«Но самый лучший способ узнать правду – это изучить и проанализировать самому, делая выводы. «И я видел… говорящее «иди» - свой путь имей, а не в «стаде» будь; «смотри» - /Отк.6.1/ вот как раз и смотри чтобы в стаде не быть, т.е. имей внутреннее зрение, чтобы правильно выбрать свое - свой путь. В выражении «иди» (пусть идет, совершается) и смотри» нужно видеть безличное обращение, и его смысл можно передать так: пусть совершается то, чему надлежит быть по Божественному предопределению, ты же, Иоанн, «смотри» и запечатлей в своем уме. В словах «иди и смотри» христиане не пьют, но театральщины там хватает. Иди, знай - быть может. Иди на то. Если что по делу так обоснуй, давай отойдем, выясним вопрос. Да мне по шее, мне жаль, но это твои проблемы христиане каждого. Идти с туза (в карточной игре). Идти конем (в шахматной игре), ходить, сыграть. Иду, не иду: пошел, не иду, а пришел, так иду! верен или надёжна церковь, когда он уже сбылось.
Смотрит как на пустое место, неохотно занимается с любовью, чтобы понять. Бросает слова на ветер, бездействует, отказывается помогать. Потому что христиане так живут, и не видит в этом что-то неординарное.
До сих пор нет единого мнения, что именно олицетворяет каждый из всадников: Бог призывает их и наделяет силой сеять хаос и разрушение в мире. Всадник на коне – символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Всадники появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной печати - первых четырёх из семи печатей книги Откровения.
«…иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» - /Отк.6.2/. Белая лошадь - почти всегда солнечный символ света, жизни и духовного просветления. Светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света. Что касается первого всадника, то с пониманием этого образа дело обстоит гораздо сложнее. Белый цвет коня и характеристика сидящего на нем как «побеждающего» указывает на то, что этот всадник - носитель спасения. Это может быть Сам Христос или образ спасающей человека благодатной силы Церкви. Таким и было доминирующее в святоотеческую эпоху толкование: «первый всадник понимался либо как образ Самого Христа» - /Ириней Лионский/, «либо как образ торжествующей евангельской проповеди» - /Андрей Кесарийский/. Едет на белом коне - ещё известен как Завоеватель-победитель. «Сталин это знал и понимал, как понимал и то, что под Жуковым непременно должна быть белая лошадь. Полководец на белом коне…. У этой традиции глубочайшие исторические корни. Святым покровителем русского воинства всегда был великомученик Георгий Победоносец. На канонических иконах он изображается как юноша в богатых доспехах, верхом на белом коне.
Под воодушевляющее звучание марша М.Глинки «Славься, ты, Русь моя!», - белоснежный конь, ведомый чуткой рукой, безупречным церемониальным галопом движется по брусчатке перед парадным строем, затаившим дыхание. Кажется, что белая лошадь тоже осознает величие момента. Конь прекрасен! Уши коня насторожены, глаза полны огня и свободы, хвост «на отлете». Конь возбужден, но восхитительно точен в поставе головы, в каждом темпе галопа, в каждой остановке перед представителями всех фронтов, сражавшихся за Победу».
В Новом Завете «Четыре всадника Апокалипсиса» включают одного, сидящего на белом коне, и одного на бледном коне. «Белая» лошадь несла всадника Завоевание (традиционно, Мор), Позже в Книге Откровений Христос едет на белом коне с неба во главе воинств небесных, чтобы судить и вести войну на земле.
Белый конь был неразрывно связан с солнцем и плодородием в умах древних греков и древних римлян: бог Марс, или Арес, бог войны, ехал впереди восходящего солнца на колеснице, влекомой четверкой белых лошадей. И существует множество легенд, в которых белому коню отводится важнейшая роль. Так что можно сказать, что белый конь как бы находится «на перекрестке» рас и цивилизаций, служа своего рода объединяющей силой.
«И увидел и вот конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» - /Отк.19.11/
Господь Иисус появляется сидящим на белом коне. Белые кони обычно не употреблялись для войны, так как они делали слишком приметным для врага, сидящего на нем всадника. Но наш Господь Искупитель уверен в Своей победе и славном триумфе, сидя на белом коне чистого, но презираемого Евангелия, Он с большой скоростью проезжает по всему миру. В традиционной трактовке нарицательное имя всадника — «Чума» («Мор») - однако, их часто именуют Чума. На грядущую победу Правителя, нисходящего с неба, символически указывает белый конь. Таким образом, мотив всадника- победителя злых сил воплощает в себе, с одной стороны, пережитки языческого прошлого, а с другой - христианскую догматику.
« … И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: «Иди и смотри: Конь рыжий» - /6.4/ явлен ныне, и стала война, побоище всесветное»,- эти слова Прокопия Веденеевича из первой книги Алексея Черкасова «Хмель» объясняют название второго романа «Конь Рыжий». С лета 1918 года Всадник на коне рыжем пошел гулять по Сибири, гражданская война полыхнула не шутейно».
И когда Он снял третью печать: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей» - /Отк.6.5/.«…иди и смотри». «Ой, вы кони мои вороные, чёрны вороны – кони мои!». И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. На рыжем коне война. На вороном коне - ещё известен как Раздор. Он символизирует опустошительные войны. Сидящему на этом коне дано было взять мир с земли, чтобы обитатели жизни убивали друг друга. Кем был сидящий на этом коне – то ли Сам Христос как Господь воинств, то ли Его орудие, воздвигнутое Им, чтобы вести войну, – не ясно, но ясно следующее: Те, кто не покорится луку Евангелия, будут пронзены мечем божественной справедливости.
«…вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие и белые, – и сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. И отвечал муж, который стоял между миртами, и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю» - /Зах.1.8-10/. Он увидел мужа, возвышавшегося на рыжем коне и стоявшего посреди этой миртовой рощи. Этот муж был никем иным, как самим мужем Иисусом Христом. Тем, Который явился Иисусу Навину с обнаженным мечом в руке как вождь воинства Господня» - /Иисус Нав.5.13.14/, и Иоанну - с луком и венцом» - /Отк.6.2/. Он ехал на рыжем коне то ли естественного цвета, то ли окрашенном в красный цвет кровью, пролитой на войне; Тот же победоносный владыка явился в червленых ризах /Ис.63.1.2/. Красный цвет очень яркий, означающий, что Он возревновал по Иерусалиму /ст.14/ и очень разгневан на его врагов. Христос по закону явился на красном коне; это символизировало ужас той диспенсации, когда Он был готов сражаться до крови. Но, по Евангелию, Он является на белом, коне /Отк.6.2 и вновь /Отк19.11/; это означало, что теперь Он одержал победу и едет верхом на коне с ликованием, вывесив белый, а не кровавый флаг. Он увидел, что всадника сопровождало стадо коней, готовое принимать и выполнять его приказы: «Позади него кони рыжие, пегие и белые - ангелы, сопровождавшие Господа Иисуса, задействованные Им для служения Своей Церкви: одни - чтобы вершить суд, другие - оказывать милость, третьи - для разных поручений». Отметьте: Царь Церкви имеет ангелов в Своем распоряжении не только для того, чтобы славить Его, но и чтобы служить на благо тем, кто Ему принадлежит.
Пророк спросил о значении этого видения. Помимо того, что он видел в видении, с ним в качестве инструктора разговаривал ангел; также было у Иезекииля /Иез.40.3/ и Даниила /Дан. 8.16/. Захария спросил его /ст. 9/: «Кто они, Господин мой? Похоже, ангелом, говорившим с ним, был Сам Христос – муж на рыжем коне, которого сопровождали остальные; и непосредственно к нему обращается Захария. Чтобы познать тайны царства небесного, мы должны обращаться с вопросом не к ангелам (они сами являются учащимися), а к самому Христу, Который единственный достоин, взять книгу и снять с нее печати /Отк.5.9/. Вопрос пророка подразумевает смиренное признание его собственного невежества и ревностное желание узнать истину. О, позволь мне узнать, кем они являются! Он желал этого не для удовлетворения собственного любопытства, а для того, чтобы обладать всем необходимым для утешения и ободрения народа Божьего в его нынешнем бедственном положении.
«И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами; и горы те были горы медные. В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные; в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие, сильные. И, начав речь, я сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли. Вороные кони там выходят к стране северной, и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной. И сильные вышли и стремились идти, чтобы пройти землю; и он сказал: идите, пройдите землю, – и они прошли землю» - /Зах.6.1-7/. Кони второй колесницы были вороными, символизируя гнетущее уныние последствий войны; все одеты в траур, всюду - опустошение, приходит голод, язва и разорение, вся земля страдает. Вороные кони там выходят, неся с собою весьма мрачные и печальные события, из-за которых и люди, и все вокруг будет выглядеть мрачным. То конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников, и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь – это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.
Конь вороный, обозначающий голод, ужаснейшую казнь. А на нем всадник, имеющий меру в руке своей /ст. 5/, означающую, что теперь люди будут, есть свой хлеб весом, как было предсказано - /Лев 26.26): ... будут отдавать хлеб ваш весом. То, что следует в ст. 6: И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: «хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай», заставило многих толкователей думать, что это было видение не голода, но изобилия. Но если учесть меру хиникса и денежную стоимость динария, какими они были во времена этого пророчества, то все возражения отпадают: хиникс составлял всего, лишь одну кварту, а динарий - семь с половиной пенсов, это было очень большой платой за хиникс пшеницы. Однако этот голод, как и все другие подобные бедствия, особенно тяжелым будет для бедных, тогда как елей и вино, составляющие лакомые блюда богатых, не повреждаются; но если хлеб, опора жизни, поражается, то лакомства не заменят его. Заметим здесь: когда люди пренебрегают духовной пищей, Бог вполне справедливо лишает их насущного хлеба. Наказание редко приходит одно, война естественно влечет за собой голод; и те, кто не смиряется под одним наказанием, должны ожидать другого и большего наказания, ибо если Бог сражается против нас, то Он превозможет. Недостаток хлеба - страшное наказание, но недостаток слова еще страшнее, хотя беспечные грешники не сознают этого.
«…иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; а «бледная» лошадь несла всадника Смерть - /Отк.6.1.2/. Однако греческое слово хлорос, переводимое как бледный, часто интерпретируется как болезненно-зеленый или пепельно-серый, а не как белый. «И ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными» - /Отк.6.7.8/. Интересно, что «бледный» окрас лошади в некоторых переводах с древнегреческого звучит как бледно-зеленый. Скорей всего, «Конь блед» - это цвета зеленовато-белесой гнили. Выдавленного прыща такого, полуразложившегося, напоминающий цвет гниющей кожи трупа.
И четвертый всадник стал явно отличаться от остальных - он стал ходячим (вернее, верховым) трупом. И еще он единственный без одежды, т.к. мертвым она не нужна. В крайнем случае, его могут в саван-простыню завернуть, для пристойности.
Но на едином праве не сохранят, - пишет Ф.Достоевский в «Идиоте», - и за сим последует конь бледный и тот, коему имя Смерть, а за ним уже ад…».
На бледном коне, голод и смерть. Имя всадника- смерть, царь ужасов, сеющий смерть в своей империи, смерть, царствующая в селениях и народах, смерть, передвигающаяся верхом и одерживающая каждый час все новые и новые победы. Сопровождает этого царя ужасов ад - состояние вечной гибели, ожидающее всех тех, кто умирает в грехах своих. Во времена всеобщих бедствий массы людей отправляются в эту геенну. Непосредственно за смертью не раскаявшегося грешника ожидает вечная гибель - эта ужасная мысль способна заставить трепетать весь мир. Заметьте: Существует естественная и юридическая связь между одним наказанием и другим; война - это опустошительное бедствие, влекущее за собой скудость и голод, а голод, лишающий людей средств к существованию, толкает их на то, чтобы прибегать к нездоровой пище, нередко вызывающей эпидемии.
«Один конь был бел, другой конь был рыж –
Копыта касались залатанных крыш.
Гранитные ангелы в старом соборе
На город горящий смотрели из ниш.
Третий конь черен, как зимняя ночь,
Как стаи ворон, что уносятся прочь,
Подальше от этого города мертвых,
Которым уже невозможно помочь.
Последний луч света скользит по холмам,
По женским рукам и по детским щекам...
Четвертый конь бледен и синие вены
Пульсируют в такт невесомым шагам.
Крылатый трубач с лицом мертвеца
Играл на трубе о начале конца,
О том, что последний оплот человека
Падет в этот день под пятою Жнеца...
Пройдет этот сон и начнется другой.
Бетонные стены хранят твой покой.
Но помни: копыта, копыта, копыта
Стучат день и ночь над твоей головой!»
«Но ты не узнаешь лица – он ветром в твоих рукавах…
Копыта-копыта стучат в ладонях, висках, сердцах…/О.Светлакова/.
«Топот лошадиных копыт по торцам, - пишет М.Горький, странный звук, точно десятки молотков забивали гвозди в небо и в землю, заключая и город и душу в холодную, скучную темноту.
«Иди и смотри» и делай свои выводы: копыта стучат, о чём говорят? лошадь может бить передним копытом, если требует внимания!
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности