Фиатира: и вашим, и нашим, вместе спляшем или компромитирующий компромисс уступки.
Слово «Фиатира» означает жертва затруднения. Как будто Церковь создана не для облегчения жизни людей, а для ее максимального затруднения. Препятствие, трудно преодолеваемая помеха. Разобщенность – Бауыржан Момышулы, офицер, - помеха в борьбе к достижению цели».
Фиатир - «Врата жертвоприношения». «Мы достигли исполнения того желания, ради которого мы приступили к исполнению этих жертвоприносительных правил. «И дымом жертвоприношений, - пишет Гёте, вы кормите своё убогое величье».
На еврейском языке «жертвенник» (mizbeah) происходит от слова «убой» (zabah). Даже зная, что убой «ритуален» по правилам и методу, невозможно, однако, было предположить этих деталей и всегда этого поистине ужасного образа. «Все вещи, которые кажутся нам негативными, имеют и позитивную сторону, если смотреть на них более широко с позиции духовной. Каждый должен пройти через темноту, прежде чем он сможет распознать свет и любовь».
Фиатира означает «жертва сокрушения» и полностью олицетворяет этот период в истории церкви, когда из-за отступления простая вера была заменена или пожертвована внешним делам и епитимии. Спасение нельзя купить или заслужить; это дар Божий. Б. Холцхаузер, римо-католический писатель, говорит: «Фиатира — это средняя церковь из семи, и, следовательно, является как бы символом церкви Средневековья» Один авторитетный толкователь имён предложил значение слова Фиатира как «запах скорби». Другой сказал, что оно происходит от двух слов, одно из которых означает «жертвоприношение или курение ладаном», а другое означает «то, что продолжается беспрестанно». Сочетание этих двух значений даёт возможное толкование имени Фиатира как «постоянное жертвоприношение». Постоянное или часто повторяемое жертвоприношение является сатанинским оскорблением одной совершенной и полной жертвы Христа за грех и есть отрицание завершенной работы Спасителя для грешников. «Мы освящены принесением тела Иисуса Христа раз и навсегда. Одним приношением Он сделал навсегда их совершенными, тех, которые были освящены» - /Евр.10. 10.14/.
«И Ангелу Фиатирской церкви напиши: Но имею…против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавель, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение» - /Отк.2.18-20/. Имя Иезавели стало нарицательным для порочных женщин - гордых, властолюбивых и тщеславных, богоотступниц. Попускаешь. Греческое слово «позволяешь», разрешаешь действовать».
Платон о нём сказал: «Кроме обрядов, связанных со смертью и тем, что после жизни, он объясняет людям установления храмов, жертв и служений богам». Он сообщал людям своё знание «будущего» и «волю отца» своего через пророков и оракулов. В Фиатире этот ритуал исполнялся пророчицей, которая сидела на стуле с тремя ножками и, когда входили, изрекала эти сообщения. Это достойно того, чтобы отметить, что самоназвание Фиатира означает «господствующая женщина». Таким образом, этот период характеризуется господствующей силой, силой, которая безжалостно всё захватывает, всё завоёвывает и деспотично контролирует. Так вот, господствующая женщина - это величайшее проклятие в мире. Фома Аквинский и Альверий Пелагий дали такую формулировку: «Тем, которые взирают на Папу духовными глазами, он кажется не человеком, но Богом. Его власть безгранична. Он может провозглашать правильным, что пожелает, и может любого лишать его прав, как ему угодно. Сомнения в этой вселенской власти ведут к закрытию пути спасения. Великими врагами церкви являются еретики, которые не носят ярмо настоящего послушания».
Упреки Христа - именно в распутстве Фиатирских христиан. Причем в распутстве мистическом, связанном с оккультизмом и язычеством (любодействовать и снести жертву идольскую). Посмотрим на имя Иезавели. Есть два перевода – «не желающая терпеть» и «целомудренная» «чистая».
Связь Иезавели с Фиатиром очевидна, если принять наш вариант перевода. Что не желает терпеть Иезавель? терзания неистовой похоти. Почему целомудренная? Потому что представляется таковой, будучи блудницей. Сообщество, которое представляется Церковью, не будучи таковой, но Ее противоположностью.
Церковь была виновна не только в том, что многие открыто, подчинялись отступлению, но также и в том, чтобы приостановить течение этого зла. «Но есть также и фальшивая, лживая ревность. Под маской, которой скрываются кипящие человеческие страсти - чаще всего гордость, любовь к власти и к почестям. И интересы подобные тем, которые играют ведущую роль в церковной борьбе. И которой не может быть места в духовной жизни, в общественной жизни Церкви. Но которые, к несчастью, можно часто встретить в наше время. И которые являются главными возбудителями всевозможных ссор и нестроений в Церкви. Сами те, кто их разжигает и руководит «церковью», часто притворяются борцами «за чистоту», но в действительности стремятся добиться лишь своих личных целей, стремятся угодить не Богу, но своему самодовольству и ревнуют не о славе Божией, но о своей славе и о славе своих сподвижников и членов своей группы. Все это, конечно, глубоко чуждо подлинной святой ревности, все это ей враждебно и является греховным и преступным, потому что компрометируют нашу святую веру и Церковь!»
«Церковь, - подчеркивает Аверкий, - дана нам для спасения наших душ и ни для чего больше! Мы не можем делать Ее своим орудием или превращать Ее в арену для разгула своих страстей ради достижения личных наших целей». 
Это наступает тогда, как вожди групп и их глашатаи начинают играть «роли». Причина этого в том, что ничтожные духовно люди из мирских амбиций стремятся занять в Церкви позицию, предназначенную для людей более высокой духовности. В большинстве случаев эти «актеры», не обладая в действительности никаким духовным авторитетом, вынуждены приобретать его, прибегая, по выражению Архиепископа Аверкия, к «человекоугодию». Об этом говорил св. Апостол Павел, который впервые годы христианства вынужден был указать на отличие подлинных представителей Христа от «человекоугодников»: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» /Гал.1.10/. «Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы, и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас (перед вами) ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других...» - /1Фес. 2.4-6/
«Угождая», приходится льстить «нужным» людям. И, напротив, уничтожать возможных противников в подходящий момент, нужно «считаться» с влиятельными людьми, независимо от своих убеждений. Наконец, нужно раздавать посты и разглашать об этом, тем самым, связывая себя с «союзниками» взаимным «признанием», а не сердечной любовью. «Как мною людей, - писал Архиепископ Аверкий, - без ума любят высокие посты, звания, и готовы приобрести их любым способом, даже попирая указания своей совести».     
Итак, Фиатирская церковь может означать «Церковь, изнуряемая неистовством похоти» или «Церковь звездной болезни» (или Церковь небесного неистовой похоти). Какая у нас Церковь особенно изнурялась от неистовства похоти? Слово «фиатир» - значит увенчанная, или «коронованная». Вот она увенчанная Иезавель. Так папа и в его лице церковь сделалась силой, с которой ни один король и даже император не осмеливался затевать спора. Все народы были у него в подчинении. «Церковь не что иное как одна из обыкновенных человеческих организаций, где они хотели бы играть одну из главных ролей».
Развитие и рост власти падшей церкви станет ясным, если понять принцип связи ее с государством. С этим принципом мир вошел в церковь и, тотчас, священнослужители сделались государственными чиновниками и даже высшими сановниками. Вскоре в церкви возникли споры об учениях, в которых каждая партия хотела одержать верх. Для устранения споров стали созываться, так называемые «церковные соборы» где споры решались не Словом Божиим, а высшими епископами, за которыми стояла императорская власть. Дух Божий, Иисус Христос был исключен, все делалось мирской властью.
Некоторые предполагают, что Фиатира означает «сладкий запах труда», возможно, что такое утверждение основывается на 19 стихе: «Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твоё, и то, что последние дела твои больше первых». Качеством, которое Господь в первую очередь отметил и похвалил истинных верующих Фиатиры, является любовь. Это основополагающая характеристика божественной сущности и Бога, который есть любовь. Из неё возникает вся духовная деятельность. Вера упоминается следующей. Это «вера, вдохновлённая любовью» - /Гал.5.6/ и проявляемая в служении Господу и человеку. «Нигде, пожалуй, не найти более глубокой и интересной истории, более неутомимого терпения, большей праведности, или, возможно, такого же благочестия, как в этих сердцах, горячо преданных Христу и правде, и верных Ему против прогнившей Церкви, подобно святым средневековья». Хотя менее выдающаяся среди остальных шести городов, тем не менее, Фиатира славилась разнообразием торговли и ремесленным мастерством.
Так о чём же это говорит нам с Вами, братья и сёстры?- говорит А.Кабаков, - где сегодня эта наша Иезавель? Сегодня она подступается к нам под разными личинами. В наших церквях есть те, кто сегодня в грудь себя бьют: такие и такие мы верующие! Вот так и так соблюдаем, столько глав Писания читаем в день, так и так молимся и постимся, так евангелизируем! Но смотришь, приходит время, а они и говорят, ну, в церкви вот так надо жить, а в-миру, коли хочешь на плаву быть, то и вот так приходится. Здесь подтянешь, там соврёшь, тут, на лапу положишь или откатишь. А что делать? Дань обществу и карьере. Но это ещё не самое грустное. Эти хоть как-то в церкви остаются, до них ещё достучаться можно. Таким образом, идоложертвенное не означает только лишь пищу, но также и возможность зарабатывать, поклоняясь языческим богам или просто длинному рублю, получать блага через идолопоклонничество или нечестивые пути. Современное идоложертвенное – это, кроме каких-то духовных вещей, еще компромиссы с совестью, на которые нам порой приходится идти дабы остаться «в деле», «на плаву». Кроме того, современная Иезавель – это ещё и религия, та, которая есть суровое исполнение обрядов при полном отсутствии веры. Какой бы религия не была, старой или новой, традиционной или нет, многолюдной или нет, признающая Иисуса Христа или нет – всякая она мерзость пред Богом. Мерзость, потому что имеет одну единственную цель — заменить собою Бога, стать посредником между человеком и Богом. Совершается ли это через философское учение, или через культовые ритуалы, или еще как, не важно. Как только между человеком и Богом встал кто-то другой, не Иисус Христос, этот человек в опасности. Рыло религии многообразно. Оно никоим образом не отображает истинного Лика Божия. Есть и такие верующие, которые, польстившись на все эти новомодные учения о сверхдуховном христианстве, на харизматичных лидеров, рвутся на семинары и конференции, дабы получить невероятное исцеление, финансовое благословение, посмотреть на ангельские перья и золотую перхоть. Не может христианин страдать! Весь мир у его ног! Надо только Бога за рога взять и потребовать с него! Но об этом мы уже как-то говорили – русский человек склонен верить в волшебную щуку.
По словам Иисуса, церковь Фиатиры «имела и дела и веру и главное – «любовь», которую оставила церковь в Ефессе, и даже имела прогресс и рост в служении «последние дела твои больше первых». Их труд развивается по восходящей: от хорошего к лучшему, от хорошего к лучшему. Этим фиатирцы не похожи ни на кого, ни на какую другую из семи церквей. Они не только сохранили и сберегают нечто правильное и истинное, но и постоянно это развивают. Оценка Господом их фактического состояния весьма высока. Их дела правильны и богоугодны. Их дела, как богоугодная жертва, постоянно приносимая ими Богу, принимается Им, что созвучно и названию города – «Постоянное жертвоприношение». Господь определил их успешными, такими, чей труд на Божией ниве созидательный. И, на первый взгляд, фиатирская церковь была сильной и процветающей. Но и у них есть то, в чем Господь их упрекает, от чего предостерегает.
Вот в этом и заключалась проблема Фиатирской церкви; угроза ей шла изнутри. Существовала сильная тенденция, направлявшаяся женщиной по имени Иезавель, которая защищала в интересах ремесла и коммерческого процветания, компромисс с мирскими нормами жизни, утверждая, вне всякого сомнения, что Святой Дух может защитить их от всякой порчи. На этот вопрос Воскресший Христос отвечает ясно: христианин не должен принимать участия в таких делах. А потом следует осуждение женщины по имени Иезавель и всех аспектов ее учения и можно, по-видимому, даже сделать вывод, что она пользовалась большим влиянием в Фиатирской церкви. И в этом нам предостережение. Церковь, которая переполнена народом и кипит деятельностью, как пчелиный улей, еще не обязательно должна быть настоящей церковью. Церковь может быть переполнена потому, что люди приходят туда в поисках развлечений, а не наставлений; чтобы получить утешение, вместо того, чтобы посмотреть в лицо своим грехам и предлагаемому церковью спасением. Вполне может быть, что это просто очень популярный христианский клуб, а не подлинно христианская община. Мы начинаем с очень интересного, но крайне сомнительного ответа. В Библии говорится о жене Иезавели. В греческом это тен гунайка Иезабел. В некоторых списках после гунайка стоит слово су, что значит твой.
Существительное гуне – именительный падеж, гунайка – винительный падеж, значит и женщина и жена; и если мы прочтем в этих нескольких списках тен гунайка су Иезабел, то это будет значить твоя жена Иезавель. Выше мы уже видели, что под ангелом церкви может подразумеваться епископ церкви. В таком случае, если послание обращено к епископу церкви, и в этом послании стоят слова твоя жена Иезавель, то значит, что причиной всех неприятностей является жена епископа! Это был бы крайне интересный побочный штрих к раннехристианской общине, и это было бы даже не единственный раз, когда жены церковных деятелей были источником неприятностей в общине. Совершенно очевидно, что Иезавель была членом церкви и это порочное влияние шло изнутри. Все это значит, что фиатирская Иезавель оказывала дурное влияние на жизнь и богослужение христианской Церкви. Совершенно очевидно, что у нее не было желания разрушить Церковь, но она хотела внести в Церковь иной образ жизни, что само по себе разрушало веру.
Вполне может быть, что учение Иезавели сводилось к тому, что христианам вовсе не следует быть столь отличными от всех в своем почитании Иисуса Христа и, прежде всего, вовсе не следует отказываться произносить формальную фразу «кесарь – господь» и сжигать щепотку фимиама. Если бы христианская Церковь приняла такое учение, это неизбежно привело бы к тому, что христианство стало бы, лишь одной из многочисленных религий римской империи. Христианство вовсе не утверждает, что Иисус Христос – один из спасителей, или даже первейший, оно утверждает, что Он – единственный Спаситель. И в этом заключается важная мысль. Начиная читать послание к Фиатирской церкви, мы видим, что каждый человек – новичок в Фиатирской церкви – полагал, будто в ней кипела, жизнь и будто всякое доброе дело приносило плоды.
Процветающие, вследствие компромисса с мирским. Деловые люди, вне всякого сомнения, щедро пользовались своей свободой, а объединенные в гильдии ремесленники, вне всякого сомнения, делали большие взносы на благотворительные дела. Они выглядели как настоящие христиане. Иезавель тоже, вне всякого сомнения, казалась многим прекрасным человеком. Она, должно быть, хорошо владела языком и хорошо выглядела, коль ее признали пророчицей. Но дело в том, что Воскресший Христос видит не только внешность: Он увидит искренне её раскаяние или нет.
Источники: Библия. У.Баркли - преподаватель кафедры в университете Глазго, Шотландия.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности