«Если есть усердие у тебя для Бога,
Это качество пред Ним, ценное всегда
и душе пошлет твоей радости Он много.
Будешь с умилением, славить ты Христа» - /В.Сафин/
Мы говорим о долгосрочных усилиях и энтузиазме – вот почему это называется усердием.
Усердие - сердечное расположение к какому-нибудь делу, прилежание в работе, рвение души, горячее стремление добиться чего-либо. Усердие - перевод греческого слова «споуди». Это слово древнего манускрипта переведено на тысячу языков, наречий и диалектов, но вряд ли все разнообразие этих слов может сравниться с русским словом «усердие».
О, было бы все понятно: приложили усилия – получили результат. Но вот если вы упорно бьетесь, а результата нет, то это самый яркий пример усердия не по разуму. То есть когда от ваших напряженных стараний один только вред. Зачем дальше биться? Это бессмысленно. Лучше остановиться и понять, где вы делаете ошибку. И дальше все усилия и все внимание направить на поиск информации о том, как решить эту проблему.
Большое старание, рвение. Работать с усердием. «Играли безумно скверно, зато усердие было проявлено колоссальное; артистам хотелось заслужить чапаевскую похвалу» - /Фурманов, Чапаев/. «Орефий Лукич плотничью неопытность наверстывал усердием, работая без отдыха».
«Помилуйте! что это вдруг припало усердье к письменным делам?» - /Грибоедов/. «Работать с усердием. Усердие... принимается, когда оно сопровождается искренними стараниями. Когда люди намереваются сделать что-то доброе и стараются осуществить его по своим возможностям. Усердие не по разуму - т.е. ненужное, неуместное, неразумное. «Стараться больше – не эффективно. Старайся умнее» - /Джек Траут/
Слово «усердие» означает «все сердце». Усердствовать – значит вкладывать все свое сердце в ту работу, которую делаешь. «Наверху за потолком какой-то энергический мужчина, вероятно ученик консерватории, разучивал на рояли рапсодию Листа с таким усердием, что, казалось, по крыше дома ехал товарный поезд» - /А.Чехов/.
Усердствовать – значит работать, не разгибая спины. Усердствовать – значит быть «одержимым» любовью к порученному служению. Усердствовать – значит не считаться с затратами, препятствиями и затруднениями. Присмотритесь к усердию апостолов и членов церкви во времена апостолов, как они «полагают души свои за братьев», «имения свои полагают к ногам апостолов», а всю жизнь отдают Христу. Истинное усердие приходит к нам от Бога. Апостол Павел пишет: «Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам» - /2 Кор.8.16/. Давайте будем позволять, Слову Божьему менять наши сердца и будем стараться развивать и сохранять дух усердия в них. Почему Бог ценит усердие? Потому что усердие, как ничто другое, свидетельствует о нашей преданности Богу. Бог хочет, чтобы мы возлюбили Его всем сердцем своим. Отсутствие у верующего должного усердия говорит о «раздвоенности» его души, о том, что он старается «служить двум господам», находится на опасном пути, ибо там, где нет «целостности» сердца, там невозможна победа над грехом. Почему Бог ожидает от нас усердия? Потому что дело, которое Он поручил нам совершать, - дело весьма серьезное и нельзя делать его «как-нибудь», «спустя рукава», «лишь бы отделаться», «лишь бы с рук сбыть»... Такое отношение к Божьему делу - кощунственно: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» - /Иер.48.10/.
Повышенная степень усердия называется рвением. Испанский писатель XVII века Б.Грасиан писал: «Усердием посредственность достигает большего. Чем одаренность без усердия. Слава покупается ценой труда: что легко дается, невысоко ценится».
«Усердие – вещь заразительная, и твоё стремление учиться может воодушевить учителя. Конечно, не стоит надеяться на коренные перемены. И на некоторых уроках придётся просто проявлять терпение. Но если ты внимателен и действительно слушаешь преподаваемый материал, ты непременно узнаешь что-нибудь новое – даже от «скучного» учителя».
«Торопись медленно», говорили древние, чтобы не прозевать жизнь. Выполняй их с радостью и усердием, а не с торопливостью. Не превращай жизнь в погоню. Ощути вкус жизни и наслаждайся им!
Усердие буквально — «труд от всего сердца». Если человек обладает этим качеством личности, для него нет невыполнимых, неразрешимых задач.
Бхаса писал:
«Трёшь щепку о щепку - добудешь огонь,
Копаешь колодец - и воду добудешь.
Упорный достигнет того, чего хочет:
Усердье и разум к успеху ведут».
Талантливость без усердности, всё равно, что росток без поливки. Серость и посредственность, обладая усердностью, порой, ближе к успеху, чем даровитость и талантливость без усердия. Сюн-цзы говорил: «Породистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояния в тысячу ли. На кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути». В отличие от трудолюбия, усердность не испытывает особо теплых чувств к труду, но, в тоже время, она не боится никакого труда, воспринимая и принимая его, как данность и неизбежность.
Усердность нацелена на продолжительную, иногда не совсем приятную, работу. Но поскольку она идет от разума, работающего в режиме «Нужно – не Нужно», постольку будет старательно, прилежно и ответственно выполнять свой долг. Например, глубокой ночью заплакал грудной ребенок. Мать так измучилась за день, что его плач едва доходит до ее разума через пелену сна. Ум, работающий в режиме «Нравится – Не нравится», говорит ей: «Зачем вставать из теплой постели. Ничего страшного, поплачет и успокоится. К утру высохнет». Но, к счастью, у большинства мам разум включает такое нравственно-волевое качество личности как усердие, и они идут выполнять свои обязанности. При этом делают это аккуратно, старательно и бережно.
Не всегда усердие делает всё по разуму, иногда она уступает напору ненасытных чувств и неугомонного ума. Человек так устроен, что ум должен контролировать чувства, а разум – ум и чувства. Человек становится инвалидом усердности, если его разум слаб и не натренирован справляться с прихотями ума и чувств. Например, студент готовится к экзамену. Ум нашептывает ему: «Пошли лучше на дискотеку, а завтра у кого-нибудь возьмем шпаргалки и прорвемся. Где наша не пропадала?». Соблазн велик. Если разум слаб, усердность – Золушка. Он поддастся на уговоры ума и чувств. Усердный студент задавит в зародыше всякие потуги вожделенного ума о гульках. Чтобы не ввергать его в уныние, он пообещает: «Сдам экзамен, тогда и повеселимся, а сейчас нужно тщательно и старательно подготовить ответы по всем экзаменационным билетам».
Усердие бывает демонстративным, показушным. Человек «делает вид на Мадрид», что он само трудолюбие, прилежание и рвение. Но качество проделанной им работы свидетельствует об обратном. Совсем неприглядный вид имеет усердность вкупе с глупостью. Петр Великий даже издал специальный указ по поводу неразумной усердности своих подданных. В указе запрещалось называть и писать уменьшительные имена людей [например, Митька вместо Дмитрий], запрещалось падать перед ним на колени и снимать с головы шапки зимою, проходя мимо царского дворца. В указе говорилось: «Какое различие между Бога и царя, когда воздавать будут равное обоим почитание? Коленопреклоненное моление принадлежит Единому Творцу за те благости, какими Он нас наградил. [К чему] уничижать звание, безобразить достоинство человеческое, а в жестокие морозы почесть делать дому моему бесплодную с обнаженною главою, вредить здоровье свое, которое милее и надобнее мне в каждом подданном паче всяческих бесполезных поклонов? Менее низкости, более усердия в службе и верности ко мне и государству – сия-то почесть свойственна царю». Чрезмерность усердия осуждал несомненный авторитет Конфуций: «Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей».
Истинная усердность дружна с самодисциплиной и самоконтролем, она аскетична и ответственна. Жан де Ларошфуко писал: «Человек, усердный в труде, твердый в невзгодах и требовательный к себе, снисходителен к людям лишь потому, что к этому принуждает его разум».
«Конечно, он из кожи вон лезет, - пишет А.Кристи, - но усердие никогда не заменит ума».
«Прямой был век покорности и страха,
Всё под личиною усердия к царю» - /А.Грибоедов/.
«И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля и смирили души свои с великим усердием» - /Юдифь 4.9/
Под усердием мы понимаем такое сердечное стремление к делу, такое сильное прилежание и добровольное рвение души к исполнению работы, когда именно всё сердце, а ни его часть или половина участвует в этом процессе. По определению Владимира Даля, усердный – это человек, берущийся за дело всем сердцем, старательный, прилежный, заботливый, жертвующий, если это надо для достижения цели и самим собой.
«В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» -/Рим. 12. 11/. Думаю, Павлу доводилось иметь дело с такими христианами, поэтому он написал верующим в Риме: «Не будьте ленивы в усердии…» - /Рим 12.11/ KJV/. Греческое слово okneros — «ленивый», ещё переводится праздный. Это образ тунеядца, человека безразличного, вялого, апатичного. Интересно, что это же слово okneros употребляется и в Евангелии от Матфея 25.26, где Иисус говорит о негодном рабе, которого господин приказал бросить во тьму внешнюю, потому что тот ничего не сделал с деньгами, которые он ему доверил. Как видно из этих стихов, лень, апатичность, праздность не должны быть присущи христианину. Слово spoudadzo — «быть усердным», ещё переводится иметь пыл, рвение, стараться. Это образ человека ответственного, внимательного, расторопного в противовес человеку, который вяло бредёт по жизни без всяких желаний и стремлений. Усердный человек полон энтузиазма и сил, он вкладывает в работу всю душу, ответственно относится к своим обязанностям и превосходно справляется с любым делом.
«В усердии не ослабевайте» можно перефразировать так: «Не ленитесь проявлять рвение и усердие». Чтобы описать христианское служение, Павел в Рим. 12 использует три разных слова. В ст. 1 он использует слово «латреиа», которое переводится как «служение». Это греческое слово подчеркивает необходимость благоговейного отношения к служению. Второе слово - «диакониа», обозначающее практическое служение. В ст. 11 он использует слово «доулео», обозначающее служение раба, главная цель существования которого - исполнять волю хозяина» -/Джон Мак Артур/
«В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите» - /Рим.12.11/. Есть принципы победоносной христианской жизни, которые Господь открывает нам в Своем слове. В этом стихе Бог называет необходимую комбинацию качеств, которая принесет победу, успех и благополучие в жизнь человека. Это усердие, огонь духа и служение Богу. Каждый человек, который сохранит в своей жизни эти три качества, будет успешным не только в служении Богу и в церкви, но и в жизни вообще. И неважно, чем человек занимался, эти принципы поднимут его и сделают успешным и отличающимся во всех его делах.
Очень важно, чтоб мы увидели, что эти три принципа – усердие, огонь духа и служение Богу – неотделимы друг от друга. К сожалению, часто мы обращаем внимание на одно из этих качеств и теряем другое. Нередко одни люди бывают горячими, пламенеют в духе, но у них не хватает усердия. Или, наоборот, они служат Господу, но делают это без огня и усердия. Здесь Бог показывает, что должно быть равное сочетание всех этих качеств. Тогда оно принесет такой баланс в вашу жизнь, что вы будете нужны людям, нужны Богу и принесете пользу им и самому себе. Человек, живущий по этим принципам, несомненно, будет главой, а не хвостом.
Первое качество, которое называет Бог – это усердие. Оно говорит о прилежании. Усердие, прилежность – это одни и те же слова. Усердие проявляется, когда мы что-то делаем со всей нашей силой, мощью и способностью, то есть, делаем, как для Господа.
Даже в-миру придумали медаль: «За усердие в службе». Ведомственная медаль «Федеральной службы исполнения наказаний России», учреждённой приказом ФСИН России N855 от 10 ноября 2005 года». Неужели нужно и в христианстве издать такой приказ: «проявляешь усердие, получаешь медаль». И глядя на медаль, другие христиане будут проявлять усердие за медаль, а, не служа Христу.
Служа своим господам, они должны взирать на Иисуса Христа, служа с усердием, как Господу, а не (как) человекам, то есть не только человекам, или не в первую очередь человекам: «служа с усердием, как Господу, а не как человекам» - /Ефес.6.7/.
Когда мы относимся к делам с усердием, мы делаем все как для Бога. И, действительно, наше призвание на земле - служить и делать все только, как для Господа и быть лучшими. Это один из способов влияния. Становясь лучшими во всем, что мы делаем, и, делая все, как для Господа, мы являем живое Евангелие миру.
Екклесиаст 9.10 учит нас именно этому «все, что может рука твоя по силам делать, делай…». Однако усердие не только приносит благословение Царству Божьему и не только возвеличивает Царство Божье, но и дает нам огромное благословение»- /Сандей Аделаджа/.
«А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, – так изобилуйте, и сею добродетелью.
Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви» - /2Кор.8.7.8/. И даёт совет. Он берет повод из усердия других и советует то, что подобает им, что докажет искренность их любви, то есть будет истинным плодом и признаком ее.
«Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» - /Деян.17.11/. Они стремились выслушать его, сразу понимая его значение, и не отворачивались от истины. Они внимали тому, что говорил Павел, подобно Лидии, и радушно принимали слышанное слово.
Читающим и принимающим Писания необходимо их исследовать /Иоан 5.39/. Изучать, прилагать усилия в их разборе - как с целью обнаружить истину, заключенную в них, и не заблуждаться в Писании. И таким образом избегнуть многих ошибок или же отказаться от своих неправильных пониманий, так и с целью познать всю истину, заключенную в них, и не довольствоваться поверхностными знаниями о Боге и пребыванием во внешних, поверхностных Писаний, но больше познавать открывающийся в них ум Господень.
Мы можем поддерживать усилия в долгосрочной перспективе, потому что наслаждаемся той полезной работой, которую делаем. Усердие, вместе с героической смелостью, – лучшее противоядие от лени и откладывания на потом.
«Мы со всевозможным усердием, - говорит А.Пушкин, желали отъезжающему доброго пути и всякого блага».
Три группы людей находим мы в церкви. Первая, это те, которые никогда ничего не делают, а только сидят, протираю скамейки от пыли. Вторая группа, - те, которые работают «для галочки», но работают «поневоле», без усердия. И, наконец! Те, которые трудятся с неослабевающим усердием: действуют, творят, организуют.
Выберите одну из них для себя.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности