Для ТЕБЯ - христианская газета

Сборщики налогов
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Сборщики налогов



«Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает. То да будет он тебе как язычник и мытарь» - /Мат.18.17/. Ясное дело, каждый выбирает такое толкование слов Спасителя, которое лучше всего соответствует уровню его духовного развития или душевного, и то что ему выгодно - но от этого не становится легче тем, кто к этой жизни относятся серьезно и для кого Евангелие не пустой звук.
«Уподобляет таких братьев мытарям, толкование Феофилакта, - так как мытарь был предметом особенного презрения. По отношению же к обиженному человеку это составляет утешение. То есть что обидчик его почитается мытарем и язычником, то есть хищником и не праведником, или грешником и неверным на того всю вину сваливают, а себя в себе не видят».
«Это, конечно, не достоинство. Если смотреть на дело только со стороны требований жизни гражданственной, но зато это порука в пользу любви русского человека к тишине и созерцательному настроению. Которое он ограждает своею уступчивостью по изречению: «будь ты мне как мытарь», то есть как чужой, как человек, с которым я ничем не связан, кроме закона человеколюбия» - /Н.Лесков «Захудалый род»/.
Кто же шел в мытари? Неужели находились люди, готовые стать объектом всеобщего презрения, подвергаться остракизму со стороны общества, наконец, пожертвовать своим вечным спасением? Как ни странно, таковых было не мало, так как профессия мытаря предполагала быстрое и гарантированное обогащение. То, что и происходит, хочешь хорошо жить создай свою церковь и будь в ней мытарем со слугами. Должность мытаря можно было получить только на конкурсной основе: выигрывал тот, кто обещал римским властям максимальную сумму собранных налогов.
«Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» - /Мат.5.46/. Во-первых, и мытари любят любящих их. Это свойственно человеческой природе, это исходит из чувства корысти. Делать добро тому, кто делает его нам, - это обычная гуманность, которую проявляли даже те, кого ненавидели и презирали иудеи. Доказывая этим, что они лучше их. Мытари пользовались дурной славой, тем не менее, они были признательны тем, кто помогал им, и учтивы с теми, от кого зависели. Так не должны ли мы быть лучше мытарей? Поступая подобно им, мы служим себе и заботимся о собственной выгоде. Какой награды мы можем ожидать за это, если страх перед Богом и сознание нашего долга не ведут нас дальше наших природных наклонностей и мирских интересов?
Во-вторых, мы должны любить врагов наших, чтобы превзойти мытарей. Если мы должны превзойти книжников и фарисеев, то тем более мытарей».
Мытари не зря слыли самыми презираемыми людьми в древнем Израиле: их вполне можно считать аналогами современных продажных чиновников. Система налогообложения Рима перешла и в Византию, откуда слово «мытарь» пришло на Русь после крещения. Значение у него осталось прежним, мытарь - это таможенник.
Пиявка будет сосать кровь, даже если её перерубить надвое. К сожалению, подобной психологией обладают не только пиявки, но вполне определённая категория людей, почему-то в большинстве своём находящихся при власти. В Библии «мытари» и «грешники» относятся к примерно одной категории - людей, общаться с которыми приличному человеку вроде, как, и не принято. Не потому, что «мытарь» - это сборщик налогов, которые платить все и всегда не любили. А потому что сплошь и рядом эти госчиновники превращали свою возможность что-то с кого-то брать в доходный промысел. Если б не превращали, то и ладно: работа как работа. Вон премьер-министр наш нынешний – кто? Бывший сборщик налогов. То есть, по-старому – мытарь.
Но штука в том, что «мытарь» – это даже не столько профессия, сколько образ мышления. Если, видя перед собой человека, в церкви ты, прежде всего, думаешь, сколько и чего с него можно получить, и уже исходя из этого, готов строить общение с ним, ты – «мытарь» по духу. Даже если по профессии ты гаишник, адвокат или пастырь. Ну, или министр, депутат, губернатор...».
«Даже Ходже Насреддину доставалось от мытарей.
«Начался сбор пошлин за товары и за въезд в город. У Ходжи Насреддина товаров не было; с него полагалась пошлина только за въезд.
«- Откуда ты пришел и зачем?» - спросил сборщик.
«- Я приехал из Испагани, о, пресветлый господин. Здесь, в Бухаре, живут мои родственники».
«- Так, - сказал сборщик. - Ты едешь в гости к своим родственникам. Значит, ты должен заплатить гостевую пошлину».
«- Но я еду к своим родственникам не в гости, - возразил Ходжа Насреддин. - Я еду по важному делу».
«- По делу! — вскричал сборщик, и в глазах его мелькнул блеск. Значит, ты едешь в гости и одновременно по делу! Плати гостевую пошлину, деловую пошлину и пожертвуй на украшение мечетей во славу Аллаха, который сохранил тебя в пути от разбойников».
«Лучше бы он сохранил меня сейчас, а от разбойников я бы как-нибудь и сам уберегся», — подумал Ходжа Насреддин, но промолчал...
Ходжа Насреддин расплатился, хотел уходить, но сборщик заметил, что в его поясе осталось еще несколько монет.
«- Подожди, - остановил он Ходжу Насреддина. - А кто же будет платить пошлину за твоего ишака? Если ты едешь в гости к родственникам, значит, и твой ишак едет в гости к родственникам».
«- Ты прав, о мудрый начальник, - смиренно ответил Ходжа Насреддин, снова развязывая пояс. - У моего ишака в Бухаре действительно великое множество родственников, иначе наш эмир с такими порядками давным-давно полетел бы с трона, а ты, о, почтенный, за свою жадность попал бы на кол!»
Словно про наши времена написано! Видно, прав был старик Екклесиаст, сказавший: «что было, то и будет»…».
Подушный налог имел название «тягло», а впоследствии получил название «подать». Подать – это сбор, который взимался с определённых членов единиц церкви, подлежащих обложению. Однажды император Тиберий сказал: «Хороший пастух стрижет своих овец, но не сдирает с них шкуры». Иосиф Флавий сообщает о налогах, «безжалостно собираемых со всего покупаемого и продаваемого на рынках». Вот у такого рынка на берегу озера, возле пристани и сидел Матфей, взымая пошлину с выловленной, привезенной и проданной рыбы». Собирая, подати ты не мог не грешить по определению. Сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм - единственное место земного пребывания Бога.
«Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш, не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны» - /Мат.17.24-26/. Христос обращается к обычаю земных царей, которые берут пошлину только с посторонних со своих подданных и с иностранцев, имеющих какое-то дело в его царстве, - но не со своих детей, членов своей семьи. У родителей и их детей общее имущество, общие интересы, и было бы абсурдно, если бы родители облагали податью собственных детей или чего-то требовали бы от них; это было бы равносильно тому, что одна рука облагает налогом другую. Немногие знали, как знал Петр, что Он - Сын Божий; выдвигать эту великую истину, сокрытую пока от всех, для оправдания неуплаты подати повредило бы ее чести. Поэтому Христос откладывает в сторону этот аргумент, считая, что отказ от уплаты подати только увеличит предубеждение народа против Него и Его учения и оттолкнет их от Него; поэтому Он решает уплатить подать.
Примечание: христианское благоразумие и смирение учат нас, что во многих случаях лучше отказаться от своих прав, чем, отстаивая их, послужить для кого-то соблазном».
«Когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» - /Мат. 9.10-13/.
А ведь так всю жизнь и просидим эдакими мытарями, которые изо всех сил держатся за свои мытницы! У Достоевского Алеша Карамазов сказал себе: «Не могу я отдать вместо «всего» два рубля, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне». Вот этот юношеский порыв и дает направление к тому наследию, которое Бог приготовил для Своих друзей. Всю Вселенную можно приобрести, если однажды отдать всё, что имеешь, в обмен на евангельский участок земли, где зарыто несметное сокровище.
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». А мытарь - это, скорее всего, презренный, изможденный нищий в отрепье, как пишут картину умиляющий своей смиренностью. На самом деле все было по-другому. Мытарь, наживший состояние от далеко не всегда честного сбора податей, наверняка, был богат и хорошо одет.
Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь,… Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз» - /Лук.18.11-13/.
«Мытарь (церк.-слав. мытарь), также мытник - сборщик податей на мыте или сборщик податей вообще; в современном смысле — таможенник, налоговый инспектор, судебный пристав». Мытари в славянских текстах - сборщики пошлины. От слова «мыт» или «мыто» - пошлина за проезд в заставу, через мост или за провоз товара, припасов. Акциз, сбор; вообще пошлина за товар. Среди мытарей было расслоение, и богатые мытари могли нанимать бедных людей для сбора податей в малодоходных местах. Сборщики налогов самого низкого ранга в те времена имели особое прозвище «маленький мокеш».
А мытари в те времена, как писал отец Андрей Кураев, считались чем-то вроде сегодняшних гаишников, живущих с незаконных поборов. Они не просто собирали налоги, но и вымогали деньги сверх положенного, за что и пользовались заслуженной ненавистью соплеменников.
Мытарь (греч. тэлонэс, лат. Publicanus) - так в славянском и русском Евангелии называются откупщики и сборщики податей и пошлин.
Поэтому в славяно-русской традиции он означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Которые, вследствие притеснений, свойственных римской фискальной системе, возбуждали общую ненависть в населении Палестины.
Притча о потерянных и возвращающихся: Эти люди были людьми умными влиятельными, но они – сборщики налогов! В глазах большинства народа сборщики податей были предателями царства, теми, кто работал на армию язычников. Доверять таким людям было просто нельзя. Для сбора налогов среди иудеев римляне нанимали представителей этого же народа. Языческий закон позволял сборщикам налогов применять «агрессивные методы» при сборе необходимых средств на нужды империи. Сами же римляне безжалостно оказывали давление на тех, кто эти средства собирал, заставляя их добиваться поставленных целей любимыми путями. Но при этом, не нарушая закон язычников, сборщик налогов из иудеев мог, по сути, нарушать заповеди Божьи.
Что касается фарисеев и книжников то, с их точки зрения, всякий, кто не соблюдал Тору, не мог быть частью Царства. Грешники и сборщики налогов, в особенности, представляя собой отрицательные примеры для всего еврейского сообщества. Более того, их должно было порицать и «держать в стороне от общества». Никакой здравомыслящий Равви не мог проявлять к таким людям дружеских чувств, не говоря уже о том, чтобы при всём собрании людей сесть и разделить с ними пищу. Теперь становится понятно, почему сборщики налогов и другие иудеи, нарушающие заповеди Торы, пошли послушать учение Равви Иешуа. Фарисеи и книжники возвысили голос в негодовании: «Он принимает грешников и ест с ними» - /Лук.15.2/. Тогда Равви Иешуа рассказал им притчу: «кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А, найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя, домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» -/ Лук.15.4-7/.
И все мы живем в этом диапазоне - между надменностью и кротостью, между гордостью и смирением, между фарисеем и мытарем. Что победит? Что пересилит? Куда склонится душа.

Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 786 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

У Христа глаголы вечной жизни - Николай Николаевич

Когда мы вспоминаем о боге? - Kristina Seselkina

Бой - Идущий во Тьму
Здесь Смертью назывался проводник через Мрак к жизни Иной...

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Публицистика :
МЕРФ-СЕРФ, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ - Sergey Taranenko

Поэзия :
Хто я? - Чванкова Марина
Пусть эти стихи будут для Вас благословением. Разрешаю использовать все мои стихи, для Божьего дела, без предворительного согласования.Для меня это будет радостью. Пусть Бог Вас благословит!

Поэзия :
Будь лишь Ты в моей судьбе. - Ионий Гедеревич

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100