У христианина закон – опора совесть. Вот Павел говорит о язычниках, что «Они показывают дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» - /Рим. 2. 15/.
В зависимости от того, соблюдали они или нарушали естественные законы и указания, их совесть либо оправдывала, либо осуждала их. Все это доказывает, что они имели внутри себя эквивалент закона, которым могли, быть управляемы и который будет судить их за то, что они не подчинялись его руководству и управлению. Таким образом, они были сами себе закон. Язычники имели контроль над тем, что они делали: «Совесть их свидетельствовала им. Они имели внутри себя свидетеля, который одобрял их, когда они делали хорошо, и осуждал, когда они делали что-то неправильно. Совесть - это свидетель, и рано или поздно она выносит свое свидетельство, хотя временно ее можно подкупить или заглушить» - /М.Генри/. Через это исполнение закона нравственного они наглядно показывают разумному наблюдателю. – «Что дело закона у них написано в сердцах», т.е. что требуемое законом Богооткровенным, записанное в законе Моисеевом на каменных скрижалях, у них, язычников, начертано в сердце. Сердце в Св. Писании всегда является седалищем чувств, откуда исходят все решения, имеющие влияние на всю жизнь человека /Мат.15.19/. – О чем «свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» /Рим 9.1/. Под совестью у Ап. Павла везде, разумеется, сознание человеком нравственного характера своих поступков, когда он может сказать себе, худы они или хороши. Понятно, что при этом предполагается существование нормы, по которой совесть дает определение поступкам. А что так называемым христианам закон совести не писан? Писан! Только стёрли они её (совесть) из своей жизни.
«Опора государства – его законы, опора человека – законы его совести». Здесь мы видим несоответствие общественной совести закону. Должен ли закон максимально отражать общественную совесть? Да. Но каков механизм приведения закона в соответствие с общественной совестью, и вообще возможно ли это при существующей системе законотворчества? Возможен да! Если нет закона, действует, совесть; если нет совести, то непременно должен действовать закон. Закон есть, а совести нет сегодня, и все об этом только пытаются говорить. Совесть – это народ. А закон – это пастырь и церковь. «В вопросах совести закон большинства не действует» - /М.Ганди/. Не действует почему? Значит закон - дутый бумажный формализм. Пастырям и руководству церкви зачастую движет желание не разобраться в сути закона, а по быстрее и желательно без конфликтов принять его и поставить очередную галочку. Если важнейшие законы будут выноситься на всеобщее обсуждение, этого можно избежать». А когда слугам народа разбираться в законах? У них есть дела поважнее, чем корпеть над правилами жизни для церкви страны. Мы часто задаём такой вопрос: Почему человек, нарушающий несколько заповедей, а то и все сразу, живущий по законам волчьей стаи, чувствует себя припеваючи, имеет нечестно приобретённые богатства и смеётся над всякими моральными принципами и устоями? Почему на него не действует закон воздаяния? Если закон у нас не работает ... значит, закон у нас отдыхает? А совесть в спячке. Либо совесть есть, либо, это мода на мнение окружающих в церкви.
«Бывают и такие, - говорит К.Кулиев - что вывернув наизнанку свою совесть, продают её. От них – то все наши беды». Продажа совести закономерность в религиозной жизни. «Самый безнравственный продавец тот, - пишет Силован Рамишвили, - кто продает совесть». Продав, совесть и закон не действует всё дозволено. Сидящий пастырь на шее церкви, повернул голову ближе к «звёздам» руководства. «Не совесть мучает человека, а теперь - человек мучает совесть. Выдержит ли она». «Совесть, придумали злые люди, чтобы она мучила добрых людей. А, может совесть, так необходима человеку, чтобы его спасать. «Не оставляй без внимания голос совести, когда решаешь какое дело». «Совесть удерживает нас от неугодного Богу, а также под действием Духа Святого побуждает к доброму». Совесть, – это фильтр для восприятия внешнего мира, твоим, внутренним.
«Но совесть, как известно, шагами не меряют. И нам же всем пить потом из этой придорожной лужи!» - /С.Васильев/, и пью не замечая запаха.
«Во всяком случае, до сих пор считалось, что выгодна лишь та позиция, когда с людьми и совестью в ладу» - /Л. Алексеев/
Юрист Россия-Горская Герда Романовна: «Совесть – считаю, что к суду это не применимо! Совесть и суд. Причем тут совесть и вынесенное судом решение? Объясните мне кто нибудь? Я вот лично никакой связи не вижу. Вот представьте судья совестливый – приходит к нему правозащитник то же совестливый и их беседа выглядит так: « - У тебя совесть есть?». « - Есть». « - И у меня есть!». «Решение принимать будешь, руководствуясь законом или совестью и внутренними убеждениями?». «Законом!». «Нет, подожди, а как же совесть? По совести то, что получается, мой подзащитный не виноват, что курицу украл! Государство зарплату не платит, а кушать ему и его семье хочется! Что на это совесть говорит? - Что он совершил преступление! -Нет, он спас жизни двух детей! Потому что накормил их, и они не умерли с голоду. Что говорит совесть? « - Закон УК РФ – говорит, что нужно наказать! А если бы твоим детям нечего было кушать по вине государства? Ты бы украл курицу? – тишина – «Вот и подумай совесть или закон имеют верховенство в данной ситуации».
«В ком есть и совесть, и закон,
Тот не украдет, не обманет,
В какой бы нужде ни был он;
А вору дай хоть миллион -
Он воровать не перестанет» - /И.Крылов/.
«Всем нам, практикующим юристам, известно, что какой бы человек не был хорошим в жизни, но став судьёй он перестаёт быть и честным и справедливым и главное утрачивает ту самую совесть, о которой ведется речь. Тоже самое и пастырь в церкви, когда он член церкви рядовой, он со совестью, а когда он стал пастырь куда делась его совесть закона.
Юрист Россия-Горская Герда Романовна:
«Ты в суд пришел, о совести забудь!
Царит тут дух закона и сражений!
Тот, у кого защитник окажется ловчей,
Взойдет на пьедестал победы».
Не надо, наверное, объяснять, что надевая судейскую мантию, человек принимает на себя обязательства блюсти судейскую этику. А главное не писанные законы судейской корпорации, а они гласят одно — подчиняйся председателю суда, делай, как велят вышестоящие начальники, и будешь до пенсии сидеть на своем месте, а если очень будешь покладистым, то и может «дорастешь» до вышестоящих судов. Потому какой бы закон не был, принят пусть он будет о совести ли еще какой-нибудь моральной категории касаться, исполнять его будут те же судьи, которым их Верховный суд укажет: «хотя по закону нельзя, но если хочется, то можно» как, к примеру, это происходит с признанием недопустимыми доказательств. И какая бы ни была совесть у судьи, решение он вынесет угодное только себе, в конечном счете, поскольку только одного опасается он в этот момент, лишь бы кассация не отменила его решение. И последнее поставьте себя на место судьи, как бы вы поступали в конкретной ситуации по делу? Конечно, некоторые коллеги, которые видимо очень совестливые, скажут, что они никогда не пойдут против совести, что если бы они были судьями, то всегда бы принимали только справедливое решение, по совести, короче говоря. Однако, надев мантию, уверен, вся эта спесь про совесть пройдет на следующий день, потому что нужно будет либо приспособиться к системе, либо уйти из нее, потому что людей с совестью она (судебная система) переламывает, делая послушными винтиками, либо выбрасывает из себя, да еще и с отрицательными характеристиками как говорится. /С.Исаев – адвокат/
«Нет между людьми ни одного судьи, столь неусыпного, как наша совесть. Внешние судьи и деньгами подкупаются, и лестью смягчаются, и от страха потворствуют, и много есть других вещей, которые извращают правоту их суда. Но судилище совести ничему такому не подчиняется... И это делает совесть не однажды, не дважды, но многократно и во всю жизнь, и хотя прошло много времени, она никогда не забывает сделанного, но сильно обличает нас и при совершении греха, и до совершения, и по совершении».
«Чем строже и совершеннее этот закон, тем яснее суд совести. От личного отношения человека к этому суду совести, зависит развитие его характера, который образуется различно, смотря по тому, поступает ли он по её велению или же восстаёт против неё и идёт наперекор ей. В первом – утверждается «чистой и непорочной совестью». Во втором – мучается порочной и осквернённой совестью. «Чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» - /1Тим.4.2/. В отношении своих жертв духовные противники Бога действуют не непосредственно – они достигают их чрез лицемерно лгущих, т.е. действующие не по убеждению, а из лицемерия. Отбирая для себя подходящих ему людей, он воздействует на их совесть, доводя её до бесчувствия. Именно те, чья совесть соженна, готовы исполнять указания сатаны.
В Новом Завете также говорится о «клейменной» совести, которая стала бесчувственной, как после прижигания раскаленным железом /1Тим. 4.2/. Такая закаленная и огрубевшая совесть больше ничего не чувствует. Человек с клейменной совестью больше не слышит ее побуждений, и может грешить еще больше, обманывать себя, думая, что с его душой все в порядке, и относиться к другим бесчувственно и без сострадания.
В отношении к Богу хранить совесть тот, кто не пренебрегает Его заповедями и даже в том, чего не видят люди, и чего никто не требует от нас; он хранит совесть свою к Богу в тайне. Например, обленился ли кто в молитве, или страстный помысел вошёл в сердце его а он не воспротивился ему и не пожалел себя, но принял его: также, если кто, видя ближнего, делающего или говорящего что-либо, и как (обыкновенно) случается, осудил его; короче сказать, всё, что бывает в тайне; чего никто не знает кроме Бога и совести нашей, должны мы хранить: и сие-то есть хранение совести в отношении к Богу. А хранение совести в отношении к ближнему требует чтобы не делать отнюдь ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего делом, или словом, или видом, или взором: ибо видом, как я часто повторяю, даже и взором можно оскорбить брата. Короче сказать: человек не должен делать ничего такого, о чём знает, что он делает это с намерением оскорбить ближнего сим оскверняет совесть его, сознавая, что это сделано с тем, чтобы повредить брату или опечалить его: сие-то значит хранить свою совесть в отношении к ближнему. И так, необходимо нам внимать себе всегда и охранять себя от всего этого чтобы не подвергнуться тому бедствие от которого Сам Господь предостерегает нас, как мы выше сказали. Да подаст нам Бог слышать и исполнять сие, чтобы слова Писаний не послужили нам на осуждение»- /На основе поучений Аввы Дорофея/.
Вопрос «по закону или по совести?» в России всегда был вопрос более религиозный, нежели формально юридический. Это особенно ярко показал в своём творчестве Достоевский. Чувство вины – это ответственность перед Богом, а не перед человеческим судом. Человеческого суда избежать можно, обманув следователя, а вот Божьего суда невозможно избежать!
Да действительно – «Наряду с законами государства, - говорит Г. Филдин, - есть ещё, и законы совести, которые каждый человек устанавливает для себя сам». «Со» – это вместе, со – весть – это вместе откликаться на весть. А откуда эта весть идёт? Кто несёт эту весть? Внутренний голос? Внутреннее я? Значит, если это внутренний голос каждого, а мы разные, то и совесть бывает разная. Совесть - производная от религии сект и культуры в ней нации понятий. Она разная поскольку, как говорил Карл Маркс: «Бытиё - определят сознаниё», то есть, совесть! А в силу того, что наши власти церкви, по определению, - бессовестны, то выше всех начальников и судей стоит совесть! Она определяет уровень справедливости в обществе христиан!
А совесть она одна на всех, вот только трактуют ее по-разному все люди, несмотря на вероисповедания.
Первый закон — это закон естественный, или закон совести. По этому закону Бог обличил Каина, когда тот убил брата своего Авеля. Ибо слышишь, что говорит Писание? Его так сильно обличала совесть, что он впал от этого в отчаяние и воскликнул: «Наказание мое больше, нежели снести можно -может проститься мне» - /Быт. 4.13/. Что такое совесть?
Древнегреческое слово, переводимое как «совесть» во всем Новом Завете, – это «suneidēsis», означающее «моральную осведомленность» или «нравственное сознание». Совесть реагирует, когда чьи-то действия, мысли и слова соответствуют или противоречат стандартам относительно того, что правильно и неправильно.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности