исправлять других и правильно реагировать, когда исправляют их.
«Наказание мира нашего было на Нем» - /Ис.53.5/. Его наказывали несогласно милостивому иудейскому закону, который не позволялось наносить более, сорока ударов плетью наихудшим преступникам, а согласно римским обычаям. И Его наказание, несомненно, было особо суровым, так как Пилат хотел, чтобы оно было равноценно Его распятию, но оно оказалось предисловием к нему. «Наказание – musar – может быть понимаемо в двояком смысле: юридическом и педагогическом.
Понимали в последнем, почему. Но контекст речи располагает совмещать тот и другой смысл: наказание Отрока Господня, с одной стороны, было возмездием перед правосудием Божиим за грехи человечества, т.е. имело юридический характер, было. С другой стороны, грех, живущий в человеческой природе /Рим.6.6/, оно делало, для людей убив возможным приведение к Отцу Небесному /Еф.2.18, таким образом, имело и педагогическое значение».
Следовательно, это было действительное наказание, но такое, посредством которого был, достигнут нам мир (примирение) с Богом, некогда нарушенный грехопадением. Почему пророк Исаия и имел полное основание назвать Мессию раньше «князем мира» /Ис.9.6.
«Еще один пример христианского понимания смысла наказания дает нам каноническое право церкви, которое, как и светское право, также предполагает необходимость наказаний. Однако «особенность наказаний, применяемых духовными судами. Заключается в том, что главная цель их не в возмездии и даже не в ограждении церковного народа от преступных деяний, а во врачевании болезненных состояний души самих грешников». Поэтому многие богословы сравнивают наказание с врачеванием.
«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось» - /Евр.12.13/.
Кроме того, чада религий уверенны, что Бог следит за каждым верующим и непременно наказывает его, если тот в чем-то согрешает. И в качестве основания для таких утверждений религиозники приводят «железное» доказательство из Послания к Евреям: в 12.6 написано: «…Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны».
«Вырвут кусок из Писания, - пишет А. Ададуров, - прибавят к нему несколько слов из другого места Писания, затем пару фраз еще из какой-то Библейской книги, прибавят еще что-то, и – пожалуйста! Всё сошлось! Получилась готовая «истина». Попробуй, опровергни, ведь на Библии основано! Таков итог! Не боятся наказаний.
Так поступают все религии, причем по всем вопросам. Именно такова технология построения религиозных лжеучений. Во-первых - разрыв текста Библии на куски, чтобы скроить из них совершенно иное полотно. Во-вторых - напор, давление, эмоции. Там, где нет здравого ума и логики, там работает крик: «Распни Его!..».
Ученики Христа сталкиваются с такими фактами постоянно. Ослепленным религиями людям ничего не докажешь. Подчас общение с ними является настоящим наказанием, посланным нам от Бога, которое мы должны выдержать с честью. Наставление Апостола о наказании Божьем нам весьма полезно. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа». Так Апостол завершает свои пояснения о наказаниях, которые Бог посылает ученикам Христа. /Евр.12.14/.
«Предупредив для формы моего «убийца», - пишет И.Путилин, начальник сыска, - что если его показание не подтвердится, то он будет наказан. «Влекла же их к тому концу судьба, которой они были достойны, и она навела забвение о случившемся, дабы они восполнили наказание, не достававшее к их мучениям» - /Прем.19.4/.
Дальнейшее разъяснение и расследование дела показало: Что? Девушка в простоте душевной, видя жениха в руках полиции, что пойдёт на каторгу и тут же дала согласие выйти за него замуж, лишь бы его не сослали».
Преступление автоматически должно влечь за собой наказание, не может быть преступления без наказания, иначе будет попрана справедливость. О чём говорится, о том, мы должны быть наказаны, «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется»- /Прит.19.5/. Что по любви Божией, мы спасены чрез Иисуса Христа
Также и в Откровении Сам Иисус подчеркивает: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю…» - /Отк.3.19/. И слово «наказывать» (буквально «порицать») часто указывает на то, что Бог обличает и наказывает не возрожденных духовно для их спасения.
«Всякое наказание пока мы переносим его тяготит, в настоящее время кажется, не радостью, а не радует нас, а печалью; для тех же, кто научен им, но после наученным через него доставляет оно, впоследствии приносит мирный плод праведности» -/Евр. 12.11/.
Понятно, что мало кому нравится претерпевать трудности наказания за непослушание. Опять от общей мысли взял повод к убеждению и говорит «всякое наказание», и Божие, и человеческое, «кажется не радостью, а печалью». Прекрасно говорит: кажется, ибо в действительности не печаль. Ибо, как было бы оно собственно печалью, будучи матерью радости? Но по отношению к нам, с недовольством, относящимся к воспитанию, сказано: «кажется». Ангедония отрицательная «наслаждение» - снижение или утрата способности получать удовольствие.
«Не вовремя рассказ – то же, что музыка во время печали; наказание же и учение мудрости прилично всякому времени»- /Сир.22.6/.
Если скорби и страдания ради Христа не воспринимаются людьми как наказание их Небесного Отца и не извлекается польза из них. То они становятся опасной сетью и соблазном к отступлению, чего каждый христианин должен тщательно остерегаться. «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. А.Лопухин – толкователь, библеист.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности