«Я решил эту тему, - говорит Дж.Чейз, - попробовать подойти к делу с какого-нибудь другого конца».
Упоминание жезл и посох в Псалме 22.4 позволяет предположить, что жезл применялся как дубинка для защиты, а посох – как палка для опоры (евр.мишэнэт). Жезл символически ассоциировался со строгостью (как знак власти), а посох - с отеческой заботой (как пастушеский предмет).
Жезл (евр. шевет) и в другом месте упоминается как оружие /2Цар. 23.21/; в Синод. пер. – «палка» - Скипетр. На самом деле, это не удивительно, хотя то, для чего нужен посох, в чём его суть и смысл, знают немногие, даже из тех, кто действует или пытается действовать сим инструментом?
«Твой жезл и Твоя опора» - и все начало становиться на места. Посох - это опора, жезл - инструмент, оружие. На посох опираются, жезлом - пасут.
«Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» - /Пс.22.4/. Что в этом стихе имеется в виду под словом «посох»? Посох здесь - все, что поддерживает: будь-то палка, на которую опирается тело человека при ходьбе, или кусок хлеба, подкрепляющий силы человека. Посох – обычный библейский термин для обозначения трости ходока, по всей видимости, посох использовался повсеместно в Древнем мире. Поэтому он служил образом путника, символизировавшим кочевой образ жизни и опасность, связанную с хождением по дорогам (посох использовался как опора для уставшего человека и как оружие). Для выражения мысли о своем статусе странника Иаков избрал образ посоха: «...ибо я с посохом моим перешел этот Иордан» - /Быт. 32.10/. Он с благодарностью признает милость Божью, проявленную во время изгнания, и говорит, насколько она превзошла его ожидания: «Я с посохом моим перешел этот Иордан, бедный и одинокий, подобно несчастному и унылому пилигриму». У него не было ни спутников, ни слуг, никаких удобств в пути, никто не указывал ему дорогу; лишь его посох, больше не на что было опереться.
Сказка да логика ясна: «Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко - идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил - споткнулся, чуть было не упал. «Ах, ты!.. - рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела. А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять зайца. Увидел Заяц у Ежа палку, удивился: - «Зачем тебе палка? Что в ней толку?» - Эта палка не простая, - объяснил Ёжик, - это палочка-выручалочка». Ручей перепрыгнул ёжик. Выручил Зайца из болота. Спас палкой птенчика. Палкой спас зайца от волка». «Если считать, что всё гениальное - просто, то одним из самых гениальных видов оружия окажется одно из первых (если не первое), изобретённых человечеством: боевой посох. Что может быть проще: деревянная палка, обычно в рост владельца и в два пальца толщиной. Казалось бы, против меча или топора - ничего особенного, но не спешите - посох обладает страшным, по меркам холодного оружия, размахом и довольно приличной скоростью, что в сумме даёт неожиданно внушительную силу удара». «Прошли лес, и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт. Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости. До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может. «- Ничего, - сказал Ёжик, - держись за мою палочку». Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало»… «Ничего, - ответил Ёжик, - палку всегда найти можно, а вот выручалочку, - он постучал себе по лбу, - а выручалочка-то вот она где! Тут всё понял Заяц. Верно, ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!» - /В.Сутеев/
При ходьбе в посохе особенно нуждались пожилые люди. И хотя мы вполне обоснованно связываем посох с немощностью, любопытный поворот темы просматривается в изумительной уличной сцене в Зах.8.4, где в описании старцев и стариц, сидящих на улицах Иерусалима, «каждый с посохом в руке», отражается положительная ассоциативная связь и благословение долгой жизни в мирном царстве старость. На посох как образ паломничества, в значительной степени постбиблейский, есть всего одно указание в Библии – умирающий Иаков, благословляя своих детей, «поклонился на верх жезла своего» - /Евр.11.21/, что символизировало, по-видимому, его жизнь странника и пришельца, стремившегося «к лучшему, то есть, к небесному» /Евр.11.16/.
Посох необходим, чтобы поддерживать; это и подразумевается в данном тексте: «Твой посох успокаивает меня». Посох в данном случае - это образ Божьей поддержки: «Твой посох успокаивает меня». Божье провидение, словно крыло, которое защищает святых. Это грудь, которая кормит их, и посох, который поддерживает их. В самые многострадальные времена Церковь обладала этим посохом - Божьей поддержкой, и поэтому она сохранилась, несмотря на весь злой умысел и вражду против нее.
Даже для пастуха посох означает какое-то утешение. Во время напряженных переходов и долгого, утомительного бодрствования над стадом он постоянно опирается на посох, чтобы отдохнуть. Это для него крайне необходимый инструмент и значительная помощь в работе. Посох используется также и для того, чтобы вести овец. Можно не раз видеть, как пастух при помощи посоха осторожно выводил своих овец на новый путь, через ворота или на трудные, опасные дороги. Он никогда не бьет животное посохом. Напротив, он осторожно прижимает им бок животного и направляет его туда, куда ему следует идти. Таким образом, овца хорошо понимает, что сбилась с правильного пути.
Жезл - символ духовной и светской власти, а также власти командующих войсками (в древности). Жезлы эти обычно имеют вид металлической или костяной трости, увенчанной государственной эмблемой. «Дети мои, я доволен как нельзя более; помните, что среди вас нет никого, кто не носил бы в своем ранце маршальский жезл герцога Реджио; извлечь его оттуда зависит от вас. «Каждый французский солдат, - произнёс Людовик XVIII., - носит в своем ранце маршальский жезл».
В настоящее время маршальские и придворные жезлы употребляются лишь в торжественных случаях.
В Православной церкви жезл (посох) является знаком церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена.
«По сообщению ТАСС от 22 сентября Патриарх Московский и всея Руси Кирилл запретил наместникам и настоятелям монастырей иметь дорогие жезлы и призвал заказать взамен простые деревянные посохи. На Собрании игуменов и игумений, проходившем в Москве в честь 1000–летию русского присутствия на Святой горе Афон, патриарх сказал: «Каждому игумену выдается жезл как символ духовной власти. Я был инициатором того, чтобы игумены и игуменьи получили жезлы, но мне в голову не пришло даже, что игумены и игуменьи наши эти жезлы превратят в патриаршие жезлы: богато украсят, крест поставят. Я не благословляю такие жезлы». Обращаясь к наместникам и настоятелями монастырей, собравшимся в храме Христа Спасителя, патриарх сказал: «У вас должен быть простой игуменский жезл без всяких украшений, без всяких ювелирных побрякушек и без креста — это символ архиерейского служения». «Поэтому, когда вы приедете сейчас к себе домой, первое что вы сделаете, это закажете себе простые деревянные посохи». Что тут скажешь? Патриарх возмутился не только драгоценным убранством жезлов, но и тем, что они превращаются в «патриаршие жезлы».
«Вот день! Вот пришла, наступила напасть! Жезл вырос, гордость разрослась. Восстаёт сила на жезл нечестия: ничего не останется от них, и от богатства их и от шума их, и от пышности их» - /Иез.7.10.11/. Ибо если под «жезлом» понимать Вавилон, то в историческом плане становление этой гордой державы произошло весьма стремительно. «Жезл», или «бич Божий», вырос прямо на глазах, на глазах росла и разрасталась державная гордыня (гордость) Халдеи. Другие толкователи склонны относить последнюю фразу стиха к Иудее: это ее дерзость, или гордость, «разрослась» до того, что «привела в действие» орудие Божиего гнева. Жезл правления стал, жезлом нечестия до такой степени восстала сила.
Из простого пастушеского посоха, символизирующего архиерейскую власть и обязанность пасти словесных овец, благодаря патриарху Никону он превратился в жезл с языческими символами в виде змей, которые в XVII веке многими трактовались как проявление власти антихриста.
Жезл также ассоциируют со скипетром монарха – вернее, не ассоциируют, а скипетр и есть разновидность жезла, и в таком ключе является символом власти: монарх властвует над людьми, маг властвует над духами.
«Паси народ Твой жезлом Твоим» - /Мих.7.14/. Каким образом жезл наставляет? Преподавая наставление, он вместе с тем приносит успокоение.
Лекарство, несмотря на то, что оно горькое, все же приносит успокоение, так как оно является средством для выздоровления. «Жезл гаишника – говорит Ашот Наданян армянский шахматист, - это палочка для еды».
Жезл - необходимое средство для успокоения. Жезл Божий нужен для того, чтобы выбить из нас пыль и сделать чище. Изготовитель сукна погружает ткань в воду для того, чтобы выбелить ее. Вода скорбей должна сделать Божий народ белее. «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении» - /Дан.12.10/.
Жезл – это посох путника – то есть, это инструмент-проводник и инструмент попутчик, который преобразовывает природу вещей, проводя их по определенному пути, или служит нам попутчиком и проводником по мере прохождения спирали действий. Это также лоза, с помощью которой мы находим дорожку среди нужных нам образов и энергий, обнаруживаем скрытое и позволяем своему внутреннему голосу вести нас.
Тем не менее, по глубочайшему убеждению, пользоваться жезлом с такими мыслями, поскольку привносить в круг эмоции властности и подчинения – скользкая и разрушительная дорожка.
Также жезл ассоциируют с посохом пастуха, и именно в этом качестве он сохранился в христианском ритуале. И является традиционным атрибутом пастыря, общающегося с паствой – от следования этому пагубному авторитарному веянию.
Жезл – это деревянная палка длиной около одного метра с утолщением на конце. Иными словами, это - дубинка, боевое оружие. Жезл пастух использовал для защиты овец от разбойников и хищников. Иногда в Библии слово «жезл» означает то же, что и слово «скипетр», т. е. предмет, символизирующий царскую власть. Но какая царская власть у пастуха? Для него жезл – орудие защиты стада.
Итак, жезл – это защита!
Посох – тоже палка, но несколько длиннее жезла – дубинки, изогнутая или т – образная на конце. На посох пастуху было удобно опираться, когда он надзирал за стадом; при длительных переходах с пастбища на пастбище посох помогал пастуху в ходьбе. Посохом пастух управлял стадом и использовал его для пересчета овец при возвращении в загон – овцы проходили под посохом в руке у считающего.
Итак, посох – это забота (попечение, внимание, уход) а у Господа в одной руке жезл, - Его защита, а в другой посох, - Его забота. «Твой жезл, - Твоя Божественная защита, и Твой посох, - Твоя Отцовская забота, - они успокаивают меня»
Слова жезл и скипетр часто встречаются в Ветхом Завете и чаще всего символизируют грозную власть, которая несет наказание, страх, сокрушение, поражение, гнев: «Я накажу его жезлом мужей» - /2Цар.7.14/. Такую роль Господь доверял некоторым людям, царям, лишь на время для совершения Божьего возмездия над непокорными народами. Жезл – символ власти, наказующей непослушных и вероломных пастырей.
Но посох или дубинка пастуха служат еще для одной интересной цели. Пастух пользуется ими и для того, чтобы обследовать и посчитать овец. В ветхозаветном изложении это звучит так: «И проведу вас под жезлом…» /Иез.20.37/. Это означало не только быть под авторитетом и наблюдением владельца, но и тщательно обследоваться. Овца, прошедшая «под посохом», была посчитана и обследована – для уверенности, что она ни в чем не нуждается.
Обратимся теперь к посоху пастуха. В каком-то отношении посох больше характеризует пастуха, чем все другие принадлежности. Посохом не пользуется ни один работник любой другой профессии. Это единственный в своем роде инстру¬мент, используемый исключительно для ухода за овцами. Он не нужен ни для крупного рогатого скота, ни для лошадей или свиней. Он вырезан специально для потребностей овец и для этой цели запроектирован и смастерен. И еще важно одно: его применяют только на благо овцам.
Хороший способ для оценки учения проповедника - это определить, является ли оказываемое им на человеческое сердце влияние действительно божественного происхождения. Что исходит от Бога, то является по своей природе божественным и производит наибольшее подобие Божие: насаждает благочестие и добродетель, изменяет сердца людей и исправляет их поведение.
А вот в Новом Завете этот образ исчезает из обихода апостолов и учеников Христа. Он употребляется однажды в 1Коринфянам, где вопрос «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, звучит риторически. Ап.Павел предлагает им самим решать: «c чем ему приходить к ним? – «с жезлом... или с любовью и духом кротости?» - /1Кор.4. 21/, то есть его поведение будет определяться их состоянием. Если они будут упорствовать на своем как во взаимоотношениях друг с другом, так и по отношению к нему, то он придет с жезлом, то есть применит свою апостольскую власть, накажет их за ошибки.
Ответ очевиден. Это слово еще раз встречается в книге Откровения Иоанна, и описывает власть Господа над мятежными народами. Итак, жезл – это атрибут Владыки неба и земли. Пожалуй, только Он может распорядиться им абсолютно справедливо, так как Он Бог долготерпеливый, многомилостивый и человеколюбивый.
Заметьте: С упорными нарушителями необходима суровость. В семьях и в христианских общинах родительское сострадание и нежность, христианская любовь и сочувствие иногда вынуждают применить розгу. Но это крайне нежелательно, поэтому если возможно, то лучше предотвратить использование суровых мер. Поэтому апостол добавляет, что это зависит от их выбора, с чем ему приходить, с жезлом или с совершенно противоположным настроением: ...или с любовью и духом кротости. Это равносильно тому, как если бы он сказал: «Предупреждаю вас, прекратите эти нехристианские раздоры, устраните беспорядки в своей среде, и тогда вы найдете меня кротким и добрым, таким, каким хотите найти. Должен употреблять насилие над собой, чтобы прибегать к строгости жезла. И бы, больше желал прийти и явить вам отцовскую нежность, чем доказывать свою власть».
Заметьте: Счастливый характер у того служителя, в ком преобладает дух любви и кротости, и в то же время он сохраняет свой справедливый авторитет заботы.
«Надежда – посох любви: - говорит У.Шекспир, - отправляйся, вооружившись им против внушений отчаяния». Посох разведчика- этот посох - не просто дорожная клюка, но и удобное оружие.
Первое, что бросается в глаза, это то, что посох есть опора. И тут надо понять эту опору несколько шире, чем опора для перемещения физического тела в пространстве. Это опора в действиях, которые вы проводите, это стержень воли, который помогает устоять, это опора в построении действий, мышлении, энергетике, убеждениях и так далее.
Божий жезл и посох «Они успокаивают меня» - /Пс.22.4/ дать покой, убедить быть покойным, не тревожиться.
Источники: Библия. Томас Ватсон – пуританский богослов. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности