«Ангелу Ефесской церкви: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» - /Отк.2.4/. Большие чувства приходят и уходят. С этим приходится мириться. Но что, если любовь, которую мы потеряли - оставили, была важнее всего в жизни? Почему строчка так запоминается? Потому, наверное, что все мы хоть раз в жизни тоже пытались найти замену великой любви, которую оставили. Мы жалеем об этом и верим - все могло закончиться иначе.
Одна беда – в наше время во всем этом шуме о любви и гаме практически не осталось... любви. Вот откуда бралась та любовь, воспоминания о которой мы сегодня по ошибке, а скорее, просто по привычке, всё ещё называем любовью. Но отношения между людьми изменились радикально. О чем? Ведь количественно любви стало больше. Любовь, проступившая плакатами и афишами на стенах первых видеосалонов, обрела физическую зримость и телесность открытости. И потеря свою значимость тайны первой любви.
«Любовь — в ней всё тайна: - пишет И.Тургенев, - как она приходит, как развивается, как исчезает. То является она вдруг, несомненная, радостная, как день; то долго тлеет, как огонь под золой, и пробивается пламенем в душе, когда уже всё разрушено; то вползает она в сердце, как змея, то вдруг выползет из него вон...». «Тайна сия велика» - /Ефес.5.32/. Так почему она идёт на показ? И теряет свои свойства жизни, оставляя только «смоковные листья» -/Быт.3.7/. Так, где же здесь первая любовь тайная?
Любовь это всего лишь слово, пока кто-то не приходит и не придает этому значение. Здесь мы также видим, что среди христиан, великолепных во всем, что относится к нашему проявлению христианства, могут быть такие, которые в сердце всё же не имеют подлинной жизни. У них есть всё, что относится к благочестию, кроме одного – первой любви.
«Потому мое мнение таково, говорит Отец Пантелеимон (Шушня): у нынешней молодежи огромный душевный потенциал, но им не хватает компаса. Они чаще всего не знают, что такое на самом деле любовь. Путают ее с влюбленностью. И не умеют ею жить. Они смотрят разные фильмы и живут по шаблонам. Все мечтают о большой первой любви, как в кино. Уже готовой любви, с безупречным партнером, который понимал бы их, что бы ни произошло. И не понимают, почему с ними не бывает такого же. Но эти любви из книг и фильмов – утопические, в реальной жизни они не встречаются».
Посмотрим, что такое первая любовь, как она возникает и как выражается. Тот, кто в своем сердце не имел и не испытал этой любви, никогда не сможет понять ее, благодаря какому-либо описанию. И наоборот, тот человек, который испытал эту любовь, понимает ее лучше, чем могут объяснить какие-либо слова.
Он указывает на то, что верующие там самоотверженно трудились, но в основании этого труда лежала не любовь. Терпение и верность – великие добродетели, но с точки зрения Христа без любви они теряли свою значимость. Противостояние искушениям, прощение других, служение Богу и людям – всё это возможности зримым образом выразить нашу любовь к Христу, а не средства заслужить похвалу у людей или поднять самооценку. Любовь – действенна.
Тогда христианство становится мрачным исправительным домом, а сердце – темной и холодной могилой, - говорит пастырь Золтан З. Тырык, - в нем нет никакого царства небесного, никакого солнца радости, но лишь мучение и труд. Грех вновь обретает полную силу и действие. Таким образом, утрачивается первая любовь, ибо она не возникает лишь из знания о грехе, или из какой-либо самостоятельной деятельности».
Чужие ошибки не учат. Но можем ли исправить свои, и надо ли это делать? Вернуть большую любовь не так уж просто. Иногда все, что нам остается, - очистить память и чувства, которые остались после великой, но потерянной любви. «Довольствующийся исполнением одних церковных постановлений и обрядов, при оставлении внимания к евангельским заповедям: «Любовь к Богу и ближнему» или при недостаточном внимании к ним, - пишет И.Брянчанинов, - низводит, по скудоумию своему. Закон с высоты духовного значения, отнимает у него для себя духовное достоинство его, всю сущность, и гибнет в плотском мудровании своем и по причине плотского мудрования своего».
Любовь, которая не предполагает ответственности и жертвы, – не настоящая. Это любовь конъюнктурная, не достигающая зрелости. На самом деле в таких случаях не доходят до настоящей любви, а остаются в фазе влюбленности. И они стремятся занять первые места, но своими словами и делами они многим наносят раны.
Но постепенно наступили перемены. Церковь утратила свою первую любовь. Члены её сделались себялюбивыми. Дух мира приобретал над ними свою власть. Потерять любовь - не беда, беда - это решить, что смысл и красоту вашей судьбе придаёт страдание, и потому цепляться за него, культивировать и растравлять раны. Тут действительно можно увлечься и потерять жизнь.
«И потеряла любовь? Звучит глупо, правда…
Можно потерять варежки, сумку, паспорт….
По рассеянности можно забыть ключи….
Но любовь потерять… не смеши!
Если б можно было любовь потерять….
Тут… намеренно ее оставляешь…
Ум контролируешь… от нее убегаешь….
Дни заполняешь работой» - /Оксана Зет/.
А любовь-то не оставляется - даже если ты её оставляешь. Вы оставили любовь, но любовь не оставлена для вас!
В английском языке есть такое слово – bae, означающее любимого человека. Это сокращение по первым буквам - before anyone else, «прежде всех остальных». Это-то самое место, которое занимает первая любовь. Место, собственно говоря, для Бога.
«Первая Любовь – фундамент нашего существования». В качестве ответа мы могли бы привести слова памяти отца Епифания Феодоропулоса: «Мир без Христа – это не что иное, как театр абсурда. Без Христа ты не можешь ничему дать объяснения. Откуда скорби, несправедливость, неудачи, болезни, почему, почему, почему? Тысячи «почему». Поймите, человек, с его ограниченными суждениями, не может приблизиться к ответу на все эти вопросы. Они объясняются только с помощью Христа. Они подготавливают нас к вечности. Возможно, там мы и удостоимся узнать ответы на некоторые наши вопросы…».
Можно ли любить Бога, не имея с Ним и Его Словом никакого дела и не зная Его? – думаем, что нет. Как можно любить Того о Ком не слышал, а если слышал не обратил внимание на Того в Которого не веришь? Если не знаешь Бога как первая любовь, значит, оставляешь её.
Ища любовь, ты на самом деле ищешь Бога. Даже если не отдаешь себе в этом отчета. Даже если ты и не примерный христианин, но каждый раз, когда любишь и любим, ты каким-то удивительным образом ощущаешь, что там, в любви, – истина. Ты ищешь любви всю жизнь, она нужна тебе, и даже когда ты притворяешься, будто у тебя ее больше нет, ты её, безусловно, чувствуешь, чувствуешь уже как-то искаженно, но все-таки опять начинаешь всё сначала. Тебя тянет к ней, ты всё время стремишься достигнуть ее, потому что чувствуешь, что там – полнота и счастье.
Самую подлинную, самую искреннюю, ту, которая не повторяется и не возвращается. Которая случается только с чистыми детскими сердцами и о которой мы, потом тоскуем всю жизнь. Она захватывает человека полностью, вдохновляет на труд и подвиги, открывает глаза на поэзию и красоту мира.
Ефес означает самоназвание: «попустить, расслабиться, отступить», Бог назвал ее «отступившей церковью». Бог значит, сначала Бог признает их дела, их труд и их терпение. Бог упрекнул их за их жизнь…за то, что они оставили свою первую любовь, за то, что отступили, и за то, что больше не несли Свет. Ефес не был обманутой церковью, она сама потерпела провал, так как перестала пребывать в совершенной любви.
Заметим, что по-гречески горечь этого упрека подчеркивается порядком слов во фразе: «Но первую любовь твою ты оставил». Христос употребляет здесь слово оголен, которым выражается, в частности, та глубокая бескорыстная любовь, которую Сам Бог питает к людям.
Но, увы! Рядом с усердием и ревностью Господь замечает, что ефесяне оставили первую любовь, и это величайший недостаток. Разве это так опасно? Да, это наибольшая опасность, ибо Церковь есть невеста Христа, и для невесты оставление любви означает оставление всего. Напрасно будет говорить жена, что она послушна и усердна, если любовь к мужу исчезла из ее сердца; она не сможет выполнять своих обязанностей, потому что лишилась основы супружеской жизни. Так и наша любовь ко Христу является самым важным венцом и сущностью нашей духовной жизни. Церковь не имеет права быть Церковью, если у нее в сердце нет любви ко Христу или если эта любовь охладела.
Большей потери, чем потеря любви, не существует. Кто потерял любовь - потерял все. Потеряв любовь, мы теряем и силу, и мир, и радость, и святость. Охлаждение любви приносит горечь и делает нас слабыми, бессильными и склонными к падению. Но истинная любовь есть предвкушение славы.
Но более вероятно, что это значит, что пропал весь прекрасный восторг любви к братству. В первые дни христианства члены ефесской церкви, должно быть, действительно любили друг друга; распри, и разногласия вообще не возникали; сердца людей всегда готовы были зажечься и руки всегда были готовы помочь. Но потом что-то испортилось. Вполне возможно, что охота на еретиков убила любовь, и верность вере была обеспечена ценой потери чувства братства. Никакая правоверность в мире не заменит любовь. /Комментарии Баркли/
У американского писателя О. Генри есть один такой рассказ. Мальчик вырос в деревне и в школе сидел около невинной и милой деревенской девочки. Потом он добрался до большого города и попал в плохую компанию, стал вором, карманщиком - виртуозом. Однажды он был на улице, только что очистил чей-то карман – чистая работа, отлично сделана, – он был доволен собой. И вдруг он увидел девочку, возле которой сидел в школе. Она все еще была такой же невинной и милой. Она его не заметила; он постарался, чтобы она его не увидела. И вдруг он осознал, каким он был и каким стал; прислонив свой разгоряченный лоб к холодному фонарному столбу, он сказал: «Боже, как я ненавижу себя». Память открывала ему путь назад. Осознание того, что что-то неладно – это первый шаг к улучшению».
Очи Господа, проникая и исследуя всю глубину церкви и каждой отдельной души, все видит и Он все отметил, но теперь они словно ищут чего-то, словно Ему чего-то недостает. Они ищут и не находят лишь одного - того, что дало бы всем делам Божественную ценность - Он не находит первой любви. Казалось бы, все снаружи безупречно, все идет правильно, как и в начале познания Его, но там, внутри, медленно произошла перемена, там потух огонь и сердце охладело. Конечно, некоторая любовь там еще осталась, но не первая. Какое печальное состояние, когда Он имеет что-либо против нас. Когда мы имеем что-либо один против другого, хотя бы самое незначительное, тотчас же возникает натянутость, теряется свобода отношений, прекращается обмен мыслей и сердечных мнений. Если таковы отношения между Христом и душою, или целой церковью - какое печальное состояние! А между тем - факт, что в наши дни это почти повсюду совершается, почти все потеряли первую любовь. Отношения между ними и Господом не те, что были тогда, когда они пришли к Нему. Что же нам в этом случае делать?» - /И.Каргель/.
Человек, ожесточил свое сердце, уклонился от Бога, истины. Утративший первую любовь, уже не чувствует радости в общении с Богом, не чувствует нужды в близких отношениях с Ним, и на многие удовольствия мира смотрит уже положительно. Получается, человек первым согласился отказаться от многолетнего опыта общения с Господом в угоду одной лишь фразы лукавого: «подлинно ли сказал Бог?», он первым перестал любить.
Ему не хочется служить Богу и ближним, читать Библию, свидетельствовать во спасение людей, молиться и ходить в церковь. Человек, утративший первую любовь, уже не чувствует радости в общении с Богом, не чувствует нужды в близких отношениях с Ним, и на многие удовольствия мира смотрит уже положительно.
Когда человек отказывается от Закона Божьего, когда он начинает преступать заповедь Божию, зачастую поступая вопреки собственной совести, он, в конце концов, становится бесчувственным, он перестает любить. Христос сказал о будущем человечества: «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» - /Мат. 24.12/.
Итак, можно делать много праведных поступков, быть ревностным, но всё-таки забыть ту самую первую любовь к Богу. Можно многим жертвовать, многое делать, но при этом не иметь любви. «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» /1Кор.13.3/. Человек может стараться вести праведный образ жизни по разным причинам. Например, он хочет быть угодным Богу, чтобы попасть в рай. Конечно, это хорошо, замечательно. Но Бог хочет, чтобы наши добрые дела, наша ревность, наша жертвенность были побуждаемы, в первую очередь, любовью.
Как сказал Наум Миронович Олев: «Любить дано не всем, любовь сродни таланту».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности