«Заботиться о славе людской, пишет Л.Толстой, об одобрении людей уже потому неразумно». «Итак, теперь смотри, брат, какая слава, – смотри на людей,…» - /3Езд.1.38/. Ведь слава эта уже не та, что в раю, не Божия, не святая, а суетная, пустая, тщетная, а потому и стремление к ней – тщеславие. «Он любил войну за её пышный размах, за музыку боя, за громкую славу побед» - /A.Н. Толстой, «Хождение по мукам»/. «Ради дыма славы иные сжигают дерево своей репутации» - /Ашот Наданян/.
«Там, где есть Слава, есть серп» - Сербская пословица. Потому, наверное, и особая слава у серпа среди прочих инструментов, что он венчает сельскохозяйственный год, сопровождает и даже сам ведёт жатву, уборку главного для земледельцев урожая – хлебного. Иные же достоинства его не столь очевидны. Он весьма невелик, предельно прост по замыслу и устройству. И все толковые словари, старые и новые, словно сговорившись, определяют его тоже на удивление просто и однообразно. А именно – как ручное крестьянское орудие в виде «кривого» или «сильноизогнутого» «мелко зазубренного ножа» для срезывания с корня хлебных злаков.
«Слава, которой человек обязан заблуждению, - говорит Гельвеций, - есть иллюзия славы, которая разрушается при первых же лучах разума и истины». Истина раскрывает «минута славы людская» «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал» - /1Петр.1.24/, и ничто не может сделать человека основательным, сущим. Кроме возрождения от нетленного семени, от Слова Божиего. Преобразующего его в превосходнейшее творение, слава которого не только не увядает подобно цветку, но сияет подобно ангелу; и это слово ежедневно предлагается вам в проповеди Евангелия. Запомним: Человек, даже в своем наивысшем расцвете и славе, остается все же творением увядающим, исчезающим, умирающим. Сам по себе он, будучи плотью, - трава. Он подобен траве в своем появлении на свет, в своей жизни на земле и в своем упадке. А вместе со всей своей славой он как цвет на траве; его ум, красота, сила, мужество, богатство, слава - все это всего лишь как цвет травы, быстро засыхающий и опадающий. Единственный путь для этого погибающего творения стать крепким и нетленным - это принять слово Божие, ибо оно остается вечной истиной и принявшего его сохраняет для вечной жизни и пребудет с ним вовек».
«Никому не хотелось из них заслужить обидную славу»- говорит Н. В.Гоголь, «Тарас Бульба». «Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава» -/Прит.25.27/. Для человеческой славы. Мы не должны ревностно жаждать не только удовольствий, но и славы, так как домогаться славы, жаждать аплодисментов и стремиться быть популярным – не слава, а позор. Из-за этого все будут смеяться над ними, а слава, к которой так стремятся, не есть слава, когда ее добиваются, ибо она не является истинной славой для человека.
«Иисус Христос говорит: слова «не принимаю славы от человеков» - /Иоан.5.41/. приведены как вводное предложение с той целью, чтобы снять обвинение против Него в том, будто Он искал Своей собственной славы и делал Себя главой партии, обязывая всех прийти к Нему и поддерживать Его. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» - /Иоан.5.41.44/. Во-первых, их стремление к мирской славе. Христос презирал ее. Они же расположили к ней сердца: вы друг от друга принимаете славу, то есть: «Вы хотите видеть Мессию, окруженного внешним великолепием, и надеетесь получить от Него мирскую славу. Вы принимаете славу, то есть: «Вы желаете принять ее, и это - единственная ваша цель во всем, что вы ни делаете.
Вы воздаете славу другим людям и рукоплещете им для того только, чтобы они отвечали вам тем же и рукоплескали вам». Мы ищем славу, и мы же воздаем ее. Искусство гордого человека заключается в том, чтобы окружить славой других людей только для того, чтобы эта слава к нему же и возвратилась.
«Вы очень внимательно следите за тем, чтобы вся слава доставалась именно вам, и не позволяете ей доставаться кому-либо другому, как если бы вы обладали монополией на все то, что достойно похвалы. Всякую оказываемую вам честь вы принимаете на свой счет и не воздаете ее Богу, уподобляясь Ироду». Поклонение людям и их мнениям, а также страстное желание иметь поклонников и принимать от них похвалу суть такие же противные христианству формы идолослужения, как и любые другие. Их пренебрежение духовной славой, названной здесь славой, которая от единого Бога; ее они не искали и о ней не помышляли.
Истинная слава есть та, которая от единого Бога, подлинная и немеркнущая слава; истинно прославленными являются те, кого Он принимает в завет и общение с Собой.
Эту славу имеют все святые. Все верующие во Христа принимают через Него славу, которая от Бога. Он беспристрастен и наделяет Своей славой всюду, где ниспосылает благодать, которая от Бога, мы и должны искать, и стремиться к ней, и действовать ради нее, и не принимать ничего, что ниже ее /Рим 2.29/; мы должны считать ее своей наградой, как фарисеи считали своей наградой похвалу от людей. Те, кто не желает прийти к Христу, и те, кто жаждет мирской славы, показывают тем самым, что они не ищут славы, которая от Бога, и в этом заключается их безрассудство, ведущее к погибели.
Действие, оказываемое гордостью и тщеславием на их неверие. Как вы можете веровать, когда вы так привязаны к мирской славе? Заметьте здесь:
Затруднения с уверованием возникают в нас самих, в нашей испорченности; мы сами усложняем себе задачу, а потом жалуемся на то, что она неисполнима.
Амбиции и жажда мирской славы являются великим препятствием для веры во Христа. Как могут веровать те, кто делает своим богом славу и похвалу от людей? Когда исповедание и практика серьезного благочестия становятся немодными и всюду подвергаются поношениям, когда Христос и Его последователи вызывают изумление, когда быть христианином означает уподобляться разноцветной птице (как обычно бывает), то, как могут веровать те, кто больше всего на свете желает хвалиться по плоти? «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а кто ищет славы Пославшего Его, Тот истинен, и нет неправды в Нём» - /Иоан.7.18/. Во-первых, обратите внимание на указанную здесь характеристику обманщика: он ищет славы себе, признаком чего является то, что он говорит сам от себя, как делали лжехристы и лжепророки. Обманщики описываются здесь следующим образом: они говорят сами от себя, не получив от Бога ни назначения, ни указаний; они руководствуются не поручением Божьим, а своей собственной волей, не вдохновением от Бога, а собственным воображением, собственными выдумками. Посланники же говорят не сами от себя; служители лишаются права на звание посланников, если хвалятся тем, что говорят сами от себя. Но посмотрите, как обнаруживается их обман: их притворство разоблачается тем, что они ищут исключительно своей собственной славы - ищущие своего говорят сами от себя. Говорящие от Бога говорят в интересах Бога и Его славы, стремящиеся же достичь собственных целей и интересов тем самым показывают, что не имеют поручения от Бога.
«Она сказала ему: пойти пойду с тобою; только не тебе уже будет слава на сём пути, в который ты идешь; но в руки женщины…» - /Суд.4.9/. Ты не будешь прославлен в той, же мере, как если бы пошел сам, в руки женщины; то есть мир припишет победу руке Деворы: он сам должен был предвидеть это. Бог (чтобы исправить его слабость) завершит победу рукой Иаили, что несколько затмит его славу. Но Варак ценил удовлетворенность своего разума и успех этого мероприятия больше, чем собственную славу, и поэтому не отказался от своей просьбы. Он не осмеливался вступить в сражение, если с ним не будет Деворы. Что трусость Варака? Может быть! А может снятия с себя славы и ответственности, как сейчас происходит в церквях и передачи сёстрам. А кто воспитывать детей будет? Церковь, в воскресных детских собраниях и матеря, а отцы в разъездах в проповеди славу себе мирскую получать. Это легче. Чем заниматься со своими детьми. Дома в семье славы не получишь. Нужна ответственность! А её нет.
Кому из нас чужда слава. Слава – одно из таких «заезженных» слов, которые мы произносим, зачастую, не задумываясь. И, слушая, пропускаем мимо ушей. «Слава Богу!» – для многих из нас уже давно не более чем междометие. С тех пор слава земная, человеческая – это своего рода суррогат той славы, которая была у наших прародителей от сотворения
Ну, раньше крикнули бы «ура!» и захлопали бы в ладоши, а теперь машинально крестимся и говорим: «слава богу» (именно так, со строчной «б», потому, что о Боге в этот момент не думаем, не благодарим Его, а просто используем это словосочетание для словесного выражения эмоционального удовлетворения от услышанного или увиденного).
«Ибо велик был Мардохей в доме у царя. И слава о нём ходила по всем областям, так как сей человек, Мардохей, поднимался выше и выше» - /Есф.9.4/. но и благодаря тому, что слава о нем, как о человеке мудром и достойном, ходила по всем областям: в любом месте его превозносили, как великого человека. Его также считали преуспевающим человеком, который поднимался выше и выше».
«Вся слава дщери Царя внутри» - /Пс.44.14/. Обратите внимание: слава Церкви духовная, в этом заключается вся ее слава; это слава души, которая принадлежит человеку и является истинной славой в глазах Бога, - это залог вечной славы. Слава святых не открыта для плотского глаза. Как их жизнь, так и слава сокрыты с Христом в Боге. Плотской человек не может знать ее, так как для этого необходимо духовное различение, но обладающий этим даром высоко ценит ее. Давайте рассмотрим, что представляет собой истинная слава, к которой мы должны стремиться. Это не та слава, которая побуждает нас хвалиться по плоти, а сокровенный сердца человек в нетленной красоте /1Пет.3.4/, которому похвала не от людей, но от Бога /Рим. 2.29/. За ее богатое одеяние. Хотя вся ее слава, благодаря которой она так высоко оценена, внутри, тем не менее, и одежда ее шита золотом. Образ жизни христиан, который открывается миру, должен быть украшен добрыми делами, но не веселыми и кричащими, как красочный фейерверк, а ценными по своей сущности, как золото. Это одеяние должно быть правильным и тщательно подобранным, как вышивка золотом, которая совершается с особым старанием и вниманием. Ее брачная церемония совершается торжественно и радостно /Пс.15.16/.
«Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо, умирая, не возьмет ничего; не пойдёт за ним слава его» - /Пс.48.17/.
«Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!» - /Пс.84.10/. Что честь будет сохранена: «…чтобы обитала слава в земле нашей, чтобы среди нас утвердилось поклонение Богу, ибо оно является славой земли». Когда оно прекращается, то Ихавод - отходит слава; когда оно продолжается, то слава живет».
Некоторые этому стиху придают другой смысл: «Есть много меду не хорошо, но весьма похвально искать превосходные и прославленные блага, это и есть истинная слава; в таком случае мы не можем причинить вред чрезмерными усилиями». Другие трактуют так: «Хотя мед приятен на вкус, но если его неумеренно употреблять, он угнетает желудок. Так и чрезмерные усилия в поисках славы и величия: хотя они и приятны, но если в своих стремлениях люди заходят слишком далеко, то их слава и величие могут превзойти их возможности, и они не смогут справиться с ними». Или можно истолковать так: «Ты можешь пресытиться, съев слишком много меда, но итог славы блаженных будет истинной славой; она постоянно будет свежа и никогда не перебьет аппетит».
«…слава достоинства: величественное украшение, дело искусства, вожделенное для глаз» - /Сир.45.14/.
«Ибо вы – слава наша и радость» - /1Фес.2.20/.Они были его надеждой и радостью, его венцом похвалы; его славой и радостью. Эти слова выражают чувства глубокой и нежной привязанности, а также большого уважения. Какое счастье, когда служители и паства питают взаимную привязанность и уважение друг к другу, особенно если они будут радоваться друг о друге, как сеявшие и пожинавшие будут радоваться вместе пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его.
«Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» - /Филип.3.19/.
«Слава всегда сопровождала тех, кто сделал что-то значимое, достиг успеха или совершил подвиг, доброе дело, – рассказывает психолог Дмитрий Леонтьев. – Бывает и черная, худая слава: так, увы, добился своей цели Герострат, который ради того, чтобы остаться в истории, сжег одно из семи чудес Древнего мира – храм Артемиды в Эфесе. В ХХ веке с возникновением СМИ конструктивное желание прославиться – то есть в чем-то превзойти других, создать нечто уникальное, совершить подвиг, установить рекорд – все чаще вытесняется болезненным стремлением выставить себя напоказ многомиллионной аудитории. В результате в наши дни известность уже не тождественна настоящей славе и не является показателем достоинств. Однако миллионы людей гонятся за миражами, а те, кому удается урвать кусочек известности, потом часто оказываются глубоко несчастны….». Социолог Франсуа де Сингли не видит в этом ничего удивительного: «Желать славы – значит просто разрешить себе мечтать». «Смотри, – предостерегает Григорий Богослов, – чтобы не уловила тебя в обман суетная слава, – это западня для людей, недалеких умом».
Слово «слава» можно дословно перевести, как «тяжёлый вес». Оно указывает на самую весомую, самую большую и значительную сторону кого-то. Это то, чего это человек стоит. «Покажи мне славу Твою» - /Исх.33.18/. «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» - /1Кор.15.41/.
В Священном Писании понятие «слава» (евр. кавод; греч. докса- часто переводятся как «честь»).) выражает важнейшее свойство одно из центральных понятий Библии Бога – Его абсолютное величие. По отношению к Богу оно означает, прежде всего, Его величие, а также сияние, исходящее от Него при Его приближении: «И слава Господня осенила гору Синай» - /Исх. 24.16, в Синод. пер. – «могущество»/.
Оно обнаруживается в Богоявлениях. Поэтому в Библии «слава» часто означает самого Бога в проявлении Его могущества и в сиянии святости: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» /Исх. 40. 34/.
Позже при освящении храма присутствие Бога также передается словом «слава»: «И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень» - /2Пар.7. 2/.
Слава Господня часто открывается людям через дивные дела Божии. Впечатляющим свидетельством славы Божией является сотворенный Им мир: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» /Пс.18. 2/. Слава Его открывается также в знамениях и чудесах (переход через Чермное море, манна в пустыне и др.), в судах Его над непокорными и развращенными народами и людьми: «И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей» - /Пс.101.16/. В будущей жизни в Царстве Небесном люди будут созерцать славу Божию непосредственно: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» - /Отк.21. 23/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности