Хлеб – расшифруем: - хорош, ломать есть Божий.
«Хочешь накормить человека, дай ему хлеб, хочешь, чтоб человек был постоянно сыт, дай ему удочку». Вопрос стоит: хочешь ли, накормить хлебом?
«Нужно сеять хлеб, и нужно летать. Но нельзя сеять хлеб в воздухе и приплясывать за плугом: не будет, ни хлеба, ни полёта» -/М.Анчаров/. Пляска в церкви, посеву зерна не даёт, куда ветер дует, не знаешь. «Квартира находилась прямо над кинотеатром «Иллюзион» и спецгастрономом, и актриса Ф.Раневская рассказывала о местонахождении своего жилища в свойственной ей афористичной манере: «Я живу над хлебом и зрелищами».
Да, как сказал Христос: «возложивший руку свою на плуг и озирающий назад, не благонадёжен для Царствия Божия» - /Лук.9.62/. Если ты не можешь держать плуг, то ты не сеятель. Ты не сможешь разбрасывать добрые семена Царства Божьего.
«Ведь у вас хлеба духовного просят, - пишет М. Горький, - а вы камень отрицания предлагаете. Ограбили вы душу жизни, и, если нет в ней великих подвигов любви и страдания — в этом вы виноваты, ибо, рабы разума, вы отдали душу во власть его, и вот, охладела она и умирает, больная и нищая! А жизнь всё так же мрачна, и её муки, её горе требуют героев…. Где они?».
«Человек, у которого есть в кармане собственная краюха хлеба, не похож на того, у которого своей краюхи хлеба нет». Делиться надо хлебом и водой, не глядя в паспорта и лица. Но, поделившись хлебом с нуждающимся. Можно здоровье духовное подкрепить. Делаем ли мы это?
«Достает она каравай из печи, а сама вслух удивляется:
До каких же пор Бог хлеба мне будет даровать?
А до тех пор, пока с чистым сердцем будешь делиться со всеми голодными, — ответил старик. Вот с тех пор и не переводится никогда в доме у доброй старушки хлеб». «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдёшь его, …потому что не знаешь, какая беда будет на земле» - /Еккл.11.1.2/. Ты должен давать хлеб – необходимое пропитание для поддержания жизни: не только говорить добрые слова, но и обеспечивать хорошими вещами: «Раздели с голодным хлеб твой» - /Ис.58.7/. Обратите внимание: это должен быть хлеб твой, честно заработанный (а не украденный у других), хлеб, который ты можешь себе позволить, которым ты обычно питаешься». Мы должны отказывать себе, чтобы иметь возможность дать нуждающемуся. «Твой хлеб, который ты удержал от себя и своей семьи в день поста, он сам или его стоимость должны быть отданы бедным, или, в противном случае, это будет пост скряги, который он решил выгодно использовать; такой пост для мира, а не для Бога. Истинный пост, когда человек делит свой хлеб с голодными: не только отдает им объедки, а ломает хлеб, чтобы дать кусок буханки, а не отправить с крошками».
«Голован же вел себя так, - пишет Н.Лесков, - как будто он даже совсем не знал ничего настоящего о наилучшем пути, а ломал хлеб от своей краюхи без разбору каждому, кто просил, и сам садился за чей угодно стол, где его приглашали».
Это должен быть твой хлеб, честно добытый, ибо мы не благотворим, а наносим вред, давая то, что нам не принадлежит; надо вначале действовать справедливо, а затем уже любить дела милосердия. «Поделись своим хлебом, который ты предназначал для себя, с бедным, как это делал Иов: «Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота?» - /Иов. 31.17/. Давай щедро бедным, как сеют по воде. Посылай свой хлеб в путешествие, как рискованное предприятие, как купцы, торгующие морем. Доверьте его водам – и он не утонет».
Русское слово хлеб произошло от греческого слова «клибанос» - так древние греки называли горшок для выпекания хлеба. Затем уже готское слово «хлайфс» заимствовали древние германцы (в старонемецком языке слово «хлайб»).
«И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевыш¬него, Владыки неба и земли» - /Быт.14.18-19/. Хлеб - «продукт, изготовленный из муки»; «зерна, колосья с зерном, из которого мелят муку. «Душистый хлеб из печи хорошо пахнет, его невозможно не попробовать».
«На хлеб и воду ещё никто не жаловался, - говорит Серафим Саровский, - и никто от них не умирал» - Так и свежая проповедь.
«Лучшие черты человека соизмеряются с понятием «Хлеб». Поделиться хлебом – быть бескорыстным. Разломить с кем-то хлеб – породить дружбу. Быть хлебосольным – значит гостеприимным, добрым. Зарабатывать свой хлеб – слыть трудолюбивым. Хлеб – мерило многих ценностей. Известен рассказ В.Д. Бонч-Бруевича о том, как однажды он спросил В.И.Ленина, можно ли выразить одним словом то, за что идёт революционная борьба. Ленин ответил: «Хлеб». Борьба за духовный, душевный хлеб, читая Слово Божье – это придаёт силы для жизни.
«Но стол словами не накормишь». «Хлеб наш насущный дай нам сейчас». Эти шесть слов полностью выражают потребность нашего тела. И одновременно по своей форме и содержанию они являются выражением и наших духовных устремлений. Легко изменить что-то в содержании этих сакраментальных слов, но не в их смысле. Всё зависит от того, к кому эти слова обращены. А обращены они неизменно к той или иной высшей силе. В соответствии с эпохой и местом, где человек пробуждается по утрам. Взять, например, слово «хлеб» в утренней молитве. Теперь это называется уже не хлебом. Это называется покупательской способностью» - /Нильс Юхан Рюд/
У них существовала поговорка: - кто пренебрежительно относится к хлебу, тот опускается в глубины бедности. Хотя Христос мог повелеть хлебу появиться в любое время, когда только ни пожелает, Он все же захотел, чтобы оставшиеся куски были собраны. Когда мы сыты, мы должны помнить о том, что другие нуждаются в хлебе, и что мы сами тоже можем, оказаться в нужде. Желающие что-то раздавать должны быть бережливыми. Если бы этот не съеденный хлеб остался лежать на траве, то звери и птицы подобрали бы его; но если данное человеку в пищу выбрасывается бессловесным животным, то оно расточается и пропадает.
Многие следуют за Христом из-за хлебов, а не из любви. Так поступают стремящиеся из своего исповедания веры извлечь мирскую выгоду, они следуют ей потому, что добиваются с ее помощью продвижения по службе.
«Хлеб небесный дал им. Хлеб с неба дал им. Хлеб ангельский ел человек, послал Он им пищу до сытости: /Пс.77.24.25/. Моисей же кормил своих последователей сорок лет, и чудеса были для них не редкостью, а насущным хлебом. Христос накормил их хлебом от земли, ячменным хлебом, и рыбками из моря, а Моисей кормил Израиля хлебом с неба, ангельской пищей».
Этот голод длится годами. Видите ли, чем дальше человек уклоняется от Иисуса, Источника всякой жизни, тем больше просачивается в него смерть. Подобным же образом церкви и служения также умирают, когда они перестают соприкасаться с жизнедающим потоком. Действительно, многие из них с течением времени приходят в упадок. Вот почему так много разочарованных святых, взывающих к Богу и тоскующих по церкви, которая имела бы хоть какую-то жизнь. Вот почему большинство молодых людей упоминают о своих церквях, как о «мёртвых». Действительно, сегодня в доме Божьем преобладает голод. Он гонит верующих из церкви в поисках чего-то, что насытит их внутренние потребности. Церкви в настоящее время переполнены прелюбодеяниями, разводом, «христианским» рок-н-роллом и рэп-музыкой, небиблейской психологией и евангелием нового века. Много христианской, молодёжи, обращаются к наркотикам и сексу, пытаясь найти удовлетворение.
«Церковь Иисуса Христа сегодня переживает величайшую в её истории духовную засуху. Массы умирающих от голода овец взывают к своим пастырям о пище для жизни, о том, что поддержало бы их в эти тревожные времена. Однако всё чаще, слишком часто, им не дают даже кусочка чего-нибудь духовного! Они покидают Божий дом пустые, неудовлетворённые и слабые, и изнемогают раз за разом, с трудом тащась к пустому столу.
Хлеб для души их, который они должны есть, чтобы не умереть от голода, и который будут иметь для поддержания жизни. «Иисус же сказал им: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать» - /Иоан.6.35/. Христос есть хлеб, Он является тем же для души, чем является хлеб для тела; Он питает и поддерживает духовную жизнь (является ее опорой) точно так, как хлеб поддерживает жизнь тела; он - опора жизни. Доктрины Евангелия о Христе - что Он является Посредником между Богом и человеком, что Он наш мир, наша праведность, наш Искупитель, - это то, чем люди живут. Скорее наши тела обойдутся без пищи, чем наши души - без Христа. «Зерновой хлеб вымолачивают» - /Ис.28.28/, такая же участь постигла и Христа; Он родился в Вифлееме, в доме хлеба, и прообразом Его был видимый хлеб.
«Хлеб, подкрепляющий человека» -/Лев.26.26/, от которого зависит жизнь, так как он поддерживает ее: возможно, они уповали на него больше, чем на Божье благословение. Будет ощущаться такой большой недостаток хлеба. «…уже в твоей руке чтобы нам давать хлеб утомившимся людям твоим?» - /Суд.8.15/, «дающего хлеб алчущим» - /Пс.145.7/. Господь – щедрый благотворитель нуждающимся, дающий хлеб алчущим. «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его» - /Еккл.11.1/.
Ты должен давать хлеб – необходимое пропитание для поддержания жизни. Не только говорить добрые слова: «хлеб свой даёт голодному» - /Иез.18.7.16/.
«Раздели с голодным хлеб твой» но и обеспечивать хорошими вещами /Ис.58.7/. Это должен быть твой хлеб, честно добытый. Ибо мы не благотворим, а наносим вред, давая то, что нам не принадлежит; надо вначале действовать справедливо, а затем уже любить дела милосердия. «Поделись своим хлебом, который ты предназначал для себя, с бедным, как это делал Иов: «Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота» - /Иов.31.17/. Давай щедро бедным, как сеют по воде. Посылай свой хлеб в путешествие, как рискованное предприятие, как купцы, торгующие морем. Доверьте его водам – и он не утонет», «…ибо хлеб их – для души их» - /Ос.9.4/.
«Ибо хлеб Божий…даёт жизнь» - /Иоан.6.33/, Божественный хлеб; это хлеб, который Отец Его дает, и который Он сделал пищей для наших душ; хлеб семьи Божьей, хлеб Его детей. Христос является великой Жертвой; Он являет Себя в Своем слове и в Своих установлениях жертвенной трапезой.
«Иисус сказал: Я есмь хлеб жизни» - /Иоан.6.35.48/, тот хлеб жизни, каким было древо жизни, находившееся посреди Едемского сада, которое было для Адама печатью той части завета, делай это, и живи, от которого он мог вкушать и жить. Христос есть «хлеб жизни», ибо Он есть плод древа жизни.
«Я хлеб живый...» - /Иоан.6.51/ говорит Христос Обычный хлеб сам по себе мертв, он питает лишь при участии действующих начал живого тела, а Христос Сам является живым хлебом и питает Своей собственной силой: «прежде всего, уготовил им хлеб в насыщение» - /Сир.45.26/.
«И сказал Христос притчу: У одного богатого человека был хороший урожай в поле. И он рассуждал сам собою: что мне делать» - /Лук.12.16-21/.Чем было занято сердце этого человека среди такого изобилия. Здесь говорится о том, как он рассуждал сам с собою. Отметим, Бог Небесный знает и замечает все, о чем мы рассуждаем в сердце своем, и за все мы дадим Ему отчет. Он обнаруживает и судит помышления и намерения сердечные. Мы ошибаемся, если воображаем, что мысли сокрыты и что они свободны. Заметим здесь следующее: О чем он заботился и беспокоился. Увидев на своих полях необыкновенный урожай, он, вместо того чтобы возблагодарить Бога или порадоваться возможности сделать больше добрых дел, начал тревожиться: «Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. Он говорил как человек, зашедший в тупик и полный недоумения: Что мне делать? Самый бедный нищий, не знающий, где добыть кусок хлеба, не мог бы говорить с большей тревогой, чем этот богач. Тревожная озабоченность - обычный плод земного богатства и общая ошибка обладающих им. Чем больше человек имеет, тем больше у него трудностей, связанных с богатством, тем больше стремления сохранить то, что он имеет, и добавить к нему, тем больше и забот, как все сохранить и как потратить; так что именно изобилие богатых лишает их сна, поскольку они постоянно думают, что же им делать с ним, как его распределить. Наверное, богач произносил эти слова со вздохом: что мне делать? И если бы вы спросили его: в чем дело? - то оказалось бы, что он имеет слишком много добра и не знает, куда его сложить. Вот и все.
Какими были его проекты и намерения. Они были, как результат его забот, такими же абсурдными и безумными, как и сами заботы: «Вот что сделаю, и это самое разумное, что я могу предпринять, - сломаю житницы мои, потому что они слишком малы, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и тогда буду спокоен».
Не ведите себя подобно примитивным творениям – собакам, кошкам, - для которых самое главное утолить голод, а кроме «хлеба насущного» - /Мат.6.11/, Насущный – имеющий важное жизненное значение, совершенно необходимое, нам нужен ещё и покой.
Следуя логики молитвы, мы просим у Бога хлеб, который нам уже, итак, принадлежит. Хлеб потому и наш, что мы сами на него заработали. Не заработанный и не нужно просить.
Таким образом, хлеб как символ солнца и Бога – призван освятить новую семью, дать им духовную пищу – божественную, созданную божественным словом. Хлеб – пища, но в данном контексте не только физическая, сулящая изобильную жизнь, но и пища духовная, хлеб истины.
«Один хлеб, и мы многие одно тело…» - /1Кор.10.17/. «Причащаясь от одного преломленного хлеба, представляющего преломленное тело Спасителя, единственный истинный хлеб, сшедший с небес, мы соединяемся в одно тело, становимся членами Ему и друг другу».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
|