кшипрам - очень быстро; бхавати - становится; дхарма-атма - праведник; шашват-шантим - вечный покой; нигаччхати - достигает; каунтейа - о сын Кунти; пратиджанихи - заявляй; на - не; ме - Мой; бхактах - преданный; пранашйати - погибает.
Он быстро становится добродетельным и обретает вечный мир. О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «31.Религиозная душа очень быстро достигает (в себе) продолжительный мир. О, сын Кунти, смело заявляй любому, что Мой бхакта никогда не погибнет.».
КОММЕНТAРИЙ: Следует правильно понять смысл этого стиха. В седьмой главе Господь говорит, что тот, кто занимается греховной деятельностью, никогда не сможет предаться и служить Ему.
БОГ: Вопрос о том, на сколько можно предаться Богу, человек знать не может. Этот вопрос решает Сам Бог в человеке и не исключены ситуации, когда и материальный человек, достаточно битый жизнью, уставший, постоянно решающий свои многочисленные проблемы и не сводящий концы с концами, не поклоняющийся Богу, едва посещающий храм, достаточно греховный, в некоторых вопросах своей жизни начинает предаваться своей судьбе, по сути Самому Богу, ибо и не видит для себя никакого исхода, как-будто все двери закрыты и не понимая, как дальше ему жить, действовать, что выбирать, на что надеяться… Такие ситуации бытуют в материальном мире, и часто люди видят, что события могут разрешаться далеко не предвиденным путем, без насилия над судьбой, без особых со своей стороны усилий… Эти вещи Бог дает запоминать и иногда практиковать на некоторых непростых этапах своего пути человеку. По сути, все это и есть предание себя Богу человеком преимущественно греховным, обладающего низкими качествами и из-за них терпящего многие страдания, которые и выводят достаточно часто и к устранению человека или выжиданию, что будет дальше. Никто из таких людей не знает, что это и есть подготовительный этап к преданному служению, где человек уже на уровне подсознания готов вручать себя сначала судьбе, а потом судьба обретет для него вполне осмысленное значение – вручать себя Богу. Вообще, все, что требует от человека преданное служение, все зарождается и уже начинает проявляться и на ступенях чисто материальных, ибо материальный мир есть то, что служит Богу, подготавливая качества людей к преданному служению. Больше качества для преданного служения взять неоткуда. Так люди приходят на путь преданного служения, уже познавшие аскетизм через бедность, нищету, горе, также приходят те, кто знает, что такое добродетель, испытав ее и на себе и проявив ее другим в условиях материального существования, ибо Бог понуждает человека отдавать, понуждает и принимать и привыкать к этому и правильно на это реагировать. Также, к преданному служению приходят и те, в чьих качествах есть и элемент отрешенности от материального мира, ибо многие страдания имеют свойство человека и разочаровывать и помогать не привязываться к посулам материального мира, ибо опыт и страдании делают свое дело…. Все качества преданного вызревают на низших этапах человеческого развития, все качества развивает Сам Бог в каждом, ведя каждого по его судьбе абсолютно, полным своим целым Управляя каждым, каждого вовлекая только в его игры и роли и помогая каждому извлечь только свои качества, которые и наметил Бог. Поэтому, на самом деле, Богу предаются на всех ступенях материального развития, но многие не знают этого, просто попуская в какой-то момент все события на самотек и исполняя только то, что само просится в руки, что не миновать. Но и полностью предаться Богу Бог Кришна никому не позволит, ибо, все же, принятие душой решений, действие в соответствии с ее качествами и помогает ей через последствия греховных деяний, очищаться от качеств низкого уровня и переходить, таким образом, на более высокую ступень своего развития, и это в равной степени относится и к материальным людям и к преданным. Поэтому, современные преданные должны более точно знать, как все есть на самом деле, и понимать, что знания, которые Бог Кришна дал современникам Арджуны, были ориентированы на их ступень, и некоторые вещи теперь Бог уточняет, ибо путь к Богу на духовный план не игрушка, и надо быть так подготовленным на Земле, чтобы на духовном плане не попасть на самый низкие планеты духовного плана, которые начнут учить тому, что человек недоучил в условиях материального мира.
У того, кто не предан Господу, не может быть никаких добродетелей.
БОГ: Материальные люди преимущественно не знают, что значит быть преданными Богу, ибо они еще не заняты в преданном служении, их качества пока на том уровне, который и соответствует их материальному проявлению в материальном мире. Но никому Бог не дает проходить свой жизненный путь в любом рождении так, чтобы человека не коснулось милосердие, сопереживание, доброта и сама добродетель. Бог понуждает человека условиями и обстоятельствами жизни нарабатывать себе помимо прочих и такие плоды своей деятельности, ибо каждому в материально мире необходима и своя подушка безопасности, и каждому Бог Сам ее обеспечивает, понуждая человека помогать другим, проходя через разные проявления добродетели. Поэтому, нельзя утверждать, что «У того, кто не предан Господу, не может быть никаких добродетелей». Есть добродетели, и именно они и ведут и приведут каждого в свое время на путь преданного служения.
Однако остается неясным, каким образом человек, случайно или намеренно совершающий неблаговидные поступки, может быть чистым преданным Господа?
БОГ: Нет у Бога Кришны чистых преданных. На любом этапе преданного служения преданные могут ошибаться, т.е. грешить. Это обусловлено тем, что человек несовершенен, не обладает в полной мере ни совершенными знаниями, ни совершенными качествами. И всегда, и в материальном мире и на духовном плане человек идет по пути своего материального и духовного развития, и этому пути на самом деле нет конца, ибо никогда человек и не достигнет божественных качеств, ибо изначально есть подчиненное живое существо, находящееся на полном обеспечении или поддержании Бога Кришны и никогда не сможет отдать Богу свой извечный перед Богом долг. А это уже делает человека перед Богом греховным.
Это вполне резонный вопрос. Как сказано в седьмой главе, грешники, которые никогда не встают на путь преданного служения Господу, не обладают никакими достоинствами, что подтверждается и в «Шримад-Бхагаватам».
БОГ: Нет у Бога Кришны неисправимых грешников. Развитие человека происходит Волею и Планом Бога в материальном мире автоматически через круговорот сансары. Никому Бог не позволит оставаться вечно на низких ступенях, и никому Бог не позволит не развиваться, но достигать в процессе круговорота сансары качества все более высокого порядка. Все перед Богом равны, нет у Бога закоренелых или злостных грешников, всем идти к Богу, и этим процессом Управляет только Бог. А не человек. Человеку Бог дает только такую видимость через иллюзорные энергии Бога, ибо человек должен проявлять активность. Но в преданном служении каждый будет знать, что за всем стоит только Бог и Воля Бога, и Бог Сам Лично Управляет Своим творением.
Как правило, занимаясь девятью видами преданного служения, человек очищает свое сердце от всей материальной скверны.
БОГ: Преданное служение есть инструмент Бога, в первую очередь направленный на вхождение в Бога, утверждения в Боге, на предание себя в своей мере Богу, на высокого духовного порядка качества, которые должны быть на том уровне, чтобы можно было говорить о переходе человека на духовный план.
Он хранит в сердце Верховную Личность Бога, и вся греховная скверна сама собой уходит из его сердца.
БОГ: Само собой ничего из преданного не выходит, только через старание, через долгий путь преданного служения, через изучение Святых Писаний и духовные практики, через аскетизм и добродетель… Одного памятования о Боге Кришне недостаточно.
Беспрестанные размышления о Верховном Господе возвращают преданного в его изначальное, чистое состояние.
БОГ: Нет ни у одного человека изначального чистого состояния; все до преданного служения дорастают из малейших и мельчайших форм жизни в условиях материального мира, развиваясь до тела человека и только в теле человека Бог дает существованию развивать качества высокого материального и духовного уровня. Материальный мир Волею Бога только растит на духовный план живые существа и отправляет их туда Волею Бога безвозвратно.
Тому, кто, достигнув высокого положения, снова пал, Веды предписывают совершить ряд очистительных ритуалов.
БОГ: старые веды для древних людей давали несколько искаженные знания касательно причины появления людей в материальном мире, поясняя древним это тем, что произошло падение людей в материальный мир из духовного плана по причинам проявления в них качеств греховных, несовместимых с пребыванием на духовном плане. И отсюда все последующие писания, сами веды, поддерживая такую причину появления людей в условиях материального мира, настраивают людей на то, что им необходимо восстановить свое изначальное перед Богом положение через путь преданного служения, данный в материальный мир Богом. Но… восстанавливать ничего не надо, ибо и НЕЧЕГО. Есть только путь естественного развития человека, но Управляемый Богом Кришной и видимый материальному человеку, как эволюция живых существ. Но все же всеми процессами развития людей Управляет Бог, помогая человеку через условия материального мира и вращение в колесе сансары развить те качества высокого материального и духовного порядка, которые впервые и выведут человека через путь преданного служения на духовный план.
Но для преданного в этом нет необходимости, ибо, все время думая о Верховной Личности Бога, он постоянно очищает свое сердце. Поэтому нужно все время повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это защитит нас от любых случайных падений и оградит от всех видов материальной скверны.
БОГ: Путь преданного служения создан абсолютно для всех людей без исключения. Всем в свое время этот путь не миновать, ибо всем быть на духовном плане.
мам - ко Мне; хи - конечно; партха - о сын Притхи; вйапашритйа - придя, чтобы обрести прибежище; йе - которые; апи - даже; сйух - были бы; папа-йонайах - низкого происхождения; стрийах - женщины; ваишйах - торговцы; татха - также; шудрах - простые рабочие; те апи - даже они; йанти - идут; парам - к высшей; гатим - к цели.
О сын Притхи, предавшись Мне, даже люди низкого происхождения, женщины, вайшьи [торговцы] и шудры [рабочие] могут достичь высшей обители.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «32.О, Партха, все те, кто укрывается во Мне, включая тех, кто является источником греха: женщины, торговцы, а также шудры – все они непременно идут к своему высшему назначению.».
КОММЕНТAРИЙ: Верховный Господь ясно говорит здесь, что в преданном служении отсутствует деление людей на низшие и высшие сословия. Такое разделение существует в рамках материалистических представлений о жизни, но тому, кто занимается трансцендентным преданным служением Господу, нет до них никакого дела.
БОГ: Надо знать, что и в материальном мире деления людей на сословия есть чисто условные, приемлемые только для данных временных отрезков жизни людей и общества. На самом деле, только Бог Знает, кто и на какой ступени своего материального и духовного развития находится и почему именно в этой жизни человек должен принадлежать к тому или иному сословию или социальному статусу или к работе под влиянием преимущественно той или иной гунны или должен принадлежать к тому или иному знаку зодиака или почему именно он родился в год того или иного животного. Все это есть работа Бога Кришны в материальном мире, строго направленная, прежде всего, на развитие качеств или через сословие или через предписанную работу, или через социальный статус или через то, что человеку предназначено по его качествам согласно его гороскопу и пр. Все это есть как ориентиры человека, удерживающие его в определенных рамках его деятельности, запрашивающих по сути развитие тех качеств, которые Бог и Планирует на человека в пути его личного материального и духовного развития.
Каждый, кто служит Господу, может достичь высшей цели. В «Шримад-Бхагаватам» (2.4.18) сказано, что даже люди самой низшей касты, которых называют чандалами (собакоедами), могут очиститься от материальной скверны, общаясь с чистым преданным Господа.
БОГ: Безусловно. Никто у Бога не может миновать путь преданного служения ни в какую эпоху. Все перед Богом равны и в материальном мире и в пути к преданному служению, как и нет избранных среди преданных. Неисповедимы пути Бога. Никто не знает истинные качества ни сабакоеда, ни великого так называемого преданного. И преданный завтра может родиться среди собакоедов и наоборот.
Преданное служение и указания чистого преданного обладают такой силой, что могут очистить каждого, к какому бы сословию он ни принадлежал. Самый простой человек может очиститься, найдя прибежище у чистого преданного и следуя его указаниям.
БОГ: Так мыслящий о себе преданный может оказаться еще и на адской планете. Нет у Бога чистых преданных. Указывать преданный никому не должен и пытаться. Это работа исключительно Бога Кришны. Всех и каждого ведет только Бог. Бог Знает, как вести человека к Себе. Бог Управляет человеком абсолютно, никто не может ни в каком вопросе хоть как-то повлиять на других людей ни через преданное служение, ни через личный контакт, ни через некие указания… Все делает только Бог. У преданных невозможно найти убежище. Это нонсенс. Убежище находят только у Бога Кришны в свое время и по Воле Бога.
Люди делятся на несколько сословий в соответствии с гунами материальной природы, под влиянием которых они находятся, то есть на тех, кто находится под влиянием гуны благости (брахманов), гуны страсти (кшатриев, правителей), под смешанным влиянием гун страсти и невежества (вайшьев, торговцев) и гуны невежества (шудр, рабочих). Еще ниже стоят чандалы, родившиеся в семьях грешников.
БОГ: В современном мире Бог отменяет все сословия, все разделения людей. Никто не может доподлинно знать о ступени материального и духовного развития другого человека, как и о себе самом. Все доподлинно о всех и каждом Знает только Бог Кришна. Но все неравенства, которые извечно присутствуют в материальном мире, есть вещи абсолютно условные, не имеющие подтверждения Бога. Все это плоды уровня развития и понимания материальных людей, которые пытаются соизмерить достоинства чужие и свои через материальную обеспеченность, через власть, через родство, через талант, через видимые успехи и статус человека, через работу, через мистические способности, через образование, через спортивные достижения, через распределение материальных благ, через наследство, через умственные способности, через творчество, искусство и пр. Но все это не отражает ступень материального и духовного развития человека, все это есть тлен. Завтра или же в этой жизни богатый станет нищим, умный проявит глупость, талантливый потеряет дар, богатые родственники или могущественные или знаменитые в следующей жизни заменятся бедными и вечно нуждающимися или больными родственниками, имеющий дама будет жить на улице, ум сменит безумие, здоровье пожизненная инвалидность… Бог от рождения к рождению меняет положение людей, их статус, их возможности. Все для того, чтобы через разный опыт, разные жизненные ситуации, через разные игры и роли человека развивать, достигая в нем качества достаточные, чтобы далее отправить на путь преданного служения. Каждый в своей жизни становится очевидцем определенных игр и ролей своих и других людей, которые, по сути, ни о чем человеку сказать не могут, не отражают истинное положение дел относительно и своих качеств и ступеней развития и других людей. Все в великой иллюзии. Но все же Бог показывает и в пределах одной жизни, что человек может, как легко подняться, и также легко пасть вследствие своих качеств. Но в корень никто не может посмотреть, не дано, не хватит ни ума, ни знаний. Все о каждом Знает только Бог.
Как правило, представители высших сословий избегают таких людей. Но практика преданного служения столь могущественна, что чистый преданный Господа может помочь представителям всех сословий и классов достичь высшей ступени совершенства.
БОГ: Помогает Бог Кришна, а не преданный. Бог может любому помочь, если человек уже обладает необходимыми, пригодными для преданного служения качествами. В таком случае Бог может и свести с преданным, и дать в руки Святое Писание, и заинтересовать духовными практиками такими, как карма-йога, гйана-йога, может помочь через соседа преданного или родственника преданного или как бы случайно через встречу с преданными… Неисповедимы пути к Богу Кришне, и у каждого начинающего преданное служение своя история, которая к этому преданному служению и привела. Но, по сути, Причиной всегда является только и единственно Воля и План Бога на человека, Который создает ситуации, или дает подходящее окружение, или открывает рот преданным и дает им сказать то, что будет для человека считаться открытой дверью в преданное служение, как и Бог дает Сам человеку желание преданно служить и необходимые сопутствующие благоприятные или близкие к ним условия и возможности.
Сделать это может лишь тот, кто вручил себя Кришне. Употребленное в этом стихе слово вйапашритйа указывает на то, что человек должен безраздельно предаться Кришне. Тогда он сможет превзойти даже величайших гьяни и йогов.
БОГ: Беспредельно предаться Богу Кришне невозможно. Но в своей мере. Надо понимать, что этим вопросом Управляет Бог, и не всегда это необходимо делать преданному, но тогда, когда это потребует Бог обстоятельствами или это будет понятно через Слово Бога в Святом Писании. Надо понимать, что абсолютное предание Богу Кришне и не подержится Богом, ибо это путь препятствующий развитию духовных качеств преданного. А это для преданного служения, как и для самого преданного, может быть плачевно.
Что же тогда говорить о благочестивых брахманах, о преданных и о праведных царях? Поэтому, раз уж ты оказался в этом бренном, полном страданий мире, целиком посвяти себя любовному служению Мне.
БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: «33.На сколько же в большей степени это относится к благочестивым брахманам, бхактам, а также праведным царям этой временной, полной страданий планеты. Поэтому, приобретая, посвяти себя преданному служению Мне.».
КОММЕНТAРИЙ: В материальном мире существуют разные сословия и группы людей, но в конечном счете все здесь несчастны.
БОГ: Все разделения людей в материальном мире условны, не отражают истинное положение человека перед Богом, но создают некоторую упорядоченную картину существования, которая способствует некоторой определенности людей относительно себя и других, чтобы человек в этой его жизни именно так себя понимал, именно так себя проявлял, что также необходимо для развития людей, для того, чтобы в этой жизни каждый претендовал на видимое и стабильное свое, чтобы каждый человек эту данность от Бога направлял для решения своих вопросов и таким образом вовлекался в намеченные на него Богом в этой жизни развивающие игры и роли. Но материальный мир иногда в старых ведах и называется полным страданий и несчастий. Но и это имеет свою побуждающую причину для человека посмотреть в сторону религии, и в свое время в сторону преданного служения. Но любой человек также непременно видит, Бог показывает, что в материальном мире есть много наслаждений, много возможностей, что все, хоть и достигается через труд и путь преодолений, но может иметь реальное место, давая человеку желание жить, наслаждаться жизнью, каждому видеть свой смысл и получать от Бога свою цель. Никто не хочет оставлять тело, иллюзорные энергии Бога постоянно поддерживают в человеке надежду и помогают многое в своей жизни и достигать, и осуществлять и получать, и передавать, и вновь надеяться, и вновь обновлять свои планы… Ибо Бог в жизнь каждого дает немало того, что утешает, вдохновляет, удовлетворяет потребности и дает преодолевать… И все работает, по сути, на развитие качеств, на подъем людей по ступеням материального и духовного развития. Все имеет смысл, все поддерживается Богом, все имеет и продолжение.
В этом стихе ясно сказано: анитйам асукхам локам. Этот преходящий, полный страданий мир - не место для благовоспитанного человека. Господь, Верховная Личность Бога, называет этот мир бренным и полным страданий.
БОГ: Материальный мир есть творение Бога, имеющее свое строгое и однозначное предназначение – развивать творение, переводя его по ступеням материального и духовного развития до уровня тех качеств, которые в свое время через путь преданного служения и откроют врата на духовный план. Поэтому этот мир есть средство Бога помочь человеку, всем живым существам, и другого пути у Бога не сотворено. Другого пути нет. Это самое место и для благовоспитанного человека и для любого живого существа, то, что справится с его невежеством и дремучим сознанием и разовьет это существо в цивилизованного человека, способного осилить путь преданного служения и достичь Волею Бога духовный план в свое время. Но, а средство, которое призвано воспитывать и развивать, не может быть безболезненным. Но Бог помогает живым существам и развиваться, и преодолевать, и подниматься по ступеням материального и духовного развития. Этот мир и бренный и полный страданий, но и полон неисчерпаемых материальных и реальных наслаждений и может всецело удовлетворять чувства живых существ. Бог здесь все отмеривает живым существам, и, если учесть колесо сансары, то никто не обделен. И страдающий в одном рождении восполняет свои потери и страдания через многие наслаждения в другом своем воплощении. Ибо Бог работает абсолютно. И по большому счету в материальном мире никто не теряет, но непременно приобретают высочайшие качества, через которые в свое время и будут служить Богу на духовном плане, что есть величайшее для живого существа предназначение.
Некоторые философы, в особенности философы-майявади, говорят, что этот мир иллюзорен, но из «Бхагавад-гиты» мы узнаем, что материальный мир не иллюзорен. Он преходящ. Понятия «преходящий» и «иллюзорный» несколько отличаются по смыслу. Этот мир преходящ, но помимо него существует другой мир, который является вечным. Иной мир вечен и исполнен блаженства, тогда как материальный мир полон боли.
БОГ: Материальный мир и преходящ и в нем также работают иллюзорные энергии Бога. Одно другому не мешает. Материальный мир преходящ, ибо есть время его сотворения и есть время его уничтожения… и далее снова сотворение и далее снова уничтожение… Поэтому преходящ. Иллюзорные энергии Бога есть Сам Бог через Свои так направленные энергии, дающий этому миру все смыслы, все понимания, все связи, все виды осознания, все долги, все обязанности, все внутренние переживания и чувства и восприятия человека и любого живого существа, все энергии, которые постоянно проявляются вмиг в момент смены любой декорации материального мира: семья, образование, природа, больница, небо, здоровье, поля, растительность, животный мир, общение… все сопровождается в человеке энергией восприятия. Иначе – холод, и полное непонимание: что, к чему, зачем, куда, для чего… что это, что то, кто они, зачем они, все пустота, все неосмысленно, все не направленно, все непонятно, нет объема, нет глубины, нет мысли, нет желаний, пустое осознание себя и все. Никаких отношений, никакой любви, никакой цели, не видно голубизны неба, не видно цвета и нет ощущение запаха… Иллюзорные энергии все обставляют, переводя в человеке на уровень чувств, восприятий, осмысления, делая все реальным и готовым к употреблению для развития живых существ.
Aрджуна появился на свет в благочестивой царской семье. Но Господь обращается также и к нему: «Встань на путь преданного служения и как можно скорее возвращайся домой, к Богу».
БОГ: Рождение ни в какой семье ни есть показатель ступени материального и духовного развития человека. Поэтому, на это обращать внимание никогда не следует ни в современном мире, ни в связи событиями, которые имели место в древности. Любой человек, живущий в материальном мире, непременно в свое время будет Волею Бога вовлечен в преданное служение, которое и поможет человеку развить те качества высокого материального и духовного порядка, которые и выведут Волею Бога человека на духовный план. Этот путь для каждого в материальном мире осуществляется Богом автоматически, и особо Бог о нем никого не предупреждает и никого не зазывает на путь преданного служения. Это все происходит для человека так, что его желание и Волю Бога в этом направлении для себя он не различает, ибо его качества уже подходят и дают ему основание принять такой путь, как свое неизменное решение.
Никто не должен задерживаться в этом бренном мире, юдоли страданий и слез. Чтобы обрести вечное счастье, нужно принять покровительство Верховной Личности Бога.
БОГ: Речь должна идти не о покровительстве Бога, а о строгом и всеобъемлющем преданном служении Богу Кришне на основании Совершенных Духовных Знаний. Бог никого не выделяет неким Своим покровительством, Бог равно относится ко всем живым существам, Бог Сам ведет живые существа по пути материального и духовного развития и Сам в свое время направляет на путь преданного служения. Сам Бог отрешен, не имеет никакого отношения ни к кому, никто не может получить особое расположение Бога Кришны или покровительство.
Преданное служение Верховному Господу - единственный метод, позволяющий разрешить проблемы представителей всех классов и сословий. Поэтому каждый должен принять сознание Кришны и сделать свою жизнь совершенной.
БОГ: Вообще вопрос о сословиях и статусе человека в материальном мире не должны касаться преданного в большой мере. Но никто не знает, на какой ступени материального и духовного развития он стоит и что ему кармически причитается из его прошлых рождений. Но долги есть вещь упрямая, которую невозможно переубедить даже очень старательным преданным служением, и иногда эти долги и должно отдавать в своей мере через статус преданного в материальном мире. Это Знает Один Бог. Преданному необходимо понимать, что преданное служение защищает преданного тогда, когда он уже длительный период занимается преданным служением и достиг того уровня, когда его качества уже не вовлекают в материальные игры и роли или таковы, что он в хорошем отрешении от материального мира, и это проявляется в том, что он полностью равнодушен к тому, каков его статус, или его родных и что из этого может иногда быть и неблагоприятного. Но пока человек все же все долги не отдаст, Бог его будет потрясать через что угодно, и преданное служение его не особо спасет, но и качества не пострадают, а напротив. Это и будет оптимально совершенная жизнь преданного, ибо если жизнь преданного уже в материальном мире без проблем, то тут можно говорить и о круговороте сансары… Самая совершенная жизнь у Бога в материальном мире – это путь именно страданий и преодолений… Человек по любому преодолевает. Что об этом скорбеть? Бог Помогает всем и каждому. Но такой путь и развивает и поднимает. А это уже не зря прожитая жизнь и дает те качества, цены которым нет и в материальном мире и на духовном плане. Живое существо, человек, очень туго понимает то, что, чем совершенней его качества, тем он больше ими наслаждается и выполняет перед Богом более интересную и ответственную работу. А отсюда и все духовные блага…
Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточенный на Мне, ты непременно придешь ко Мне.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «34.Всегда думая обо Мне, стань Моим бхактой, поклоняясь Мне, выражай Мне почтение. Вовлеченный таким образом в преданное служение Мне, ты достигнешь Меня, всей своей сущностью устремившись ко Мне.».
КОММЕНТAРИЙ: Здесь ясно сказано, что метод сознания Кришны - единственный метод освобождения из плена материальной энергии.
БОГ: Стих говорит несколько о другом. Бог Кришна советует Арджуне заняться преданным служением Богу Кришне, обращая его внимание на всеобъемлющий процесс преданного служения, и на его некоторые важные составляющие. Это: 1.Всегда надо думать, устремлять свой мыслительный процесс к Богу. 2.Выражать почтение к Богу. 3.Поклоняться Богу. 4. Устремляться к Богу всей своей сущностью (умом, разумом, телом, чувствами, памятью, желаниями, пониманием). 5.Преданно служить Богу. Вот при этом только, Бог Указывает, можно достичь Бога. Т.е. в стихе вопрос не об оставлении материального мира, а о ДОСТИЖЕНИИ БОГА. Как, при каком условии Бог разрешит достичь Бога. По сути, это два разных вопроса и только ленивый не увидит в них разницу.
Недобросовестные комментаторы подчас искажают предельно ясный смысл этого стиха, в котором сказано, что преданное служение должно адресоваться Верховной Личности Бога, Кришне. К сожалению, эти беззастенчивые комментаторы сбивают людей с толку, навязывая им ложные взгляды.
БОГ: Не следует, комментируя стих, упоминать сколько-нибудь о разных других комментаторах и их мнении или толковании стиха. Это не должно находить места в Святом Писании. Все лишнее есть мусор, никак не привносящий в понимание человека ничего полезного для его духовного и материального развития.
Они не понимают, что между умом Кришны и Самим Кришной нет никакой разницы. Кришну нельзя считать обыкновенным человеком;
БОГ: Мнение других комментаторов и их понимание здесь приводить не надо. Лучше кратко сказать главное, комментируя, чем много не о чем и даже приносящем вред пониманию человека.
Он - Aбсолютная Истина. Его тело, ум и Сам Он едины и абсолютны.
БОГ: так можно о Боге Кришне сказать.
В своем комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» (Aди-лила, 5.41 - 48) под названием «Aнубхашья» Бхактисиддханта Сарасвати Госвами цитирует «Курма-пурану»: деха-дехи-вибхедо 'йам нешваре видйате квачит. Это значит, что Сам Кришна, Верховный Господь, и Его тело неотличны друг от друга.
БОГ: Так можно сказать
Но поскольку эти комментаторы не знают науки о Кришне, они стараются скрыть Кришну и отделяют Его Самого от Его ума и тела. Все это свидетельствует о том, что такие комментаторы абсолютно не понимают науку о Кришне, но тем не менее им удается наживаться, обманывая других.
БОГ: Этот труд, Бхагавад-Гиту, берутся комментировать многие материальные люди, и Бог не препятствует им, ибо этот процесс некоторым и необходим, как средство сосредоточения на Боге Кришне и Слове Бога. Но каждый в этот труд может привнести свое понимание только в соответствии с качествами человека и его ступенью материального и духовного развития. Такие труды не авторитетны, но имеют смысл потому, что прочтение этих комментариев вызывает протест других людей и в этой связи желание разобраться или проанализировать более глубоко Бхагава-Гиту, что опять же работает на то, что люди сосредотачивают внимание на этом труде и, помимо выискивания ошибок в комментариях, извлекают для себя и истинные знания, в которых и утверждаются, таким образом получая ответы на свои вопросы также по этому труду и поднимаясь таким образом по ступеням своего материального и духовного развития, ибо прочтение Бхагавад-Гиты под любой точкой зрения непременно помогает и усвоить Слова Бога в Писании, и это имеет смысл для духовного развития человека. Далее, если есть ошибки в понимании Бхагавад-Гите, Бог может дать и более авторитетные комментарии и более точное мышление. Но никогда истина, точное Слово Бога не достигается без проблем и камней преткновения, и некоторым такие преодоления и нужны, но и не всем. У каждого к Бхагавад-Гите свой от Бога путь. Но из всех комментариев более точные или авторитетные могут быть те, которые даются Богом через Божественное уполномоченное подготовленное для этого воплощение Бога.
Есть демоничные люди, и они иногда тоже думают о Кришне, но с ненавистью, как это делал царь Камса, дядя Кришны. Он беспрестанно думал о Кришне, но при этом считал Его своим врагом. Постоянно пребывая в беспокойстве, Камса ждал, когда Кришна придет, чтобы убить его. Подобные мысли не принесут нам блага.
БОГ: Надо понимать, что Бог Кришна никогда не дает человеку отношение к Себе, оскорбляющее Бога Кришну. Бог может дать чувство страха перед Богом Кришной, может дать чувство боли, иногда обиды или отчаяния. Но такие чувства. как гнев к Богу или еще хуже – нет, нельзя, так Бог не работает с творением. Но может дать такое состояние, что человек в своих долгих переживаниях будет перед Богом в отчаянии и как бы будет Бога упрекать. Также, боль человека религиозного, знающего за всем стоящего Бога, может быть направлена к Богу, как к человеку, с великим осознанием, что Бог его слышит, все видит и не может ему как бы помочь. Такие вещи бывают и с верующими. Но такая сосредоточенность на Боге, в боли и уповании, в страхе и надежде иногда бывает очень для человека полезна. Ибо сильное эмоциональное потрясение буквально вводит человека в Бога в такой степени, что человек может сильнее, чем преданный, ощущать Бога в своей жизни постоянно, переживая эмоционально любое событии в связи с Богом. Поэтому этот путь сосредоточения на Боге также присутствует в работе Бога с творением.
Мы должны думать о Кришне с любовью и преданностью. В этом суть бхакти. Для этого нужно постоянно углублять свои знания о Кришне. Что это значит? Это значит, что знания нужно получать от истинного духовного учителя. Кришна - Верховная Личность Бога, и, как мы неоднократно говорили, Его тело не материально, оно вечно, исполнено знания и блаженства. Такие беседы о Кришне помогут нам стать Его преданными, а знания о Кришне, полученные из неавторитетного источника, не принесут никакого результата.
БОГ: Это правильное понимание. Надо стремиться думать о Боге Кришне с любовью и преданностью. Но это состояние сам преданный себе не может дать, не может свои чувства на Боге таким образом сосредоточить. Эти вещи дает человеку Сам Бог и дает их как следствие долгого и старательного преданного служения, дает чаще всего, когда человека уединен, когда или изучает Святое Писание или медитирует на Бога в связи с теми или иными событиями в своей жизни, где он видит , что ему во всем помогает Бог, что Бог в нем им Управляет, что человек в себе понимает Волю Бога и это благотворно, когда создается впечатление, что человек вошел в Бога в себе и не может и не хочет из этого состояния выходить, когда он, человек, ощущает, что ему как бы мало Бога, он еще и еще хочет входить в Бога, чувствовать Бога, ни с кем Богом не делиться, все сносить от Бога и видеть постоянно, как Бог с ним проявляет Себя, что происходит неизъяснимо, глубоко, как великое и сокрытое в человеке откровение. Вот в таких переживаниях человек испытывает Волею Бога любовь к Богу и великую в себе благодарность к Богу и переживание, желание не грешить, никак как бы не огорчать Бога, никак не действовать вопреки Воле Бога… такое состояние приходит вследствие долгого преданного служения, когда человек тяготеет в тому, чтобы оставаться наедине с Богом в себе… Никакой материальный учитель не даст преданному любовь к Богу… Это совсем из другой области религиозного восприятия Бога. Это изнутри… от Самого Бога. Иногда в таких случаях преданный начинает понимать, что ему преданного служения мало, что Совершенных Знаний ему мало, что духовных практик ему мало… Но большее Бог не дает. И не понятно человеку, что ему еще надо. И тогда слезы, дрожь, боль и отчаянное обвинение себя в несмирении. Ибо Бог требует о преданного в материальном мире только преданного служения и не претендовать более ни на что…
Поэтому преданный должен сосредоточить ум на вечном, изначальном образе Кришны и поклоняться Ему с непоколебимой верой в то, что Кришна - Верховный Господь.
БОГ: Преданный должен уметь сосредотачиваться на качествах Бога Кришны преимущественно. Но никак не держать перед глазами человеческую форму Бога, ибо таковой у Бога Кришны нет. Надо понимать, что Личность Бога имеет Высочайшую Изначальную Духовную Форму. Духовная Форма Бога Непостижима. Ее невозможно сравнить ни с каким материальным изображением. Надо думать о Боге, как о Высшем Всепроникающем Духе и так помнить Бога.
В Индии есть сотни тысяч храмов, в которых люди поклоняются Кришне и занимаются преданным служением. Тот, кто таким образом служит Господу, должен всегда выражать Ему свое почтение. Склоняясь перед Божеством, человек должен служить Господу телом, умом и всеми своими поступками. Таким образом он всегда будет поглощен мыслями о Кришне, не думая ни о чем другом, и в конце концов перенесется на Кришналоку.
БОГ: Индия достаточно греховное государство. Преданные служат Богу Кришне только по названию. Это очень завистливые, гневные, материалистичные люди, не умны, не старательны перед Богом, не умеют правильно делать подношения Богу, не приучены к порядку во всем и никак не могут быть или считаться преданными Бога Кришны в том смысле, который Бог вкладывает в преданное служение. Поэтому, Бог Кришна объявляет все святые места в Индии считать не пригодными, чтобы их называть святыми и устремляться туда преданным и иным людям как в места поломничества, также, река Ганг не считается более святой рекой и омовение в ней никак не будет способствовать никакому очищению перед Богом Кришной.
Мы не должны позволять недобросовестным комментаторам обманывать нас. Вместо этого нужно всегда заниматься девятью видами преданного служения, которое начинается со слушания и повторения повествований о Кришне. Чистое преданное служение - это высшее достижение человека.
БОГ: Никто из преданных не достигает ступени чистого преданного служения, ибо человек всегда несовершенен, и его качества таковы, что он никогда точно не может знать, что можно делать и что нельзя не только в материальном бытии, но и в преданному служении. Каждый совершает ошибки, и иногда эти ошибки есть следствие не только несовершенных качеств преданного, но и неумения правильно понимать Святые Писания и Следовать Слову Бога в них. Также, что касается недобросовестных комментаторов, то все комментаторы добросовестные, но в рамках своих качеств, знаний, ступени своего материального и духовного развития, которые могут быть достаточно низкими. Также, ничего просто так человек не делает и не предпринимает и тем более касательно Святого Писания. Если Бог дал такое разрешение человеку в виде его устойчивого желания прокомментировать этот труд, значит, Бог даст и тех, кто будет читать такие комментарии и исправлять их или комментировать комментарии, тем самым и закрепляя в себе и проясняя в себе многие положения Бхагавад-Гиты, которые полезны будут и для развития духовного понимания и качеств всех, кто будет направлен Богом на эти неавторитетные комментарии. Ничего просто так у Бога не бывает. Все работает на то, чтобы человек разными путями, но проникал в Слово Бога и закреплял его даже тогда, когда ищет ошибки в комментариях другого человека к столь высокому духовному Писанию.
В седьмой и восьмой главах «Бхагавад-гиты» шла речь о чистом преданном служении Господу, свободном от тенденций к спекулятивному философствованию, мистической йоге и кармической деятельности. Тех, чье сознание очищено не полностью, могут привлекать другие аспекты Господа, такие как брахмаджьоти и Параматма в сердце каждого живого существа, но чистый преданный служит только Верховному Господу.
БОГ: Преданное служение всегда должно опираться на Слово Бога в Святом Писании. Другой гарантии для чистоты преданного служения нет. Однако, есть люди, которые по своим качествам тотчас принимают Святое Писание и сосредотачиваются на его изучении и уже считают себя преданными Бога Кришны, не видя для себя ни в чем сомнений и не имея никакого материального брожения ума, ибо всем этим они Волею Бога уже переболели. Но есть и те, кто еще не может называться преданными, как бы близко не пытались подойти к преданному служению. И вся причина в том, что их называть преданными рано, в том, что должны еще переболеть сомнениями, «спекулятивным философствованием, мистической йогой и кармической деятельностью». Да, такое есть, но этот путь у каждого не просто так, но дан Богом, есть путь поиска, путь, где человек ищет Бога, но не хочет еще рвать связи с материей, кто хочет найти для себя некую золотую серединку, которая бы совместила Святое Писание и несовершенные качества человека, как и дало бы ответ всем его сомнениям, грубо или резко не вырывая из материи. Также, надо знать преданным, что нет ни брахмаджйати, ни параматмы. Есть только Сам Бог Кришна, Высочайшая Божественная Личность. Преданное служение непременно должно быть направлено только на Бога Кришну.
В одном замечательном стихотворении о Кришне говорится, что люди, поклоняющиеся полубогам, не имеют разума и лишают себя возможности получить от Кришны высшую награду.
БОГ: В современном мире люди должны знать, что полубоги есть вымышленные мифические живые существа. Поклонение им запрещено.
Действия начинающего преданного могут иногда не соответствовать эталону чистого преданного служения, но он все равно стоит выше любых философов и йогов.
БОГ: Один Бог Знает с какой ступени материального и духовного развития начинает преданное служение человек. И только Бог Знает на какой ступени преданного служения он стоит.
Того, кто постоянно занят деятельностью в сознании Кришны, следует считать святым человеком. Он будет все реже и реже совершать случайные проступки и в скором времени обязательно достигнет совершенства.
БОГ: Не следует никого считать из преданных святым человеком. О ступени каждого в его духовном развитии Знает только Бог. О святости перед Богом Кришной лучше преданным не говорить. Это грех
Чистые преданные практически лишены возможности пасть, ибо их опекает Сам Верховный Господь. Поэтому разумный человек должен встать на путь сознания Кришны и счастливо жить в материальном мире. В свой срок он получит высшую награду - Кришну.
БОГ: Чистых преданных у Бога Кришны нет. Ибо качества преданных никогда не могут достичь совершенства. Совершенен только Бог Кришна. Живым существам и в материальном мире и на духовном плане свойственно ошибаться. А ошибка есть греховная деятельность. Но можно говорить о ступени преданного служения. Но и о ступени преданного служения человека Знает только Бог Кришна. Никто не может знать ни своей ступени материального и духовного развития, ни ступени другого человека. Поэтому говорить о падении преданного невозможно. Ибо не существует для преданных такой точки отсчета. Но если человек проявил некоторое греховное качество, то он просто проявил то, что в нем есть, и сколько этого в нем и в какой мере никто не может знать и не надо пытаться этот вопрос и поднимать и разрешать, ибо и не разрешим. Также, разумный человек не тот, кто, встав на путь преданного служения, начал или смог счастливо жить. Ни о какой счастливой жизни в материальном мире говорить не следует. Бог Кришна работает с человеком непрерывно, и никому, ни материалисту, ни преданному не обеспечивает счастливую жизнь, ибо где счастье, там и отупение. Бог дает каждому в любом случае путь страданий, преодолений, отработку кармы, непременно потрясает событиями разной величины и употребляет материальное существование на путь развития в максимальной степени. Поэтому, ожидать счастья и тем более легкого пути не следует никому. Но в отличие от других людей преданный должен постоянно помнить, что им Управляет Бог, что он преданно служит и все преодолевает автоматически, ему просто надо уроки Бога пропускать через себя и извлекать качества, которые необходимы, чтобы и служить Богу и чтобы в свое время эти качества Волею Бога открыли врата на духовный план.
Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к девятой главе «Шримад Бхагавад-гиты», которая называется «Самое сокровенное знание».
Наталия Маркова,
Россия, Ростов-на-Дону
семейная, религиозная образование высшее, интересы - религиозные стихи и проза
Прочитано 933 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности