«И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
дремал до утра под подушкой» - /А.Пушкин/.
«Не заботьтесь». Как же жить то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а не заботьтесь. Не томите себя этою заботою, которая съедает вас и день и ночь, и не даёт вам покоя ни на минуту. Забота такая – болезнь греховная».
«…но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» -/Мат.13.22/. Заботы века сего. Забота о небесном слове способствует прорастанию небесного семени. Но заботы века сего заглушают его. Мирские заботы справедливо сравниваются с тернием, ибо терние появились после грехопадения и являются плодом проклятия. Тернии хороши на своем месте, для заграждения проломов. Но человек должен хорошо вооружиться, прежде чем иметь дело с ними.
Во-первых, мирские заботы мешают нам извлекать для себя пользу из услышанного Слова Божьего и возрастать в вере. Они поглощают всю ту энергию души, которая должна употребляться на достижение Божественных целей, отвлекают нас от нашего долга и делают нас впоследствии самыми несчастными людьми; они угасают вспышки добрых чувств и разрывают узы добрых намерений; «кто суетится и заботится о многом» - /Лук.10.41/, Христос укорял ее как за напряженность ее забот («Ты заботишься и суетишься, твои заботы тебя расстраивают и возбуждают».), так и за их обширность: «Ты заботишься о многом, ты хватаешься за многое и поэтому расстраиваешься от многих разочарований. Бедная Марфа, ты беспокоишься о многом, и это выводит тебя из равновесия, в то время как вполне достаточно немногого». Отметим, чрезмерная забота или беспокойство о многом - это недостаток, распространенный среди учеников Христа; это очень, неугодно Христу, и за это они часто получают укоры Провидения. Если они беспокоятся о неправедном, то Он будет праведен, послав им нечто, о чем следует побеспокоиться. Обычно пренебрегает тем, что одно только нужно: заботится о ближнем но не суетится.
Во-вторых, это обольщение богатства. Тот, кто своими заботами и усердием уже накопил богатство, и, казалось бы, избавился от опасностей, связанных с заботами житейскими, тем не менее, по-прежнему остается в силках, хотя и продолжает слушать слово: «пойду к знатным» /Иер.5.5/; трудно для таковых войти в Царство Небесное, так как они ожидают от своего богатства того, чего в нем нет, они уповают на богатство, чрезмерно благодушествуют в нем, и оно заглушает слово точно так же, как и заботы.
«Все человеческие беды, заботы можно разделить на пять основных проблем, делить на несколько типов в зависимости от их сущности. Прежде всего, в зависимости от их сущности: физическое недомогание, плохое здоровье, меланхолия. Затем скука. Потом идут жены, заботы которым мужья доставляют проблемы, и мужья, заботы которым проблемы доставляют жены, у женщин – заботы о мужьях, у мужчин – беспокойство за жён… – начал перечислять мистер Пайн, Ну и так далее. Но потом замолчал» - /А.Кристи/.
«Бдительная забота не дает дремать» - /Сир.31.2/. Убежденный во всемогуществе и благости Бога человек сам тоже бдителен и способен побуждать себя и своих подчиненных к исправной службе. Такая бдительная забота о ближнем. Убежденность в служении истине и сила побуждения к исполнению своего долга угодна Богу и названа Христом в Евангелии истинной верой. Иисус же сказал им: по неверию (в исходном греческом тексте /олигопистиан/ «маловерию», то есть по малой бдительности и по недостаточному понуждению себя к службе) вашему. Ибо истинно говорю вам: «если вы будете иметь веру /пистин/». Fidem /фидем/ - веру, как бдение и усердие в служении Богу в заботе о других.
«Забота о спасении души – величайшая забота, - пишет Николай Сербский, - достойная человека». Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других. Таким образом, совершать спасение – это заботиться о спасении, которое было доверено нам, чтобы потом дать отчет. Заботиться о спасении – это значит взращивать спасение и осознавать ценность того, что было доверено нам.
«Больше заботы о разведке, больше плановости и организованности, - говорит С. И. Сурин, полковник - больше настойчивости и дерзости во всей разведывательной деятельности наших войск!». Ну, значит, забота твоя – войска расположить правильно, тактически конкретно, стратегически грамотно. «Наверное, говорит Дориан, - когда о ком-то заботишься, готов на все, чтобы он был счастлив». Даже военные говорят о заботе как важной сути в деле ближнего. Почему? А христианство, которому дано это как поручение, не выполняется. А ап. Павел пишет: «Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота обо всех церквах» - /2Кор.11.28/. Забота о другом человеке, милостыня, доброта смягчают сердце, действуют на него, как масло на ржавый замок. Бог не создал человека жестоким и немилосердным, но люди не развивают в себе милосердие, данное им Богом, не сострадают ближнему и от нерадения постепенно становятся жестокосердными.
Забота о слуге привела сотника к Спасителю: «к Нему подошёл сотник и просил Его: «Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» - /Мат.8.5.6/ , так и каждый человек, который берет на себя заботу о другом человеке, обязательно приходит к Богу и ясно видит многие милости Божии, которыми окружен каждый человек.
Ему принесли несчастного расслабленного, чтобы Он оказал ему помощь /Мар.2.3-4/. Что он жестоко страдал, но совершенно беспомощный человек, так что его несли четверо, несли на постели, как на носилках. Это было его несчастьем, что его нужно было нести, и говорило о бедственном состоянии человеческой жизни. А со стороны тех, кто нес его, это было милосердием и говорило о сострадании, которого по справедливости следует ожидать от чад человеческих по отношению к их собратьям, находящимся в беде, ибо неизвестно, как скоро нас самих постигнет такое же несчастье. Эти добрые родственники или соседи думали, что если они однажды принесут этого несчастного к Иисусу, то больше им не придется носить его. Поэтому они сделали все возможное, чтобы доставить его к Нему. И когда никаким иным способом не могли этого сделать, «то раскрыли кровлю дома, где Он находился» - /ст.4/. Забота - это ответственность за другого, потому что он не может без нас. Пока не может, потому что слишком мал, слаб, болен.
Поэтому ходатаи этого несчастного решили не отчаиваться, когда не сумели пробраться к Христу через толпу в дверях, подняли своего друга каким-то способом на крышу дома, разобрали часть кровли и спустили его на постели при помощи веревок в дом, где проповедовал Иисус. Это свидетельствовало как о вере, так и об усердии их.
Столкнувшись с препятствиями в своем стремлении помочь несчастному, они не отступили от своего намерения, но, не имея возможности пройти в двери из-за многолюдства, разобрали кровлю и спустили его вниз на средину пред Иисуса /Лук.5.19/. И Христос увидел их веру в этом, ст. 20. Этим Христос учит нас (и было бы очень хорошо, если бы мы усвоили этот урок) истолковывать слова и поступки людей в наилучшем смысле. Когда сотник и женщина хананеянка даже не позаботились привести к Христу больных, за которых они просили, но верили, что Он и на расстоянии может исцелить их, то Он похвалил их веру. Но у этих людей, вероятно, было иное понятие по этому вопросу, они считали, что больного надо обязательно принести к Христу. Однако Он не осудил, и не укорил их за слабость веры, и не сказал им: «Зачем вы вносите такое беспокойство в собрание?». Как в современных церквях думают, что нужно не прерывать собрание, а после собрание свои нужды высказывать и молится за них. А не поздно ли будет? Вызовут скорую помощь, а собрание будут продолжаться, даже будет умирать, не обратят внимание.
Ну, как можно сложить с себя миссионерскую заботу? Иоанн Златоуст, рассуждая о православных и сектантах, говорил: «И не говори мне таких бессердечных слов: «Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего». У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми людьми мы имеем очень, много общего. Не будем, поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьями заботливость».
Слово Божие с таким, мнением, никак не согласна! Произошедшее с Евтихом нарушило ход собрания и прервало проповедь Павла, в то же самое время этот случай стал замечательным свидетельством в пользу проповеди апостола, помог завершить ее и сделать ее действенной. Читаем: «один юноша, …упал вниз…и поднят мёртвым. Павел, сошед, пал на него и. обняв его, сказал: «не тревожьтесь: ибо душа его в нём». «Забота, которую называет ежедневной, - пишет Амвросиаст, - происходит от обычая ежедневно учить доверенный ему народ. Те же приключения, о которых выше говорит, суть дополнительные заботы, вызванные необходимостью. Ибо дан день для труда, а ночь для отдыха, но поскольку наступила нужда, то, чтобы всем помочь, также и ночью учил Павел. Не заботясь о своем отдыхе, без сомнения приступал и тогда к своему труду».
Взошед же и преломил хлеб и вкусив, беседовал довольно…» - /Деян.20.9-11/. Даже Апостол Павел заботился о жизни и не ставил правила церкви выше жизни человека. В обыкновенное же время, когда он действует как пастырь и руководитель основанных им церквей, он также все время погружен в заботы и переживает все, что мучит и тревожит его духовных чад» - /А.Лопухин/.
«Сердце свое он устремляет на то, чтобы изображение было похоже, и забота его – о том, чтоб окончить дело в совершенстве» - /Сир.38.28/. Николай Сербский писал: «Если бы сегодня кто-нибудь спросил меня: как спасти свою душу, я не раздумывая, ответил бы: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем. Трудно только начать, но когда начнешь, убедишься, что забота о других много слаще заботы о себе. Все великие учителя веры, следуя закону, учили людей жить, трудясь и заботясь о других людях, ближних и дальних. Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, – наоборот, мы утверждаем и расширяем ее границы. Заботясь о других, мы свою жизнь делаем не горестнее и безотраднее, а, наоборот, вносим в нее сладость и утешение. Создайте малое царство душ, о которых вы будете заботиться, и вы почувствуете в себе широту души великих вождей и царей. Знаете ли, ценность свою? Она равна количеству людей, которые не могут жить без вашей заботы. Начните счет с нуля. Если вы живете только заботой о себе, вы еще даже не единица. Если никто на свете не чувствует вашей заботы, значит, вы нисколько не заботитесь о себе. Если никто на свете не ощущает вашей заботы, – значит, вы трудитесь только для себя, значит, – пишет святитель Николай, – вы еще не стали единицей, а все еще дробь нуля и единицы, все еще очень и очень малы, малы даже для заботы о самом себе. Постарайтесь … как можно больше заботиться о других, и вы увидите, как вступите в разговор с Богом. Только забота о других открывает нам глаза и дает нам возможность видеть мир и жизнь в их истинности».
Люди все чаще стали забывать о заботе и внимании к своим близким, погружаясь в рабочие будни и отношения с окружающими. Иногда родные люди не замечают того, как вам больно. И не важно, физическая это боль или душевная. В бытовой суете разрушается самое главное - теплота и нежность отношений. Забота и внимание должны присутствовать в каждой сфере жизни человека.
«Заботы жизни похищают нас от Бога, от друзей, от самых близких.
Нечётко сфокусированный глаз всё время увеличивает риски. Заботы жизни погружают нас в бездействие и в прочие расстройства.
На Боге сфокусированный глаз бесстрашно побеждает беспокойства» - /И.Ефимов/.
Забота духа - это забота от Бога, и ее цель - побудить человека работать, ходатайствовать и проповедовать за Бога. Такая забота имеет назначение, причину и пользу. Верующие должны отличать заботу в их духе от тяжести.
Итак, что нужно сказать о заботе, о ближнем, это то, что она не является преимущественным методом решения проблем. Ее цель не в том, чтобы сделать жизнь без проблемной, а в том, чтобы придать обычной жизни глубину и ценность, которые приходят с душевностью. В некотором смысле это гораздо более сложная задача, чем психотерапия, потому что она связана с культивированием ярко выраженной и значимой жизни дома и в обществе. Это также вызов, потому что забота о ближнем требует от каждого из нас воображения. В жизни мы кладем свои проблемы к ногам Христа, который якобы обучен решать их за нас. Заботясь о человеке, мы сами имеем как задачу, так и удовольствие организовывать и формировать свою жизнь на благо души. Основной целью любой заботы, физической или психологической, является облегчение страдания.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности