Для ТЕБЯ - христианская газета

Роскошь вред - опасность
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Роскошь вред - опасность



«Самое печальное, - пишет Чарльз Чаплин, - что может быть в жизни, - это привычка к роскоши» и продолжение: «Роскошь – пишет Ирэн Огински, - опасная страсть».
Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Ее не бывает много».
«Но роскошь открывает возможности потребления, не ограниченные физическими способностями тела. Т.е. создаёт мощный стимул для продолжения работы как раз теми, кто уже может уйти от дел пока создаётся всё новая роскошь. Деловые люди, организаторы производственных процессов, изобретатели, актёры, художники знают: сколько бы они ни нажили, им всё равно есть чего желать – значит, есть ради чего и впредь напрягать все свои творческие силы» -/А.Вассерман – апологет истории/.
Впрочем, поднимающаяся буржуазия всегда придерживалась этой точки зрения. Энциклопедический словарь 1815 года утверждает с обезоруживающим простодушием: «Роскошь в высшей степени полезна и необходима не только потому, что облегчает достижение человеком его главной цели - физического благосостояния, но и потому, что распространяет это благосостояние среди широких масс, противодействуя, таким образом, имущественному неравенству, каковое наносит ущерб благосостоянию всей нации».
Привычка к заполненной удовольствиями бездеятельной жизни навсегда удерживает в своей власти тех, кто однажды ей подчинился; уничтожить вкус к такой жизни крайне трудно; необходимо, чтобы целое поколение согласилось страдать, а затем было бы заменено новыми людьми, не зараженными болезнью своих отцов. Отказ от удовольствий покажется людям невыносимым; тысячи голосов протеста поднимутся против реформы, которой страшатся. Никто не согласится отвергнуть пустые мечты, ставшие необходимыми под влиянием привычки, общественного мнения и примера. Печальные события могут сокрушить государство и привести его на край бездны. Временное угнетение может на некоторый срок лишить свободолюбивую нацию се свободы; если она еще не потеряла мужество и не утратила добродетель.
Апологет роскоши ссылается на постулат о равенстве, которым обычно оперировали ее критики. Оружие противника искусным и неожиданным приемом повернуто против него самого: «Склонность людей знатных и богатых к жалобам на капризы роскоши коренится, видимо, большею частью в антигуманном, спесивом и завистливом отношении к простому народу, ибо высшие сословия никак не могут привыкнуть к тому, что благосостояние низших классов благодаря успехам промышленности тоже растет».
Аналогичные суждения высказывались и в нашем столетии. В работе о возникновении современной цивилизации из духа расточительства (1912 г.) Вернер Зомбарт сумел показать, что именно страсть к роскоши породила капитализм. И стало роскошь среди нищеты.
«ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши» - /2Петр.2.13/. Одним из черт этих людей будет то что они будут ходить в роскоши для того чтобы получать ежедневно удовольствие от этого. Например: в современном переводе этот стих звучит так: «За всё зло, которое они причинили другим, они получат возмездие. Их удовольствия в том чтобы проводить время в разгульных пиршествах, не стыдясь при свете дня».
О, как усиливается грех и оскудевает благочестие! Сии люди так делают, как те неосмысленные корабельщики, у которых корабль разбивается, а они пляшут; или как те бесчинные граждане, у которых город горит, а они банкеты устраивают. Отечество стонет от бед и напастей, но сии гуляки веселятся, как не сыны Отечества, и со врагами нашими радуются о бедах наших, окружающих нас!
«Третья часть блаженства мирского, очевидно, имея в виду слова святого апостола Иоанна Богослова о трех источниках соблазна /1Ин.2.16/, - состоит в плоти угодий, в банкетах, пиршествах, веселостях и во всем, что чувства услаждает. Сие мнимое блаженство дотоле показывается нечто быть, доколе совершается и чувств касается, а как совершится, и чувствование престанет, то вместо сладости истинная последует горесть. Так, по совершении плотской похоти грызение злой совести бывает, по банкетах и пьянствах расслабление членов, болезнь в голове, дрожание рук и ног, и всего состава телесного многоразличная немощь наступает. Сласть есть удочка, которой сатана души ловит и во ад бросает. В самократчайшем времени услаждаются сластолюбцы, но во ад сходят без конца горестного мучения чашу пить» разделяя печальную участь евангельского богача /Лук.16.19-31.27/.
Из книги «Сборник советов» - 1889 год: «Обыкновенно уверяют, что роскошь полезна в государстве и основывают такое мнение на том, что всё, что тратят расточители, приобретается бедными и улучшает их состояние. Мнение это столько же ложно, сколько и вредно для общественной нравственности и народного благосостояния. В силу превосходных законов, сохраняющих гармонию в природе, невозможно допустить, чтобы пороки одного класса могли улучшать положение другого. Не пороками, а добродетелями люди могут помогать друг другу.
Пусть уверяют, что роскошь даёт движение и деятельность торговым делам, и таким образом обогащает общество. В этом нет ни слова правды.
Роскошь не только не придаёт движения и деятельности торговым делам, но даже стесняет их, потому что уничтожает безвозвратно капитал (труд, орудие труда), и следственно их производственную силу.
Также несправедливо и то мнение, что роскошь, увеличивая потребности, увеличивает и рвение к труду; нет, она умножает только жадность к богатству, и при этой-то жадности, люди пускаются на всякую, даже нечистую наживу. Тут-то являются картёжники, кутилы, расхитители банков и общественных сумм, - словом люди вообще вредные народной нравственности. Они бесполезны обществу – это уж большое зло; но на этом не кончается их влияние: они вредны, потому что являются, как соблазнительный пример. Видя миллионера хищника разбогатевшего в несколько лет, не всякий человек устоит против искушения, идти по дороге, которая ведёт к деньгам, но не к чести. Масса уголовных дел показала ясно, что роскошь развивается свободно и широко только у тех, кто наживается без труда, например, у бесчестных поставщиков, игроков, ростовщиков и всякого рода плутов, добывающих деньги нечестными путями.
Люблю роскошь, и очень ей благодарен за то, что она делает мир гармоничнее и прекраснее. Роскошь даёт нам возможность гасить в себе отрицательные эмоции, заставляет забывать нас о неудачах в прошлом, даёт заряд непоколебимой веры в себя, а если веришь в себя, то способен на многое, чтобы улучшить качество жизни своей и других. Роскошь позволяет нам самим быть роскошными и внешне, и внутренним своим миром, а это всегда положительные эмоции и дополнительная золотая энергетика миру.
Вещевая роскошь также и потому должна покинуть человечество, что это подлое понятие предательски вовлекает людей и в роскошествование духовное. В самомнении люди становятся небережливы к деятелям истинного просвещения. Эксцессы роскоши создали такие же уродливые эксцессы увлечения внешней физической силою, всякими гонками и перегонками и устремлением к мускулам. Одна нецелесообразность всегда порождает и следующую. Разрастание материальной стороны вызывает несомненное ослабление духовности во всех странах, во всех верах. Больше того, всякое устремление к духовности и к высшим построениям бытия считается даже как-то недопустимым в обиходе материально «цивилизованного» общества. Правда, некоторые народы, и в том числе, прежде всего Индия, сохраняют этико-мыслительные приемы, но даже и в этих народностях уже справедливо раздаются жалобы на то, что молодое поколение отходит от вечных основ жизни. Из других же стран в письмах сообщаются самые печальные сведения, как о нарастающем атеизме, так и о нездоровом устремлении в узко материалистические горизонты.
Ведь это равняется самым ужасным вандализмам, когда бессмысленно, к сраму всего человечества, разрушались незаменимые сокровища уже не роскоши, но Великой Красоты.
Когда мы читаем об уничтожении замечательных библиотек, когда мы видим списки уже несуществующих творений искусства, разве даже самое бесстыдное сердце не содрогнется? Какие-то геростраты древности и какие-то их последователи нашего времени гордятся тем, что они хотят разрушить музеи и храмы. Мы видим эти выкрики невежества напечатанными. Но никто из этих геростратов не отдаст себе отчета в том, что он следует заветам самой невежественной роскоши. Если роскошь есть разрушение средств и возможностей, если она есть разложение, то всякое бессмысленное нарушение великого творчества уже будет роскошью. Герострат, конечно, не понимал высокого значения творчества, сожигая великий памятник. Также служитель роскоши, окружая себя уродливо пышными раззолоченными нагромождениями, является таким же точно геростратом в отношении истинного творчества и благородства Красоты. Если мы думаем о новых формах жизни, если мы хотим счастья наших близких, то разве не лежит на нас обязанность заменять безобразие высокими формами бытия, будет ли это в вещественном или в духовном смысле?
Книга «Мир Огненный» мудро напоминает, что именно невежественная самость всегда будет защитником роскоши. Но та, же книга прозорливо отмечает, что роскошь уже потрясена в мире. Значит, нужно очень внимательно досмотреть, чтобы следующая ступень бытия была бы окружена действительно благородным творчеством. И за этим необходимым условием жизни нужно досмотреть не каким-то казенным инспекторам, но всему народонаселению, чтобы возможно скорее создать сознательное отношение к гармонии обихода жизни.
«Роскошь требует, чтобы человеку пространно жить. А на то немалые суммы надобно. Откуда их взять? Надобно роскошествующему всякую делать неправду. Властелину надобно с подначальных собирать. Помещику излишние оброки на своих крестьян налагать. Купцу дешевую вещь за дорогую продавать; иному мзду наемника удерживать; иному жалованья от государя определенного подчиненным своим не давать; иному на воровство, хищение и всякую неправду обращаться надобно. Отсюда видим, что многие во всяком убожестве и недостатке живут, многие не имеют домов, дневного пропитания и одежды. Все сие от роскоши бывает! Роскошь научает людей обижать и обнажать».
Во многих христианских духовных гимнах говорится о нашем странничестве на этой земле. У верующих живет тоска по небесной стране. Правда, многим эта истина непонятна. Они чувствуют себя весьма уютно здесь, на земле, среди роскоши и довольства временной земной жизни.
Из многих «пособий против греха» в данном случае особо выделяет следующее: «Надежду победить страсть к роскоши, - пишет он, - получим тогда, когда о блаженной и мучительной вечности будем размышлять. Тогда ничего не потребуем, кроме - нужного. Похоти и роскоши много надобно; а естество малым довольствуется. Одним из проявлений роскоши является страсть к украшению, особенно в одежде. Сама по себе одежда «есть вещь, ни добродетели, ни греха не причастная; только употребление ее может быть, как и бывает, худое, и потому в грех употребляющему обращается. Всякого одеяния одна должна быть цель, то есть прикрытие наготы и защищение немощного тела от стужи и непогоды».
И о том, в каких случаях одежда не является роскошью, несмотря на свое богатство. «Дорогую одежду употребляют не ради соискания суетной славы и чести, но последуй общему обычаю и применяясь к званию и сану своему. Таковых рассуждение не касается. Здесь осуждается лишь щегольство, пышность, гордость житейская, суета и слепота развращенного сердца, а не пристойность и умеренность; также и излишнее попечение о смертном и тленом теле, и небрежение о бессмертной душе. Что же надлежит до личного женского украшения, оно никакого извинения не может иметь, но, есть, точно едина, прелесть, козни, хитрость и вымысел злого духа, на прельщение и развращение целомудрия учиненный. И «хотя многие из жен не из злого умысла, но последующий устарелому обычаю украшают лица свои, однако без соблазна юным и им самим без греха то украшение не бывает». Любовь к роскоши «рождает зависть и ревность, сопутствует ей и скупость. О последней пишет: «О, роскошь и скупость — противоположные сестры, но обе смертоносно заражают человеческие сердца. Одна расточать, другая хранить и стеречь богатство учит, но обе на погибель человеческую; одна расслабляет, другая связывает человека, но и та, и другая умерщвляют душу его» - /Тихон Задонский/.
Монтескье в трактате «О духе законов» был более краток: «Без роскоши не обойтись. Если богачи перестанут сорить деньгами, бедняки умрут голодной смертью». Вольтер свел проблему к парадоксу: «Лишние вещи крайне необходимы».
«Роскошью является все, что дает человеку больше свободы, - пишет Швебель, - чем ему требуется для своего развития».
«Сказано - роскошь должна покинуть человечество. Недаром сами люди так обособили это понятие. Ничем не заменить его. Роскошь - ни красота, ни духовность, ни совершенствование, ни созидание, ни благо, ни сострадание - никакое доброе понятие не может заменить ее. Роскошь есть разрушение средств и возможностей. Роскошь есть разложение, ибо все построение вне ритма будет лишь разложением. Можно достаточно видеть, что роскошь мирская уже потрясена, но нужно найти согласованное сотрудничество, чтобы излечить заразу роскоши. Самость будет возражать, что роскошь есть заслуженное изобилие. Также скажут, что роскошь царственна. Будет это клевета. Роскошь была признаком упадка и затемнения духа. Цепи роскоши самые ужасные и для Тонкого Мира. Там нужно продвижение и постоянное совершенствование мысли. Явление загромождения не приведет к следующим Вратам. Очень печально, если указы о невежественности роскоши требуются и сейчас. Но, так или иначе, кто, же дерзнет отрицать, что роскошь именно сейчас должна быть изгоняема.
Сколько раз говорилось миру о том, что роскошь есть признак самого дурного вкуса. Сколько раз указывались эпохи падения и Вавилона, и Рима, и множества других государств, когда вместо процветания красоты и просвещения овладевала человечеством вульгарная роскошь» - /Н.Рерих/
«Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак» - /1Тим.5.11/. В то же время думают не о том, чтобы послужить Христу, или Его Церкви, а о личных своих выгодах и прежде всего об утехах брачной жизни.
Высокие, прекрасные деревья стояли во всей роскоши своего цвета, а бесчисленные листочки их, убеждены в том, приветствовали тихим, ласковым своим шумом и как бы выговаривали какие-то слова любви. Вот это роскошь леса к людям, а люди роскошь такую не ценят, а ценят материальную роскошь, от которой живой любви роскоши нет.
«Что роскошь - только внешний вид раскроен на составные части... Будете купаться в роскоши, но не в любви!
Не в роскоши жить надо, а в любви тогда и всё вокруг роскошным станет» - /А.О/.
Любовь - величайшая в мире роскошь. Это непотребность - но последняя роскошь, высочайшая роскошь.

Источники: Библия.


Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 736 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

О гостеприимных жителях атолла Кантон, попутных ветрах и водах, где заканчивается Запад. - Александр Сухарев

Ты далеко - Ионий Гедеревич

Теперь вечер - Надежда Тычкова

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
утешение - краскова светлана

Поэзия :
Вечеринка. Песня на стихи Андрея Блинова - Александр Грайцер

Поэзия :
Странник... - Сокольников Олег

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100