Апостол Павел сравнивает пятикнижное повествование Моисея с наставительным сказанием, с исторической эпопеей, разделяя её на букву и богодухновенное иносказание в образах(1 коринфянам 10:6,11). Буква тоже сиятельна, светоносна, как маяк, но преходяща. Постившемуся сорок дней Моисею на дымящейся горе Синае Духом были переданы скрижили откровения, и лицо Моисея сияло так, что к нему народ боялся подойти, и еврейскому вождю пришлось набрасывать на себя покрывало(Исход 34:20-35). Апостол Павел, комментируя этот эпизод, требует от христиан дерзновения совлекать покрывало со Священного Писания, чтобы видеть не только славу преходящей буквы, но её богодухновенные животворящие преображения(2 коринфянам 3:7-18).
Как можно короче я постарался сделать выжимки из интернета в определении образа. Художественныий образ – это инструмент познания мира. Изучаемое явление или процесс получает свое осмысление в образе, творчески воссозданном автором в художественном произведении. При этом художественный образ не только отражает, но и обобщает действительность. Специфика художественного образа не только в том, что он осмысливает происходящее, но и в том, что создает новый, вымышленный мир, который как бы обладает самостоятельной жизнью и содержанием. Писатель стремиться отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей. Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не только и не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное, воплотить авторский замысел в нетривиальной форме.
У образа много синонимов, но применительно к Священному Писанию я бы отобрал не более десятка слов: подобие, сравнение, метафора, иносказание, притча, миф… Чтобы отвадить от буквы и нацелить своих подопечных на богодухновенный образ, апостолы буквописание и буквочтение называют бабьими баснями(2 Петра 1:16; 1 Тимофею 1:4; 4:7; 2 Тимофею 4:4; Титу 1:14).
Но ведь как в Ветхом Завете, в Евангелиях такое же образное повествование в притчевых словах, хотя, казалось бы, притчами именуются только немногим более тридцати дидактических нравоучений. Если Писание богодухновенное, и, как говорит апостол Пётр, неудобовразумительное(2 Петра 3:16), надо просить у Бога его разъяснения(Матфей 7:7; Лука 11:9-10), а это делается с помощью периодических постов, что является похвальным неотступным средством пройти две стадии книжничества Ветхого и Нового Завета и достичь желаемого в третьей в качестве поклонника Святого Духа(Лука 11:5-8; Матфей 28:19-20). Те, которые с огрубелыми сердцами видя не видят, и слыша не слышат, для них Писание начертано буквально, в притчах(Матфей 17:10-13). Но кто расположен сердцем к Богу, потаённая мудрость Писания открывается(Ефесянам 1:15-23; Иакова 1:5-8). Уж на что, казалось бы, апостол Павел автор и господин своих посланий к христианам, но просит нас молиться Богу, потому что без Божьей резолюции апостольские слова скованы узами(Ефесянам 6:18-20; Колосянам 4:3-4).
Прежде всего, надо развеять все сомнения об Иисусе Христе, который для иудеев предстал самозванцем, для христиан — воплотившимся в человеке Богом, Сыном Божиим, причём, со многими вариациями, вплоть до признания еретическими, хотя позднейшее Писание, Коран, рассматривает Ису лишь одним из череды пророков, а сыновство и обожествление его считает заблуждением. Я обе руки поднимаю в знак солидарности с апостолом Павлом: Христос это образ Бога(2 коринфянам 3:18; 4:4; Филиппийцам 2:6; Колосянам 1:15; Евреям 1:3). Я согласен и с тем, что он воплотился в качестве человека Иисуса, чтобы быть посланником и посредником меж Богом и людьми для проповеди нового учения(1 Иоанна 4:1-3). Ведь воплощение, излучение, семяизвержение, эманация Бога — это вообще всякая материализация природы, которую пантеисты даже не отделяют от Бога, ибо написано: ВСЕ ИЗ НЕГО, ИМ И К НЕМУ(Римлянам 11:36). Но Христос единственному из апостолов явился развоплотившимся, Духом Святым, Светом с неба(Деяния 9:3-6), и Павел так и предлагает его называть, а о плотском Иисусе забыть, как о начатке и букве учения(2 коринфянам 5:16). И духовным христианам своего водителя и наставника почитать плотским Иисусом Павел считает зазорным. Как можно ведомым духовным игнорировать ведущего Духа Святого! Это всё равно, что предать своего Учителя анафеме(1 коринфянам 12:3). Евангелие от Фомы тоже на этот дефект указывает: ТОТ, КТО ВЫСКАЗАЛ ХУЛУ НА ОТЦА, — ЕМУ ПРОСТИТСЯ, И ТОТ, КТО ВЫСКАЗАЛ ХУЛУ НА СЫНА, — ЕМУ ПРОСТИТСЯ. НО ТОТ, КТО ВЫСКАЗАЛ ХУЛУ НА ДУХА СВЯТОГО, — ЕМУ НЕ ПРОСТИТСЯ НИ НА ЗЕМЛЕ, НИ НА НЕБЕ (Евангелие от Фомы, 44). Отец и Сын — книжничество Ветхого и Нового завета, но будучи поклонником Духа Святого, чего жаждет всякий книжник, как не убояться растоптать свою мечту! Причём, возьмём на заметку, что Отец и Сын не Всевышний с потомством, но так же назван и Бог, Отец на небесах, с первой сотворённой Отраслью, которую по подобию называют Сыном: В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...(Иоанн 1:1-5, 9-14). В начале - это в начале Библии про седмину творения так сказано. Так что Сын — человеческий термин, и этически Коран прав, дабы не умножать единобожие, а вот Отрасль вполне подходит и как часть родословного древа, и как обиталище вселенной (Захария 3:8; 6:12). Действительно, Христос — пришелец из центров Вселенной, ведь именно там негасимая любовь, единство, которое и на земле по примеру должно чуждаться разводов и расколов. А враги, которых надо любить!?.(Матфей 5:44) Ведь друг и враг — одно и то же, только благодаря разным временам эмоции разнятся как восход и заход солнца. Короче, на порядок выше иудейских постулаты Христа. Эгоистичное, надменное слово и дело ведут ко греху, но мысль тем более уже в зародыше коварна, и как её вытравить!..(Матфей 5:28) В Нагорной проповеди есть заповеди блаженства и горя, радости и греха; чтобы переменить плохое на хорошее и — куда денешься от жнивья! - хорошее на плохое: НА СУД ПРИШЕЛ Я В МИР СЕЙ, ЧТОБЫ НЕВИДЯЩИЕ ВИДЕЛИ, А ВИДЯЩИЕ СТАЛИ СЛЕПЫ(Иоанн 9:39). Но нужно быть для этого распятым на кресте? Что такое крест или перекрёсток? Да это же обычный светофор, стычка для противоположностей: если для одних зелёный свет, для других красный, и наоборот. Именно под светофором мудрый Соломон пересчитывает эти несовместимые противоположности(Екклесиаст 3:1-8). И ещё добавляет, потому что дуальностям конца-краю нет: ЕСЛИ ТЫ МУДР, ТО МУДР ДЛЯ СЕБЯ; И ЕСЛИ БУЕН, ТО ОДИН ПОТЕРПИШЬ(Притчи 9:12). Всем известно, что в одном субъекте погода со временем меняется на противоположную, но разница в судьбе может быть и одновременной: например, в России зимушка-зима, а в Австралии благодатное лето. Но так было и до распятия Иисуса Христа, о чём свидетельствует апостол Павел: ВСЕ ПИЛИ ОДНО И ТО ЖЕ ДУХОВНОЕ ПИТИЕ: ИБО ПИЛИ ИЗ ДУХОВНОГО ПОСЛЕДУЮЩЕГО КАМНЯ; КАМЕНЬ ЖЕ БЫЛ ХРИСТОС. То есть жертвенность или жертвоприношение практиковалось издавна, но в Евангелии казнь Иисуса на жертвеннике описана как лыко в строку. Можно было бы поверить Корану, что в данный момент по ошибке был распят кто-то другой, а не Иса, но есть СОПАСТЫРЬ И СВИДЕТЕЛЬ СТРАДАНИЙ ХРИСТОВЫХ — апостол Пётр(1 Петра 5:1). Однако я то и другое считаю вариациями мифологии и приемлю оба удостоверения. На Никейском соборе были отречены многие евангельские тексты, только потому что они не укладывались в привычную фабулу, но мифологию нельзя причёсывать. Есть центробежные и центростремительные силы. Об этих учёных терминах в Евангелии сказано попроще для нежелающих их признавать: МЫ ИГРАЛИ ВАМ НА СВИРЕЛИ, И ВЫ НЕ ПЛЯСАЛИ; МЫ ПЕЛИ ВАМ ПЕЧАЛЬНЫЕ ПЕСНИ, И ВЫ НЕ РЫДАЛИ(Матфей 11:17). На свирели — это когда голос жениха и невесты задаёт тон, а когда печальные песни, надо наверстывать утраченное, надо поститься, чтобы аккумулировать потенциал для новой любви.
В Евангелии есть притча о блудном сыне, которого задним умишком принято осуждать. Но младший сын олицетворяет необходимую центростремительную энергию, когда возвращается в отцовский дом. Ведь радости свои он полностью расточил. Возвратиться домой, найтись из тупика — это как раз насобирать утраченный потенциал или даже больше. Такова же притча о заблудившейся сотой овце: её обнаружение уже не предвещает ей конец, погибель, ведь конец — одновременно начало, в данном случае, начало тысячного предела. Также и женщине, потерявшей и нашедшей десятую драхму, можно надеяться на оборот, продолжение счёта до ста. Также и у десятого прокажённого, возвратившегося поблагодарить Иисуса за исцеление есть твёрдая надежда на дальнейшую жизнь, тогда как неблагодарным девяти такая надежда сомнительна.
Что я хочу этими притчами упрощенно сказать? Есть космическая световая спираль с охвостьями-искрами, то бишь звёздами. В центре спирали такой мощности свет или термоядерный огонь, что надо иметь огнестойкость-огнеупорность, чтобы на него смотреть. Наш Млечный Путь — одно из таких охвостий, которое соприкасается с баром, перемычкой между центростремительной и центробежной энергиями в центре космической спирали. По аналогии с космической спиралью построена и кровеносная система человека с артериями и венами, и пищеварительная с вводом пищи и выпростанием, и ствол дерева с корнями и ветвями, и море-океан с облачными пучинами и обратными речными потоками. Солнце со своими планетами-спутниками тоже держится на орбитах благодаря центростремительной и центробежной силам. Центробежная энергия — сеющая, альтруистическая. Центростремительная — жнущая, она посильнее, как бы с завершающим хвостиком, который является одновременно началом. Но они меняются местами: КТО ВОЗВЫШАЕТ СЕБЯ, ТОТ УНИЖЕН БУДЕТ, А КТО УНИЖАЕТ СЕБЯ, ТОТ ВОЗВЫСИТСЯ(Матфей 23:12). Впрочем, правильнее сказать, возвышает или ожесточает Бог: КОГО МИЛОВАТЬ, ПОМИЛУЮ; КОГО ЖАЛЕТЬ, ПОЖАЛЕЮ(Римлянам 9:15; Марк 3:5; Деяния 19:9). Итак, кто в зените, празднует славу, а кто в надире, томится во тьме, хотя можно сказать и помягче — отдыхает. Про этот астрологический круг-цикл написано у пророка Исайи(Исайя 9:1-5), и начало другого цикла в семьдесят седмин знаменуется рождением Младенца(Исайя 9:6), именуемого с божественными атрибутами, - Чудным, Советником, Богом крепким, Отцом вечности, Князем мира(Исайя 9:1-5) Эммануилом(Исайя 7:14). Почему место родин вызывает жатвенное ликование, овевается ореолом славы? Потому что конец, заключающий в себе тяготящее ярмо, обновляется первым днём новой седмины, и конец топится в водах, а над водами парит Дух, - вот она божественность! Иисус Христос уличает власть в тирании, что она господствует над народами(Лука 22:25), а здесь помимо начальственного начала присутствует конец прежней седмины, услужливый хвостик(Лука 22:25-27). Такой патронат нашего Бога — необременительный и заботливый. Услужливый сеятель и господин жатвы(Матфей 9:38) действуют впритык, и если текущее время заканчивается, на очереди грядый во имя Господне(Лука 13:35). Я не обращаю внимание на плотскую деву Марию, якобы рождающую без мужского семени, - это сермяжная буква. Тем более, что есть рождение от Бога(Иоанн 3:1-8). Знамение родин заключается в том, что седмина-дева рожает грядущее, - какой здесь секс, когда время, а не жена зачинает и слагает бремя! Да это и при вхождении Иисуса в Иерусалим показано: он садится на ослёнка, а рядом подъяремная ослица, то есть та же разродившаяся грядущим седмина. А почему Христос указал ученикам на человека с кувшином воды при входе в город, в доме которого Он отдал предпочтение праздновать Пасху? Да потому что вход в Иерусалим символизирует вход в грядущую седмину, в первый день её, со стихией жизненапояющей воды и парящим над ней Духом, - вот оно где фактически знамение Пасхи! И опять же почему Коран под скорбной рожающей Марией, опёршейся на ствол пальмы, разливает ручей воды и предлагает ей потрясти с пальмы финики?(Коран 19:22-26). Пальма, как смоковница в Евангелии и виноградная лоза, является жизнеутверждающим символом(Иоанн 1:47-48; Захария 3:10; Иоанн 15:1-7; Песнь песней 7:8-9), а трясение её означает, как и в Библии, потрясение в ожидании неколебимого(Откровение 6:12-17; Аггей 2:6-7; Исайя 13:13; Евреям 12:26-28). Естественно, знамения для лукавого рода будут тоже колеблемые, сомнительные, смятенные(Иоанн 6:63-66) в отличии от апостола Нафанаила(Иоанн 1:47), в котором Христос не узрел лукавства, но таковы и другие апостолы: Я ПОСЫЛАЮ ВАС, КАК ОВЕЦ СРЕДИ ВОЛКОВ: ИТАК БУДЬТЕ МУДРЫ, КАК ЗМИИ, И ПРОСТЫ, КАК ГОЛУБИ(Матфей 10:16).
Какой же тест предписывает Иисус Христос для отличия слабых в вере и поднаторевших? Поднаторевших, увы, мало, - ну-ка, вспомним богатого юношу, воспитанного в заповедях Господних, но в смущении отошедшего от Христа, когда Тот предложил ему раздать своё богатство нищим, чтобы быть совершенным!(Матфей 19:21-22). Я не настаиваю на такой яркой жертве, потому как есть эквивалент самоотречения и самоотвержения — пост. Для слабых и грешных — это трёхдневный пост, не высовывающих хлюпающего носа из-под пластов земли(Матфей 12:40). Чтобы окончательно выбраться из греха, требуется покаяние ниневитян — сорок дней, через такой срок они в страхе и трепете ожидали разрушения города и постились. Семьдесят седмин поста — знамение мудрого Соломона. А что свыше — знамение любви царицы южной, царицы Эфиопии, которая приходила в Иерусалим перенять учёность Соломона. Их союз, от которого родился сын https://stihi.ru/2019/12/27/5217, можно приравнять к сути и природе церкви наращивать благодать перевоплощениями Ян и Инь, то есть переменой головы в хвостик и хвоста — в голову. Не захотел богатый юноша раздать свой накопленный потенциал, но это необходимая фаза приращения благодати. Церковная глава, то есть наиболее продвинутая часть церкви, какое-то время сабаритствует, хвостик же посредством усердного поста, духовного приращения, становится доминантом. Потом черёд поститься поотставшей вчерашней главе, и это колесо из апогея в перигей и наоборот вертится до бесконечности. А если его не крутить, чего проще остановиться на достигнутых плодах, - ешь и пей, познавай Бога!?. Увы, плоды гниют, как необходимы годовые обновления во фруктовом саду, точно так же нужны наращивания нивелированных потенциалов Ян и Инь, хоть в церкви, хоть в браке, хоть в спорте и т. д. Апостол Павел во Втором послании коринфянам восьмую главу посвящает посту в церкви, называя его собиранием небесной манны. (Только бы не читать современные переводы, здесь упор делается на сребролюбие, собирание денег, как будто мани-мани и маммона что-то значат для христианина!) И Христос чуждающимся поста заявляет однозначно: КТО НЕ СО МНОЮ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ; И КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ(Матфей 12:30). Можно расточить всё на свете, тем более любовь, но благодаря собиранию, посту, она не прекращается, как не прекращается плодоношение снегозадержанием, собиранием снега впрок ради вешних возбуждений жизни. Пост — живая вода для поддержания жизни(Иоанн 4:10-14). ОТ МАЛОГО ПРОИЗОЙДЕТ ТЫСЯЧА, И ОТ САМОГО СЛАБОГО - СИЛЬНЫЙ НАРОД. Я, ГОСПОДЬ, УСКОРЮ СОВЕРШИТЬ ЭТО В СВОЕ ВРЕМЯ(Исайя 60:22) — так говорится о посте, посредством которого искушённые и усердные могут изгонять бесов, а вот ученики Христа поначалу с этой задачей не справились, поскольку ещё не постились(Матфей 17:14-21). А о нынешних облегчённых постах церкви Христос высказался пессимистически: ПО ПЛОДАМ ИХ УЗНАЕТЕ ИХ. СОБИРАЮТ ЛИ С ТЕРНОВНИКА ВИНОГРАД, ИЛИ С РЕПЕЙНИКА СМОКВЫ?(Матфей 7:16) В церкви не то что любви нет, но даже начальные дары Святого Духа отсутствуют, присущие, например, шаманизму.
Итак, что же означают притчевые повести Евангелия, которые Лев Толстой повыбрасывал из своего Четвероевангелия как фантасмагорию? Вот, например, Христос шествует по морю, как посуху, и Пётр просит Учителя тоже научиться такому чуду, но утопает, испугавшись штормящего волнения. Иисус сразу же навешивает на него укоризненный бренд: МАЛОВЕРНЫЙ! ЗАЧЕМ ТЫ УСОМНИЛСЯ?(Матфей 14:25-31) Неужели мы все никчёмные в вере, поскольку не в состоянии ходить по воде? И чудо ли это? Библия чудеса и знамения считает синонимами и зачастую они соседствуют в повторах ради высокопарности и патетичности Священного Писания (Псалтирь 77:43; 104:5; 104:27; 134:9; Матфей 24:24; Иеремия 32:20; Даниил 3:99, 100; 6:27). Чудесами знамения опять же называются потому, что недоступны бытующему роду, который назван лукавым. А если какое-то чудо вокруг нас и везде, то это уже не чудо, а обычное естественное явление. Я уже пояснял, что вода погибельная стихия, утопительная, но одновременно жизненапояющая. Как и семёрка — смерть, но одновременно является рождением, жизненным восходом, первым днём новой седмины. Какие у моря родственные слова? - мрак, смерть, смрад, сумерки, мера, мор, морг, мороз, морось. Для нас, живущих, смерть пока недоступна, но когда она придёт, удивимся, что мы по-прежнему в днях, в действии. Смерть не чудо, а необходимость, которая действительно расширяет веру: КТО ХОЧЕТ ДУШУ СВОЮ СБЕРЕЧЬ, ТОТ ПОТЕРЯЕТ ЕЕ, А КТО ПОТЕРЯЕТ ДУШУ СВОЮ РАДИ МЕНЯ, ТОТ ОБРЕТЕТ ЕЕ(Матфей 16:25). Я КАЖДЫЙ ДЕНЬ УМИРАЮ(1 коринфянам 15:31), - свидетельствует апостол Павел о своих бедствиях, приравненных к хождениям по лезвию, и эти символические смерти возвышают в вере Павла и наращивают благодать.
Или вот ещё подобная притча, обличающая, казалось бы, всех христиан в маловерии: ИМЕЙТЕ ВЕРУ БОЖИЮ, ИБО ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ЕСЛИ КТО СКАЖЕТ ГОРЕ СЕЙ: ПОДНИМИСЬ И ВВЕРГНИСЬ В МОРЕ, И НЕ УСОМНИТСЯ В СЕРДЦЕ СВОЕМ, НО ПОВЕРИТ, ЧТО СБУДЕТСЯ ПО СЛОВАМ ЕГО, - БУДЕТ ЕМУ, ЧТО НИ СКАЖЕТ(Марк 11:23). Где это видано, чтобы даже самый продвинутый святой сдвигал горы в морскую пучину? Но гора — это всего лишь седмина, семёрка, мера жизни, то есть смерть. Да и у рокового слова «гроб» тоже запредельно высокие родственные слова — гора, горе, горечь, грусть, грех, горелость, груз, грязь, гроза, грубость, гребень, горб, гордыня, грабёж… Вот эти все неадекватные для жизни слова и надо сбросить в жизненапояющую воду первого дня новой седмины! Горы — это те же мехи со старым иссякающимся вином или обветшавшая одежда, требующая замены(Матфей 9:16-17), и вот оно, обновление — грядый первый день во имя Господне(Лука 13:35).
А превращение воды в вино во время брачного пира в Кане Галилейской о чём говорит? Шесть водоносов с водой, в которых в каждом по две-три меры — это как бы будничность, бывальщина. Но две-три меры умножают эту обывательность, да и третий день, в который указывается была свадьба, подчёркивает смысл, что открывается в превращении воды в вино. Тройка как число говорит о цикле в семьдесят седмин (седмина, семь седмин, и семьдесят седмин), в которых укладывается заповедь крестить во имя Отца, Сына и Святого Духа, но это не Троица безблагодатного Никейского собора, а просто три стадии веры: книжничество Ветхого, Нового завета и служение под эгидой Святого Духа. РАЗРУШЬТЕ ХРАМ СЕЙ, И Я В ТРИ ДНЯ ВОЗДВИГНУ ЕГО(Иоанн 2:19) — эта цитата тоже говорит о трёх стадиях веры в Учителя Евангелия. Две меры книжничества тоже неплохо смотрятся, но о Духе духовных христиан написано сверх всякой похвальбы: ДУХ ДЫШИТ, ГДЕ ХОЧЕТ, И ГОЛОС ЕГО СЛЫШИШЬ, А НЕ ЗНАЕШЬ, ОТКУДА ПРИХОДИТ И КУДА УХОДИТ: ТАК БЫВАЕТ СО ВСЯКИМ, РОЖДЕННЫМ ОТ ДУХА(Иоанн 3:8); КОГДА ЖЕ БУДУТ ПРЕДАВАТЬ ВАС, НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ, КАК ИЛИ ЧТО СКАЗАТЬ; ИБО В ТОТ ЧАС ДАНО БУДЕТ ВАМ, ЧТО СКАЗАТЬ, ИБО НЕ ВЫ БУДЕТЕ ГОВОРИТЬ, НО ДУХ ОТЦА ВАШЕГО БУДЕТ ГОВОРИТЬ В ВАС(Матфей 10:19-20); ПРЕЖДЕ ЖЕ ВСЕГО ТОГО ВОЗЛОЖАТ НА ВАС РУКИ И БУДУТ ГНАТЬ [ВАС], ПРЕДАВАЯ В СИНАГОГИ И В ТЕМНИЦЫ, И ПОВЕДУТ ПРЕД ЦАРЕЙ И ПРАВИТЕЛЕЙ ЗА ИМЯ МОЕ; БУДЕТ ЖЕ ЭТО ВАМ ДЛЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА. ИТАК ПОЛОЖИТЕ СЕБЕ НА СЕРДЦЕ НЕ ОБДУМЫВАТЬ ЗАРАНЕЕ, ЧТО ОТВЕЧАТЬ, ИБО Я ДАМ ВАМ УСТА И ПРЕМУДРОСТЬ, КОТОРОЙ НЕ ВОЗМОГУТ ПРОТИВОРЕЧИТЬ НИ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВСЕ, ПРОТИВЯЩИЕСЯ ВАМ(Лука 21:12-15). Можно и из пророков привести упомянутые цитаты: И УЗНАЕТЕ, ЧТО Я ПОСРЕДИ ИЗРАИЛЯ, И Я - ГОСПОДЬ БОГ ВАШ, И НЕТ ДРУГОГО, И МОЙ НАРОД НЕ ПОСРАМИТСЯ ВОВЕКИ. И БУДЕТ ПОСЛЕ ТОГО, ИЗЛИЮ ОТ ДУХА МОЕГО НА ВСЯКУЮ ПЛОТЬ, И БУДУТ ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ СЫНЫ ВАШИ И ДОЧЕРИ ВАШИ; СТАРЦАМ ВАШИМ БУДУТ СНИТЬСЯ СНЫ, И ЮНОШИ ВАШИ БУДУТ ВИДЕТЬ ВИДЕНИЯ(Иоиль 2 :27-28).
Да, духовный христианин знает, что посреди него Господь, и именно он генерирует ему мысли, желания и склоняет к их исполнению(Филиппийцам 2:13; Деяния 17:28). Конечно, Бог необременительно руководит и грешниками, не открываясь, поэтому грешный человек все достижения считает исключительно итогами своего ума. Да и зачем писсуару или унитазу знать, что назначение их свыше! Но и я, даже будучи недостойным для общения с Богом, когда вдруг спохватываюсь, что на кухне кипит чайник или может подгореть картошка на сковороде, понимаю, что я только приёмник эфира свыше. Но кто не знает Бога, того и Бог до поры, до времени не хочет знать: МНОГИЕ СКАЖУТ МНЕ В ТОТ ДЕНЬ: ГОСПОДИ! ГОСПОДИ! НЕ ОТ ТВОЕГО ЛИ ИМЕНИ МЫ ПРОРОЧЕСТВОВАЛИ? И НЕ ТВОИМ ЛИ ИМЕНЕМ БЕСОВ ИЗГОНЯЛИ? И НЕ ТВОИМ ЛИ ИМЕНЕМ МНОГИЕ ЧУДЕСА ТВОРИЛИ? И ТОГДА ОБЪЯВЛЮ ИМ: Я НИКОГДА НЕ ЗНАЛ ВАС; ОТОЙДИТЕ ОТ МЕНЯ, ДЕЛАЮЩИЕ БЕЗЗАКОНИЕ(Матфей 7:22-23). Главное в христианстве — любовь. И опять я удручённо вздыхаю: если в церкви нет даже предшествующих любви даров Святого Духа, закономерно и отсутствие любви. В проповедях проповедников много говорится о любви, НО САМ ИИСУС НЕ ВВЕРЯЛ СЕБЯ ИМ, ПОТОМУ ЧТО ЗНАЛ ВСЕХ И НЕ ИМЕЛ НУЖДЫ, ЧТОБЫ КТО ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛ О ЧЕЛОВЕКЕ, ИБО САМ ЗНАЛ, ЧТО В ЧЕЛОВЕКЕ(Иоанн 2:24-25). То есть получается, что Слово само по себе живёт, а человек в другой колее обитает. Ведь сказано же: НА МОИСЕЕВОМ СЕДАЛИЩЕ СЕЛИ КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ; ИТАК ВСЕ, ЧТО ОНИ ВЕЛЯТ ВАМ СОБЛЮДАТЬ, СОБЛЮДАЙТЕ И ДЕЛАЙТЕ; ПО ДЕЛАМ ЖЕ ИХ НЕ ПОСТУПАЙТЕ, ИБО ОНИ ГОВОРЯТ, И НЕ ДЕЛАЮТ(Матфей 23:2-3). Но это слово верно и для христианской эры: БЫЛИ И ЛЖЕПРОРОКИ В НАРОДЕ, КАК И У ВАС БУДУТ ЛЖЕУЧИТЕЛИ, КОТОРЫЕ ВВЕДУТ ПАГУБНЫЕ ЕРЕСИ И, ОТВЕРГАЯСЬ ИСКУПИВШЕГО ИХ ГОСПОДА, НАВЛЕКУТ САМИ НА СЕБЯ СКОРУЮ ПОГИБЕЛЬ(2 Петра 2:1), ИБО Я ЗНАЮ, ЧТО, ПО ОТШЕСТВИИ МОЕМ, ВОЙДУТ К ВАМ ЛЮТЫЕ ВОЛКИ, НЕ ЩАДЯЩИЕ СТАДА; И ИЗ ВАС САМИХ ВОССТАНУТ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ БУДУТ ГОВОРИТЬ ПРЕВРАТНО, ДАБЫ УВЛЕЧЬ
УЧЕНИКОВ ЗА СОБОЮ(Деяния 20:29-30).
Однако я так и не извлёк мораль из якобы превращения воды в вино на свадьбе. Брачный пир, освящаемый вином — медовый жизненный апофеоз, который украшается музыкой и поэзией. Соломон пишет, что печаль прибыльней для мудрого сердца: СЕТОВАНИЕ ЛУЧШЕ СМЕХА; ПОТОМУ ЧТО ПРИ ПЕЧАЛИ ЛИЦА СЕРДЦЕ ДЕЛАЕТСЯ ЛУЧШЕ. СЕРДЦЕ МУДРЫХ - В ДОМЕ ПЛАЧА, А СЕРДЦЕ ГЛУПЫХ - В ДОМЕ ВЕСЕЛЬЯ(Екклесиаст 7:3-4). Но сколько можно страдать, печалиться! Да здравствует вдохновение, восторг, экстаз, окрылённость! В Библии конституция дерева записана обязательно с семенем на земле(Бытие 1:11). Семя упаковывает амбициозные эгоистические ветви в монолитное единство и является источником в вечную жизнь. Смоковница без плода и семени Христом проклята(Матфей 21:19). И цикл поста в семьдесят седмин точно такое же ветвистое дерево, семидесятая седмина которого тоже является семенем, утверждением завета(Даниил 9:27). В Библии много говорится о спасении. Так вот единство, любовь и есть спасение.
А теперь притча о воскрешении смердящего Лазаря, который уже четыре дня пребывал в гробнице(Иоанн 11:1-45). А мы, все живущие на земле, не смердящие? Кто не следует за Христом к Богу, таких Евангелие считает мёртвыми(Лука 9:60). Мёртвым назвал отец своего младшего блудного сына, но когда он вернулся домой, переиначил своё мнение: ожил, возродился(Лука 15:24). Так и мёртвая венозная кровь возвращаясь в малый круг кровообращения, к сердцу и лёгким, оживает, насыщается кислородом. Фарисеи и книжники, застрявшие в начатках познания Бога и не достигшие Его престола, Его двора, почитаются Христом за раскрашенные гробы, полные мёртвых костей(Матфей 23:27). Мёртвыми именуются женящиеся и выходящие замуж, а также те, кто ищет работодателей или наёмников на работу, ростовщики и вообще все, кто ищет корысти, вовлекает в сети. У Бога мы все неполовинчатые, самодостаточные, и любовь у Бога платоническая, а не по принципу: ты — мне, я - тебе. Конечно, Бог в силах восстановить погибшее существо, даже если его труп разорвало на мельчайшие фрагменты, и это не чудо, а результат реинкарнации. Чудом не считается медицинская реанимация, но и божественная реинкарнация описана вкратце апостолом Павлом как поступательное явление совершенствования организмов(1 коринфянам 15:35-50). Но что означает воскрешение Лазаря? Ключевое слово здесь «четыре». В Священном Писании что эта четвёрка, что сорок лет собирания небесной манны при исходе евреев из Египта, что сорок дней поста Моисея и Иисуса — одно и то же. Сюда можно присовокупить и близкое к сорока число тридцать восемь, - столько лет находился в болезни паралитик, которого Христос исцелил при купальне Вифезда. Эти числа являются половинкой семидесяти седмин или седмины, - если седмина утверждает завет, то В ПОЛОВИНЕ СЕДМИНЫ ПРЕКРАТИТСЯ ЖЕРТВА И ПРИНОШЕНИЕ(Даниил 9:27). Но почему «четвёрка», когда должно быть три с половиной, ведь так полусекретно написано в Откровении - в продолжение времени, времен и полвремени(Откровение 12:14). Надбавку к семидесяти или семёрке сделал Моисей, указав на число лет человека — семьдесят, а при большей крепости — восемьдесят(Псалтирь 89:10). Так что четвёрка и сорок — половинка от восьмёрки и восьмидесяти. Ведь Бога надо любить во весь рост, во всю крепость(Марк 12:33), чтобы не получилось мало. Вот женщина грешница мазала миром ноги Христа до кончиков пальцев — во весь рост и крепость плоти — обливала их слезами, и были прощены ей множество грехов. И от учеников своих Христос требовал мыть друг другу ноги, и это притчевое указание для достижения циклической любви сполна. Но что всё-таки означает воскрешение Лазаря не на весь рост, на «восьмёрку», а на «четвёрку»? Только те из евреев перешли через Иордан, которым сорок лет довелось есть небесную манну. Кто этого срока не достиг, погиб от греховного ропота. И тридцать восемь лет паралитика в болезни — тоже почётный срок, чтобы осуществилось прекращение жертвы, которое уже с полседмины креативно и дееспособно. А вспомним, как искушал сатана Христа и предлагал своё покровительство в обмен на прекращение духовного роста посредством поста, но как только Христос отметился своим алканием на числе сорок, сатана исчез, а к подвижнику приступили ангелы(Матфей 4:1-11).
Так что же такое жертва, и почему она в конце концов прекращается? На этот вопрос я отвечу также вопросом: почему божественный, безвинный Христос приравнивает себя к зэку в темнице, несомненный целитель и врач вдруг оказывается на больничном одре, и драгоценный гость, которого каждый хотел бы послушать, предстаёт в виде бомжа, да ещё голодным, жаждущим и нагим?(Матфей 25:31-46)
Может, здесь только мотив, чтобы разогреть нас для сострадания к несчастным, а Христос тут ни при чём? А распятие на кресте тоже ни при чём? Когда христиане едят Плоть и пьют Кровь Христа это хорошо или плохо? Когда жертва, то бишь грех, вследствие этого прекращается, то это хорошо, но если Христос опять же вследствие этого распинается, то это очень плохо. Впрочем я говорю не о том Иисусе, который две тысячи лет назад ходил по Палестине и читал проповеди. Зависимость эта была всегда и ныне тоже днюет и ночует как скудость и полнота, как начало и конец, как альфа и омега, как долы и горы. То есть это преображающаяся опция Бога на красный или зелёный свет, которую надо знать, нести как крест и терпеть, когда больно. Некоторые церковные деятели заявляют, что надо вернуть казнь за злостные преступления. А как же заповедь Христова: не судите!.. Бог не потому милует человека, что он достоин награды, а потому что так хочет. И не потому ожесточает, что нелюбимец такой-сякой, но провидит в этом расчёт(Римлянам 9:11-25). Страдание — испытание для человека: КАК ХРИСТОС ПОСТРАДАЛ ЗА НАС ПЛОТИЮ, ТО И ВЫ ВООРУЖИТЕСЬ ТОЮ ЖЕ МЫСЛЬЮ; ИБО СТРАДАЮЩИЙ ПЛОТИЮ ПЕРЕСТАЕТ ГРЕШИТЬ, ЧТОБЫ ОСТАЛЬНОЕ ВО ПЛОТИ ВРЕМЯ ЖИТЬ УЖЕ НЕ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОХОТЯМ, НО ПО ВОЛЕ БОЖИЕЙ(1 Петра 4:1-2; Иов 33:19-22). И апостол Павел с той же мыслью предает согрешившего коринфского общинника измождению плоти, чтобы дух его был спасён в день Суда, который можно назвать равно днём Спасения(1 коринфянам 5:1-5). В принципе я за то, чтобы мы, как долы, наполнили свои амбиции, а горы, наши партнёры, понизились бы, чтобы не было бы кривизн и ухабов на пути Господнем(Лука 3:5-6). Высокопоставленным эверестам, то бишь олигархам, ни в коем случае не будем завидовать, ибо их участь — бомжатники, пропасти: И ВОТ, ЭТИ НЕЧЕСТИВЫЕ БЛАГОДЕНСТВУЮТ В ВЕКЕ СЕМ, УМНОЖАЮТ БОГАТСТВО. ТАК НЕ НАПРАСНО ЛИ Я ОЧИЩАЛ СЕРДЦЕ МОЕ И ОМЫВАЛ В НЕВИННОСТИ РУКИ МОИ, И ПОДВЕРГАЛ СЕБЯ РАНАМ ВСЯКИЙ ДЕНЬ И ОБЛИЧЕНИЯМ ВСЯКОЕ УТРО? НО ЕСЛИ БЫ Я СКАЗАЛ: "БУДУ РАССУЖДАТЬ ТАК", - ТО Я ВИНОВЕН БЫЛ БЫ ПРЕД РОДОМ СЫНОВ ТВОИХ. И ДУМАЛ Я, КАК БЫ УРАЗУМЕТЬ ЭТО, НО ЭТО ТРУДНО БЫЛО В ГЛАЗАХ МОИХ, ДОКОЛЕ НЕ ВОШЕЛ Я ВО СВЯТИЛИЩЕ БОЖИЕ И НЕ УРАЗУМЕЛ КОНЦА ИХ. ТАК! НА СКОЛЬЗКИХ ПУТЯХ ПОСТАВИЛ ТЫ ИХ И НИЗВЕРГАЕШЬ ИХ В ПРОПАСТИ. КАК НЕЧАЯННО ПРИШЛИ ОНИ В РАЗОРЕНИЕ, ИСЧЕЗЛИ, ПОГИБЛИ ОТ УЖАСОВ!(Псалтирь 72:12-19)
Теперь рассмотрим притчи о накормлении четырёх тысяч человек помимо женщин и детей семью хлебами, когда насобирали после трапезы семь корзин
краюх хлеба(Матфей 15:32-38), и о насыщении пяти тысяч пятью хлебами, и в остатке снова набралось двенадцать коробов хлеба(Матфей 14:15-21). Чудо ли это? Да, когда не знаешь сути дела, это кажется невозможным дивом. Но хлеб это разве только провизия? Разве Христос не говорил, что НЕ ХЛЕБОМ ОДНИМ БУДЕТ ЖИТЬ ЧЕЛОВЕК, НО ВСЯКИМ СЛОВОМ, ИСХОДЯЩИМ ИЗ УСТ БОЖИИХ(Матфей 4:4). Хлеб как провизия — это фарисейская закваска, другого хлеба они не знают. Фарисеи даже рыбу хлебом не считают, хотя Христос преломлял её вкупе с ячменным хлебом. Да Божье слово — истинный хлеб, сходящий с небес, в том числе и небесная манна, которая помогла некоторым еврейским беглецам уйти из опасного Синая за Красное море и пересечь Иордан! Но даже для людей этого лукавого мира достаточно разнообразия хлеба: это и супруги друг для друга, что сказывается на похожести пикников — еда и едьба, это зрелища для глаз и души, это приятные друзья, это престижный труд как эквивалент хлеба, это, в конце концов, радость и веселье, когда к закуси наливается вино. Церковные фарисеи даже Слово Божье, вместо того, чтобы его преломлять, то есть открывать, снимать с него покрывало, преломляют буквальный хлеб, а Божье Евангелие цитируют, попугайничая, как попугайничали хунвейбины, декламируя отрывки из директив Мао Цзедуна. Что же касается остатков хлеба в корзинах и коробах, так всегда бывает после получения откровения: коробы остатков нежёванного ещё хлеба являются перед тобой и требуют себя распаковать. А остатки у Бога немерянные. В заволжской тюльпанной степи я, будучи дошкольным ребёнком, порывался дойти до краешка земли, до горизонта, но сколько я ни шагал, передо мной открывались новые, неведомые пространства.
Или вот притча о десяти девах(Матфей 25:1-12). Пять из них мудрые с маслом в светильниках, - их можно приравнять к насобиравшим семьдесят седмин небесной манны. А другие пять пришли на брачный пир духовно ополовиненные, не прихватив в запас масла, надеясь, что ждать долго не придётся. Но девы даже задремали, прежде чем раздался клич: жених идёт, выходите навстречу! Мудрых дев с горящими светильниками пропустили на брачный пир, а неразумным пришлось тусоваться где-то в поисках масла. Когда же они вернулись, двери были закрыты, и голос жениха в ответ на их скулёж был непреклонный: не знаю вас. Что же за масло было такое, что оказалось пропуском взамен ксивы, пароля или пин-кода? Брачную страсть и брагу, брачный напиток, сопутствующий единению брачующихся принято иногда называть безумием, а психиатры даже считают болезнью, потому что нюансы здесь непредсказуемы, хотя бы из-за нетрезвости рассудка. Но разум, то есть масло, стажируют в постах, о чём сказано в Евангелии: ТЫ, КОГДА ПОСТИШЬСЯ, ПОМАЖЬ ГОЛОВУ(Матфей 6:17). Разве это буквальный императив делает тебя блестящим для славы? Пророк Исайя по секрету открывает, где брать иносказательное масло: КТО БУДЕТ СОДЕРЖАТЬ КОРОВУ И ДВУХ ОВЕЦ, ПО ИЗОБИЛИЮ МОЛОКА, КОТОРОЕ ОНИ ДАДУТ, БУДЕТ ЕСТЬ МАСЛО; МАСЛОМ И МЕДОМ БУДУТ ПИТАТЬСЯ ВСЕ, ОСТАВШИЕСЯ В ЭТОЙ ЗЕМЛЕ(Исайя 7:21-22). Масло можно приравнять к мудрости змеи, а медовуха из мёда как раз приличествует юности для любви, ведь такими хотел видеть своих учеников Христос(Матфей 10:16). Корова и две овцы это опять же три стадии веры — седмина, семь седмин и семьдесят. Младенческое молоко для брачного чертога тут никак не котируется, только масло. Что это не враки, доказательство я представлю авторитетом Христа: ПОЙДИТЕ, НАУЧИТЕСЬ, ЧТО ЗНАЧИТ: МИЛОСТИ ХОЧУ, А НЕ ЖЕРТВЫ?(Матфей 9:13). И тут же после этих слов Христос кратенько обозначает рамки поста(Матфей 9:14-17). Да, это невнятное объяснение, но апостол Иаков предупреждает: У КОГО ИЗ ВАС НЕДОСТАЕТ МУДРОСТИ, ДА ПРОСИТ У БОГА, ДАЮЩЕГО ВСЕМ ПРОСТО И БЕЗ УПРЕКОВ, - И ДАСТСЯ ЕМУ(Иакова 1:5). И Христос утешает: ПРОСИТЕ, И ДАНО БУДЕТ
ВАМ(Матфей 7:7). Впрочем, тут есть весомое условие: ИБО ВСЯКОМУ
ИМЕЮЩЕМУ ДАСТСЯ И ПРИУМНОЖИТСЯ, А У НЕИМЕЮЩЕГО
ОТНИМЕТСЯ И ТО, ЧТО ИМЕЕТ(Матфей 25:29). Плоды-то гниют, и энтропия, как ржавчина, не дремлет!
Вот ещё коротенькая притча о купце, коллекционере жемчужин(Матфей 13:45-46). Найдя одну драгоценную жемчужину, он продаёт всю свою коллекцию и покупает вожделенное. Грибник, бывает, выбрасывает содержимое грибной корзинки, чтобы похвалиться перед ближними и знакомыми огромным найденным грибом, но он, увы, оказывается червивым. Но с драгоценной жемчужиной не тот случай: она, семидесятая седмина небесной манны, ратифицирует завет с Богом(Даниил 9:27). А где же шестьдесят девять седмин(семь плюс шестьдесят две)? Они проданы. Их нет(Даниил 9:26).
Хочется сказать несколько слов и об Иуде. Ключевой знаменатель его в том, что он двенадцатый из апостолов. То есть он заключает двенадцатикратный цикл, он последний сектор в круге, а круг как бы соответствует Учителю, и ученикам подняться выше Учителя невозможно(Лука 7:40). Если уж предать Учителя? Так поступают спортсмены, уходя к другому тренеру, если прежний исчерпал свои возможности в воспитании подопечных, но предательством это можно назвать разве что с натяжкой. Пётр трижды отрекался от Иисуса, но эта неудовлетворённость имела место, когда, казалось бы возможности Учителя были ограничены его арестом. Когда же Христос воскрес, он восстановил полномочия своего неглупого ученика до своего нового роста. В Евангелии есть заповеди любви, монолитного единения с ближними(Матфей 19:19), но есть заповедь и обратная, требующая оставить(Матфей 19:29) или даже возненавидеть своих ближних ради Христа и Евангелия(Лука 14:26; Матфей 10:37). То есть и преданность и предательство поощряются Евангелием. Но лучше бы так называемому предателю не родиться, - эмоциональный взрыв здесь является непреодолимой границей между бывшими партнёрами. И действительно, ублюдок и власовец Ельцин, как последний аккорд в симфонии социализма-капитализма, ненавистен энтузиастам советской власти, поскольку он её и сам себя задушил, передав власть преемнику. Так и Иуда пожертвовал Учителем и собой, чтобы войти в соседний виток космической спирали, если прежний ему знаменательно показался изжитым. Впрочем, известно, что нового ничего нет, ведь во всяком очередном цикле те же вёсны и зимы, правда качеством пожирнее. И, возможно, мы ещё вспомним Ельцина добрым словом, когда для решения проблем пролетариата и рабочего класса не нужен будет великий Ленин, если вместо рабочего класса устаканится роботизация и искусственный интеллект. В недавно найденном Евангелии от Иуды Христос так называемого предателя называет самым достойным из своих учеников, так как он из обителей другого эона, другого века и превосходит самого Учителя. А что Иуда предал своего Учителя целованием, это и вовсе банальность. Ведь целование друга или любимого — вожделенная еда, а организм требует в еде разнообразия. Когда мы окажемся с Богом, мы станем самодостаточными, едиными, не надо будет пароваться по корыстному принципу.. Этот мир ненадёжен и нестабилен для союзов, разве если ты живёшь один, анахоретом...
Читателю покажется скучным, что я интерпретирую все притчи и притчевые слова Евангелия одинако: вот цикл собирания небесной манны или небесного хлеба в семьдесят седмин, и другого смысла в Евангелии нет. Возможно, читатель прав, но таков Путь — он трансформируется благодаря накоплению поста и соблюдению заповедей: НЕ СУДИТЕ, И НЕ БУДЕТЕ СУДИМЫ; НЕ ОСУЖДАЙТЕ, И НЕ БУДЕТЕ ОСУЖДЕНЫ; ПРОЩАЙТЕ, И ПРОЩЕНЫ БУДЕТЕ; ДАВАЙТЕ, И ДАСТСЯ ВАМ: МЕРОЮ ДОБРОЮ, УТРЯСЕННОЮ, НАГНЕТЕННОЮ И ПЕРЕПОЛНЕННОЮ ОТСЫПЛЮТ ВАМ В ЛОНО ВАШЕ; ИБО, КАКОЮ МЕРОЮ МЕРИТЕ, ТАКОЮ ЖЕ ОТМЕРИТСЯ И ВАМ(Лука 6:37-38). Кто отмерит Богопознание и вообще всякое знание по мере поста? Разве в книге книжник всё вычитает, пусть хотя бы это и Евангелие? Знание даёт Дух своим поклонникам. И пусть не создастся у читателя впечатление, что Христос был автором только фантасмагорических иносказательных чудес. Нет, это прозорливый, продвинутый человек, пророк, исцеляющий премудростью болезни и прощающий грехи. Такими людьми не столь богата наша земля, но они есть. Как пример, я всегда привожу любимого мной древнегреческого мудреца Эмпедокла, автора поэмы «О природе»:
Если в мои поученья уверовав сердцем, ты станешь
Чистою мыслью их созерцать с благосклонным вниманьем,
То несомненно они на всю жизнь тебе будут опорой,
Множество так же других обретешь из них ценных стяжаний;
Ибо они вытекают одно из другого согласно
С качеством каждого. Если же будешь стремиться к иному,
В чем бесконечных скорбей и душевного мрака источник,-
Скоро покинут тебя мимолетные эти стяжанья,
К милому лону природы родной возвратиться желая.
Ибо знай, что во всем есть разумности доля и мысли.
Зелья узнаешь, какими недуги и дряхлость врачуют,
Только тебе одному я открыть это все собираюсь.
Ветров, не знающих отдыха, ярость удерживать будешь,
Что устремляясь на землю, порывами пажити губят;
Если ж захочешь, - обратное вновь их воздвигнешь дыханье.
Мрачного после ненастья доставишь желанное ведро,
В летнюю ж засуху зелень питающий вызовешь ливень.
Хлынет потоками влага с эфирного неба на землю.
Даже усопшего мужа вернёшь из Аида.(Эмпедокл)
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Проповеди : СЕМЬЯ. ИЗМЕНА. ССОРА. Узбекская серия - Андрей Жаворонков Предлагаю Вашему вниманию свою проповедь. Написана она по принципу узбекской песни - что вижу, то и пою. Она входит в "Узбекскую серию". Проповеди этой серии издаются мною в виде маленьких брошюр, большими тиражами, и распростаняются (в основном), среди торговцев, на одесских городских рынках.