«Руководить – это значит, - говорит Петр Капица, - не мешать, хорошим людям, работать».
«Всякий администратор добивается, чтобы к нему питали доверие, а какой наилучший способ выразить это доверие, как не беспрекословное исполнение того, чего не понимаешь?» - /Салтыков-Щедрин, «История одного города»/. А если уж совсем ничего не понимаешь – тогда. Тогда никак не действовать - затаиться и сидеть тихо. Например, если не летчик по воле обстоятельств окажется за штурвалом самолета и начнет в панике нажимать все кнопки подряд, то он будет обречен. Так делать не надо. Видеть, что происходит, и не понимать этого, в психиатрии называется психической слепотой. А со слепого, какой спрос. В жизни существует много фактов, которые люди упорно не хотят понимать, несмотря на их очевидность. Хочешь жить лучше? Сними розовые очки, чтобы действовать более четко. К сожалению, многие люди не хотят снимать розовые очки, предпочитая купаться в своем комфортном мире.
Не понимаешь, тем паче, как можешь соблюсти, по сути? Внешнее же следование, но с ложным смыслом, не вредит ли душе? Нужно стремиться и пытаться понять и блюсти, но сначала понять и вместить. Как муж Ефиоплянин сказал: «как могу разуметь, если кто не наставит меня» - /Деян.8.31/. Руководитель, который не разбирается во всех тонкостях процесса служения - как дирижер оркестра, не знающий нотной грамоты. Вы обязаны знать, как обращаться со Словом, причем в деталях. Недаром в советское время директоров выращивали с низов. Так человек проходит весь путь от работника до руководителя высшего звена. Общеизвестна истина, что мы можем влиять на других и руководить ими только настолько, насколько мы прошли сами. Человеком, у которого, вероятнее всего, будет успех, будет тот, который не только указывает путь, но и сам прошел его. Мы руководители только до такой степени, до какой мы можем воодушевлять других к общей цели.
Только зная все тонкости служения, можно ставить адекватные и выполнимые задачи по силам братьям с помощью Духа Святого, но не с комфортного дивана. Власть - это не должность, не статус, не бирка на служебном кабинете, а реализуемая на практике способность управлять. «Войско баранов, возглавляемое львом, - пишет Наполеон Бонапарт, - всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном».
«Тот, кто меняет свое мнение на мнение большинства, - говорит Фабий Максим, - непригоден для руководящих должностей». Конформность - склонность руководителя-пастыря менять свое поведение направление под влиянием окружающих – массы руководства. Если им запретить религию, то они просто не будут негде афишировать свою религиозность. Но не они подстраиваются под руководителей, а руководитель подстраивается под народ церкви. И если руководитель будет считать себя атеистом, то в нынешних условиях, когда отпущены на свободу религиозные взгляды и большая часть населения Православные, другие проповедуют Ислам, то в такой ситуации руководителю придется не афишировать свой атеизм. А замолчать».
«Слово управление произошло от старорусского «управа», то есть способность что-то или кого-то себе подчинять, контролировать. Понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.
«Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело моё и, между тем, как сердце моё руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей» - /Еккл.2.3/.
В то же время он позаботился, чтобы руководствоваться мудростью. И, предаваясь наслаждениям, мудро управлять собой, чтобы те не нанесли вреда и не лишили способности не предвзято судить о них. Когда он вздумал услаждать вином тело свое, сердце его руководилось мудростью (дословно), поддерживало его стремление к познаниям, не позволяло стать пьяницей и рабом собственных удовольствий. Его занятия и пиршества служили контрастом друг друга, и благодаря этому он испытывал, могут ли они вместе дать ему ту удовлетворенность, которой не смогли дать по отдельности. Такое исследование провел Соломон на себе, но увидел, что это суета, ибо тот, кто думает услаждать себя вином, но при этом желает, чтобы сердце руководилось мудростью, скорее всего, обманет себя, как и те, которые планируют служить и Богу, и мамоне».
«Которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего»- /Прит.2.17/, она лжет своему мужу и нарушает свои святые обязанности. Он был руководителем юности ее; выйдя за него замуж, она выбрала его на эту роль и подчинилась его водительству. Пообещав быть верной только ему и оставить всех других. Но она оставила его, и поэтому нельзя полагать, что она будет верна кому-либо другому; и участвующий в ее делах становится соучастником ее лжи».
«Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» - /Лк.22.25-26/. В этом отрывке Иисус не просто обвиняет лидеров как таковых. Он осуждает иерархическую форму руководства, которая преобладает в языческом мире.
Больше того, они претендуют на то, что в своем правлении они показывают себя благодетелями. Хотя в действительности они служат самим себе, но хотят, чтобы о них думали как о слугах своего народа. Если церковные руководители любят внешнее величие и власть, предаются мирским интересам и подчиняются влиянию мира, то они унижают свое служение, и это свидетельствует об упадке.
Бесспорно, Бог дал одаренных руководителей церкви. Они должны оснащать и закладывать основание. Однако нам следует сражаться против распространенного в церкви обмана о профессиональном служении и разделении верующих на служителей и прихожан. Многих убедили, что они могут слышать от Бога и знать Божье слово, только если получили особенное призвание или прошли специальное обучение. Хотя Бог желает говорить через каждого верующего, многих верующих не вдохновляют это делать, и не создают для этого условий. Распространение Божьего царства тормозится, потому что еще так много верующих не сознают, что Бог желает использовать их для провозглашения благой вести и привлечения учеников.
Христианский управляющий считается с благом других на первом месте, не считаясь с собственным удобством и своим престижем. Проявляет благожелательность и сочувствие к проблемам, затруднениям и заботам своих сотрудников, но такое сочувствие, которое укрепляет и подхлестывает, - а не такое, которое разнеживает и расслабляет. Он направляет их доверие всегда к Господу. В каждой настоятельной беде он видит новую возможность для оказания помощи. Нужно запомнить, что когда Бог искал преемника Моисею, то Он избрал Иисуса Навина, человека, по¬казавшего себя верным слугой» - /Исх. 33.11/, а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии. Близость к Моисею Иисуса Навина приготовляет его к будущему званию вождя народа еврейского. «Господь сказал Иисусу сыну Навину, служителю: «итак встань» - /Иис.1.1.2/.Бот назначает его руководителем вместо Моисея, дает ему широкие полномочия, подробные наставления и огромное воодушевление (ст. 1-9). Он принимает руководство и сразу же берется за дело, отдавая распоряжения надзирателям народа.
Настоящий и надежный руководитель, по всей вероятности, тот, кто не стремится руководить, а под внутренним давлением Духа Святого и под давлением внешних обстоятельств вынужден занять это место. Такими были Моисей, Давид и пророки Ветхого Завета.
Это должно служить довольно надежным правилом, что тот, кто стремится руководить, уже не годится в руководители. У подлинного руководителя, нет никакого стремления, играть, роль повелителя над Божиим наследием, но он будет смиренным, кротким, готовым к жертве и также готовым покоряться, если Святой Дух откроет ему, что есть кто-либо умнее и способнее его
Духовный руководитель влияет на других, однако, не только силой одной своей личности, но и пронизывающей его силой Святого Духа, наполнившего личность руководителя и давшего ему силу. Поскольку человек представил Духу Святому неограниченный контроль над своей жизнью, эта сила беспрепятственно проливается чрез него на других.
«Если кто-нибудь действительно предназначен Богом для руководства, то Бог и позаботится о том, чтобы он прошел школу стать способным на достижения. О, если бы среди нас было больше учителей, руководителей, которые умеют «читать» сердца и применять истину к людским горестям, как хороший врач видит своих пациентов и использует целебные средства для их болезней! Есть явные и скрытые болезни души, острые и хронические, поверхностные и глубоко коренящиеся, которые может излечить та истина, которая во Христе. Но не в каждой нужде помогает одна и та, же истина, так, же как и не от каждой болезни одно и, то, же лекарство. Поэтому мы должны чрезвычайно внимательно изучать Библию и молиться о постоянном и действенном просветлении нас Святым Духом» - /Пётр К. Шатров/.
Церковь вырастала больше всего тогда, когда ей были дарованы сильные духовные руководители, считавшиеся с Богом и беспрерывно находившиеся в общении с Ним во время своего служения.
Духовные руководители создаются не путем выборов или назначений посредством других людей или избранием их на конференциях и синодах. Руководителями их делает Бог.
«Церковью управляют на деле не те, которые выбирают своих пастырей, на христианских собраниях. Нет. Церковью управляют фактически те, которые овладели на деле исполнительными аппаратами церкви, которые руководят этими аппаратами. Члены церкви сами хотят, чтобы ими руководили, и массы ищут твёрдого руководства».
В мире, охваченном пожаром, голос церкви слышится лишь только патетическим шепотом. Где те люди, в которых молодое поколение может увидеть силу подлинного духовного руководства? В тишине, в комфорте в шикарной машине – это не руководитель! «Это наёмник, оставляет овец и бежит» - /Иоан.10.12/
Духовность нелегко определить, но можно легко узнать, имеется она или нет. Ее называли распространяющимся ароматом, заимствованным из сада Господня. Она преображает атмосферу, она есть то несознаваемое влияние, благодаря которому Христос и духовные дела становятся действительностью для других. Но если это является стандартом для всех, кто занимает служение диаконов в церкви, то, что, же с теми, кто стремится к служению словом? Духовные цели могут быть достигнуты только духовными людьми, пользующимися духовными методами. Мирскому человеку нет места в руководстве церковью, как бы одарен он ни был, даже если это относится к только временным ограниченным заданиям.
«Мы ясно говорим нашему Господу, - сказал М. Лютер, - что если Он хочет иметь Свою церковь, то Он должен заботиться о ее сохранении и защищать ее, потому что мы сами не можем ни сохранить, ни защитить ее. А если бы мы это смогли, то мы стали бы самыми гордыми глупцами под небесами».
Самое большое, что Христос поручил Своей церкви, - это был дар тех двенадцати людей, которых Он приготовил к руководству. При избрании служителей церкви мы обращаем главное внимание на их красноречие. Для Христа молитвенная жизнь пастыря была важнее всех имеющихся у работников даров и талантов. К данному выводу мы приходим в силу того, что Христос учил апостолов молиться, проповедовать Евангелие благую весть - /Мар.16.15/.
Во всех случаях, когда надо посылать новых работников на дело евангелизации мира, мы возлагаем наше упование на организации, жертвователей, церкви, общества и т.п. Христос же все это ставил в полную зависимость от молитвы. Он сказал: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» - /Мат. 9.37-38/.
Всегда найдутся неразумные люди, раболепствующие перед своими духовными руководителями и советниками и склонные возвышать одного над другим. Роберт Моррисон писал из Китая: «Я считаю, что большая ошибка наших миссий заключается в том, что никто не хочет быть вторым». Тот, кто нетерпеливо относится к слабостям других, будет страдать от недостатков в своей руководящей работе. Доказательство нашей силы заключается не в том, что мы мчимся вперед, а в готовности приспособить наши шаги к более медленному ходу наших слабейших братьев и, несмотря на это, не терять руководства. Если мы слишком далеко уходим вперед, то утрачиваем силу нашего влияния. Не земля обетованная была высшим Божьим даром Израилю, а такие люди, как Моисей, Давид и Иисус Навин, потому что Его наивысшие дары - люди.
Дело, призванное к жизни Богом и управляемое по духовным принципам, может пережить удар, нанесенный ему переменой руководства. Может быть, люди заблуждаются в своей заботе о Боге и Его работе. Смерть одного из Его работников не является для Него неожиданностью и не побуждает Его к крайним поступкам. Для нас неожиданная потеря может быть сильным ударом, но нам не надо дрожать из-за Божьего дела.
«Размышляли ли вы когда-нибудь о том, почему некоторые христиане, которые явно призваны и помазаны Богом на служение, никогда не обретают успеха в этой области? Почему многие призваны, но немногие избраны? Может быть, и вы находитесь в ситуации, когда вы знаете, что в вашем сердце горит Божье призвание, но не имеете понятия, с чего начать. Вместо того чтобы смотреть на Бога с вашей точки зрения, посмотрите на себя Его глазами – в зеркале Его Слова. Вы сможете узнать, чего Он ожидает от вашей жизни, и начать исполнять Его волю сегодня.
Нам, как людям, предстоит большая работа. Мы должны избавиться от многих предрассудков, отказаться от узких взглядов на действительность, забыть об эгоизме, высокомерии, желании отсекать все, якобы, новое и незнакомое. Нужно перестать быть «человеком в футляре».
«Знаменосцы часто ослабевают. И те, которые должны высоко держать фонарь в темноте ночи, забывают свое призвание и сидят в безделье, и души гибнут из-за их неверности, и скоро Бог призовет их к ответу, и взыщет кровь их с неверных пастырей. Каждое дитя Божие есть служитель. Он имеет бесценный дар, порученный ему, бесчисленные сокровища для раздачи, целительные воды жизни и хлеб жизни для гибнущих душ - каждый должен свидетельствовать, каждый должен служить своему Господину.
Подбор фактов определяется «погоней за жареным», но бывает, что это и подлинные факты. Церковь – как можно предполагать, элитный клуб, где всякий входящий проходит тщательный фейс - контроль, и тех, кто «лицом не вышел», оставляют за дверями. Церковь открыта для всех – а это значит, что могут войти и те, кто совсем не помогает Церкви обрести доброе свидетельство от внешних, и могут потом уйти совсем.
«…под руководством Асафа, игравшего по наставлению царя…шестеро, под руководством отца своего Идифуна, игравшего на цитре во славу и хвалу Господа» - /1Пар.25.2.3/. «Когда ты пойдёшь, они будут, руководить тебя…будут беседовать с тобою» - /Прит.6.22/. Мы должны использовать слово Божье и получать ту выгоду, для которой оно было написано. Если мы будем постоянно навязывать его на свои сердца, оно будет нашим руководителем, а мы должны следовать его указаниям.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Всякая власть — лучше безвластия - Николай Николаевич «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». (Деян.17:30-31)