Руки мастера восхитительны! В каждом лёгком движенье - истина.
Руки мастера удивительны
как огонь, как тепло, как суть…
Руки мастера чудодейственны -
Как простое, как очень сложное.
Руки мастера - власть над действием
от немыслимого - к возможному.
Руки мастера, так… чарующи,
Без надрыва, без зла, без бремени.
Каждый жест этих рук - волнующий.
Руки Мастера - слепок времени»- /Елены Труфакиной/.
«На хлеб насущный зарабатывают руками, - говорит Дмитрий Нагиев, - а на масло – головой».
«Ну, как-то одно рассуждение, - пишет А.Кристи, - к другому подбирается».
«Спросил как-то дедушка внука: - А для чего, Петенька, людям руки нужны?». Вопрос не праздный, а серьёзный.
«Не опускайте руки! – призывают те, - пишет С.Ежи Елец, - кто кричал: «Руки верх».
Когда вы хотите взять ребенка на руки, он тут же поднимает ручки вверх. «Материнские руки, воплощение нежности, - пишет В.Гюго, детям хорошо спится на этих руках». Он бежит вам навстречу с поднятыми вверх руками. А как они радуются!? Прыгают с поднятыми руками вверх.
В древние времена у наших предков был обычай при молитве простирать руки вверх. Так делали язычники, то же самое можно наблюдать и у евреев, когда мы читаем Ветхий Завет. В этом прослеживается явная логика, так как Бог обитает на небе, и человек показывает свое стремление к Нему.
Откуда тогда в христианстве появился обычай складывать ладони, вместе во время молитвы? Подобного объяснения мы не находим в Священном Писании, а обычай этот появился у христиан только в IX веке. Историки считают, что обычай складывать руки вместе не имеет никаких религиозных корней. Так обычно делали пленные и узники, вставая на колени и протягивая руки для уз. Христиане восприняли этот жест и стали применять его при молитве, выражая этим подчиненность и полную зависимость от Всевышнего Бога. Молясь, человек возводил руки вверх: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик» - /Исх.17.11/.
«Воздвигните руки ваши к святилищу» - /Пс.133.2/. Пусть воздвигнут руки, благословляя Всевышнего, в знак вознесения сердца. Воздвигните руки ваши к святилищу, или в святости, как понимает это доктор Хаммонд, ибо во святилище подобает возносить руки; и да не забывают об омовении, которое надлежит совершать, прежде чем приступить к служению, ибо, согласно учению, воздевать в молитве и хвале надлежит чистые руки.
«Воздеяние рук моих как жертва…» - /Пс.140.2/; Чтобы Господь был доволен им, чтобы Всевышнему было угодно моление псалмопевца и вознесение рук, свидетельствующее об усилении его возвышенного желания и о рвущейся наружу надежде, ибо вознесение рук говорит о вознесении сердца, которое приносится Господу в жертву.
«Воздевая чистые руки без гнева и сомнения» - /1Тим 2.8/. Воля Божия в том, чтобы, молясь, мы воздевали чистые руки: Воздевая чистые руки, чистые от скверны греха, омытые в источнике, открытом для очищения от всякого греха и нечистоты.
Как бы для принятия Божьих даров: «простру руки мои к Господу» - /Исх. 9.29/. Моисея простер руки свои к Господу внешнее проявление искреннего желания и смиренного ожидания. Кто приходит к Господу за милостью, тот должен стоять в готовности получить таковую.
«И стал Соломон … и воздвиг руки свои к небу» - /3Цар 8.22/. Он воздвиг руки свои к небу и оставался в этой позе до конца молитвы, выражая свое стремление к Богу как к Небесному Отцу и упование на Него. Он простер руки, дабы показать, что молитва возносится от искреннего и переполненного чувствами сердца к небесам, и он готов обеими руками принять милости, о которых молится.
Мы, к сожалению, к нашей церковной службе привыкли и подчас не замечаем ее удивительных черт. Например, нам уже чем-то обычным кажется жест священника, когда он в определенные моменты богослужения поднимает вверх и чуть раскидывает в стороны руки. Обычно это происходит в наиболее торжественные моменты службы.
Такой жест называется «Оранта» («молящаяся») и является одним из наиболее древних элементов нашего богослужения. Возник жест «Оранта» еще в дохристианские времена и в ветхозаветной израильской традиции обозначал усиленную молитву к Богу. Оранта (от лат. orans, orantis – молящийся, изображение мужской или женской фигуры с воздетыми руками, предстоящей перед Богом в молитве. Например, именно в такой позе молился пророк Моисей, когда его народ сражался с войском Амалика. Причем, как говорится в Библии, когда руки Моисея были подняты, одолевал Израиль, а когда он уставал и опускал руки, начинал побеждать противник. В результате помощники Моисея, Аарон и Ор, стали поддерживать его руки и евреи в той битве победили» - /Исх.17.12/. Поддерживают ли в церквях в наше время ослабевшие руки христиан? В этом можно сомневаться, чтобы это делали кто-то из христиан или церковь сообща. Нельзя опускать руки из-за очередного разочарования. Тебе же еще ими «загребать» новые рассуждения.
С приходом христианства жест «оранта» не был забыт. Собственно, именно в первохристианские времена и появилось его нынешнее название. Жест «оранта» прочно вошел и в богослужение. Используется он священником только в самых торжественных и важных случаях. Например, во время евхаристической молитвы, когда священник молится Богу о том, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Христовыми. Поднятыми вверх руками священник показывает и свою усиленную молитву, и прихожан призывает горячо молиться.
Укрепить руки - сделать устойчивым, твердым, не подверженным никаким колебаниям.Вот они, наши руки, руки тех, кто творит, выдумывает, создает и радует. Руки, которыми мы ласкаем детей и родных, варим броши и металл, гладим животных и бельё, рисуем, вышиваем, точим, лепим, фотографируем и пишем.
«Ибо все они стращали нас, думая: «опустятся руки их от дела сего, и оно не состоится»; но я тем более укрепил руки мои» - /Неем.6.9/.
«Так говорит Господь Саваоф: укрепите руки ваши вы, слышащие ныне слова сии из уст пророков, бывших при основании дома Господа Саваофа, для создания храма» - /Зах.8.9/. «укрепите руки ваши, занятые в Божьем деле, вы, слышащие ныне слова сии. Именно ваши руки нуждаются сейчас в укреплении, а сердца - в утешении этими драгоценными обетованиями; именно вам посылается это утешительное слово». Следует заметить: тот, и только тот, кто трудится на ниве Божьей, вправе ожидать от Господа утешения; рука, возложенная на плуг служения, получит укрепление в виде обетований о милости».
«Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени» - /Евр. 12.12/. Под бременем скорбей христианин может опустить руки, и колена его могут ослабеть. Скорби обескураживают его и приводят в уныние, но он должен бороться против этого, по следующим двум причинам: Во-первых, чтобы наилучшим образом пройти свое духовное поприще. Вера и терпение, святое мужество и решительность сделают его хождение более твердым, путь его - более прямым и предотвратят колебания и блуждания. Во-вторых, чтобы он мог ободрить, а не приводить в уныние других, идущих вместе с ним тем же путем. Существует много тех, которые идут путем к небу, но идут расслабленной походкой, хромая. Таковые склонны расхолаживать других и мешать им, тогда как долг христиан ободрять друг друга, действовать верой и помогать, друг другу простираться вперед по пути к небу. Ибо руки – символ деятельности, ноги же – движения. Итак, у того, кто впадает в уныние, сначала душевные органы, а затем последовательно и телесные ослабевают» - /М.Генри/.
«…радуясь пред Господом, что Он обратил к ним сердце царя Ассирийского, чтоб укрепить руки их на дела Господа Бога Израилева» - /2Ездр7.14.15/.
«У Бога нет других рук кроме, ваших собственных рук» - /Н.М./.
«Не страшно, если руки замараешь: отмоешь грязь – и не тужи. Но … грязь души, как стрелы, совесть ранит и отравляет … ядом лжи» - /Э.Остоженская/.
«Полезен и яд змеи, если он в умелых руках, - пишет Р.Гамзатов, - вреден и пчелиный мёд, если он в руках дурака».
«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает» - /Прит.10.4/
В Библии руки упоминаются приблизительно 1800 раз. В ней мы можем найти самые разные идиомы, в которых используются слова «рука» или «руки». Например, «чистые руки» символизируют невинность «по чистоте рук моих» - /2Цар.22.21/. «Тот, у которого руки неповинны» - /Пс.23.4/. «Открывать руку» означает проявлять щедрость «потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» - /Вт.15.11/. «Открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволение» - /Пс.144.16/. Когда на еврейском языке говорится, что кто-то «положил свою душу в руку», это означает, что он подвергает свою жизнь опасности, «он подвергал опасности душу свою» - /1Цар.19.5/. Выражение «ослабевшие руки» указывает на то, что человек пал духом. «Но вы укрепитесь, и пусть не ослабевают руки ваши» - /2Пар.15.7/. А «подкреплять чью-то руку» - значит укреплять и наделять силой, для каких либо действий, «чтобы подкреплять руки их при строении дома Господа Бога» - /Езд.6.22/.
Сегодня укреплять свои руки крайне необходимо. Мы живём в необычайно трудные времена: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие» - /2Тим.3.1/. Когда у нас что-то не получается, мы склоны сдаваться, опускать руки. Уже никого не удивляет, что подростки бросают школу, мужья уходят из семьи, а матери оставляют своих детей. Нам, христианам, нужно укреплять свои руки, чтобы выстоять во всех испытаниях, которые мы встречаем в служении Богу. «Претерпевший же до конца спасётся» - /Мт.24.13/. Тогда мы будем радовать сердце Бога. «Ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе, и поднимешь к Богу лице твоё» - /Иов.22.26/.
Иудеям во дни Ездры нужно было укрепить свои руки, чтобы завершить восстановление храма Бога в Иерусалиме. И как же их руки были укреплены? В Библии говорится: «чтобы подкреплять руки их при строении дома Господа Бога Израилева» «И праздновали праздник в радости, потому что обрадовал их Господь и обратил к ним сердце царя» - /Езд.6.22/.
Очевидно, Бог Своей действующей силой расположил сердце ассирийского царя к тому, чтобы тот позволил Божьему народу вернуться на родину; также Бог побудил иудеев закончить начатую работу.
Позднее, когда требовалось отремонтировать стены Иерусалима, Неемия укреплял руки своих братьев для этой работы. Мы читаем: И я рассказал им о благодеявшей мне руке мне руке Бога моего, а также и слова царя, которые он говорил мне. И сказали они: «Будем строить», - и укрепили руки свои на благое дело» - /Неем.2.18/. «Ибо все они стращали нас, думая: «опустятся руки их от дела сего, и оно не состоится»; но я тем более укрепил руки мои» - /Неем.6.9/.
Сегодня Бог укрепляет наши руки для того, чтобы мы проповедовали благую весть о Царстве: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» - /Мт.24.14/. Он делает это: «Да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа» - /Евр.13.21/. Он дал нам в руки инструменты превосходнейшего качества. У нас есть Библия, а также основанные на ней книги, журналы, брошюры, трактаты, аудио-видеокассеты. С их помощью мы сможем проповедовать людям по всему миру. «Изделие хвалится по руке художника» - /Сир.9.22/. «Видно мастера по работе».
Хотя Бог различными способами укрепляет наши руки, Он ожидает, что, и мы со своей стороны будем прилагать усилия. Нужно укреплять свои руки и полагаться на помощь Бога. «Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие» - /Ис.35.3/. Бог нас не подведёт. Он даст помощь и укрепит наши руки для исполнения его воли. Конечно, Бог не будет совершать чудо или делать всё за нас. «Доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его, и всякий усилием входит в него» /Мат.11.12; Лук.16.16/. Если мы с верностью и усердием делаем всё, что можем, Бог даст нам силу исполнить то, что Он от нас ожидает: «Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» - /Фил.4.13/.
Каким бы жизненным опытом мы ни обладали, будем, полны, решимости всецело полагаться, на Бога и пользоваться всем тем, что Он представляет для укрепления наших рук. Тогда наше служение Богу будем высочайшего качества, и мы будем восхвалять, и чтить Его драгоценное имя. «Итак, будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его» - /Евр.13.15/.
«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает» - /Прит.10.4/. «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» - /Прит.6.10.11/. «Он сложил руки и во всю остальную жизнь, целые двенадцать лет, - пишет Ф.Достоевский, - никогда не справлялся, чем он живёт, кто содержит его». «От дара подлых рук, - пишет Еврипид, - добра не жди».
Пословица «Не сиди, сложа руки, не будет скуки». «Если тебе нравится этот дело, то советую не сидеть, сложа в руки – нужно брать инициативу на себя». Русский писатель А. Островский приписывал авторство фразеологизма «Сидеть, сложа руки» нищим и попрошайкам. Неужели христиане подобны попрошайкам с протянутой рукой: «подайте в руку». Ведь кому, как не обездоленным людям, днями просиживающим на паперти, знать, что без протянутой руки меньше подадут. Отсюда вывод, если протянешь руку – получишь монетку.
Тот, у кого ленивая рука: кто беспечен и недобросовестен в работе, кто никогда не задумывается, какой его ожидает конец, чьи руки никогда не работают энергично и полностью не заняты, тот становится бедным. Кто действует лживой рукой (можно и так прочитать), кто думает обогатиться за счет мошенничества и обмана, тот к концу жизни станет бедными не только из-за проклятия Божьего, которое навлек на все, что имеет, но и из-за того, что лишился доброй репутации среди людей. Никто не захочет иметь дело с человеком, нечистым на руку, имеющим лишь видимость честного человека.
Рука острая (в некоторых переводах), которая бывает у стремительных людей, но не жуликов, рука энергичная (в других переводах), деятельная рука добывает пенни. Это касается не только мирских занятий, но и наших душ; лень и лицемерие ведут к духовной бедности, а те, кто духом пламенеет и служит Господу, станут богаты верой и добрыми делами.
«Все знали в жизни эти руки, всё перепробовать смогли: печаль любви, тоску разлуки, тревогу материнской муки и отчужденье смертной скуки сырой кладбищенской земли» - /М.Дудин/.
«Где Дух Святой не водит рукой художника, - пишет Леонардо да Винчи, - там нет искусства, нет Христианства».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
|