«Свет, среди тьмы разрастайся! Ты — как небесная совесть. Тучи от света исчезнут. Господа воля на всё есть! Воля на всё есть Господня! Нет ничего лучше света. Свет среди тьмы окрыляет. Человек, пусть, как и раньше, всё в тебе светом сияет!» - /Иосиф Джугашвили/
Человечество всегда пользовалось светом, чтобы осветить свое жилище или найти во тьме какие-либо вещи: «если потеряет одну драхму, не зажжет свечи…» - /Лук.15.8/. А потому можно сказать, что свет – это то, что может показать истинное положение вещей, а тьма как бы скрывает истину, окутывая все иллюзорным туманом. «Любовь последнего есть один оптический обман, - пишет Н.Гоголь, - плотская чувственная любовь, одно страстное обаяние. Такая любовь не может поступать разумно, потому что очи ее слепы. Любовь же есть свет, а не мрак. В любви заключается Бог: «Бог есть любовь» - /1Иоан.4.16/, а не дух тьмы: где свет, там и спокойствие, где тьма, там и возмущение».
«...и я при свете Его ходил среди тьмы» - /Иов. 29.3/. «Светильник Божий светил над его головою», то есть Бог вознес над ним свет Своего лица, дал уверенность и возможность наслаждаться Его любовью. Наилучшие проявления божественного благоволения святым в этом мире являются всего лишь светом свечи по сравнению с тем, что хранится для них в будущем состоянии.
Иов получал настолько обильное удовлетворение от благоволения Бога к нему, что благодаря этому свету шел сквозь тьму; этот свет вел его, когда он сомневался, утешал в скорби, помогал нести бремена и справляться со всеми трудностями. Даже те, для кого ярко светит солнце внешнего процветания, должны быть готовы временами оказаться во тьме. «В страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма... /Иов 10.22/. Иногда они страдают, оказываются в недоумении, грустят. Но кто стремится обрести благоволение Бога и умеет ценить его, тот может, благодаря его свету, весело и благополучно преодолевать тьму этой долины слез. Он вливает радости в сердце достаточно, чтобы сбалансировать все скорби нынешнего времени».
В могиле монастыря густая тьма; на самом деле она неосязаема, но пугает тех, кто наслаждался светом жизни. В монастыре нет ни знания, ни утешения, ни радости, ни прославления Бога, ни совершения спасения, именно поэтому там нет света. Тьма приближается, поэтому давайте ходить и работать, пока у нас есть свет. Поскольку могила это страна тьмы, то хорошо, что мы оказываемся там с закрытыми глазами; тогда нам все равно. Могила страна тьмы для человека; когда туда отправляются наши друзья, мы считаем, что они перенеслись во тьму. Тьма - это то, что ограничивает, темнит, сдерживает, препятствует, останавливает, гасит. У Б.И.Бермана написано интересное мнение о том, что «тьма - это то, что сдерживает движение, что, сдерживает Свет».
«Или тьма, в которой ты ничего не видишь,…» - /Иов 22.11/ «Они оказались в тупике, настолько изумлены и сбиты с толку, что не знают, что делать; таков и твой случай. Ты оказался во тьме и поэтому не видишь, за что Бог борется с тобою, равно как и наилучшего пути, по которому тебе следует идти, ибо множество вод покрыло тебя; то есть ты оказался в тумане, среди темных вод и плотных облаков небесных»
Понятие, вкладываемое в идею «света» - это раскрытие. Этим собственно и различаются «свет» и «темноту». «Свет» - это раскрытие, а «темнота» - сокрытие. То есть, понятие «свет» рассматривается, не с точки зрения сути идеи раскрытия, которое в нем, а с точки зрения того, что оно «светит и раскрывает» для кого-то. И когда отсутствует раскрытие для человека. Даже когда это не по причине того, что у света нет возможности достигнуть цели из-за его слабости или из-за наличия предмета скрывающего свет - «темнота» по-простому смыслу, по причине достоинства света, что он очень сильный и яркий свет, вплоть до того, что творения не могут его принять, то он называется «темнота»! Так как понятие «свет» с этой точки зрения применимо только тогда, когда творениям раскрывается свет.
Если жизнь опирается на свет, то на что опирается свет? Из Библии мы видим, что свет опирается на Божье Слово. Это тоже очень важный принцип в Библии. В Пс.118.105 говорится: «Слово Твоё - светильник ноге моей и свет стезе моей». Этот стих показывают, что свет действительно опирается на Божье Слово. Следовательно, если мы хотим получить свет, нам нужно получить Божье Слово. Когда мы получаем Божье Слово, мы получаем свет. Если у нас нет света, значит, нам не хватает Божьего Слова, как в лампочке не хватает электричества напряжение.
Сегодня мы можем понять, где мы находимся: в свете или во тьме, и сколько света мы получаем: много или мало, опираясь на наше внутреннее ощущение. Если у человека нет никакого ощущения, он находится во тьме и не позволяет Божьему свету сиять внутри него. Если у человека есть внутреннее ощущение, он находится в свете и позволяет Божьему свету сиять внутри него. Таким образом, человек, который полон внутреннего ощущения, полон света и прозрачен.
Чем более раскрывается человеку духовный свет, тем ему становится виднее низменность духовной темноты. Поскольку, пока не чувствует в своей душе Божественный свет, не ощущает низменность своего духовного положения, вплоть до того, что может ошибаться и считать, что его духовное положение прекрасно - «считают темноту светом». И только когда светит свет Всевышнего в его мозгу и в сердце, именно тогда замечает даже тонкое зло в душе его, и оно становится ему отвратительно. И чем зло более тонкое, тем более сильным должен быть свет для того, чтобы различить его, подобно тому, как в материи, чем вещь, которую необходимо увидеть, более мала и тонка, тем свет необходимый для того, чтобы ее увидеть должен быть более интенсивным. Также в период «темноты», более заметно «преимущество (Божественного) света». Подобно тому, как во время, сравниваемого с ночью - темнотой, сильнее ощущается преимущество и достоинство раскрытия Божественности - «света». И поэтому жажда и стремление к Божественности во время темноты сильнее»- /Хаим Толочинский/.
Свет приходит и уходит, а темнота остается. Утром встанет солнце и будет свет; вечером солнце зайдет и будет темнота. Для того чтобы была темнота, ничто не должно появляться - она всегда здесь. Она никогда не появляется и никогда не устанавливается. Свет всегда имеет какой-нибудь источник; темнота в источнике не нуждается. То, что имеет какой-либо источник, не может быть бесконечным; только то, что источника не имеет, может быть бесконечным и вечным. Свет является источником некоторого беспокойства; вот почему вы не можете спать при свете. Он создает некоторое напряжение. Темнота является расслаблением, тотальным расслаблением.
Свет - первое, что человек воспринимает, приходя в этот мир. И как для младенца, так и для всего сотворенного мира - свет, начало начал. Даже тем, кто мало знаком с Торой, хорошо знакомы ее первые слова, текст о начале творения: «В начале сотворил Всевышний небо и землю». Парадоксальным образом, тем, кто поглубже знаком и с оригиналом, и с правилами еврейской грамматики, значение этой фразы куда менее очевидно. Поскольку первое слово (бе-решит) стоит в сопряженной форме, точный перевод должен выглядеть так: «В начале сотворения Всевышним неба и земли... сказал Всевышний: «Да будет свет» - и появился свет». Казалось бы, одно и то же, но если в обычном переводе первыми сотворенными объектами представляются земля и небо, то в уточненном, прежде всего, был сотворен свет. Свет также символизирует Тору и заповеди, как сказано: «Ибо заповедь - светильник и Тора - свет». Но какова разница между светильником и светом и каково их взаимодействие? Светильник можно погасить. Заповедь, уподобленная ему, конкретна, непосредственно связана с исполняющим ее человеком, находящимся в определенном месте, в определенных жизненных обстоятельствах. Исполнение заповеди строго регламентировано, имеет начало и завершение.
Все сказанное о великом изначальном свете, имеет непосредственное отношение и к локальному свету, к малым огням, к свечам Хануки. Свет Торы прекрасен, но его надо раскрыть, разглядеть, а это требует великих усилий. А вот огонек светильника близок, заметен, его можно переместить, осветить с его помощью не только темные углы дома, но и глубины собственной души, как сказано: «Душа человека - светильник Господа, исследующий все тайники сердца» - /«Мишлей»/.
Огонь и свет светильника связаны, но не тождественны. Свет теплый и живой, несет только пользу, но огонь, его источник, порой страшен и разрушителен. Достаточно вспомнить слова Торы «...Бог, Всесильный твой... - огонь пожирающий...» или огонь, пылавший на жертвеннике. Суть метафоры «светильник - заповедь» в том. Что в процессе своего «горения» заповедь не только освещает, но и трансформирует действительность, «зажигает» ее.
Ханукальный светильник состоит из четырех элементов: сосуда, масла или воска, фитиля, и, наконец, огня. Ради огня, дающего свет, соединены все эти компоненты воедино. Наши мудрецы уподобляют человеческое тело светильнику: оно - наполненный маслом сосуд, душа же - это горящий фитиль. Пламя, которое служит постоянным связующим звеном между высшими и нижними мирами. Так же, как фитиль объединяет все элементы светильника, делая его функциональным, так и душа превращает человека-свечу из совокупности различных элементов в значимое единство, увенчанное огнем и светом» -/Раввин Адин Штейнзальц/
Божественная благодать - это духовный свет, который просвещает человека, так что он правильно видит духовные предметы. Человек, чей ум покрыт мраком страстей, подобен тому, чьи телесные очи слепы.
Итак, тот, чей светильник души погас и мрачен, нуждается в проводнике - божественном огне, который бы просветил светильник его души, так что человек смог бы судить о своих деяниях, а его ошибки были бы прощены через таинство исповеди. «Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света»- /Ин.12.35-36/. Христос - свет, истина и жизнь. Христос просвещает всякого человека, приходящего в мир, освещает душу и ум человека: «светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светило»- /Мф.6.22/. Но что же это за око? Здесь в священном тексте речь идет не о телесном глазе, но об уме. Око души - ум. Ум же лишь тогда становится простым, когда видит простой свет, каковым является Христос. А о том, кто имеет свет Христов, говорят, что у него ум Христов /1Кор. 2.16/. Когда ум прост, то есть светел, тогда и все силы души являются светлыми и наоборот, если ум помрачен, то и вся душа темна. Итак, будьте внимательны, если вы сделали мраком то, что Бог вложил в вас в качестве света, то можно себе представить, в какой тьме вы находитесь.
Обращаясь к своим ученикам и последователям, Иисус Христос назвал их не только «солью земли», но и сказал: «Вы – свет мира»- /Мат. 5.14/. Иными словами Иисус Христос сказал о том, что Его последователи должны просветить весь мир светом Его Божественного Учения. В словах Иисуса Христа о том, что Его последователи есть «свет мира», заключается и та мысль, что сторонники учения Христова должны стать настоящими светочами жизни, распространяющими Слово Божие. Иисус Христос, сравнивая Своих учеников со светом, говорит также о том, что как свет не может не светить, так и люди, проникнутые духом Слова Божьего, не смогут не просвещать мир учением Христовым. Как свет маяка во мраке ночи указывает путь кораблям в безопасную гавань, так и последователи Иисуса Христа, среди тьмы заблуждений и порока этого мира, должны просвещать души людей Словом Божьим и приводить их к праведной жизни во Христе (по Законам Христовым) для последующего наследия Царства Божьего. И как восходящее солнце рассеивает мрак уходящей ночи, так и последователи Иисуса Христа должны просвещать души людей Словом Божьим, озаряя светом учения Христова тех, которые находятся во мраке грехов и заблуждений.
Воспитание и образование – в своей сущности это просвещение и преображение человеческого духа духовным светом. Истинным духом и светом является Бог, ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»- /Ин.1.5/. В мир пришел «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир»- /Ин.1.9/. «…и отделил Бог свет от тьмы» - /Быт.1.4/ …и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо» - /Быт.1.18/
«Когда свет предстаёт пред человеком, и «осиял его свет с неба…и услышал голос…Он в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать» - /Деян.9.4-6/. Это главное когда человек пробуждает, совершенству его осияет, свет с неба и голос, который останавливает человека и желает беседовать, и человек отвечает что: «Господи! Что повелишь мне делать». И Господь сказал ему: «встань и иди…и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» - /Деян.9.6/.
«Луна тоже встаёт и светит, но не своим собственным светом – она получает его от солнца. Так же и вы. Светите так, чтобы вся слава принадлежала Христу. Те, кто чувствует свою собственную темноту, светят ярче и больше облачены в сияние Христа. Куда бы вы ни шли, свидетельствуйте о том, что ваш свет и ваш мир идёт от Него, что, только глядя на Иисуса, вы можете светить, что ваша святость – это результат союза с Ним. «Так да светит свет ваш перед людьми»- /Р.Макчейн/.
Слова мудрого: «Никогда не бываем мы ближе к свету, чем в те минуты, когда темнота кажется нам беспросветной». «Как день, - пишет А.Блок, - светла, но непонятна. Вся явь, но – как обрывок сна, она приходит с речью внятной, и вслед за ней всегда весна»
«Пожалуйста, видите. Отказать и не говорить, что есть солнечный свет, это уйти в подвал и закрыть глаза, чтобы не видеть свет. Это верно. И, запомните, единствен, как ты можешь оказаться неправым – это, отказавшись прежде от света. Видите? Если ты отказываешься открыть свои глаза, то будешь жить во тьме. Если вы просто отказываетесь смотреть, как же вы собираетесь увидеть? Взгляните на простые вещи. То малое, что вы не сделали, а не большее, что вы пытаетесь делать. Вот так! Отвергнуть свет – это идти во тьме».
«Если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно» - /Мт.6.22-33/. Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно.
«Будь светом среди тьмы оставь сомнений бремя.
Будь повелителем судьбы, на цель всегда есть время» - /Дм.Бычков/.
От света Слово через новую тьму расширится еще непознанный в себе свет.
Если вы снова ничего не поняли, не переживайте - просто вам хочется еще пострадать. Ведь во тьме самое сладкое - это жалость к себе и возвеличивание собственных страданий. Наслаждайтесь и не переживайте, ваша тьма никуда не сбежит и подождет, когда вы решите в нее нырнуть и оказаться в сиянии света. Тьма всегда ждет света. Даже если ей придется ждать несколько ваших воплощений.
«Не позволяй себе уйти смиренно в ночи тьму - гори все ярче, хоть неотвратимо меркнет, небосвод - кто вечно ищет свет, воздастся лишь тому» - /Алекс Голдвин/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь Библии.
|