«Истина не должна бояться гласности и кто считает своё дело правым, тому вдвойне грешно пользоваться правом сильного и налагать молчание на уста противника» - журнал «Русский вестник».
Страх гласности – ещё от крепостничества, где главный мозг – под палкой мозг спинной, и от замены царского величества. Чуть не на «Ваше социалистичество…» на вбитый в мозг спинной – тридцать седьмой.
Страх гласности - от собственной неясности: Про что, во - что, за что, что - то, а что - не то. И, в частности, от злобненькой несчастности
всех тех, чья тайна, что они - ничто.
Страх гласности - от ужаса не властности
удерживать захапанную власть
и только при посредстве сладкогласности
по - ханжески кормить сограждан всласть.
Народоразвратители. Вы ласками и страхом нас хотите развратить
и нашу гласность в шлюху полугласности
из Орлеанской девы превратить» - /Е.Евтушенко/.
«Ограничивая в своё время гласность, власть боялась не столько правды, сколько глупости. Как оказалось, вполне справедливо» - /Л.Шебаршин деятель советской разведки/. К чему это? К тому, бояться ли в церкви глупости или она как гласность на показ: сколько глупости и не столько правды, что не бояться. Для них правда не то, что гласность глупости процветает от незнания здравого смысла Слово Божьего. Гласность, гласности - доступность общественному обсуждению, контролю; публичность, чего бояться. Боязнь гласности в этом случае непременно заставляет подозревать желание скрыть какие-нибудь важные, тайные злоупотребления.
Именно в период гласности начался открытый возврат к религиозной жизни в бывшем СССР. И именно в период гласности в нашем обществе стала реальностью. Гласность действительно была важным завоеванием нашего народа, и в том числе она открыла дорогу свободному исповеданию религии. Гласность открыла многие пути, в том числе и свободу вероисповедания. Она же породила свободную волю слово. Вопросы тоже не возникают – ответ на них наша жизнь уже дала. Осталось перейти от кухонных споров, какую духовную пищу принимать, каждому по росту: «Ещё не стёрлась, память
как с гласностью играли:
Власть разрешила, лаять…
кормить же перестали» - /Акакий Швейк/
«Петька спрашивает Чапаева: – Василий Иванович, что такое «гласность»?
– Это значит, Петька, что ты можешь говорить что угодно и про меня, и про комиссара, и ничего, Петька, тебе за это не будет…
– В самом деле, ничего?!
– Ничего, Петька. Ни новой шашки, ни бурки, ни сапог, ни квартиры!».
К реалиям и выйти из той раковины заборов, что мы сами для себя соорудили от соседей группировок.
«Но теперь, - пишет Ю.Окунцов историк, - когда революционная волна отхлынула, когда церковь ушла в себя, лечит свои раны и углубляет самосознание, ряды, же активных товарищей, то и дело расстраиваются; когда нужны идейные руководители… где, же вы? Теперь вы, устроившись на местах, рассуждаете: к чему жертвовать собою, всё равно делу не поможешь, а между тем, мы сохраним себя для будущего, и, когда наступит момент, у христианства, будут целы руководители – без гласности Слово Божьего».
Гласность — это важнейшая часть культурного цивилизованного общества, она предотвращает общество от скатывания общества к религиозным количествам в войну. «Люди, что называется, почувствовали вкус к гласности», — сказал как-то по этому поводу М.С.Горбачев.
«В атмосфере гласности, - пишет Борис Ковалерчик, - легко дышится». Что гласность полностью оправдала себя, ее нужно всемерно развивать и дальше. В этих целях считать, необходимым создать, правовые гарантии гласности, для чего предусмотреть закрепление в религиозном порядке права граждан на информацию.
В русском языке это выражение означает напрасный призыв, выражение отчаяния, без надежды на отклик. Действительно, кто услышит чей-то зов в пустыне, ведь там никого нет. «Глас вопиющего в пустыне» - сегодня это выражение означает напрасные уговоры и тщетные призывы, которых никто не слушает. На первый взгляд все понятно: если кто-то, находясь в пустыне, станет, к чему-либо призывать его не услышат, ведь кругом никого нет.
Иоанн был гласом вопиющего в пустыне. Что он есть глас вопиющего в пустыне. Иоанн сам заявляет это о себе /Иоан.1.23/: «Я глас» - и только, Бог же является говорящим, открывающим Свои мысли чрез Иоанна, подобно тому как человек делает это посредством своего голоса. «Не как слово человеческое Слово Божье должно приниматься только как Божье» /1Фес. 2.13/, и чем иным могут быть Павел и Аполлос, кроме как голосом! Иоанн назван гласом, - гласом вопиющего, то есть громко провозглашающего, чтобы привлечь внимание, пробудить. Христос же назван Словом, потому что слово, будучи четким и членораздельным, является более наставительным. Иоанн как глас пробудил, подготовил народ, а затем Христос, будучи Словом, учил их. Глас многих вод и сильного грома дал дорогу мелодичному гласу арф и новой песни. Некоторые отмечают, что как матери Самсона запрещено было пить сикеру (крепкий напиток), а ему, тем не менее, было предназначено быть мужем крепким, так и отец Иоанна Крестителя был некоторое время нем, в то время как ему следовало стать гласом вопиющего. Когда «глас вопиющего» рождается от немого отца, это свидетельствует о том, что преизбыточная сила принадлежит Богу, а не человеку. И его основным делом было приготовить путь Господу: расположить разум людей, чтобы они принимали и вкушали Евангелие Христа. Он относит к себе то место Писания, где сказано не о его достоинствах, а о его долге и зависимости от Бога, где мало говорится о нем самом: «Я глас», как будто он был просто голос.
«Приготовьте путь Господу; подготовьте себя для Него, и пусть будет подавлено все, что препятствует Его вхождению. Сотворите место для Христа: «Прямыми сделайте стези Богу нашему». Лишь позвольте, чтобы Евангелие Христа было четко слышно, и многие примут его. Это подготовит путь Господу; и подобным образом Бог Своей благодатью приготовит Свой собственный путь во всех сосудах милости.
Он дает такой о себе отчет, который мог быть полезным для них, мог пробудить их и заставить прислушаться к нему, ведь он был гласом: «Говорите к сердцу…и возвещайте ему» - /Ис.40.2.3/, гласом будящим, ясно преподающим наставления. Служители суть лишь глас, средство, которым Богу угодно передавать Свои мысли. Кем еще могут быть Павел и Аполлос, как не посланниками? Заметьте: Во-первых, он был гласом человеческим. Глас громов и сильный звук трубы, вызывавшие страх и трепет. Подготавливали людей к принятию закона. А к принятию Евангелия их подготавливал глас подобного им человека. «Веяние тихого ветра», в котором Бог пришел к Илии: «что ты здесь…пойди через пустыню» - /3Цар.19.12.15/. Это для нас говорится: где мы сидим, встаньте – пойдите через пустыню мирской суеты и говорите, если у вас есть, глас для народа не молчите.
Во-вторых, он был гласом вопиющего, что указывает на: Его серьезность и настойчивость в призвании людей к покаянию; он взывал громко и не удерживался. Служители должны проповедовать, будучи настроенными на серьезный лад, при этом они сами должны быть, увлечены теми предметами, которыми желают увлечь других. Пожалуй, вряд ли растопят сердца слушателей слова, замерзающие на устах говорящего.
Открытое оглашение проповедуемого им учения; он для того был гласом вопиющего, чтобы всякий услышал и обратил на него внимание: «Не премудрость ли взывает?» - /Прит.8.1/.
В-третьих, этот глас вопиял в пустыне - месте тишины и уединения, вдалеке от шума этого мира и суеты его дел; чем дальше мы удаляемся от суматохи мирских забот, тем лучше мы приготавливаем себя к принятию слова от Бога.
В-четвертых, он вопиял о том, чтобы исправить путь Господу, то есть:
1. Он пришел исправить ошибочные представления людей о путях Божьих; нет сомнения в том, что эти пути прямые, но книжники и фарисеи своими превратными истолкованиями закона сделали их кривыми. Теперь же Иоанн Креститель призывает людей к тому, чтобы обратиться назад, к истокам.
2. Он пришел приготовить и расположить людей к принятию Христа и Его Евангелия. Возглас: Дорогу! - это намек на предвестников князя или какого-нибудь великого человека. Заметьте: когда Бог выходит нам навстречу, мы должны приготовиться встречать Его и позволить слову Господа беспрепятственно следовать.
Глас (то есть голос) вопиющего в пустыне. Данный фразеологизм имеет следующее значение: напрасные призывы, просьбы, уговоры, которым никто не внемлет, к которым не прислушиваются, человек, словно говорит в пустыне, где нет ни одного человека. Это безразличные призывы и уговоры сделать определенные действия, которые никто не слушает, и которые заранее обречены на провал. Но все не так просто.
В Ветхом Завете пророк Исаия взывает к израильтянам из пустыни уготовить путь к Богу, но остается не услышанным. В Новом Завете уже призывы Иоанна Крестителя, который готовил людей к скорому явлению Христа, также именуются «Гласом вопиющего в пустыне» - /Мар.1.3/.
«В годину мрака и печали.
Как люди русские молчали,
Глас вопиющего в пустыне
один раздался на чужбине» - /Николай Огарёв/
«Так что к ежедневному свету гласности мы все должны привыкнуть. Независимо от места жительства, настроения, образования, высоты полёта и величины зарплаты. Но, исповедуя этот принцип, последовательно проводя его в жизнь, мы обязаны помнить вот о чём: гласность, в результате которой ничего не меняется, гласность, за которой не следует даже попыток решения той или иной проблемы, - это всего лишь бессмысленное самоистязание, показушная болтовня, видимость настоящего дела».
Именно настоящая гласность быстрее всего поможет нам избавиться от многих прежних стереотипов, которые сейчас «гирями висят на наших ногах, встать не хочется». Но избавление это будет наверняка процессом очень трудным и не слишком скорым. Ведь стереотип, он на то и стереотип, что за ним всегда – многолетний опыт, привычка. Он как глубокая колея, накатанная, удобная, проверенная. Многие из нас – в той или иной степени – ещё едут по этой колее. Одни и сворачивать не хотят, а другие вроде бы свернули уже, но забыть родимую колею не могут и «по-новому» пытаются действовать отработанными старыми методами. Самый страшный и самый распространённый стереотип – это стереотип безответственности. С годами он стал у нас чуть ли не составной частью любой профессии. Здесь доходит до абсурда».
Ведь «массы» церкви никогда ни в чём не сомневаются, «массы» никаких вопросов не задают они просто сидят на скамеечке, и с ложечки в рот положили как маленьким деткам. Сомневаются и спрашивают конкретные люди. Значит, это с ними нужно работать, это их нужно убеждать. А ведь нельзя убеждать других в том, в чём ты не убеждён сам. Вернее, убеждаться можно. Убедить нельзя. Вот и выплывают на поверхность «усечённые модели» перестройки гласности. И выясняться постепенно, что некоторые, к примеру, согласны на перестройку, но – без демократии. Другие готовы принять демократию, но – без гласности. А самые отчаянные даже на гласность согласны! Но – без перестройки. В общем, далеко не случайно сегодня появился термин «механизм торможения в церкви».
На наш взгляд, основными сторонниками и даже «изобретателями такого механизма являются люди, которые готовы согласиться со всеми переменами в стране лишь при одном условии: чтобы лично у них осталось право командовать, право распоряжаться всем, что есть, - и демократией, и гласностью, и самим «человеческим фактором».
«С последним словом, не внемля голосу Санчо, который предупреждал его, что не с великанами едет он сражаться, а, вне всякого сомнения, с ветряными мельницами» - /М.Сервантес/. Сражаться с ветряными мельницами - бесперспективно и бессмысленно, безуспешно бороться с действительными или небывалыми. Только воображаемыми препятствиями искать и ожидать справедливости там и от тех, кто её обеспечить не может и не хочет.
Гласность есть меч духовный, который очищает душевную грязь. Голос Духа Святого, пробуждающее творческое вдохновение к светлому пути. А тот, кто не внемлет голосу исходящему, тот только варвар, кем бы ни был он. «Гласу Божьему не внемля, - пишет М.Воронцов, карасём живя в пруду».
«Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» -/Иоан.3.29/
«Чтобы вселенная признавала Глас Божий, глас природы в них; И кротких вняв законов глас,
По желто-смуглым лицам долу
струили токи слез из глаз…» - /Н.Добролюбов/
Прошу вас, братия и сестры, внимайте гласу Божию. Непрестанно зовущего вас. Недостатка в зове Божием не было, и нет.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности